Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Церковь космы и дамиана в гвоздне
Погост Гвоздна находится в 250 верстах от Петербурга в 70-ти от Гдова. Название37 это усвоено ему со времени существования здесь церкви, т. е. с 1728 года, а прежде в актах Спасо-Елеазаровского монастыря (Псковские Губернские Ведомости 1860 г.), он назывался „Гвоздинскою губою Кобыльского уезда“. Погост находится на проселочном тракте из Гдова во Псков, на покатой с востока площади, на которой стоят: мыза „Красное Село” – баронессы Корф и деревни: Тереб, Наумовшина, Замежничье и Сорокино. С северо-востока прилегает к нему «Сороковой бор». В 6-ти верстах от погоста течет р. Белка, а в 8-ми – Желча; в 5-ти верстах озеро Забельское. Первая здешняя церковь устроена в 1728 году, с благословения Феофана Прокоповича во имя св. Космы и Дамиана, как значится на деревянном кресте, хранящемся в церкви. Она была деревянная, о двух куполах, снаружи обшита досками и окрашена темно-желтой краской, внутри обита холстом и окрашена белой краской; в 8-ми окнах были железные решетки. В иконостасе, в 3 яруса, были иконы частью древние, частью вновь написанные в 1826 году. Подле церкви находилось кладбище и потому в ней, кроме дней храмового праздника, совершались отпевания и все заупокойные службы. Антиминс церкви был священнодействован в 1824 году митр. Серафимом. В 1824 году церковь исправлена, а в 1876 г. – по ветхости, сломана. Вместо этой церкви, выстроен, по плану архитектора Калитовича, в 1863 году каменный теплый храм, во имя тех же Святых, о 5-ти куполах и освящен 2 июля. В нем 12 окон с железными решетками и двойными рамами. Длина храма 11½ саж., ширина 5½ саж. Внутри храм оштукатурен и выбелен. Храм окружает каменная ограда. В дубовом, в 2 яруса, иконостасе иконы написаны художником Михаилом Ив. Чернышевым. Антиминс освящен митр. Исидором и подписан 27 октября 1862 года. Храм устроен на деньги, собранные в Петербурге, в числе 2,790 руб. Графиня Голенищева-Кутузова Мария Павловна и баронесса Корф пожертвовали 250 тыс. кирпичей, 300 дерев строевого леса и – рабочих до 30 человек. Крестьяне, кроме подвоза материала – собрали деньгами до 1,100 р. и 300 дерев. К святыням храма принадлежит, помещенная в напрестольном ковчеге, часть Животворящего Древа. Ее передала в церковь в 1863 году баронесса Корф, а ей эта святыня досталась от родителя, Павла Васильевича Голенищева-Кутузова, бывшего, около 1842 года, петербургским военным генерал губернатором.
В церкви находятся 2 плана на землю. Один в 18 дес., 2,092 кв. саж. – около церкви, другой – на два участка: в 16 десятин и в 5 десятин. Последний участок значится в плане земли баронессы Корф и в 1842 г. передан причту. Метрические книги имеются с 1817 г. Церковного имущества – один билет во 100 руб., приобретенный в 1872 г. До 1843 года причт составляли: священник и два причетника; в 1843 г. прибавлена просвирня, с жалованьем в 30 р. с. Из прежних священников, по записям, известен Архип Лазарев, да по преданию Никифор Петров, погребенный при церкви. Потом известны: Иосиф Антонов, переведенный в 1822 году в Павловский погост, Василий Артемонов Дубягский, переведенный в 1845 г. в Петербург, в Женский монастырь, Андрей Васильев Лебедев, усердствовавший в построении нового храма. Ныне священствует Гавриил Ив. Преображенский. Из прежних священников о. Василий Дубягский памятен в приходе бескорыстным служением на пользу паствы. Имя его записано во всех поминаньях. До штатов 1843 г. церковь считалась ружною и получала из уездного казначейства, 110 р. асс., из коих 10 руб. асс. уделялось на храм. Причт собирал руги по четверику хлеба с женатого крестьянина. С 1843 года причт отнесен к 4 разряду и получал жалованье 333 р. 20 к. сер. С 1878 года священник получает 220 р., дьячек – 70 р., пономарь – 60 р., а просвирня – 30 р. Доходы от прихожан очень скудны, по бедности самих прихожан. Из 40 десятин церковной земли 20 дес. пахатной, 5 – сенокосной, около 4 десятин – под церковью, кладбищем и усадьбами причта, 2 десятины под дорогой и кустарниками и до 3 дес. неудобной. Часть земли находится у церкви, а 5 дес. променной земли – в 5 верстах от погоста на р. Белке. Промен земли сделан в 1843 году во избежание неприятностей из-за потрав. Члены причта живут в собственных домах. Дом для священника и сторожка построены на счет церкви и прихожан. Дохода собирается до 570 р. на весь причт. Соседние приходы: Дубягский, Музоверский, Быстреевский, Мельницкий и Полновский. Из деревень ближайшие к церкви (в 1 версте) суть: Наумовшина, Тереб и Замежничъе; более отдаленные (от 9 до 15 верст): Молоди, Заборовка, Забелье, Гористицы, Федово, Желачек, Елешня, Кузнецово, Порозово, Оксово, Подчасовенье, Безвы, Забельско и Столов. Остальные деревни: Заполье, Лог, Загорье, Сорокина, Вороновшина, Родна и Затобенье. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 года м. п. 1,468, ж. 1,534.
Из пяти озер самое большое Забельское; поменьше: Мельцево, Вилино, Дубское и Сорокинское. Из рек более значительные: Белка, Дубка, Студенка и Желча. Прихожане занимаются смолокурением, плетением корзин для Талабских соленых, сухих снетков, заготовляемых в Александровском посаде, на острове Псковского озера; другие выделывают, из толстого соснового леса, корыта для ловли тех же снетков, делают бочки, кадки и ведра. Прихожане большею частью, неграмотны. Школа существовала прежде в доме священника и в ней училось, по зимам, до 40 человек. С 1883 года открыта, в 8 верстах от церкви, земская школа. В ней учится 30 м. и 4 девочки. Попечитель школы Евгений Львович Вельяшев. Церковь посещают до 50 человек в воскресные дни, а в храмовые и в дванадесятые праздники до 150 человек. Местные праздники суть следующие: Успению празднуют Елешня, Кузнецово, Желачек, Федово и Гористицы; Рождеству и Иоанну Предтечи празднуют Столоб, Порозово, Оксово и Подчасовенье; Анастасии – Загорье, Лог, Заполье и Заборовка. Прочие 11 деревень празднуют Косме и Дамиану. В эти дни бывает крестный ход на кладбище и там, кроме молитв за живых, молятся за умерших создателей каменного храма. Из событий приходской жизни памятны прихожанам: 1) засухи и местные пожары, бывшие в тридцатых годах; 2) тифозная повальная горячка, увеличившая смертность в приходе с 1833 по 1837 год; 3) наводнения, бывшие в 1844 и 1845 годах и повредившие сбору хлеба; 4) град величиною с голубиное яйцо – в 1857 г. 5 июня и 1861 г. 15 июня, истребивший озимый хлеб во многих селениях. К древностям прихода относятся: 1) чугунная доска в 6 вершков длины, найденная в болоте, близ погоста. Прежде она употреблялась вместо колокола, а ныне в нее ночью бьет церковный сторож; 2) Челобитная от 1731 г. пономаря Исаака Тимофеева преосвященному Варлааму, епискому Псковскому. Тимофеев просит выдать ему новоявленную „Дьяческую память», т. е. грамоту на должность, и пишет, что он, с 1711 г., по указу преосвященного Иосифа, архиепископа Псковского, состоял при сей церкви пономарем, но исправлял дьяческую должность. В прошении он называет себя сыном священника погоста Гвоздна Тимофея Лукианова; 3) старое кладбище в 25 саж. от церкви; 4) старая деревянная часовня во имя Иоанна Предтечи, в дремучем лесу, в 15 вер. от погоста и в 2-х от деревни Порозова; она показана на плане лесной дачи г-д Ушаковых 1786 года. В ней находятся старые иконы и четвероконечный, из дикого камня крест, на котором выбиты слова: ІС ХР. К. Р. С. Т. Около часовни – несколько обтесанных камней и могильных курганов. Кроме этой часовни есть часовни при деревнях Елешня, Лог, Дуброшкино и Затобенье. Попечительство учреждено в 1872 году. Председатель его доктор медицины Карл Андреевич Эрфурт. Члены попечительства усердно жертвовали на нужды прихода. Так в 1877 году построен дом священника за 200 р. на средства попечительства; в 1879 году употреблено 300 р. на ремонт церкви, и 100 р. на школу; в 1881 году употреблено на ограду 100 руб. Всего с 1877 по 1883 год собрано 1175 руб.
Церковь Введения в Дубягах Село Дубяги, в 250 верстах от Петербурга, и в 50-ти от Гдова, находится при Дубягском озере, прежде называлось: „Выставка Дубяги, Прибужского погоста». Церковь явилась здесь не позже 1651 г., на что указывают надписи на колоколах и свидетельства писцовых книг. Впоследствии церковь поддерживал ктитор, губернский секретарь, Лев Егорович Детковский. Он в 1834 г. исправил и покрыл железом купол и колокольню, обил церковь снаружи тесом, а внутри обтянул холстом и выкрасил; в 1851 г., он же с прихожанами обновил иконостас; в 1858 году, усердием прихожан и священника, церковь обнесена каменною оградою, складенною „по деряге», и поставлены ворота, с 6-ю иконами, работы дворянина Михаила Григорьевича Шишковского. Эти иконы: Великомученика Георгия, Св. Николая, Господа Саваофа, Введения, Архистратига Михаила и Василия Великого. В 1863 г. часть церкви перекрыта, а в притворе устроена ризница, „выручка» и библиотека. До Введенской церкви существовала, в двух верстах отсюда, при «Ереховых Дубягах» церковь Рождества Богородицы. Настоящая Введенская церковь деревянная, холодная, устроена „на кладушках каменья, в одном срубе с алтарем». Окна за железными решетками, красные; в алтаре – по одному, в церкви – по три на обе стороны, в притворе – одно. Прежде окна были меньше и частью были волоковые, частью закрывались внутри ставнями. Длина храма 11 саж., ширина 3 саж., а в боковых крыльях – 7, высота внутри 2 сажени, и под куполом – 3 сажени. Вышина колокольни со шпицем – 9 сажень. Кровля церкви на два ската, тесовая, а главный купол и колокольня – на 4 ската, глава круглая, покрыта железом и на ней – прорезной железный крест, четырехконечный, прикрепленный цепями. Пол церкви крашеный; солея – в одну ступень; клиросы обнесены деревянной решеткой. Иконостас – резной, вызолоченный, в 3 пояса. В нем иконы Св. Троицы, Знамения, Нерукотворенного Спаса, Введения, Св. Николая и Софии Премудрости Божией; в 2-м поясе – дванадесятые праздники, в 3-м – Образ Господа Вседержителя, а по бокам – Апостолы и Пророки. Престол сосновый. Антиминс священнодействован еп. Герасимом 30 июня 1878 г. В храме достопримечательны: 1) Евангелие в полулист, (М. 1688); 2) цветная минея, (М. 1695), изданная при великом князе Алексие Петровиче (?); 3) древние колокола с польскими и латинскими надписями38; 4) напрестольное Евангелие в лист, (М. 1872).
Из письменных документов достойны внимания: 1) три плана на землю. Первый озаглавлен: «Геометрический специальный план Гдовского уезда, Прибужского погосту, выставки Дубяги, писцовой церковной земли церкви Введения Пресв. Богородицы, владения той церкви священно-и церковнослужителей, межевания, учиненного в 1784 г., октября 22 дня, Гдовским первоклассным землемером, Матфеем Копьевым. По сему плану значится при церкви удобной и неудобной земли 20 десятин, 1902 квадр. сажени». На втором плане, с таким же заглавием, 1784 г., июня 11 дня, показаны „писцовые, отхожие, по р. Плюсе, покосы» 5 десятин 61 квадр. сажен, в 12 верстах от церкви. Этот покос составляет и ныне собственность церкви. Другая часть, не менее ⅓ покоса нелишнего для причта, отрезана в казну и отдана «с оброка». Особый план на нее хранится в Прибужской церкви. Третий план озаглавлен: «Геометрический специальный план Гдовского уезда, Прибужского погоста, Выставки Дубяг, церковной земли церкви Рождества Пресв. Богородицы, отдаваемой из оброку от Гдовского уездного казначейства, межевания, учиненного 1784 года, июля 6 дня». Составлял план тот же Копьев. Эта земля, в 2 верстах от церкви, отдается ныне с оброка. 2) Опись церковного имущества со след. заглавием: „1780 года, августа дня, опись, учиненная по силе Ее Императорского Величества, присланного из Новгородской дух. консистории, ІІІелонской пятины, Залеской половины, в духовное правление, а из оного благочинному села Ктин, Кириллу Иоакимову, указа, Прибужского погоста, выставки Дубяг, церкви Введения Богородицы, образам, алтарной одежды и прочему». Библиотека заведена в 1857 году. Приходорасходные книги хранятся с 1809 года, исповедные, обыскные и метрич. книги – с 1812 года. Причт сперва состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни. Диакон был с 1816 по 1843 год. По актам известны священники: Михаил Тимофеев, служивший до 1784 года; Антоний Иоаннов, из здешнихъ дьячков, (1784–1809 г); Иоанн Андреев, зять Антония (1809–1815); Стефан Иоаннов Липинский, лишенный в 1830 г. сана за проступки; Василий Иоаннов – до 1833 года, по кротости нрава скоро заслуживший уважение прихожан и перешедший на другое место; Георгий Иоаннов Власов, переведенный сюда из Вшели и уволенный за штат в 1856 году; Василий Васильев Лебедев, посвященный в 1856 году, ноября 27 дня, устроивший каменную ограду, ризницу, библиотеку и заведший дом для приходского училища. В феврале 1873 г. он переведен в Моцкий погост. Ныне служит Виктор Петров Благодатский, сын священника села Георгиевского (Луг. у.), состоящий с 1879 г. помощником благочинного. До 1843 года причт пользовался ругою, доходами и землею. Руги собиралось в октябре на весь причт, до 2-х четвертей ржи и 10 четвертей разного ярового хлеба. Доходов за требы собиралось в год до 100 рублей. По штату 1843 года Дубягская церковь отнесена к 4-му классу и причту дается в год 320 р. сер., церковной земли считается 36 десятин, 2389 саж. Из них 20 дес., 1902 саж. находится у церкви, а 5 дес. 61 кв. саж. на р. Плюсе, в 12 верстах, на пустоши Голубихе. Треть церковной земли постоянно остается невозделанною; кроме того 11 дес., 426 саж. прирезано в 1784 от крестьян г-жи Хвостовой. Причт помещается в собственных домах. Дом для приходского училища построен в 1863 г. усердием крестьян Тупицынской волости.
Церковной суммы в билетах 4000 руб. В пользу причта имеются два билета: один в 300 р. по духовному завещанию г. Дедюлина и 1 во 100 р., г-жи Измайловой. Соседние приходы: Прибужский, Полновский, Мишиногорский, Низовский и Музоверский. Из деревень здешнего прихода ближайшие к церкви Дубяги и Мышкино; от 3-х до 6-ти верст расположены: мыза Кильно, Гнильско, Загрязье, Бродино, Опалево, Степанско, Зимник, Блянско, Шипилино, Лукино, Иголдино, Бараново, Рылово, Княщино, Заозерье; от 7-ми до 9-ти верст: Некрытые Дубяги, Верховье, Заклинье, Тупицыно, Залюбовье, Зачеренье, Горы, Ржевка, Новоселье, Надозерье, Волочно, Горки, Зарогозно; в 15-ти верстах – Дуброшкино. По клировым ведомостям 1882 г., в здешнем приходе существует один погост, 4 мызы и 30 деревень; в них 296 дворов, 1115 д. м. п. и 1201 ж. п. Из деревень стоят упоминания: 1) Дубяги – при Дубянском озере, помещиков Кошкаровых. Тут, говорят, было прежде кладбище; 2) дер. Шипилино, при озере Шипилинском в 4 верстах от церкви; тут также есть могильные холмы; 3) Тупицыно – в 7 верстах от церкви, с волостным правлением; 4) сельцо Лукино, Гдовской помещицы Софии Петровны Шавриной, перечисленное к Дубягскому приходу от Полновского в 1855 году; 5) сельцо Мышкино, на месте прежней деревни Мышкина, крестьяне которой разбежались от жестокого обращения помещиков; 6) дер. Волочно с деревянною часовнею во имя Покрова и Георгия, перечисленная от Полновского прихода; 7) дер. Жеребятино с часовнею во имя Св. Троицы; 8) дер. Блянско с часовнею во имя Св. Димитрия и с винокуренным заводом, в 6 верстах от церкви; 9) Надозерье с часовнею во имя Св. Николая; 10) Ереховы Дубяги в 2 верстах от церкви; тут прежде был храм во имя Рождества Богородицы; 11) дер. Горки; жители делают решета и лубья для пряжи; 12) дер. Рылово, графа Коновницына; крестьяне делают ведра и кадки; в роще за деревней есть камни, называемые «старыми пустыми могилами»; 13) дер. Загеренье, гонят смолу; в версте от деревни есть старое кладбище, могилы которого обложены камнем. Сельские праздники: Введению во Храм празднуют Дубяги, Бродино, Зарогозно и Рылово; Покрову – Верховье, Заклинье, Тупицыно, Заозерье и Волочно; Св. Николаю – Степанско, Гора, Ржевка, Заозерье, Надозерье; Троице – Гнильско, Зарогозно; Архистратигу Михаилу – Новоселье; Св. Димитрию – Блянско. В церкви обыкновенно бывает от 15 до 50 человек. В храмовой праздник – до 500; от 100 до 300 в праздники Пр. Илии, Петра и Павла, Св. Николая, Рождества Предтечи и Великомученика Георгия. Грамотность стала развиваться с 1860 года, когда стараниями священника, начали учиться несколько крестьянских мальчиков. В 1864 г., мировой посредник Шлегель и волостной старшина Борис Тарасов выстроили школу в Дубягах, а в 1872 году тот же посредник перевел школу в Тупицыно. На школу вносилось по 10 копеек с ревизской души. Когда же крестьяне не стали вносить денег, школу закрыли, а в 1879 году продали и самое здание школы. Крестьяне уходят на заработки, или возят дрова и бревна, делают кадки, ведра, гнут лубья, гонят смолу и деготь, ловят раков. С 1864 года открыт почтовый тракт из Гдова на станцию Белую и в деревне Тупицине устроена почтовая станция. Из озер более значительны: Надозерское, Опаловское, Дубровенец, Узьмино, Шипилино, Стрешнево и Михеево. В озерах водятся щуки, окуни, плотва, язи, щеберы, налимы и ерши. Рыболовы приходят с Чудского озера. Значительные реки: Плюса, Желча и Люта. Из суеверных обычаев достойны упоминания следующие: на Новый год льют олово, слушают у церковных дверей, по подоконникам, спрашивают у прохожих имена; на 27 июня, злые люди ворожат по чужим полям, делают „заломы”; холостяки и девицы, отправляясь на этот день в баню, вплетают в новый веник цветок «Иван да Марья» как условие вступления в брак; на ночь втыкают цветы в стенку избы; в Вел. Четверток набирают по лесам травы и втыкают в стены, как предохранение от падежа. Браки 39 большею частью устрояются зимой. Сватовство начинается с Рождества и, начав его, стараются скорее кончить, из опасения «порчи». В день сватовства жених и сват отправляются, втихомолку, в дом невесты, ведут разговор с приличными намеками, причем – жених и невеста представляются как лица, мало знакомые. Ответ сперва бывает нерешительный. После справок о состоянии жениха, невеста дает наказ жениху явиться для окончательных переговоров. Получив согласие, жених подвязывает позвонок к дуге, вывешивает покрывало в санях и, с отцом и с матерью, едет в дом нареченного тестя, со своим вином и закуской. Здесь, при соседях и родственниках, происходит взаимное отдаривание и поздравление. Когда к невесте подойдут родители ее, с рюмкой вина, невеста кланяется им в ноги, и умоляет дорожить ее судьбой. Потом жених подносит ей вино, и она благодарит его и целует. При отъезде жениха невеста дарит ему платок. Просватанная невеста с подругами каждодневно выходит на улицу и с причитаниями, кланяется на перекрестках на все четыре стороны. Гости, приглашенные в день брака, дарят невесте деньги. Пред отъездом к венцу, гости, в домах жениха и невесты, «отсиживают стол», поздравляют жениха и невесту и дарят их деньгами. После стола, жених, благословенный родителями, отправляется, с поезжанами, за невестой. Необходимыми лицами в поезде считаются: отец и мать крестные, и двое дружек. В доме невесты жених садится за стол, угощает вином родных ее, а от них получает подарки, приветствия и поцелуи. Последняя чаша наливается невесте, скрытой за занавеской и отсылается ей чрез крестную мать жениха. Девицы, окружающие невесту, требуют от крестной матери невесте – гребень, а себе – пирог. Потом жених и невеста, выводятся, покрытые, на средину избы. Получив благословение родителей, они целуются и едут в церковь на одних санях. Впереди едет дружка и очищает дорогу; всем встречным жених и невеста кланяются в пояс. За ними мчится весь поезд и сзади везут сундук с имением невесты. Молодые входят в церковь в шерстяных перчатках, а невеста – покрытая платком, и если она сирота, то – с распущенною косою. После венца молодых вводяд в чей-либо дом на погосте; молодая переплетает косу на две, повязывает повойник и подводится к жениху, которому низко кланяется, а тот ее целует. Потом едут к жениху. Родители жениха встречают молодых на дворе, благословляют, вводят в дом и сажают за стол. Молодые садятся против двери, а на стене за ними ставится икона с зажженною свечею. Во время обеда молодых поздравляют гости, при чем имя поздравляющих возглашает дружка. Молодые не едят ничего, а только кланяются поздравителям. Они обедают отдельно, в особой избе, иногда – в подвале, или в хлеве. Есть должны одной ложкой. После стола дружка, с кнутом в руках, отводит молодых в постель. Ударив кнутом по подушке, дружка ложится на постель сам. Молодые кланяются ему до земли, дарят его деньгами и просят уступить постель. Когда тот сойдет, муж садится на постель, а жена снимает с него сапоги. Потом муж укладывается на постель, а жена стоит подле и ждетъ приглашения. При погребении соблюдается следующее: безнадежно больной полагается под образа, с возженною свечею. Усопший, по омовении, полагается на доску, выносится в другую избу, или в часовню. На третий день усопший полагается во гроб и, отвозится на погребение. В день похорон, в сороковой день, и в годичное поминовение приносится в церковь кутья из вареного жита с меловой сытой и пирожки. Над кутьею, и над могилою служится краткая лития. При погребении бросают в могилу гроши и копейки. Приходских кладбищ два. Одно старое, при церкви, другое новое, отведенное в 1873 году. За погребаемых при церкви вносится от рубля до трех; на новом кладбище погребаются даром. Кроме часовенъ, упомянутых по деревням, есть еще деревянная часовня во имя Покрова, в Верховье, бывшем имении г. Дедюлина, выстроенная крестьянином Иваном Федоровым. В 1882 году она обновлена и вновь освящена. Попечительство открыто 20 июня 1872 года. Прежде председателями его были: священник Лебедев, а после него – титулярный советник Михаил Григорьевич Шишковский; с 1881 года председателем стал отставной подпоручик Кашкаров. Попечительство собирает деньги на построение нового каменного храма.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.029 с.) |