Роль государства в развитии промышленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль государства в развитии промышленности



 

Новое правительство, пришедшее к власти на волне борьбы с сёгунатом, в том числе с проводившейся им политикой «открытия» страны, быстро осознало, что военная слабость и технико-экономическая отсталость Японии могут сделать ее легкой добычей западных держав, и что быстрейшее освоение мировых достижений в области техники и технологии было единственным средством избежать этой печальной участи.

Слабость национального частного капитала, сохранение многочисленных феодальных пережитков и общая социально-политическая нестабильность предопределили тот факт, что в первые годы после реставрации Мэйдзи государство взяло на себя практически все функции по модернизации экономики, параллельно стимулируя развитие частнопредпринимательского сектора.

Одновременно на плечи правительства легла и другая не менее важная задача — обеспечить освоение и внедрение западных достижений в области науки и техники. Деятельность правительства в этом направлении была весьма впечатляющей.

Сотни молодых японцев были направлены на обучение за границу. По всей стране были открыты государственные школы, а также инженерные, горные и сельскохозяйственные колледжи. Для внедрения в сельское хозяйство новых культур в деревнях были организованы экспериментальные сельскохозяйственные станции, чтобы адаптировать иностранные культуры к японским условиям и разработать более эффективные методы сельскохозяйственного производства. Правительство также закупало за рубежом различные товары и технику и рассылало их местным властям, а последние должны были рекомендовать их в качестве образцов для местных производителей.

Вскоре после начала реформ правительство приступило к коренной перестройке системы сообщений, столь необходимой для модернизации экономики страны. В 1869 г. была открыта пароходная линия между О̄сака и Токио, а в 1872 г. — проложена первая в Японии железнодорожная ветка Токио-Иокогама. В 1874 г. правительство закупило за границей несколько океанских судов для организации регулярных перевозок людей и грузов между японскими портами, а также для рейсов на Тайвань и в Китай.

 

 

Первая японская железная дорога

В 1871 г. началась организация современной почтовой службы. Тогда были выпущены первые почтовые марки и опубликованы правила почтовой пересылки. Уже к следующему году современным почтовым сообщением были связаны почти все города страны. С 1875 г. начались регулярные почтовые рейсы между Японией и Китаем, а в 1877 г. Япония присоединилась к всемирному почтовому союзу, что облегчило ей связи со всеми странами. Государственная монополия на почтовую службу была установлена в 1873 г. Через 10 лет страна была поделена на почтовые округа, в каждом из которых учреждалось отделение центрального управления. Для дальнейшего упрощения надзора за почтовой службой в 1886 г. эти отделения были преобразованы в местные управления почт.

Первая телеграфная линия между Токио и Иокогама была введена в действие в 1869 г. с помощью английских инженеров. Правда, в то время телеграф работал лишь несколько раз в день. Необходимость развития телеграфной связи правительство впервые остро ощутило во время сацумского восстания (1877). Именно тогда телеграфные линии о-ва Кю̄сю̄ были соединены со столицей, а на о-ве Сикоку проведены новые. В 1879 г. Япония присоединилась ко всемирному телеграфному союзу.

Однако главным направлением усилий правительства стало создание современных промышленных предприятий, оснащенных западной техникой. Прежде всего, были переоборудованы предприятия, построенные сёгуном или даймё̄ в первой половине XIX в. При этом первостепенное внимание уделялось военному производству. Так, принадлежавший сёгуну сталеплавильный завод в Нагасаки был переоборудован для производства артиллерийских орудий, а верфь в Кагосима, принадлежавшая сацумскому даймё̄, была переориентирована на производство военных судов.

С начала 70-х годов правительство приступило к строительству современных промышленных предприятий, которые должны были служить образцом предпринимательства для частного сектора. Одновременно предпринимались попытки наладить производство ряда важнейших товаров с целью постепенного ослабления зависимости страны от их импорта (например, цемента, стекла и других стройматериалов).

В 70-е годы одно за другим были построены предприятия по производству черепицы, стекла, цемента, сульфата натрия и хлорной извести, по переработке древесины, по производству пива, сахара, шелкомотальные фабрики и т. д.

Предметом особого внимания правительства была горнодобывающая промышленность. После реставрации все минеральные ресурсы страны были объявлены собственностью государства, которое предоставляло права на их разработку частным лицам. Но и само правительство в 70-е годы организовало 9 образцовых предприятий в этой отрасли стремясь поднять общий технический уровень производства на основе использования западной техники (в добыче золота, серебра, меди, железной руды и угля).

Для руководства строительством и управления государственными предприятиями в 1870 г. был создан департамент промышленности (ко̄бусё̄), который широко привлекал к своей работе и иностранных специалистов. Всего же в середине 70-х годов в центральных и местных органах власти в качестве советников, инструкторов и т. д. работало более 500 иностранцев.

Можно сказать, что практически все построенные в первое десятилетие Мэйдзи крупные промышленные предприятия были созданы либо самим правительством, либо при его активной поддержке. Всего же к концу 70-х годов в собственности государства находились 3 судоверфи, 51 торговое судно, 5 военных заводов, 52 промышленных предприятия, 10 шахт, телеграфная система, связывавшая все основные города страны, а также железные дороги протяженностью около 120 км.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.005 с.)