Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Церковь Преображения в Лядах
Погост Ляды находится во 2-м стане Гдовского уезда, в 212-ти верстах от Петербурга и в 75-ти от Гдова. Назван по местоположению ровному, окруженному „лядами”, т. е. запущенными пашнями, заросшими молодым лесом. Приход Лядский – один из древнейших в здешней местности. Он существовал, может быть, тогда, когда по Луге и Плюсе были раскинуты новгородские поселения и в них хотя изредка виднелись св. церкви. А это было, по крайней мере, в 14-м в. Уцелевшая до ныне выписка из межевой книги32 показывает, что здесь была церковь уже в половине 17-го века или даже раньше. Так как в документе нет обычной фразы, что Преображенская церковь находится „в Залесской половине Шелонской пятине», то церковь существовала здесь еще до разделения Новгородской земли на пятины, т. е. в 15-м веке. Несомненно то, что Лядская церковь, или Лядские церкви (разумея церковь св. Николая) существовали в 16-м веке, т. е. во время разорения литовцами Посолотина монастыря. Уцелевшее до ныне в 7-ми верстах от погоста, за деревнею «Дворцом», городище древлерусского типа, два кургана на церковной земле, остатки древних кладбищ у той же деревни, следы пожарища, может быть от церкви св. Николая, все это ясно свидетельствует о разорении, постигшем здешний край. По старинным записям видно, что в 17-м в. здесь снова была построена церковь и, впоследствии, выделила из себя три „выставки»: в Глебовой Горке, Боброве и Заяньи. Глебогорская церковь сгорела в 1804 г. и не возобновлялась, а Бобровская стоит и до ныне33. А что в 1721 г. Лядская церковь была переделана заново и написан для нее новый иконостас, это видно из приводимой ниже приходорасходной книги. Церковь эта существовала до 1859 года. Нынешняя церковь деревянная, теплая, 15 саж. длины, 4 саж. ширины и 3½ саж. высоты, до купола, колокольня в 12 саж. высоты. Церковь на кам. фундаменте и покрыта железом. Из 4210 р. 97 коп., истраченных на церковь, собственно церковных денег употреблено 1479 р. 74 коп., остальное собрано от разных лиц, особенно от помещиков: генерал-адъютанта А. И. Веригина и супруги его С. Я. Веригиной. В 1868 г. они же пожертвовали 200 р. на ограду, которая и построена в 1869 г., на 32-х саж., на каменном фундаменте, с кирпичными столбами, крытыми железом и деревянным полисадом. Вся ограда, с окраскою, обошлась в 408 р.
Церковь освящена в 1859 г. Антиминс освящен митрополитом Исидором. Когда церковь Лядская принадлежала к области Новгородского митрополита ею управляли закащики, например Караченицкого (Караченского) погоста поп Аристарх Иосифов (1725–1726), Хмерского погоста поп Иван Семенов (1733–1736), поповский староста, Передольского погоста, выставки Торошкович; поп Наум Харалампиев (1737–1739); Сабельского погоста поп Диомид Стахиев (1740). Потом церковь подчинялась духовному правлению Шелонской пятины, Залесской половины (1789–1795), Черменецкому (1795–1854) и Гдовскому. Наконец церковью стали управлять благочинные. В церкви замечательны – облачения для священника и диакона из «восточного» бархата и одежды на престол, жертвенник и аналогий из серебряного море, с золотым гасом. Это прислано в 1877 г. от почившей в бозе Императрицы Марии Александровны. Замечателен также иконостас, ценою свыше 955 рублей, устроенный прихожанами в благодарность Царю-Освободителю. В Церковном архиве, кроме печатных манифестов о воцарении Петра I, Екатерины I, Анны, Елизаветы и т. д., есть указы времен Феофана Прокоповича, Амвросия Юшкевича, Димитрия Сеченова и Гавриила Петрова. Метрические книги имеются с 1812 года, исповедные – с 1813 г., клировые, только с 1851 г. да и то не вполне. Кроме того есть отрывки приходорасходной книги 1720 и 1735 годов. Приведем из нее некоторые данные, чтобы видеть тогдашние доходы и расходы. Вот заглавие книги: «Книга записная Лядского погоста Преображения Господня старосты Иванова крестьянина Татищева, деревни Струска, Антипа Ипатова, что в которые праздники и числа в приходе денег в казну собралось на продажи свеч 1735 году. Июня в день, и то значит ниже сего». Вот несколько показаний: Приход 24 июня: на блюдо – восемь копеек, на свечах четыре гривны; 29 июня, в казну, три алтына, на свечах четыре гривны; 1-го июля, в Козмин день, в казну 16 алтын, на свечах 40 алтын; за шерсть за 5 фунтов и за лоскутья, тоже число, взято десять алтын; июля 16, в Ильинскую пятницу, в казну рубль, 11 алтын, 4 деньги, на свечах – 4 руб. 20 алтын, за лоскутье точивное (?), за 24 фунта взято 24 алтына, шерсти семь фунтов, взято семь алтын; августа 1-го, в „Маковей» в казну 8 копеек, на свечах полчетверти гривны; 25 декабря, в день Рождества Христова, в казну семь алтын, на свечах 4 гривны; в 25 день апреля, на св. Пасху, в казну полтина, на свечах 1 рубль 15 алтын, «Богородицы в казенку собрали» 5 алтын; в Радунки (Радоницу) на свечах 10 копеек; 13 июня, в Троицу, в казну 10 алтын 7 копеек, на свечах рубль 45 копеек, того же числа из казенки вынято 2 гривны.
Расход: за сканье (?) свечное деревни Зарудинья, крестьянину Григорью Яковлеву 10 алтын; у него же купил пшеницы четвертинку, заплатил 2 гривны; еще за сканье свечное 3 алтына, 2 деньги; куплено в городе ладану 2 фунта, дано 16 алтын, 4 деньги; красильнику за синьку, что синил точиво (?) на ризы 10 алтын; куплено на ризы оплечье, дано 8 алтын, 2 деньги; того же погоста, по приговору мирских людей, дано пономарю Парфену Пантелееву, на церковное дело о сыску земли, восемь рублев, да на покупку месячных миней дано в доплату 3 рубли, за финик (?) 5 копеек. За сканье свечное Григорью Яковлеву, за 12 фунтов, дано 2 гривны; за шитье риз 5 коп. Куплено воску на Сварце у Федора Тимофеева 20 фунтов, заплачено 3 рубля, 7 алтын; за тетрадь о богомолении благодарственных молебнов – алтын с деньгою; купил пшеницы на просвиры четверичек, во Дворце у Тихона Минаева, заплатил 16 алтын; купил поп Владимир Ильин масла деревянного в церковь, заплачено 5 алтын, да по приговору мирских людей дано пономарю Парфену Пантелееву, на церковное дело о сыску земли, денег 1 рубль, просвирне дано на мед, что ставить кутью на государственные панихиды, 5 коп.; купил поп Владимир бумаги в церковь десть, заплачено 7 коп. и оная бумага отдана новому старосте деревни Голубска Акакию Самуилову; ему же сдано свеч 16 фунтов, 9 крестов, один с финифтью, старого воску 4 круга, 8 пелен больших и малых, да 4 пелены тафтяных старых взял поп Владимир на шитье патрахилей и поручей, и дано попу Володимиру Ильину денег полтора рубли, что занимал у него в Новгороде прежде бывший староста деревни Логу, Егор Филеньев, как делал штофную одежду в церковь, ризы, подризник, патрахиль и поручи». В 17 в. причт состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни, так как в упомянутом выше документе 1676 г. сказано: „а на погосте четыре двора церковнопричетников, людей в них тоже“. С 1789 по 1869 год в причте был диакон, а с 1879 года причт состоит из священника, псаломщика и просвирни. Вот прежние члены причта: попы: Семен Васильев (1676), Илья Афанасьев (1721); Владимир Ильин (1735); священники: Евфимий Феодотов (1782), Василий Евтихиев (1794), Павел Иоаннов (1812), Иоанн Иоаннов (1821), Иоанн Парвицкий (1841), Димитрий Охонский (1862) и Александр Милославов, служащий с 1866 года до ныне. Диаконы: Софрон Владимиров (1782), Филипп Софрониев, Георгий Павлов, Михаил Дмитриев, Василий Иоаннов; причетники: Парфен Пантелеев, Андрей Пахомов, Андрей Игнатьев, Захар Евтихиев, Иоанн Андреев, Иоанн Семенов и Петр Власов, служащий по ныне. В прежнее время при Лядской церкви было до 322 десятин земли, как видно из межевой книги; впоследствии многое перешло к соседним помещикам каковы напр. Скобельцины, Опсеитова и Тарасьевские. Хлопоты о возвращении земель, соединенные с затратами денежными, как сказано в приходорасходной книге, не имели успеха и, к 1786 году у церкви осталось только 46 дес. 31 саж., которыми она и владеет до ныне, по двум планам, выданным 1808 г, июня 17 и 1845 г. июня 12-го.
Церковного капитала 500 р. По приходорасходным книгам 1883 г. значится: в приходе: от продажи свеч 290 р. 92 к.; кошелькового сбора 49 р. 63 к., пожертвований в пользу церкви 77 р: 29 к.; процентов 46 руб 38 к. Всего 464 р 22 коп. В расходе: на свечи 165 р.: на ремонт церкви и ризницы 50 р. На масло, ладан и пр. 51 р. 80 к., на листы для церковных ведомостей 11 р 72 к. На разные пожертвования, как-то: на попечительство о бедных дух. звания, на исключенных учеников и т. п. 60 р. 55 к.; обязательного взноса на духовные училища 44 р. 45 коп.; 10% на содержание училища Александроневского 19 р. 20 к.; на эмеритуру по Петербургской Епархии 5 р. 30 коп. Один процент на содержание лиц дух. звания в больницах гражд. Ведомства – 55 к. Всего 408 руб. 57 коп. Причт помещается в собственных домах, построенных на церковной земле. Жалованье священнику 240 р., псаломщику 80 р., просвирне 30 руб.; дохода получается до 800 руб. на причт. Соседние приходы. Сяберский (Луг. у.) в 30-ти верстах, Бобровский – в 12-ти, Лосицкий – в 12-ти, Низовский – в 15-ти и Ктинский – в 17-ти. Приход составляют деревни: Катчина гора и Новая (Голодуша тоже), близ церкви; Лог – в полуверсте, Филимонова гора (Матвеева тоже) в версте, Высоко, Малое Голубско, Струйско и Выползово – в 3-х верстах, Баранова горка, Заруденъе и Дубсково в 4-х верстах; Дворец, Большое Голубско, Лучки и Самокраж в 6-ти; Большой и Малый Сворец, Гнилостица и Новогоща в 7-ми верстах, Опалево – в 9-ти и Харламова гора – в 10 вер. Поместья следующие: г. Веригиных близ церкви; Шмидта близ Малого Сворца и Бихнера – в Харламовой горе. Всех прихожан, по документам 1883 г. значится: духовных м. п. 6, ж. 8; статских м. п. 10 ж. 9; военных м. п. 70, ж. 96; мещан м. п. 16, ж. 19; крестьян м. п. 1,208, ж. 1,328. Всего м. 1,310, ж. 1,460. Так как почва земли здесь недоброкачественна, то крестьяне больше занимаются посторонними работами и промыслами, особенно в столице, куда отлучаются на долго, с большим вредом для нравственности. Сперва здесь школы не было. Небольшую школу открылъ в доме своем священник Милославов; в 1868 году Бобровское волостное правление выдало ему на учебники, отопление и квартиру 50 р. Затем Бобровская волость, приговором 13 июля 1869 г., постановила открыть школы в Лядах и Боброве, а на содержание их брать, с ревизской души, по 8 коп. Попечителем школы был выбран священник Милославов. В 1871 году, при содействии помещика, генерал-адъютанта А. И. Веригина, было исходатайствовано от Министерства 3,000 р. единовременно на постройку и 1,000 р. ежегодно на содержание образцового двуклассного училища. Училище открыто 7 января 1872 года; земля под училище, полдесятины, уступлена причтом, а на отопление, освещение, ремонт и на содержание сторожа дается от волости. В обеих классах учится до 96 мальчиков и до 5 девочек.
В течение 10-ти лет из школы вышло в Гатчинскую учительскую семинарию 6 чел.; окончило курс, со льготою 3-го разряда – 29, 4-го разряда – 48. Ученики старшего класса участвуют в церковном чтении и пении. Но с мая по октябрь дети из-за сельских работ в церкви не бывают. Законоучитель, свящ. Милославов, получает за уроки 150 руб. в год. Церковь посещается больше зимою. Из святых особенно почитаются: Пр. Илия, Николай Чудотворец, Флор и Лавр, Параскева и Димитрий Солунский. В Ильинскую пятницу бывает крестный ход и ярмарка. О древностях прихода можно прибавить следующее: 1) к югу от церкви, где теперь училище и приют, прежде было кладбище и здесь же, вероятно, стояла древняя церковь св. Николая, упоминаемая в документе; 2) при впадении р. Сядимирки в Плюсу, на горе, стоят два конических кургана высотою до 2-х саж. и шириною, при основании, около 8 саж., 3) за деревнею «Дворцом» старинное городище, т. е. вал; 4) в тылу этого городища, по другую сторону деревни, ближайшую к погосту – старинное кладбище. Попечительство открыто в 1871 г. В 12 лет им собрано: на украшение храма 1200 р., на приют при двуклассном училище, от прихожан 266 р. 40 к. и от Губернского земства – 1812 р. 9 к. Всего 2078 р. 49 к. Священник Александр Милославов. Третий благочинный округ 34 С. 227-286.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.013 с.) |