Церковь космы и дамиана в гвоздне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь космы и дамиана в гвоздне



Погост Гвоздна находится в 250 верстах от Петербурга в 70-ти от Гдова. Название37 это усвоено ему со времени существования здесь церкви, т. е. с 1728 года, а прежде в актах Спасо-Елеазаровского монастыря (Псковские Губернские Ведомости 1860 г.), он назывался „Гвоздинскою губою Кобыльского уезда“. Погост находится на проселочном тракте из Гдова во Псков, на покатой с востока площади, на которой стоят: мыза „Красное Село” – баронессы Корф и деревни: Тереб, Наумовшина, Замежничье и Сорокино. С северо-востока прилегает к нему «Сороковой бор». В 6-ти верстах от погоста течет р. Белка, а в 8-ми – Желча; в 5-ти верстах озеро Забельское.

Первая здешняя церковь устроена в 1728 году, с благословения Феофана Прокоповича во имя св. Космы и Дамиана, как значится на деревянном кресте, хранящемся в церкви. Она была деревянная, о двух куполах, снаружи обшита досками и окрашена темно-желтой краской, внутри обита холстом и окрашена белой краской; в 8-ми окнах были железные решетки. В иконостасе, в 3 яруса, были иконы частью древние, частью вновь написанные в 1826 году. Подле церкви находилось кладбище и потому в ней, кроме дней храмового праздника, совершались отпевания и все заупокойные службы. Антиминс церкви был священнодействован в 1824 году митр. Серафимом. В 1824 году церковь исправлена, а в 1876 г. – по ветхости, сломана.

Вместо этой церкви, выстроен, по плану архитектора Калитовича, в 1863 году каменный теплый храм, во имя тех же Святых, о 5-ти куполах и освящен 2 июля. В нем 12 окон с железными решетками и двойными рамами. Длина храма 11½ саж., ширина 5½ саж. Внутри храм оштукатурен и выбелен. Храм окружает каменная ограда. В дубовом, в 2 яруса, иконостасе иконы написаны художником Михаилом Ив. Чернышевым.

Антиминс освящен митр. Исидором и подписан 27 октября 1862 года. Храм устроен на деньги, собранные в Петербурге, в числе 2,790 руб. Графиня Голенищева-Кутузова Мария Павловна и баронесса Корф пожертвовали 250 тыс. кирпичей, 300 дерев строевого леса и – рабочих до 30 человек. Крестьяне, кроме подвоза материала – собрали деньгами до 1,100 р. и 300 дерев.

К святыням храма принадлежит, помещенная в напрестольном ковчеге, часть Животворящего Древа. Ее передала в церковь в 1863 году баронесса Корф, а ей эта святыня досталась от родителя, Павла Васильевича Голенищева-Кутузова, бывшего, около 1842 года, петербургским военным генерал губернатором.

В церкви находятся 2 плана на землю. Один в 18 дес., 2,092 кв. саж. – около церкви, другой – на два участка: в 16 десятин и в 5 десятин. Последний участок значится в плане земли баронессы Корф и в 1842 г. передан причту. Метрические книги имеются с 1817 г.

Церковного имущества – один билет во 100 руб., приобретенный в 1872 г.

До 1843 года причт составляли: священник и два причетника; в 1843 г. прибавлена просвирня, с жалованьем в 30 р. с. Из прежних священников, по записям, известен Архип Лазарев, да по преданию Никифор Петров, погребенный при церкви. Потом известны: Иосиф Антонов, переведенный в 1822 году в Павловский погост, Василий Артемонов Дубягский, переведенный в 1845 г. в Петербург, в Женский монастырь, Андрей Васильев Лебедев, усердствовавший в построении нового храма. Ныне священствует Гавриил Ив. Преображенский. Из прежних священников о. Василий Дубягский памятен в приходе бескорыстным служением на пользу паствы. Имя его записано во всех поминаньях.

До штатов 1843 г. церковь считалась ружною и получала из уездного казначейства, 110 р. асс., из коих 10 руб. асс. уделялось на храм. Причт собирал руги по четверику хлеба с женатого крестьянина. С 1843 года причт отнесен к 4 разряду и получал жалованье 333 р. 20 к. сер. С 1878 года священник получает 220 р., дьячек – 70 р., пономарь – 60 р., а просвирня – 30 р.

Доходы от прихожан очень скудны, по бедности самих прихожан. Из 40 десятин церковной земли 20 дес. пахатной, 5 – сенокосной, около 4 десятин – под церковью, кладбищем и усадьбами причта, 2 десятины под дорогой и кустарниками и до 3 дес. неудобной. Часть земли находится у церкви, а 5 дес. променной земли – в 5 верстах от погоста на р. Белке. Промен земли сделан в 1843 году во избежание неприятностей из-за потрав.

Члены причта живут в собственных домах. Дом для священника и сторожка построены на счет церкви и прихожан.

Дохода собирается до 570 р. на весь причт.

Соседние приходы: Дубягский, Музоверский, Быстреевский, Мельницкий и Полновский. Из деревень ближайшие к церкви (в 1 версте) суть: Наумовшина, Тереб и Замежничъе; более отдаленные (от 9 до 15 верст): Молоди, Заборовка, Забелье, Гористицы, Федово, Желачек, Елешня, Кузнецово, Порозово, Оксово, Подчасовенье, Безвы, Забельско и Столов. Остальные деревни: Заполье, Лог, Загорье, Сорокина, Вороновшина, Родна и Затобенье. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 года м. п. 1,468, ж. 1,534.

Из пяти озер самое большое Забельское; поменьше: Мельцево, Вилино, Дубское и Сорокинское. Из рек более значительные: Белка, Дубка, Студенка и Желча.

Прихожане занимаются смолокурением, плетением корзин для Талабских соленых, сухих снетков, заготовляемых в Александровском посаде, на острове Псковского озера; другие выделывают, из толстого соснового леса, корыта для ловли тех же снетков, делают бочки, кадки и ведра.

Прихожане большею частью, неграмотны. Школа существовала прежде в доме священника и в ней училось, по зимам, до 40 человек. С 1883 года открыта, в 8 верстах от церкви, земская школа. В ней учится 30 м. и 4 девочки. Попечитель школы Евгений Львович Вельяшев.

Церковь посещают до 50 человек в воскресные дни, а в храмовые и в дванадесятые праздники до 150 человек. Местные праздники суть следующие: Успению празднуют Елешня, Кузнецово, Желачек, Федово и Гористицы; Рождеству и Иоанну Предтечи празднуют Столоб, Порозово, Оксово и Подчасовенье; Анастасии – Загорье, Лог, Заполье и Заборовка. Прочие 11 деревень празднуют Косме и Дамиану. В эти дни бывает крестный ход на кладбище и там, кроме молитв за живых, молятся за умерших создателей каменного храма.

Из событий приходской жизни памятны прихожанам: 1) засухи и местные пожары, бывшие в тридцатых годах; 2) тифозная повальная горячка, увеличившая смертность в приходе с 1833 по 1837 год; 3) наводнения, бывшие в 1844 и 1845 годах и повредившие сбору хлеба; 4) град величиною с голубиное яйцо – в 1857 г. 5 июня и 1861 г. 15 июня, истребивший озимый хлеб во многих селениях.

К древностям прихода относятся: 1) чугунная доска в 6 вершков длины, найденная в болоте, близ погоста. Прежде она употреблялась вместо колокола, а ныне в нее ночью бьет церковный сторож; 2) Челобитная от 1731 г. пономаря Исаака Тимофеева преосвященному Варлааму, епискому Псковскому. Тимофеев просит выдать ему новоявленную „Дьяческую память», т. е. грамоту на должность, и пишет, что он, с 1711 г., по указу преосвященного Иосифа, архиепископа Псковского, состоял при сей церкви пономарем, но исправлял дьяческую должность. В прошении он называет себя сыном священника погоста Гвоздна Тимофея Лукианова; 3) старое кладбище в 25 саж. от церкви; 4) старая деревянная часовня во имя Иоанна Предтечи, в дремучем лесу, в 15 вер. от погоста и в 2-х от деревни Порозова; она показана на плане лесной дачи г-д Ушаковых 1786 года. В ней находятся старые иконы и четвероконечный, из дикого камня крест, на котором выбиты слова: ІС ХР. К. Р. С. Т. Около часовни – несколько обтесанных камней и могильных курганов.

Кроме этой часовни есть часовни при деревнях Елешня, Лог, Дуброшкино и Затобенье.

Попечительство учреждено в 1872 году. Председатель его доктор медицины Карл Андреевич Эрфурт. Члены попечительства усердно жертвовали на нужды прихода. Так в 1877 году построен дом священника за 200 р. на средства попечительства; в 1879 году употреблено 300 р. на ремонт церкви, и 100 р. на школу; в 1881 году употреблено на ограду 100 руб. Всего с 1877 по 1883 год собрано 1175 руб.

Церковь Введения в Дубягах

Село Дубяги, в 250 верстах от Петербурга, и в 50-ти от Гдова, находится при Дубягском озере, прежде называлось: „Выставка Дубяги, Прибужского погоста». Церковь явилась здесь не позже 1651 г., на что указывают надписи на колоколах и свидетельства писцовых книг. Впоследствии церковь поддерживал ктитор, губернский секретарь, Лев Егорович Детковский. Он в 1834 г. исправил и покрыл железом купол и колокольню, обил церковь снаружи тесом, а внутри обтянул холстом и выкрасил; в 1851 г., он же с прихожанами обновил иконостас; в 1858 году, усердием прихожан и священника, церковь обнесена каменною оградою, складенною „по деряге», и поставлены ворота, с 6-ю иконами, работы дворянина Михаила Григорьевича Шишковского. Эти иконы: Великомученика Георгия, Св. Николая, Господа Саваофа, Введения, Архистратига Михаила и Василия Великого. В 1863 г. часть церкви перекрыта, а в притворе устроена ризница, „выручка» и библиотека. До Введенской церкви существовала, в двух верстах отсюда, при «Ереховых Дубягах» церковь Рождества Богородицы.

Настоящая Введенская церковь деревянная, холодная, устроена „на кладушках каменья, в одном срубе с алтарем». Окна за железными решетками, красные; в алтаре – по одному, в церкви – по три на обе стороны, в притворе – одно. Прежде окна были меньше и частью были волоковые, частью закрывались внутри ставнями. Длина храма 11 саж., ширина 3 саж., а в боковых крыльях – 7, высота внутри 2 сажени, и под куполом – 3 сажени. Вышина колокольни со шпицем – 9 сажень. Кровля церкви на два ската, тесовая, а главный купол и колокольня – на 4 ската, глава круглая, покрыта железом и на ней – прорезной железный крест, четырехконечный, прикрепленный цепями. Пол церкви крашеный; солея – в одну ступень; клиросы обнесены деревянной решеткой. Иконостас – резной, вызолоченный, в 3 пояса. В нем иконы Св. Троицы, Знамения, Нерукотворенного Спаса, Введения, Св. Николая и Софии Премудрости Божией; в 2-м поясе – дванадесятые праздники, в 3-м – Образ Господа Вседержителя, а по бокам – Апостолы и Пророки. Престол сосновый. Антиминс священнодействован еп. Герасимом 30 июня 1878 г. В храме достопримечательны: 1) Евангелие в полулист, (М. 1688); 2) цветная минея, (М. 1695), изданная при великом князе Алексие Петровиче (?); 3) древние колокола с польскими и латинскими надписями38; 4) напрестольное Евангелие в лист, (М. 1872).

Из письменных документов достойны внимания: 1) три плана на землю. Первый озаглавлен: «Геометрический специальный план Гдовского уезда, Прибужского погосту, выставки Дубяги, писцовой церковной земли церкви Введения Пресв. Богородицы, владения той церкви священно-и церковнослужителей, межевания, учиненного в 1784 г., октября 22 дня, Гдовским первоклассным землемером, Матфеем Копьевым. По сему плану значится при церкви удобной и неудобной земли 20 десятин, 1902 квадр. сажени». На втором плане, с таким же заглавием, 1784 г., июня 11 дня, показаны „писцовые, отхожие, по р. Плюсе, покосы» 5 десятин 61 квадр. сажен, в 12 верстах от церкви. Этот покос составляет и ныне собственность церкви. Другая часть, не менее ⅓ покоса нелишнего для причта, отрезана в казну и отдана «с оброка». Особый план на нее хранится в Прибужской церкви. Третий план озаглавлен: «Геометрический специальный план Гдовского уезда, Прибужского погоста, Выставки Дубяг, церковной земли церкви Рождества Пресв. Богородицы, отдаваемой из оброку от Гдовского уездного казначейства, межевания, учиненного 1784 года, июля 6 дня». Составлял план тот же Копьев. Эта земля, в 2 верстах от церкви, отдается ныне с оброка. 2) Опись церковного имущества со след. заглавием: „1780 года, августа дня, опись, учиненная по силе Ее Императорского Величества, присланного из Новгородской дух. консистории, ІІІелонской пятины, Залеской половины, в духовное правление, а из оного благочинному села Ктин, Кириллу Иоакимову, указа, Прибужского погоста, выставки Дубяг, церкви Введения Богородицы, образам, алтарной одежды и прочему».

Библиотека заведена в 1857 году. Приходорасходные книги хранятся с 1809 года, исповедные, обыскные и метрич. книги – с 1812 года.

Причт сперва состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни. Диакон был с 1816 по 1843 год. По актам известны священники: Михаил Тимофеев, служивший до 1784 года; Антоний Иоаннов, из здешнихъ дьячков, (1784–1809 г); Иоанн Андреев, зять Антония (1809–1815); Стефан Иоаннов Липинский, лишенный в 1830 г. сана за проступки; Василий Иоаннов – до 1833 года, по кротости нрава скоро заслуживший уважение прихожан и перешедший на другое место; Георгий Иоаннов Власов, переведенный сюда из Вшели и уволенный за штат в 1856 году; Василий Васильев Лебедев, посвященный в 1856 году, ноября 27 дня, устроивший каменную ограду, ризницу, библиотеку и заведший дом для приходского училища. В феврале 1873 г. он переведен в Моцкий погост. Ныне служит Виктор Петров Благодатский, сын священника села Георгиевского (Луг. у.), состоящий с 1879 г. помощником благочинного.

До 1843 года причт пользовался ругою, доходами и землею. Руги собиралось в октябре на весь причт, до 2-х четвертей ржи и 10 четвертей разного ярового хлеба. Доходов за требы собиралось в год до 100 рублей. По штату 1843 года Дубягская церковь отнесена к 4-му классу и причту дается в год 320 р. сер., церковной земли считается 36 десятин, 2389 саж. Из них 20 дес., 1902 саж. находится у церкви, а 5 дес. 61 кв. саж. на р. Плюсе, в 12 верстах, на пустоши Голубихе. Треть церковной земли постоянно остается невозделанною; кроме того 11 дес., 426 саж. прирезано в 1784 от крестьян г-жи Хвостовой. Причт помещается в собственных домах. Дом для приходского училища построен в 1863 г. усердием крестьян Тупицынской волости.

Церковной суммы в билетах 4000 руб. В пользу причта имеются два билета: один в 300 р. по духовному завещанию г. Дедюлина и 1 во 100 р., г-жи Измайловой.

Соседние приходы: Прибужский, Полновский, Мишиногорский, Низовский и Музоверский. Из деревень здешнего прихода ближайшие к церкви Дубяги и Мышкино; от 3-х до 6-ти верст расположены: мыза Кильно, Гнильско, Загрязье, Бродино, Опалево, Степанско, Зимник, Блянско, Шипилино, Лукино, Иголдино, Бараново, Рылово, Княщино, Заозерье; от 7-ми до 9-ти верст: Некрытые Дубяги, Верховье, Заклинье, Тупицыно, Залюбовье, Зачеренье, Горы, Ржевка, Новоселье, Надозерье, Волочно, Горки, Зарогозно; в 15-ти верстах – Дуброшкино. По клировым ведомостям 1882 г., в здешнем приходе существует один погост, 4 мызы и 30 деревень; в них 296 дворов, 1115 д. м. п. и 1201 ж. п.

Из деревень стоят упоминания: 1) Дубяги – при Дубянском озере, помещиков Кошкаровых. Тут, говорят, было прежде кладбище; 2) дер. Шипилино, при озере Шипилинском в 4 верстах от церкви; тут также есть могильные холмы; 3) Тупицыно – в 7 верстах от церкви, с волостным правлением; 4) сельцо Лукино, Гдовской помещицы Софии Петровны Шавриной, перечисленное к Дубягскому приходу от Полновского в 1855 году; 5) сельцо Мышкино, на месте прежней деревни Мышкина, крестьяне которой разбежались от жестокого обращения помещиков; 6) дер. Волочно с деревянною часовнею во имя Покрова и Георгия, перечисленная от Полновского прихода; 7) дер. Жеребятино с часовнею во имя Св. Троицы; 8) дер. Блянско с часовнею во имя Св. Димитрия и с винокуренным заводом, в 6 верстах от церкви; 9) Надозерье с часовнею во имя Св. Николая; 10) Ереховы Дубяги в 2 верстах от церкви; тут прежде был храм во имя Рождества Богородицы; 11) дер. Горки; жители делают решета и лубья для пряжи; 12) дер. Рылово, графа Коновницына; крестьяне делают ведра и кадки; в роще за деревней есть камни, называемые «старыми пустыми могилами»; 13) дер. Загеренье, гонят смолу; в версте от деревни есть старое кладбище, могилы которого обложены камнем.

Сельские праздники: Введению во Храм празднуют Дубяги, Бродино, Зарогозно и Рылово; Покрову – Верховье, Заклинье, Тупицыно, Заозерье и Волочно; Св. Николаю – Степанско, Гора, Ржевка, Заозерье, Надозерье; Троице – Гнильско, Зарогозно; Архистратигу Михаилу – Новоселье; Св. Димитрию – Блянско.

В церкви обыкновенно бывает от 15 до 50 человек. В храмовой праздник – до 500; от 100 до 300 в праздники Пр. Илии, Петра и Павла, Св. Николая, Рождества Предтечи и Великомученика Георгия.

Грамотность стала развиваться с 1860 года, когда стараниями священника, начали учиться несколько крестьянских мальчиков. В 1864 г., мировой посредник Шлегель и волостной старшина Борис Тарасов выстроили школу в Дубягах, а в 1872 году тот же посредник перевел школу в Тупицыно. На школу вносилось по 10 копеек с ревизской души. Когда же крестьяне не стали вносить денег, школу закрыли, а в 1879 году продали и самое здание школы.

Крестьяне уходят на заработки, или возят дрова и бревна, делают кадки, ведра, гнут лубья, гонят смолу и деготь, ловят раков.

С 1864 года открыт почтовый тракт из Гдова на станцию Белую и в деревне Тупицине устроена почтовая станция.

Из озер более значительны: Надозерское, Опаловское, Дубровенец, Узьмино, Шипилино, Стрешнево и Михеево. В озерах водятся щуки, окуни, плотва, язи, щеберы, налимы и ерши. Рыболовы приходят с Чудского озера. Значительные реки: Плюса, Желча и Люта.

Из суеверных обычаев достойны упоминания следующие: на Новый год льют олово, слушают у церковных дверей, по подоконникам, спрашивают у прохожих имена; на 27 июня, злые люди ворожат по чужим полям, делают „заломы”; холостяки и девицы, отправляясь на этот день в баню, вплетают в новый веник цветок «Иван да Марья» как условие вступления в брак; на ночь втыкают цветы в стенку избы; в Вел. Четверток набирают по лесам травы и втыкают в стены, как предохранение от падежа.

Браки 39 большею частью устрояются зимой. Сватовство начинается с Рождества и, начав его, стараются скорее кончить, из опасения «порчи». В день сватовства жених и сват отправляются, втихомолку, в дом невесты, ведут разговор с приличными намеками, причем – жених и невеста представляются как лица, мало знакомые. Ответ сперва бывает нерешительный. После справок о состоянии жениха, невеста дает наказ жениху явиться для окончательных переговоров. Получив согласие, жених подвязывает позвонок к дуге, вывешивает покрывало в санях и, с отцом и с матерью, едет в дом нареченного тестя, со своим вином и закуской. Здесь, при соседях и родственниках, происходит взаимное отдаривание и поздравление. Когда к невесте подойдут родители ее, с рюмкой вина, невеста кланяется им в ноги, и умоляет дорожить ее судьбой. Потом жених подносит ей вино, и она благодарит его и целует. При отъезде жениха невеста дарит ему платок.

Просватанная невеста с подругами каждодневно выходит на улицу и с причитаниями, кланяется на перекрестках на все четыре стороны. Гости, приглашенные в день брака, дарят невесте деньги.

Пред отъездом к венцу, гости, в домах жениха и невесты, «отсиживают стол», поздравляют жениха и невесту и дарят их деньгами. После стола, жених, благословенный родителями, отправляется, с поезжанами, за невестой. Необходимыми лицами в поезде считаются: отец и мать крестные, и двое дружек. В доме невесты жених садится за стол, угощает вином родных ее, а от них получает подарки, приветствия и поцелуи. Последняя чаша наливается невесте, скрытой за занавеской и отсылается ей чрез крестную мать жениха. Девицы, окружающие невесту, требуют от крестной матери невесте – гребень, а себе – пирог. Потом жених и невеста, выводятся, покрытые, на средину избы. Получив благословение родителей, они целуются и едут в церковь на одних санях. Впереди едет дружка и очищает дорогу; всем встречным жених и невеста кланяются в пояс. За ними мчится весь поезд и сзади везут сундук с имением невесты. Молодые входят в церковь в шерстяных перчатках, а невеста – покрытая платком, и если она сирота, то – с распущенною косою. После венца молодых вводяд в чей-либо дом на погосте; молодая переплетает косу на две, повязывает повойник и подводится к жениху, которому низко кланяется, а тот ее целует. Потом едут к жениху. Родители жениха встречают молодых на дворе, благословляют, вводят в дом и сажают за стол. Молодые садятся против двери, а на стене за ними ставится икона с зажженною свечею. Во время обеда молодых поздравляют гости, при чем имя поздравляющих возглашает дружка. Молодые не едят ничего, а только кланяются поздравителям. Они обедают отдельно, в особой избе, иногда – в подвале, или в хлеве. Есть должны одной ложкой.

После стола дружка, с кнутом в руках, отводит молодых в постель. Ударив кнутом по подушке, дружка ложится на постель сам. Молодые кланяются ему до земли, дарят его деньгами и просят уступить постель. Когда тот сойдет, муж садится на постель, а жена снимает с него сапоги. Потом муж укладывается на постель, а жена стоит подле и ждетъ приглашения.

При погребении соблюдается следующее: безнадежно больной полагается под образа, с возженною свечею. Усопший, по омовении, полагается на доску, выносится в другую избу, или в часовню. На третий день усопший полагается во гроб и, отвозится на погребение. В день похорон, в сороковой день, и в годичное поминовение приносится в церковь кутья из вареного жита с меловой сытой и пирожки. Над кутьею, и над могилою служится краткая лития. При погребении бросают в могилу гроши и копейки.

Приходских кладбищ два. Одно старое, при церкви, другое новое, отведенное в 1873 году. За погребаемых при церкви вносится от рубля до трех; на новом кладбище погребаются даром.

Кроме часовенъ, упомянутых по деревням, есть еще деревянная часовня во имя Покрова, в Верховье, бывшем имении г. Дедюлина, выстроенная крестьянином Иваном Федоровым. В 1882 году она обновлена и вновь освящена.

Попечительство открыто 20 июня 1872 года. Прежде председателями его были: священник Лебедев, а после него – титулярный советник Михаил Григорьевич Шишковский; с 1881 года председателем стал отставной подпоручик Кашкаров. Попечительство собирает деньги на построение нового каменного храма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.029 с.)