Формирование современной полиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование современной полиции



 

Наряду с реформой вооруженных сил реорганизация полицейской системы также составляла важную часть мэйдзийских преобразований. Начало созданию современной полиции было положено в октябре 1871 г. выделением 3 тыс. чел. для патрульной службы в токийской столичной префектуре (фу) и одновременным роспуском существовавшего до того префектурального военного формирования. В начале 70-х годов была создана централизованная полицейская система, которая в 1874 г. перешла под управление ведомства внутренних дел. В префектурах надзор над деятельностью полиции обеспечивал губернатор через соответствующее управление. Особый порядок был введен в токийской столичной префектуре, где, по парижскому образцу, появилась должность полицейского губернатора, наряду с обычным.

В уездах существовали свои полицейские отделения, штаты которых определялись в соответствии с численностью населения. В целом по стране была установлена следующая квота: в городах по одному полицейскому на 300–800 чел., а в уездах — на 1–2 тыс. Полиции надлежало: поддерживать тишину и порядок на вверенных ей участках, но не превышать свои полномочия; следить за санитарным состоянием местности; бороться со злоупотреблениями властей; заниматься следственно-розыскной работой; осуществлять надзор за пожарными командами. Позже к ее компетенции были отнесены контроль за политической ситуацией, осуществление цензуры печатных органов и надзор за нравственностью.

Постепенно возникали и развивались новые виды полицейских служб, различавшихся по видам ставившихся перед ними задач. В марте 1881 г. была создана военная полиция, или жандармерия (кэмпэйтай). Примечательную тенденцию внутри полицейского механизма составляло обособление полиции, занимавшейся защитой государственного строя, от обычной административной полиции.

Все полицейские в стране рассматривались как государственные чиновники. Чины префектуральных полицейских управлений назначались центром. Финансирование осуществлялось, большей частью, за счет местных бюджетов. Центральное правительство доплачивало 15–17 %, и лишь в Токио дотации составляли 40 %.

На первых порах основная масса полицейских вербовалась из самураев. С одной стороны, это была наиболее образованная часть населения, но, с другой, в их сознании прочно укоренилось высокомерие и презрение к простому народу. Поэтому остро встал вопрос о подготовке новых полицейских кадров. С этой целью в Токио было учреждено специальное учебное заведение — коллегия полиции и тюрем. В нее направлялись по решению губернаторов префектур наиболее способные сотрудники. Вернувшись на места, они обучали своих коллег.

Тюрьмы относились к компетенции ведомства юстиции, в котором было создано специальное управление. На местах ими, как и полицией, ведали губернаторы. До конца века они находились на балансе местных бюджетов, поэтому их состояние зависело от воли префектуральных властей. Многие тюрьмы оказались в крайне плачевном состоянии. Как и полиция, они в Японии имели свои специфические черты. «Это обстоятельство, — писал бывший руководитель ведомства внутренних дел Суэмацу, — должны иметь в виду иностранцы, путешествующие по Японии. Я этим не хочу сказать, что наша система лучше. Западные порядки и обычаи имеют свои хорошие стороны. Они очень полезны и хорошо приспособлены к потребностям этих стран. Я хочу только сказать, что наши обычаи иные».

Непохожесть Японии на западные страны нередко приводила к недоразумениям в отношениях с иностранцами, и японцы старались по мере возможности сглаживать их. Например, в японских тюрьмах практиковалась система общего содержания с обеспечением всего необходимого за счет заключенного. Для иностранцев же устраивались одиночные камеры, и им предоставлялись кровати, постельное белье и прочие предметы, к которым они привыкли.

 

Судебно-правовая реформа

 

 

Мэйдзийское руководство рассматривало создание новой судебно-правовой системы как важную составную часть реформ и, в то же время, как предпосылку их успеха. В течение 70-х годов правительство провозглашало свою приверженность идее развития правовой системы, основанной на разделении властей и гарантиях прав человека. Однако в эти годы японские юристы еще оставались под влиянием китайской модели права. В 80-е годы произошел отказ от нее в пользу западных правовых систем, что было сделано во многом в интересах создания юридического фундамента для пересмотра неравноправных договоров с иностранными державами.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.003 с.)