Троицая церковь в погосте Черном 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Троицая церковь в погосте Черном



Погост „Черно» находится в 170 вер. от Петербурга, в 55-ти от Гдова, при р. Черновке. Церковь каменная, ветхая, во имя Св. Троицы, с теплым приделом Св. Николая. С 25 мая 1883 года начата новая каменная церковь в 3 престола и уже доведена до карниза.

В храме достопримечательны: 1) Евангелие, в лист (М. 1741), Устав церковный (М. 1752), Апостол (М. 1745), триодь постная (М. 1684), Минея праздничная (М. 1780), Минея общая (1797) и 2) старинный колокол в 16 пуд. 10 ф., отлитый в 1770 г. Дмитрием Евдокимовым, на деньги и металл, пожертвованные Коновницыным.

В церкви хранятся: метрические книги с 1800 г., кроме 1803 и 1816 годов, исповедные – с 1809 г., также – план и межевые книги на церковную землю На плане сделана следующая выписка: „Геометрич. специальный план Гдов. у., Кушелев. губы, внутри дачи деревни Низов, с деревнями и пустошами, владения конной гвардии поручицы Агафьи Григорьевой, дочери жены Корсаковой, писцовой церковной земли погоста Черного, церкви Живоначальной Троицы, владения той церкви священноцерковно- служителей, межевания, учиненного в 1786 году, июня 25 дня, Гдовским правящим землемерову должность, помощником Рябовым, а внутри того владения отмежевано оное окружною межею, по нынешней мере и по исчислению земли, состоит: пашни 30 десятин 982 саж., сенного покосу 2 дес. 2,200 саж., лесу дровяного 3 дес. 2,300 саж., под поселением 2 тыс. саж., под церковью и кладбищем 1,200 саж., под полуречкою 160 саж., под проселочными дорогами 440 саж.; а всего во всей окружной меже 38 дес. 2,082 саж.; а за исключением неудобности осталось одной удобной 38 дес. 282 саж.“.

Причт состоит из священника и псаломщика. Из прежних священников известны: Иоаким Дмитриев († 1813 г.); Иоанн Лавров († 1849 г.); Андрей Иоаннов Власов, вышедший в Боброво в 1851 году; Константин Васильев Семенов, перешедший в 1852 году на другое место; Павел Иоаннов Тихомиров († 1857 г.); Николай Петров Троицкий; ныне священствует Николай Ив. Дамаскинский.

До штатов причт содержался на общих основаниях: в 1843 году причислен к 4-му классу и ныне получает в год 290 руб.

При церкви есть сторожка. Причт живет в собственных домах, построенных из леса, подаренного кн. Дундуковым-Корсаковым. На церковной земле есть дом для училища, построенный прихожанами в 1864 г.

Соседние приходы: Старопольский, Руденский, Сиженский и Крестоольгинский. Его составляют следующие деревни: Черно, Тифинка – в 3 верстах от церкви, Боровня, Сухонос, Вороново и Медвежек – в 5-ти верстах, Монастырек – в 6-ти, Кривая Лука – в 10-ти, Ущерно и Низы – в 17-ти. Всех прихожан м. п. 966, ж. 1,059.

Кроме русских есть в деревне Медвежек до 120 душ обрусевших эстонцев. Крестьяне занимаются плетением решет, обработкой извести и дегтя и рыбной ловлей.

Кроме общих праздников, празднуют Пр. Илии – в Черном, Боровне и Кривой Луке; Успению – в Ущерном, в память наводнения, произшедшего от разлива р. Плюсы; Флору и Лавру – в Тифинке и Низах; Воздвижению – в Медвежке и Монастырке; Св. Димитрию Солунскому – в Боровне, Анастасии – в Сухоносе и Кривой Луке; Арх. Михаилу – в Воронове и Низах; Ап. Филиппу – в Ущерном; Николаю – в Черном и Тифинке; Троице – в Черном. Во всех почти деревнях есть часовни празднуемым святым.

Кладбищ два: одно при церкви, другое – в версте от церкви.

45. Свято-Троицкая Творожковская Женская Община 43

Творожковская Община находится в 235 верстах от Петербурга, в 90 – от Гдова и в 42-х от станции „Белой” – Варшавской железной дороги. Она расположена на скате горы, при рыбном озере Каменном, в местечке Творожково, в версте от Быстреевского погоста.

Община открыта с Высочайшего разрешения от 24 июля 1865 года, вследствие просьбы Гдовской помещицы, вдовы коллежского асессора Александры Филипповны фон-Розе, урожд. Шмаковой, в монашестве Ангелины, в мызе ее Творожково.

При Общине есть теплая домовая церковь во имя Скорбящей Божией Матери, освященная 29 декабря 1866 г., игуменом Черменецкого монастыря Антонием. В 1882 году, 5 сентября, при нынешней настоятельнице Георгии, освящен и каменный, пятиглавый, крытый железом, теплый собор Св. Троицы. Освящал его благочинный, священник Кирилл Аристотелев. Под собором назначено место для церкви Иоанна Предтечи, для неусыпного чтения псалтири. Собор начат в 1873 г.; закладка его совершена инженером, майором Черненковым, но, за смертью его, постройкой руководил инженер Неверов. Собор окончен еще при жизни основательницы на экономические и сборные средства, подобно как и домовая церковь, устроенная в двухэтажном деревянном доме.

В храме достопримечательны: 1) Частицы мощей Казанских Чудотворцев – Гурия, Варсонофия и Германа, пожертвованные гг. Канивецкими в день освящения домовой церкви. Мощи находятся в домовой церкви, в киоте с изображением Чудотворцев; 2) старинный, серебряный крест, в ¼ вершка толщиною, в 2 вер., длины и 1½ – ширины, с 9-ю частицами св. угодников. По свидетельству сборщицы Ксении Федотовой, крест пожертвовал один петербургский житель, по имени Лавр. Сей крест также находится в домовой церкви; 3) два старинных серебряных креста – приношение лугской помещицы, Варвары Александровны Жандр. В большем из них находятся частицы камня от Гроба Господня, от Губы Господней, Ризы Господней, Жезла Моисеева, Древа Господня и – несколько частиц мощей разных святых; 4) две иконы – храмовая, Скорбящей Божией Матери и Успения Божией Матери. Последняя получена основательницею Общины с Афона.

Священник определен сюда указом духовной консистории, от 10 августа 1873 года, за № 2,886. Ему назначалась готовая квартира, с отоплением и со всеми удобствами, но ему отвели сырое и холодное помещение, зимой угарное, а летом – окруженное миазмами от болота, конюшни и близлежащего скотного двора. Община обязалась давать священнику огородные овощи и помещение для двух коров, с кормом и уходом для них. Но и это выполняется не с надлежащею аккуратностью. Затруднительное положение священника в общине имело то следствие, что, в течение 6-ти лет (1867–1873) здесь переменилось 8 священников, как мирских, так и монашествующих. И нынешний, 9-й по счету, священник, служащий здесь 10 л., не раз просил епархиальное начальство о переводе его на другое место.

Священник получает жалованья 300 руб. в год, из процентов основного капитала в 10 тыс. р. и с двух капиталов в 1,000 р. и в 1,700 р. положенных за поминовение; последние выдаются не всегда в полноте. Кроме того священник получает едва ли не 24-ю часть доходов за требоисправления.

Клировые ведомости о священнике подаются благочинному третьего округа, Гдовского уезда; а ведомости о сестрах и вся письменная отчетность подаются благочинному монастырей, настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию.

На основании приготовленного к изданию «Описания Общины», средства Общины суть следующие: 1) по духовному завещанию Марфы Матфиевны Лемешевой получается арендных денег с дома ее, в Петербурге, 1,000 р. с. в год; по смерти ее дом поступит в пользу Общины; 2) по духовному завещанию основательницы Общины, монахини Ангелины, из процентов основного капитала в 10 тыс. руб. сер. – 200 идет на одежду и обувь сестрам; 3) от разных благотворителей деньгами и вещами получается до 17 тыс. р. в год; 4) двумя, живущими в Петербурге, сборщицами, собирается в год до 2,200 р. с. Кроме того зимой сестры собирают, по Лугскому и Гдовскому уезду, хлеб, солому, холст, деньги и проч.: 5) значительный доход получается от платы за денно-нощное чтение псалтири, за рыбные ловли в ближайших озерах и доходы – от скотного двора и домашних птиц.

Не следует забывать и тех денег, которые даются сестрами при вступлении их в общину. А этих денег получается от 300 до 1,500 р., смотря по достатку поступающих.

Приход Общины составляет 35 сестер разных возрастов и сословий. Сестры живут на началах общежития. Они помещаются: 1) в главном деревянном корпусе, с домовой церковью; 2) в особом деревянном одноэтажном доме, состоящем из 14 келлий; его построил в 1880 году петербургский купец Михаил Иоаннов Травин, предназначая его сперва для гостиницы.

Община обнесена каменной оградою, оконченною в 1883 году. Ограда имеет форму неправильного шестиугольника, изломленная сторона которого обращена к озеру и, вероятно за недостатком средств, сделана из дерева. Внутри ограды помещаются: изба для молочных скопов, квасная, хлебный амбар, два ледника и упомянутые два жилые дома. Вне ограды – три избы для работников, хлебня, сарай для дров, сена и экипажей, гумно, скотный двор, конюшня, водогрейная, две бани – на берегу озера. За стеной же находится деревянный дом, в верхнем этаже которого гостиница, а в нижнем живет священник.

На берегу озера находится кузница, а в полуверсте от Общины – кирпичный завод, с помещением для рабочих.

Общине принадлежит 650 десятин земли пахатной, сенокосной и лесной. С нее получается доходу около 2 тыс. р. в год. При Общине находятся: четыре работника, два пастуха и конюх; сестры иногда надзирают за работами, иногда работают и сами.

Цель учреждения Общины – способствовать развитию благочестия и духовного просвещения в здешнем глухом крае. Достижению этих целей служит, прежде всего, благолепный, стройный чин богослужения, совершаемого непременно трижды в седмицу, кроме праздников. Той же цели способствуют детский приют и богадельня.

Детский приют устроен по образцу Царскосельского женского дух. училища. Сначала сюда принимались сироты из дух. звания, но потом, вероятно по недостатку кандидаток, стали принимать из податного сословия. Впрочем, в приют могут поступать и не сироты, с платою по 25 р. с. в год на содержание. Приют помещается в том доме, где домовая церковь. Комплект детей простирается до 10-ти, но ныне их только семь и из них – две отданы в услужение частным лицам.

В приют принимаются дети от 7 до 11 лет и живут до совершеннолетия, а по желанию попечителей или родственников – и долее. Наукам они учатся с октября до мая; остальное время заняты хозяйством и разными работами. Учат их священник и некоторые из сестер. По достижении совершеннолетия, они или возвращаются к родственникам, или поступают в число сестер, или отдаются в услужение по частным домам.

Богадельня помещается в корпусе, построенном Травиным и устроена для бесплатного пребывания 5-ти человек женского пола. Впрочем, ныне богадельня слилась с Общиною и в богадельне даже с лиц духовного звания берут по 15 р. ежегодно за квартиру и стол, а одежду они должны иметь свою.

Основательница Общины положила капитал в 300 р., чтобы проценты с него давались в ссуду соседним крестьянам. Так как капитал не умножался, то Община обязана была ежегодно прибавлять к нему по 50 руб. Деньги выдавались тем крестьянам, которые представляли заверение волостного правления о благонадежности возврата.

Вековой обычай монастырей – давать приют и пищу нищим и странникам, заведенный основательницей Общины, теперь почти совершенно оставлен.

Творожковской женской Общины

Иерей Петр Недремский.

* * *

11

Этот день долго праздновался жителями Кушелы; в память этого события была написана икона св. Иоанна Крестителя (битва происходила 24 июня), и на месте победы устроена часовня. В том же году Илья, посадник псковской, ходил в лодках на немцев и опустошил их волости около озера и по Нарове, где и теперь на высоком холме возвышается каменный крест, и самый холм называется Ильиной горой (могила Ильи богатыря, близ Ольгина креста). Зимою того же года немцы напали на Ремду (псковское село близ озера), но посадник Володиса прогнал их за Нарову.

12

В 1434 г. Гдов был обнесен земляным валом и глубоким рвом; над воротами города был поставлен образ св. Троицы и заступников Псковской области: великомуч. Дмитрия и св. Князя Гавриила Псковского.

13

Указ 4 января 1782 г. (Арх. псковской дух. консистории), «Русский Архив» 1870 г., 591.

14

«Древняя и Новая Россия», 1877, I, 211–212.

15

Указ имеется в архивах консисторий псковской и с.-петербургской. В последней есть дело о присоединении Гдовского и Лугского уездов к С.-Петербургской губернии. 1782 г. № 11442.

16

Церкви города Гдова состоят в 1-м благочинническом округе Гдовского уезда.

17

Первый благочиннический округ состоит ныне в ведении священника Лядского погоста о. Александра Милославова.

18

Заянская церковь сперва была приписною к Лядской церкви или «Выставкою» села Лядов; Николаевская церковь в Лядах была как бы собственною церковью нынешних заянских прихожан. Когда образовался здесь самостоятельный приход, тогда образовалось слово «Заянье», так как крестьяне «ушли за Яню».

19

Главный храм и придел освящен лугским протоиерем Андреем Ласкиным, вероятно, потому, что Павлово есть место рождения протоиерея.

20

В храме есть предметы, ценные по своей древности, напр. два напрестольных серебряных креста, один 1815 г., другой 1781 г., два Евангелия, изданные в Москве в 1779 и 1797 годах; свящ. сосуды 1797 г.

21

По мнению о. благочинного, священника Лядской церкви Александра Милославова, Ктинская церковь была прежде «выставкой» Лядского погоста, так как находящияся в Ктинском приходе деревни: Луково, Алексино, Болота и Сухрестье упоминаются в начале нынешнего столетия, в числе деревень Лядского прихода. Даже в 20-х годах нынешнего столетия был спор между Ктинским и Лядским причтами из-за сбора руги Лядского причта с деревень Алексино и Сухрестье. Спор решен в пользу Ктинского причта.

22

Название села происходит, конечно, от низменной местности, точно также, как в 15-ти верстах от погоста есть мыза Верховка.

23

Против мииеи праздничной, на полях, сделано замечание: «коя в нынешнем 1780 году, Генваря 6 числа, похищена Гдовской конторы поверенным Егором Богаревым и Васильем Заветным».

24

Против дароносицы, на полях, заметка: «коя вышеозначенными ворами похищена из дому священника».

25

Если не ошибаемся, здесь написано: Лета 7190 (1682) марта в 5 день, на память святого мученика Конона Градаря в подачю (?) часов денных преставися раб Божий, псковский помещик Фотий Евфимьев, сын Желнныский (?). Вверху доски крест и буквы: Црь Сла. Ис. К. М. Л. Т. ХС. Р. б.

26

Представляем читателям объяснить слово клецки, а со своей стороны полагаем, что это есть измененное от слова «клетски», т. е. церковь построена в виде клети, избы, в виде бревенчатого сруба.

27

2-й благочиннический округ состоит ныне в ведении благочинного, священника села Вейно, о. Александра Реднинского.

28

В 1873 или 74 году в деревне Велетове, в 8 верстах от церкви открыта школа в крестьянской избе; в ней учили, сперва, исключенный из Духовного училища Александр Васильев Спасский, потом – питомец Воспитательного Дома Михаил Петров Соколов. В 1875 г. в ней училось 40 человек обоего пола. В 1877 г. Велетовская и Старопольская школа соединены в одну, под ведением министерства. Для них, в деревне Валове, в ¼ версты от церкви устроен двухэтажный дом. В них ныне 128 человек. В этих школах закону Божию учили местные священники, получая за урок 100 р. в год.

29

О Феодоре Филимонове см. в Записках Ефима Андреева.

30

Сельцо Гавриловское помещика кн. Александра Михайловича Дундукова-Корсакова.

31

Этому Ефиму Андрееву принадлежат, помещенные в приложениях, записки о церквах и приходах Гдовского уезда.

32

Выписка из Межевой книги имеется при комитете, но мы ее не выписываем здесь как потому, что она имеет значение не для истории церкви, а для разграничения земель, так и потому, что без плана она не вполне ясна.

33

О Заянской церкви, в Обыскной книге 1799 г., мая 15, написано: Гдовского уезда, Ляцкого погоста, выставка села Заянъя, церкви угодника Николая Чудотворца. Тоже упоминается и в счетном списке, присланном из Новгор. дух. консистории в Черменецкое дух. правление.

34

Третий благочиннический округ состоит ныне в ведении священника села Мельниц о. Димитрия Альбова.

35

При описании свадебных обрядов здесь приведено множество причитаний невесты. Мы не приводим их, так как они мало касаются религиозного быта.

36

В 15-ти верстах от Быстреева находится казенная почтовая станция «Зарябника», в 10-ти верстах – земская почтовая станция. Село называют Быстреевским от «быстрого» и сильного рева зверей, когда-то в изобилии водившихся в здешних лесах. Ныне здесь водятся только небольшие медведи, иногда – лисицы и куницы.

37

Название погоста производят от выделываемых здесь деревянных гвоздей, которые употребляются при постройке барок.

38

На одном написано: Demid Rocoza 1653 w Mohlewic (в Могилеве?) wlialten zwon (т. e. Демид Рогоза, 1653, в Могилеве вылил этот колокол); на другом: Gloria in ex ellsis Deo (Слава в вышних Богу). Anno 1651. ego moscy раnа Baslaetikowicz dal na chwala Boga (его милость, пан Базилетикович (?) дал на хвалу Бога).

39

Так как обычаи при браке, погребении и пр. вообще, по деревням, довольно сходны, то описав их здесь подробно, мы, при описании других приходов, указываем только особенности.

40

Не того Илариона, которого мощи здесь почивают, а Преп. Илариона Великого, празднуемого 21-го октября. Впрочем и Иларион ІІсково-печерский воспоминается в тот же день.

41

Не будет ли правильнее, если название погоста Кунеста, а равно и других соседних, напр. Курокша, Ремда, Рель и пр. объяснять из какого-либо Чудского или Эстонского наречия?

42

Это суть: Кунестъе, Загорье, Замикушье, Теренина гора, Мерзляково, Леоновщина, Киселево, Селикоео, Цепеля, Лобановщина, Костины Речицы, Мыза Козино, Лунсвщино, Пешниково, Бурцовщина, Зуевщина, Шавара, Шавара-мыза, Рубцовщина, Березов лес, Мыза Торохово, Гороховая горка, Мыза Алексеевская, Сельцо Горка, Сельцо Заяловцо, Котлево, Теглево, Бородкино, Бобовщина, Сидоровщина, Большие Речицы, Татьянские Речицы, Старожинец и Братухново. Всех прихожан м. п. 860, ж. 983.

43

Описание составлено не по официальным документам, которых не удалось получить от начальства Общины, а по рассказам священника Аристотелева и других лиц, давно живущих в Общине.

Источник: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии: Вып. 10. - Санкт-Петербург: С.-Петерб. епарх. ист.-стат. ком. 1885. 618 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.041 с.)