Николаевская церковь в Маслогостицах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Николаевская церковь в Маслогостицах



Село Маслогостицы находится в 289 верстах от Петербурга, а от Гдова, по старой почтовой дороге, в 74 вер., по нынешней земской – в 90 верстах. В 5-ти верстах от погоста находится «Сороковой бор», а в 10-ти – «Псковское озеро»; местность здешнего села иногда называлась Мыслогостицы, а на межевых книгах 1786 года – «Маслогостицкой Губой».

Церковь была здесь, вероятно, уже в XVI в., так как при церкви есть колокол времен Иоанна Грозного. А по надписи на иконе Николая чудотворца существование церкви можно относить только к началу XVII в. Существовавшая до 1858 г. деревянная церковь была устроена в 1615 г. Сергием Гурьевым Воронцовым, а в 1699 г. женою Никиты Воронцова, Мариею Даниловною, поновлены в ней иконы. Церковь походила на сруб обыкновенной избы; стены ее не были вытесаны и обшиты тесом, колокола помещались на двух столбах, с перекладиной. В конце прошлого века у церкви сделан притвор и колокольня, а в начале нынешнего – стены внутри вытесаны и обтянуты холстом, а снаружи обшиты тесом и выкрашены охрой. В 1856 г. дер. церковь уничтожена и заложен новый кам. храм; в 1858 г. декабря 20, он освящен благочинным, гдовским протоиереем, Феодором Алексеевым Быстреевским. Храм устроен заботами священника Феодора Симеонова Павского, усердием прихожан. Постройка стоила 2513 руб. 21 коп. Кроме денег было отпущено 400 бревен от Государственных Имуществ и 150 кубических сажень дров от помещицы Веры Михайловны Фрейганг, для обжога кирпичей. Крестьяне безмездно возили материал.

Храм каменный с деревянным куполом, обшитым листовым железом, теплый, во имя Николая Чудотворца, шестиглавый. Кровля и купол окрашены медянкою, кресты – белилами. Длина храма 13 саж., ширина от 3-х до 5-ти сажень. Антиминс освящен митрополитом Григорием и подписан 1 июля 1858 г. В храме достопримечательны: 1) икона святителя Николая со следующею надписью: «Лета 7108, октября в 31-й день, построен сей образ св. Николы Чудотворца, и риза позолочена, и киот написан и прочее; все церковные иконы построены повелением вдовы Никитинской жены Воронцова Марьи Даниловой дочери. А прежде сего строил же Сергей Гурьев сын Воронцова во 122 г.“. В 1858 г. прихожане сделали на образ ризу–аплике, цен. в 50р.; 2) образ Знамения Бож. Матери, с надписью: „7146 изображена бысть сия икона повелениен сына боярского Сергея Гурьева сына Воронцова»; 3) икона Мирожской Божией Матери, а по сторонам – Никандр и Ефрем, Псковские чудотворцы. На иконе надпись: «В лето 7123 (1675), месяца августа в 14 день, написан бысть сий образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, с предвечным младенцем Ее, Господом Нашим Иисус Христом, с Чудотворной иконы Мирожской, в церковь св. Николы Чудотворца, во область Псковскую, в весь нарицаемую Мыслогостицы, на поклонение православным христианам… (далее не разобрать)... Писал сию (икону) Федотко Матвеев»; 4) старинное медное блюдо, с надписью: «Сие блюдо подание вдовы Анны Ивановны Скобельцыной в церковь Николая Чудотворца погоста Маслогостиц 1735 году, мая в 30 день», 5) Евангелие 1735 г; 6) типикон, на котором, начиная с третьего листа, находится следующая надпись; „1720 году куплена сия книга в церковь Божью Николая Чудотворца, в Маслогостицу, на церковные казенные деньги, за пятинный церковный хлеб, а купила сию книгу вдова Ивана Степановича Ушакова Ирина Никитина дочь 728 года стараньем Архиерейского крестьянина деревни Середки, Герасима Исакова, дано денег три рубли, двадцать шесть алтын, четыре деньги»; 7) колокол времен Иоанна Васильевича Грозного, с надписью: «Лета 7065 (1553), марта в 30 день, Божиею милостью, слит бысть колокол при Царе и Великом Князе Иване Васильевиче Всея Руси и при Архиепископе Пимене великого Новгорода и Пскова. Лил Стефан Лаврентьев сын»; 8) колокол времен Екатерины ІІ-й. Надпись показывает, что колокол слит «зданием вотчины Елеазарова монастыря, дер. Постоева, крест. Василья Фадеева, мастером Пантелеем Артемьевым Похмурскиным».

В церкви хранятся: план на церковную землю, составленный в 1798 г., две межевые книги – 1786 г. и 1798 года на церковную землю, и одна 1786 года на пустошь «Перной бор».

По штатам 1777 и 1843 г. причт составляли: священник, диакон, дьячек, пономарь и просвирня. Из прежних священников известны: Исидор; сын его Петр Исидоров, внук Василий Петров; Евфимий Андреев из диаконов Котельской церкви (Ямбургского уезда) (1813–1828); Андрей Быстреевский, из диаконов села Дубяг (Гдов. у.) (1829–1853). При нем возобновлена, в 1832 г., прежняя деревянная церковь, а в 1844 г. возобновлен иконостас; Симеон Павский (1853–1876). Его стараниями устроен нынешний каменный храм, приобретены священные сосуды, серебряное кадило и напрестольный крест. С 1877 по ныне священствует Василий Иоаннов Альбов, из воспитанников Новгородской духовной семинарии, собравший деньги на устройство новой ограды. Павский преподавал Закон Божий в Середкинском начальном училище, а Альбов преподает в Маслогостицкой школе.

Диаконов с 1809 по 1883 годы было два: Андрей Петров с 1809 по апрель 1845 года, скончавшийся скоропостижно около хлебного магазина, 70-ти лет от роду; Федор Михаилов, из пономарей Моцкого погоста, служивший с мая 1845 г. по март 1883 г., скончался 77 лет. Свое имущество он завещал в здешнюю церковь, на вечное о нем поминовение.

Церковного капитала 100 рублей. Доход церковный простирается от 350 до 400 руб. сер. Земли при церкви 30 дес. 1160 саж.; кроме того, в „Перном бору» – 8 дес. 48 саж. План и межевые книги имеются только на 16 десятин и на „Перной бор».

К усердным жертвователям на церковь принадлежат крестьяне: деревни Середки – Степан Алексеев Кауров, деревни Барской Горы – Федот Егоров, деревни Баглиц – Иван Косьмин и его сыновья – Василий и Сергей Ивановы и церковный староста, деревни Мясниц – Давид Григорьев.

Причт сперва содержался ругою и платою за требы; с 1843 г. стал получать, по 3-му разряду, 270 руб., с вычетом 2% с рубля. Доходов причт получает до 400 руб. Священник живет в доме наслед. свящ. ІІавского, истрачивая на отопление его до 80 р. в год. Дьячек живет в доме, купленном из Мельницкого прихода за 60 р. с рассрочкой уплаты на 3 года.

Соседние приходы: Мельницкий, Толвицкий (Псков. уезда) и – земли Елеазарова монастыря. Приход состоит из 30 деревень; ближайшие к погосту деревни суть: Середка, прежнее владение Псковского Троицкого собора; она – подле самой церкви; Ершово, Анашкино, Мясницы и Барская Гора также подле церкви; Виргино в 2-х верстах от церкви; Грядище или Иванщина, прежнее владение Псковского Ивановского монастыря, в 2–3 вер. от церкви; Мельговщина – в 3-х верстах, Новоселье или Себежек – в 2-х верстах; Сельцо – въ 4-х верстах. Более отдаленные: Заходы, прежде назывался Сход или Приезжий двор – в роде подворья для монахов Спасо-Елеазаровского монастыря, в 10 верстах от церкви; Пупково – на берегу Псков. озера, в 12 в.; Липно и Щедрово – на берегу Псковского озера, в 15 и 20 верстах; Дуб, на берегу Псковского озера – в 25 верстах. Остальные деревни: Заборовка, Моренки, Задобрицы, Ерехново, Типликово, Постоево, Великуша, Кидниково, Колтырины Суки, Старишный бор, Мишоколъ, Каблище, Средняя путь, Губа, Ожигаловщина, Перелог, Горушка, Усадище, Баглицы, Чайкино, Вепрово и Лопатино. Новоселье, Барская Гора и Сельцо перечислены сюда от Мельницкого прихода.

Всех прихожан мужского пола 1522, женск. 1646. Раскольников – Федосеевцев муж. п. 14, ж. 15. Живут они в деревне Щедрове и одна женщина в Баглицах.

Жители деревень: Старишний бор, Колтырины Суки, Горушка, Усадище, Чайкино, Вепрово и Великуши принадлежат к Чудскому племени и говорят на чухонском (Эстонском) языке. Русские их называют полуверцами.

Прихожане занимаются земледелием, возкою дров в Александровский посад (Талабск); живущие у Псковского озера занимаются рыбной ловлей.

Прежде существовала, в доме священника Павского, школа, заведенная Министерством Государственных Имуществ. Ныне есть земская школа в деревне Середке. В ней учится 40 мальчиков и 6 девочек. Учитель школы, Иван Петров Устинов, крестьянин Середкинской вол., имеет, на право учителя, свидетельство от Псковской губернской гимназии. Закону Божию учит священник. Попечитель школы – местный крестьянин Степан Алексеев Кауров.

Из святых особенно уважается св. Дмитрий Солунский. В Дмитриевскую Субботу бывает крестный ход и служение молебнов; кроме того уважаются: день Петра и Павла и Ильинская Пятница.

Часовень девять: во имя Успения – на погосте; Воздвижения – в Грядище; Петра и Павла – в Мишоколи и Липне; Димитрия – в Заходах и Баглицах; Параскевы – в Пупкове; Рождества Богородицы – в Дубне; Флора и Лавра – в Усадище. Часовня в Дубне, на берегу Псковского озера, каменная.

Кладбища находятся у церкви и в деревнях: Заходы, Мишоколь, Баглицы, Липно и Дуб. Курганы находятся вблизи погоста и у деревни Мельговщины. При деревне Грядищи есть земляной вал, на четверть версты, может быть остаток какого-нибудь укрепления.

Попечительство открыто в 1872 году. Члены его – крестьяне разных деревень; председатель – священник; сбор с членов весьма незначительный. Больше всего было собрано в 1880 году, именно: 126 р. 95 коп.; в другие годы собиралось меньше, напр.: 20 руб. (1876), 12 руб. (1877), 65 руб. 51 коп. (1878), 44 руб. 11 коп. (1879), 29 руб. 55 коп. (1881), 27 руб. (1882), 17 руб. 14 коп. (1883); более значительный сбор 1878, 1879 и 1880 годов объясняется тем, что в эти годы на ремонт церкви собирались деньги с каждой ревизской души.

Священник Василий Альбов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.006 с.)