Церковь Успения в Лосицком погосте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь Успения в Лосицком погосте



Погост Лосицы находится в 200 верстах от Петербурга и в 70 – от Гдова и получил свое имя от лосей, некогда водившихся здесь. Погост расположен на горе, при реке Дряженке, богатой форелью, среди лесов, богатых грибами и ягодами. На кладбище находится церковь во имя св. Митрофана. По преданию, в Лосицком приходе сперва была церковь Преображения, в деревне Музовере, в 12 верстах от Лосиц. Когда она, от неосторожности пономаря сгорела, то вместо нее, построен храм в Лосицах. Это было, вероятно, около 1678 года, когда, по писцовым книгам, отведена была земля под Лосицкую церковь. Можно полагать, что, до построения церкви, тут было кладбище, оставшееся после вражеских набегов. На кладбище была устроена деревянная церковь Архистратига Михаила и при ней поселился причт. Что церковь была во имя Архангела Михаила, это можно предполагать по старинной здешней часовне, во имя этого святого. Церковь эта, как видно из указа Новгородской духовной консистории от 25 сентября 1772 года, к 1766 году изветшала, но существовала и долее этого года, так как, в 1774 г., указом Новгородской духовной консистории, был определен сюда священник Матфий Иоаннов. В 1769 году по указу Новгородского митрополита Димитрия, велено эту церковь разобрать и освятить вновь созданную деревянную, во имя Успения, с приделами Архангела Михаила и Николая Чудотворца. Для престолов уже высланы были антиминсы. Но эта церковь, в том же году, 8-го ноября, еще не освященная, сгорела и потому стали служить опять в прежней Михайловской церкви. В 1772 году дозволено устроить новую церковь на месте сгоревшей. Церковь эта в 1827 году покрыта железом, в 1830 г. украшена и обновлена внутри. В 1848 году в первый день Пасхи, при великом стечении народа, пол, отстоявший от земли на печатную сажень, вдруг опустился на четверть аршина; от этого связи храма погнулись, иконостас покосился и осел. Посему стали просить дозволения перенести церковь на более возвышенное место, а на это время бывшую на кладбище каменную часовню обратить в храм во имя св. Митрофана. По данному 1853 г., апреля 29, разрешению, церковь была переделана из часовни и освящена 30 июня 1856 года. Потом, по указу консистории, от 3-го июня 1857 г., дозволено было приступить к переделке Успенской церкви. Но чрез две недели после получения указа церковь эта, от молнии, сгорела до тла, со всеми прилегающими к ней постройками. Убыток от пожара оценивают в 10 т. р. с.

На построение церкви выдана была сборная книжка, но так как сумма собиралась медленно, то в 1860 году стали на постройку церкви просить денег из сумм Святейшего Синода.

Церковь построена уже в 1871 г. Церковь эта деревянная. Временная церковь, во имя св. Митрофана, каменная. Антиминс ее освящен митрополитом Никанором 1855 года, января 30. В ризнице хранятся антиминсы, высланные для сгоревшей церкви. Антиминсы главного и Михайловского престола подписаны митрополитом Димитрием в 1760 и 1765 годах, антиминс престола св. Николая, освящен митрополитом Гавриилом 1794 г., августа 3-го.

Часовня, обращенная в церковь, построена была, в 1843 г., помещиком штабс-капитаном Феодором Петровичем Тимлером, в благодарность Угоднику за милости, явленные Тимлеру. На переделку ее истрачено кошельковой суммы 472 руб. 50 коп. сер.

В храме достопримечательны: 1) серебряный, вызолоченный в 1850 году крест со святыми мощами. По преданию, он пожертвован сюда полководцем Михаилом Скопином Шуйским, в память победы его над Делагарди „на реке Плюсе, при погосте Лядах», в 10 верстах от Лосиц, как показано у Карамзина; 2) икона Казанской Божией Матери, древняя, хорошей работы; 3) икона Божией Матери, а по сторонам – Иоанн архиепископ Новгородский и мученица Мавра. Внизу надпись. «Образ Пресвятой Богородицы юже виде Иоанн Новгородский; како подобает женам дети родить». 1802 г., апреля 3-го. На рамке надпись: «Сия икона поставлена в сей храм, по завещанию гдовской помещицы, майорши Мавры Пустоваловой апреля 3 дня, 1802 года; 4) икона Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, замечательная как древностью, так и символами Ангелов согласно с толкованиями св. Димитрия Ростовского; 5) старинные, оловянные, священные сосуды и ковчег; 6) старинное Евангелие, напечатанное по благословению св. патриарха Кир Парфения, тщанием ставропигиального братства св. Духа в Вильно 1644 г., декабря 21. На обороте первого листа напечатано, в стихах, христианское богословие; 7) колокол в 40 пудов, вылитый в 1824 г. в Валдае. Он особенно уважается народом и, по верованию простых людей, иногда самопроизвольным ударом предсказывает смерть человека. В пожар 1857 года он разбился и теперь в кладовой хранятся его остатки.

В архиве хранятся: 1) план и межевые книги на церковные участки: «Луг» и «Копаники», писанные в 1786 году; 2) копии старинных писцовых книг; 3) дарственный акт причту на пожню „Нивище», в виде письма мирового посредника, помещика Пустовалова; 4) метрические книги с 1810 г.

Причт издавна состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни. Из прежних священников известны: Петр Данилов, упомянутый в писцовой книге; Григорий Алексеев, († 1774 г.); Матфий Иоаннов, определенный в 1774 г. В данном 1774 г., дек. 22 указе, о его определении говорится, между прочим, что он был избран на место Григория Алексеева из студентов, что по свидетельству консистории он «явился» в книгочтении «исправен», в чтении катехизиса, по свидетельству экзаменатора иеромонаха Иоанна, „искусен”; что по резолюции викария Новгородской епархии, Вениамина, епископа Олонецкого и Каргопольского, велено его привести к исповеди и присяге и потом представить к посвящению во священники; говорится, что во диакона он посвящен, декабря 7, в Новгородском Иерусалимском соборе, а во священника декабря 12, в Воскресенской церкви, Новгородского Деревеницкого монастыря. Потом – наставление: „Того ради, тебе Матфею, будучи при воспомяненной церкви св. Архангела Михаила, священником, священнослужение и приходские требы исправлять, и житие препровождать добропорядочное, трезвенное, и во всем поступать, как святые правила, духовный регламент, государственные права, Ее Императорского Величества указы повелевают непременно; а между тем трудиться тебе, как в преподавании катехизиса, так и в оказываніи слова Божия, неленостно, в чем ты в консистории и подпиской обязан; пропитание иметь тебе священнической части от пашенной земли, сенного покоса, руги и от бываемого церковного дохода; а егда в Новгородскую епархию местный архиерей определен будет, тогда с сим указом явиться тебе к его преосвященству немедленно и о ставленной священнической грамоте просить». Этот указ был дан на время, вместо ставленной грамоты, пока будет определен в Новгород архиерей. О. Матфей был одним из лучших здешних пастырей. Овдовев чрез полтора года по поступлении на место, он посвятил себя на служение приходу: завел в доме богадельню, с призреваемыми имел общую трапезу; отправляясь в приход по делам службы, брал с собою и призревамых и, за столом, уступал им почетные места; бранных слов, кроме слова: „негодница», никогда не говорил. Когда церковь сгорела, он заботился о ее восстановлении; обличая роскошь, увещевал жертвовать на храм. Он умер в 1808 году. После него поступил Терентий Евтихиев. Он украсил храм на пожертвования прихожан, собирал деньги на разоренных в тяжкую годину 1812 года и тщанием своим устроил временную каменную церковь во имя св. Митрофана. Он умер в ноябре 1843 года. После него поступил Стефан Митрофанов и кажется – с 1848 г. Петр Недремский. По переходе Недремского в Творожковскую общину священствует Иван Федоров Князев.

Сперва причт пользовался землею, ругою и церковными доходами. В 1800 году положение причта определено, на основании указа, следующим актом: «Погоста Лосиц священник Матфей Иоаннов, диакон Матфей Антонов, с причетниками, во исполнение именного Его Императорского Величества указа, в присутствии Гдовского уездного суда заседателя Лазарева-Станищева, учинили сие условие в том, что им гг. флота лейтенанту Лазареву-Станищеву, поручику Зиновьеву, и вышеописанных вотчин, усадбищ и деревень, выборным, старостам и крестьянам, платить, за положенное, по примеру среднего урожая на церковной земле, тридцати, да сенокосу – трех десятин; с 789-ти душ, с каждой ревизской души, ржи и ячменя пополам по полу четверику, да по 10 денег с вышеписанных душ, оставляя при них, священно-и церковнослужителях, вместо огуменного корма и сена и положенное количество земли и покоса, на предбудущие времена, во владение им, с тем, дабы они, в силу того же Высочайшего повеления, сами отнюдь и ни под каким видом не обработывали, а отдавали бы оную в наймы; платеж же начать денежный будущего января 1801 г. и кончить в оном месяце; а хлеб, по окончании жатвы, в указанную меру и хорошей доброты. А более ничего не требовать, кроме поставленного за мирские требы».

Это положение собиралось причтом и, конечно, не без неприятностей.

С 1843 года причт, по 3-му классу, стал получать 460 руб. с. в год. Ныне священник получает 200 р., диакон 100 р., один псаломщик 70 р., другой – 60 руб., просвирня – 30 руб.

Кроме того причт получает по 10 копеек за праздничные молебны на дому, по 3 коп. за молитвословия в Пасху и 6-го августа и – проценты с капитала, положенного на вечное поминовение.

Всего на причт в год получается до 500 р.

Земли при церкви 34 дес. 278 саж. Из них – под старым кладбищем и под сгоревшею церковью – 600 саж.; под усадьбами причта – 2 дес. 600 саж.; под дорогами и улицею – 1 дес. 1800 с.; под лесом – около 1 дес.; под реками – 1685 саж.; пахатной земли – 20 дес.; сенокосу – 4 дес. 822 саж. и еще 5 дес. и 529 саж. Дарственная пожня «Нивище», в полторы десятины, находится в 2½ верстах от погоста.

При церкви есть деревянная сторожка, построенная в 1848 году на церковные деньги. Причт помещается в своих домах.

Соседние приходы: Ктинский, Лядский, Быстреевский, Дубягский, Посолодинский и Низовский.

К приходу принадлежат след. мызы: Юшенка, Щербова Гора, Лог, Лисьи Горы, Бежково, Дряжня, Липки, Родовое и Знаменка. Из деревень ближайшие к погосту (1–3 верст): Щербова гора, Люблево, Каменка, Межник и Турец; более отдаленные (5–9 вер.): Тросно, Пестка, Хейма, Корпово, Дряжня, Полицы, Горочка и Новоселье. Всех прихожан м. п. 972, ж. 1020.

Пустошь «Горочка» на р. Хвощанке, с водяной мельницей, населена в 1848 г. выходцами, мещанами Ямбурга, Гдова и Луги.

Церкви прежде принадлежала пустошь Воцкая Горочка, в 9 верстах от церкви – дар фамилии Лазаревых-Станищевых. В 1851 г. она продана крестьянину за 43 р. сер. Взамен ее поступил в церковь билет заемного банка в 300 р. сер. и пожня «Нивище».

Больших рек две: Люта и Плюса. Люта очень мелка и быстра; весною разливается и сносит мосты. Она в 4-х верстах от погоста впадает в Плюсу. Плюса течет тихо и в глубоком русле; весной поднимается на 2 сажени и разливается на версту и более. По берегам ее множество покосов. В весеннее половодье стоги сена, неубранного зимой, уносятся течением, иногда вплоть до Наровы. Менее значительны реки: Дряженка с 4-мя мельницами, впадающая в Плюсу; Желча, богатая раками, Каменка и Хвощанка, богатыя форелью.

В приходе лежит почтовая дорога из Гдова к железнодорожной станции Плюса.

Жители занимаются продажею рыбы, перевозкой леса, заготовкою дров, смолы, дегтя, пеньки и льну.

Прихожане особенно празднуют: Николаю Чудотворцу, Троице, Рождеству Иоанна Предтечи, Успению, Архангелу Михаилу, Рождеству Богородицы и св. Митрофану.

В обычаях над умершими следующие особенности: умершего, пока не сделан гроб, связывают полотенцами или веревкою; когда везут на погост, то останавливаются на выгоне и соседи приходят прощаться с покойником и поминают его вином и закускою. Если умерший был из недавно женившихся, то его провожают сверстники по возрасту и похоронный поезд, по украшениям лошадей и экипажей, походит на свадебный.

В поминальные дни прежде служилась литургия и «великая панихида» в доме. Так как тут было обильное угощение, то причт завел поминать усопших во время праздничных молебнов, когда еще не успели угоститься.

Святки проводятся въ шумном и безобразном весельи. Сор, накопившийся в избе в это время, убирают только к 5-му января, выбрасывая его на улицу.

В неделю православия, недавно повенчанные женщины, в первый раз, вместо „шлыков» надевают повойники; в этот же день пекут пироги «зборники», сделанные из разных видов хлеба, т. е. ржи, ячменя, гречихи и пшеницы. В великий четверг крестьяне разоряют муравейники и приносят муравьев в свои дома; втыкают к иконам ветки можжевельника. Хозяйки берут охапку дров, сколько возьмется в руки, и кладут их на хлев; дрова эти называются «четвережными». Ими растопляют в первый раз ригу. Вербу, которой выгоняют скот в Георгиев день, сжигают на камне. Скот выгоняют, сперва обошедши трижды вокруг хлева, с решетом, в котором положены ячмень, хмель, печеный хлеб, верба, два куриных яйца и икона св. Георгия. По окроплении скота св. водою, пастух обходит вокруг стада и, чрез стадо, бросает яйцо и топор; иногда он через стадо стреляет из ружья. Помет, вынесенный из хлева копытами коров, хозяйки снова вносят в хлев.

24-го июня отыскивают „Иван да Марью»; после купанья перебрасывают через голову веник; пред захождением солнца отыскивают колючую траву «Дед» и прячут ее на дворе. При появлении первого грибного дождя молятся за самоубийц. В Покров не оставляют хлеба в ригах, опасаясь пожара; коров привязывают к глухим стенам, чтобы не пропало молоко у коров.

Старых кладбищ два: одно – при Успенской церкви, на котором хоронили до 1843 года; другое – при церкви св. Митрофана. В этой церкви погребен создатель ее штабс-капитан Тимлер.

В приходе существуют след. часовни: 1) в погосте, деревянная, устроенная в 1857 г. на месте сгоревшей Успенской церкви; 2) в Липках, в 12 верстах от погоста, во имя Казанской Божией Матери, устроенная Лазаревым-Станищевым.

О селении Дряжне говорят, будто здесь, при ключе, вытекающем из пригорка, спасался преподобный Иларион Псковский. Место подвигов его обозначено деревянным срубом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.022 с.)