Классификация налогов и сборов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация налогов и сборов



Необходимость классифицировать налоги и сборы обусловлена потребностями бюджетного процесса, изучением тенденций развития теории и прак­тики налогообложения, а также проведением аналитических процедур по изу­чению как общего размера налогового бремени, так и влияния отдельных видов налогов и сборов на эффективность использования бюджетных средств. Используются различные критерии для классификации налогов. Классификация налогов по различным классифицирующим признакам представлена на рисунке 1.

Практическое значение имеет классификация по следующим признакам.

1. По способу взимания (степени переложения) различают налоги:

• прямые налоги, в числе которых выделяются группы реальных и личных;

• косвенные налоги, которые подразделяют на универсальные и индивидуальные.

Прямые налоги взимаются с доходов налогоплательщика (прибыли организации, доходов физических лиц).

Реальными прямыми налогами принято считать такие налоги, ставка ко­торых определяется в зависимости от предполагаемого дохода от использова­ния отдельных групп имущества - земельный налог, налог на имущество орга­низаций, единый налог на вмененный доход по отельным видам деятельности и т. д.

Личными прямыми налогами называются налоги, размер которых прямо зависит от доходов, полученных налогоплательщиком.

Косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком, но возмещаются за счет покупателей, т. е. включаются в цену продажи товаров и продукции. Универсальные косвенные налоги взимаются со всех видов продаваемых това­ров, работ или услуг. При этом используется ограниченное число налоговых ставок, но по отдельным видам товаров могут предусматриваться льготы. Применение косвенных налогов сопровождается правом на получение налогоплательщиком налоговых вычетов (сумм, уменьшающих налоговую базу или непосредственно сумму налоговой задолженности по платежам в бюджет).

2. По объекту обложения налогом облагаются:

       - реализация товаров (работ, услуг). Для целей налогообложения то­варом признается любое имущество, реализуемое либо предназна­ченное для реализации. Работой признается деятельность, результа­ты которой имеют материальное выражение и могут быть реализо­ваны для удовлетворения потребностей организации и (или) физи­ческих лиц. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринима­телем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права соб­ственности на товары, результатов выполненных работ одним ли­цом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом дру­гому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Таким образом, основным признаком того, что хозяйственная операция относится к категории реализаци­онных, является факт перехода права собственности на товары (ра­боты, услуги);

       - имущество. В налогообложении под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Имущество является объектом обложения для земельного налога, налога на имущество физических лиц, нало­га на имущество организаций, транспортного налога;

- прибыль. Прибылью является превышение доходов, полученных от предпринимательской деятельности (увеличенных на сумму прочих доходов), над суммой расходов, понесенных в связи с получением данного дохода (увеличенных на суммы прочих расходов). Размер прибыли определяется по данным бухгалтерского учета, скорректи­рованных в тех случаях, когда требования налогового законода­тельства отличаются от норм бухгалтерского учета;

- доходы. В данном случае объектом налогообложения является вы­ручка от реализации продукции (работ, услуг), прочих доходов ор­ганизаций, а также суммы доходов, полученных физическими ли­цами. Налоговое законодательство допускает возможность выбора налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (фактически по­лученная прибыль). Такую возможность предоставляет использова­ние упрощенной системы налогообложения;

       - расходы. Классификация по данному признаку стала возможной только после
2006 г., когда в ст. 38 НК РФ были внесены соответ­ствующие изменения, хотя налоги по суммам стоимости произве­денных расходов взимались и ранее;

- иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законода­тельство о налогах и сборах связывает возникновение у налогопла­тельщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

3. По субъекту налогообложения облагаются налогами:

- налоги, уплачиваемые юридическими лицами. Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации, а также иностранные юридические лица, компа­нии и другие корпоративные образования, обладающие граждан­ской правоспособностью, созданные в соответствии с законода­тельством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и меж­дународных организаций, созданные на территории Российской Федерации;

- налоги, уплачиваемые физическими лицами - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

- налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями (физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образо­вания юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хо­зяйств;

- смешанные налоги (страховые взносы во внебюджетные фонды, НДС, транспортный налог, налог на игорный бизнес).

4. По способу обложения:

- у источника;

- по декларации;

- по налоговому уведомлению.

Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Наиболее распространенный способ определения налогового оклада, заложенный в подавляющем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком.

Способ «у источника» закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты, дабы исключить возможность уклонения от его уплаты. В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых агентов в НДС и налоге на прибыль организаций.    

Способ «по уведомлению» закладывается чаще в налогах с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведомление налогоплательщика. Исчисление налога производится исходя из сопоставлений внешних признаков, например предполагаемой средней доходности, объектов налогообложения. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном (для физических лиц).

5. В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

- с твердыми ставками;

- с процентными (пропорциональными, прогрессивными, регрессив­ными) ставками;

-  с комбинированными (смешанными) ставками.

1) Налоги с твердыми (специфическими) ставками - величина ставки устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы. К ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог и др.

2) Налоги с процентными (адвалорными) ставками - величина ставки устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). К таким налогам относятся, например, налог на прибыль, НДФЛ, НДС.

3) Налоги с комбинированными (смешанными) ставками - величина ставки устанавливается посредством сочетания (комбинирования) специфических и адвалорных ставок. В качестве основной здесь, как правило, используется адвалорная ставка, но ее применение ограничивается специфической ставкой снизу и (или) сверху определенной величины налоговой базы. Например, комбинированные налоговые ставки по акцизам.

В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остается неизменным вне зависимости от величины этих доходов (прибыли). Таким образом, превалирование этих налогов в налоговой системе формирует ее нейтральность, не увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую неравенство граждан после уплаты налогов. К таким налогам относятся, в частности, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций и физических лиц.

В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при увеличении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессивность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в российской налоговой системе нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку.

В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). В настоящее время в российской налоговой системе нет ни одного налога, использующего регрессивную ставку.

6. В зависимости от использования (назначения) налоги бывают:

- общие (абстрактные) налоги;

- специальные (целевые) налоги.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определен­ные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить: страховые взносы во внебюд­жетные фонды; транспортный налог.

7. По срокам (регулярности) уплаты налоги бывают:

- регулярные (периодические) налоги;

- разовые налоги.

Большая часть налогов по данному признаку является регулярной. К чис­лу разовых налогов могут быть отнесены сборы за пользование животным ми­ром и объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина.

8. По источнику уплаты (возмещения) различают налоги на:

 - прибыль - налоги, относимые на финансовые результаты (например, налог на имущество организаций);

 - доходы - налоги, включаемые в продажную цену товаров, работ, услуг (например, НДС);

 - расходы - налоги, относимые на издержки обращения и затраты производства;

 - налоги, уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в рас­поряжении налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций).

9. В зависимости от принадлежности к уровню управления:

- федеральные налоги;

- региональные налоги;

- местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федераль­ных органов власти. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Особая категория налогов - так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления пяти таких режимов:

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный до­ход для определенных видов деятельности;

- упрощенная система налогообложения;

- патентная система налогообложения;

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- система налогообложения при выполнении соглашении о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Элементы налогообложения

К законам, регламентирующим налогообложение, предъявляются повы­шенные требования, так как они затрагивают материальные интересы налого­плательщиков. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно утвердить:

- обязанное лицо, размер обязательств и порядок его исполнения;

- границы требований государства, относительно мущества налогоплательщика.

Налог - это комплексное экономико-правовое общественное явление, включающее в себя совокупность определенных взаимодействующих состав­ляющих, которые именуются в теории прав как элементы (структура) налога, элементы налогового обязательства.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налога. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то либо налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом, либо это ведет к нарушениям со стороны налоговых органов в силу расширительности толкования положе­ний закона.

Хотя число налогов велико и структура их различна, элементы налога имеют универсальное значение.

К элементам налога относятся:

1) субъект налогообложения;

2) предмет и объект налогообложения;

3) налоговая база;

4) масштаб налога и единица налогообложения;

5) налоговый период и отчетный период;

6) ставка налога и метод налогообложения;

7) порядок и способы исчисления налога;

8) способы, сроки и порядок уплаты налога.

При наличии в законе полной совокупности этих элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Налогообложение- процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с вы­работанной налоговой политикой, принципами их установлении.

Различают существенные, факультативные и дополнительные элементы налога. Элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его испол­нения не могут считаться определенными, называются существенными (обяза­тельными) элементами налога.

Положение о выделении этих элементов отражено в части первой НК РФ. Согласно ст. 17 НК РФ к существенным (обязательным) элементам налогооб­ложения относятся:

- субъект налогообложения (налогоплательщик);

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Существуют и факультативные элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся:

- порядок удержания и порядок возврата неправильно удержанных сумм налога;

- ответственность за налоговые правонарушения;

- налоговые льготы и др.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, устанавливая региональные налоги и сборы, определяют в зако­нах субъектов РФ как существенные, так и факультативные элементы налого­обложения.

Согласно ст. 12 НК РФ это:

- налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, предусмотренных НК РФ;

- порядок и сроки уплаты налога и сбора;

- налоговые льготы (основания и порядок их применения).

Представительные органы местного самоуправления, устанавливая мест­ные налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах о налогах как существенные, так и факультативные элементы налогообложения. Согласно ст. 12 НК РФ это:

- налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, предусмотрен­ных НК РФ;

- порядок и сроки уплаты налога и сбора;

- налоговые льготы.

Дополнительные элементы налогов - те, которые не предусмотрены зако­нодательно для установления налога, но более полно характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения. К ним относятся:

- предмет налога;

- масштаб налога;

- единица налога;

- источник налога;

- налоговый оклад;

- получатель налога.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) - это лицо, на которое воз­ложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов вы­ступают организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Юридические лица - организации, учреждения, предприятия, фирмы, вы­ступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанно­стей.

Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства.

Филиалы и иные обособленные подразделения организации не являются налогоплательщиками, но исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и подразделений. Фили­алы иностранных организаций являются самостоятельными налогоплательщи­ками.

Различия между налогоплательщиками и плательщиками сборов заклю­чаются в следующем:

- плательщики сборов уплачивают его в связи с оказанием государ­ством, каких - либо адресных услуг, а налогоплательщики - безвоз­мездно;

- налогоплательщики обязаны в принудительном порядке уплатить налоги, у плательщиков сборов - относительная добровольность;

- налогоплательщики платят налоги на постоянной основе, периоди­чески, а плательщики сборов - в большинстве случаев платят разо­вые платежи;

- налогоплательщики подчиняются только законодательству о нало­гах и сборах, а плательщики сборов - нормативно - правовым актам налогового права и нормативно- правовым актам других отраслей права.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определя­ется принципом постоянного местопребывания (резидентства), с учетом кото­рого различаются два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерези­денты.

Налоговые резиденты имеют постоянное местопребывание в определен­ном государстве. Налогообложению подлежат их доходы, полученные на тер­ритории данного государства и за рубежом (полная налоговая ответственность).

Резидент - юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономически законах придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны. Их доходы, полу­ченные на территории данного государства и за рубежом, подлежат налогооб­ложению.

У нерезидентов налогообложению подлежат только те их доходы, кото­рые получены в данном государстве (ограниченная налоговая ответственность).

Нерезидент - юридическое лицо, действующее в данной стране, но заре­гистрированное как субъект хозяйствования в другой; физическое лицо, дей­ствующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой.

Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве. Для нерезидентов могут быть установлены особые правила налогообложения. Нало­гообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данном государстве.

Определяя обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, Конституция РФ имеет в виду исключительно налогоплательщиков. Однако в ряде случаев законодатель возлагает исполнение налоговой обязанности на третьих лиц, именуемых НК РФ «налоговыми агентами». Т.е. кроме налогоплательщиков (плательщиков сборов) в НК РФ выделяются и другие субъекты налоговых правоотношений (налоговые агенты, представители). Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обя­занности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Налоговые агенты - это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствую­щий бюджет налогов.

Статус налогового агента имеют:

- организации в отношении налога на доходы физических лиц;

- организации в отношении НДС по суммам арендной платы при аренде государственного и муниципального имущества;

-  российские контрагенты иностранных юридических лиц, не имею­щих постоянного представительства на территории РФ, в отноше­нии некоторых налогов (НДС, налог на прибыль организаций);

- российские организации (хозяйственные товарищества), выплачи­вающие учредителям (акционерам) проценты или дивиденды.

Налоговые агенты имеют те же общие права, что и налогоплательщики. При этом Кодексом могут быть преду­смотрены дополнительные права, предоставляемые налоговым агентам, либо исключение отдельных видов прав, как нехарактерных для данной группы хо­зяйствующих субъектов.

Перечень же обязанностей несколько отличается от перечня обязанностей налогоплательщика.

Налоговые агенты обязаны:

- правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;

- в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме за­долженности налогоплательщика;

- вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам дохо­дов; исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную си­стему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью ис­числения, удержания и перечисления налогов;

- в течение 4-х лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность (налоговую, администра­тивную, уголовную) в соответствии с законодательством.

Необходимо различать два понятия: «предмет налогообложения» и «объект налогообложения». В современном законодательстве России данные понятия объединены в одно - объект налогообложения. Но понятия эти не тождественные. Предмет налогообложения обозначает признаки фактического, а не юридического характера. Например, предметом налога на имущество является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий. Объектом налога является право собственности на имущество.

Предмет налогообложения - это имущество (земли, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Объект налогообложения - предмет, подлежащий налогообложению. Или это юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог: совершение оборота по реализации товара; владение имуществом; вступление в наследство; получение дохода и др.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения. В этом случае для измерения сначала выбирают из множества возможных ту или иную физическую характеристику.

Масштаб налога - это установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб налога определяется посредством эконо­мических (стоимостных) и физических характеристик. При измерении дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов используют, например, крепость напитков, объем, массу подакцизных товаров и другие характеристики. При исчислении транспортного налога - мощность двигателя, в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств - валовую вместимость.

Единица налогообложения — это единица масштаба налогообложения, ко­торая используется для количественного выражения налоговой базы.

Например, при налогообложении добавленной стоимости – рубль, при ис­числении транспортного налога - лошадиная сила, регистровая тонна валовой вместимости, при исчислении акцизов - процент этилового спирта, литр и т. д.

В налоговой системе России приоритетное значение имеют налоги, пред­мет которых измеряется в денежных единицах: НДС; НДФЛ; налог на прибыль.

Метод налогообложения — это порядок изменения ставки налога в зави­симости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налого­обложения:

1. Равный - для каждого налогоплательщика применяется равная сумма налога. Например, подушный налог (в конце XVIII в. был главным доходом Российского государства).

2. Пропорциональный - для каждого налогоплательщика устанавли­вается равная ставка налога. Ставка налога не зависит от базы нало­гообложения. С ростом налоговой базы пропорционально возраста­ет и налог. Примером пропорционального налогообложения явля­ются НДФЛ, налог на прибыль организаций.

3. Прогрессивный - с ростом налоговой базы растет ставка налога.

4. Регрессивный - с ростом налоговой базы ставка налога уменьшается.

До сих пор ведется спор о справедливости применения пропорциональной или прогрессивной ставки. Метод пропорционального налогообложения некоторыми финансистами и политиками считается более справедливым. При этом методе ослабляется налоговое бремя налогоплательщика по мере роста дохода. В настоящее время по пропорциональному методу построено подавля­ющее большинство налогов.

Налоговая база - это количественное выражение предмета налогообложения. Поэтому налоговая база выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога. Как правило, на практике основные трудности у бухгалтеров возникают с опре­делением налоговой базы. Поэтому при проведении налоговых проверок самым распространенным нарушением является занижение налоговой базы. Очень много спорных вопросов по НДС, НДФЛ, налогу на прибыль.

Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются НК РФ. В ст. 53 НК РФ дается следующее определение: «Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложе­ния». Соответственно различают налоговые базы:

• со стоимостными показателями (сумма дохода, например стоимость имущества при исчислении налога на имущество физических лиц);

• с объемно-стоимостными показателями (объем реализованной про­дукции, например, при исчислении НДС);

• с физическими показателями (объем добытого сырья при исчисле­нии налога на добычу полезных ископаемых).

Налоговая база в ряде случаев совпадает с объектом налогообложения или является его составной частью, например, налог на прибыль, а ряде случаев не входит в состав объекта налогообложения.

При уплате транспортного налога объектом является транспортные сред­ства, а налоговой базой - физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах).

Налоговая ставка - это ставка налоговых начислений на единицу измере­ния налоговой базы (ст. 55 НК РФ).

Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по феде­ральным сборам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

Классификация ставок:

1) В зависимости от способа определения суммы налога ставки бывают:

- равные ставки - когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. В настоящее время нет налогов, по ко­торым сумма налога определяется по равной ставке. В качестве примера можно привести таможенный сбор, который не является налогом;

- твердые ставки - на каждую единицу налогообложения устанавли­вается фиксированный размер налога;

- процентные (адвалорные) ставки - устанавливаются в виде доли от общей величины налоговой базы. Данные ставки являются наиболее распространенными и применяются по тем налогам, у которых налоговая база выражена в стоимостных показателях.

- комбинированные ставки. Сочетание твердых и процентных ставок образует комбинированные ставки. Например, комбинированные ставки  по акцизам.

2) В зависимости от степени изменяемости ставки налога могут быть: общие, повышенные, пониженные.

Например, при общей ставке по налогу на доходы физических лиц 13 % предусмотрены повышенная - 35 % (стоимость полученных выигрышей или призов - в части превышения 4 000 руб.) и 30 % (доходы нерезидентов).

Способы определения налоговой базы. В теории и практике налогообложения существуют различные способы определения налоговой базы:

 1) прямой способ основан на определении реально и документально подтвержденных показателей налогоплательщика). Например, по налогу на прибыль используются данные о доходах и расходах, учтенные в налоговых регистрах налогового учета. При этом налоговые регистры предприятия разрабатывают самостоятельно на ос­нове положений НК РФ и рекомендаций ФНС России;

2) косвенный способ основан на определении налоговой базы расчет­ным путем посредством использования имеющейся информации о налогоплательщике, а также на основании данных других налого­плательщиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности. Согласно статье 31 НК РФ это возможно в следующих случаях: отказа налогоплательщика допустить должностных лиц к осмотру (обследованию) помещений, территорий, используе­мых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объекта налогообложения и непредставления необходимых документов налоговому орга­ну в течение более двух месяцев; o отсутствия учета налогоплательщиком доходов и расходов, объектов налогообложения; o ведения учета с нарушениями установленного порядка, при­ведшего к невозможности исчислить налоги;

3) условный способ - налоговая база определяется с помощью вторичных признаков условной суммы дохода. Доход лица может определяться исходя из размера торговой площади, количества торговых мест, количества автомобилей и т. д. Примером является единый налог на вмененный доход.

Методы формирования налоговой базы. Для правильного определения момента возникновения налогового обяза­тельства большое значение имеет метод формирования налоговой базы. Существует два основных метода: кассовый и накопительный (метод начислений).

При использовании кассового метода доходом являются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами - реально выплаченные суммы.

При использовании накопительного метода (начислений) доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникающих в налоговом периоде.

Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются НК РФ.

Налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Значимость данного элемента объясняется тем, что многим объектам налогообложения (получение дохода, реализация товаров) свойственны повторяемость, протяженность во времени.

Согласно ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по оконча­нии которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Следует различать понятия «налоговый период» и «отчетный период».

Отчетный период - срок подведения итогов (окончательных или промежуточных), составления отчетности и представления ее в налоговый орган.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Кроме того, авансовые платежи по ряду налогов уплачиваются неоднократно в течение отчетного периода.

Например, по налогу на прибыль, налоговый период составляет кален­дарный год, а отчетных периодов в общем случае - три: I квартал, полугодие, девять месяцев. При этом в течение отчетного периода налогоплательщики в установленном порядке исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа.

Если организация была создана после начала календарного года, то первым налоговым периодом для нее является период со дня государственной ре­гистрации до конца года. При создании организации в день, попадающий в пе­риод с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее будет период со дня создания до конца следующего календарного года. Эти правила действуют для налогов, по которым налоговый период - календарный год.

Если налоговый период - один месяц, то при создании, ликвидации, реор­ганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета. Например, если при создании организации еще нет выручки, значит, отсутствует источник уплаты налога.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категори­ям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачи­вать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

        - необлагаемый минимум. Например, по налогу на доходы физических лиц предусмотрены стандартные налоговые вычеты;

        - освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;

        - снижение налоговых ставок. Например, по НДС - основная ставка 18 %, но на некоторые виды продукции по перечню, утвержденному Правительством РФ, НДС начисляется по ставке 10 %;

        - изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога. Изъятия представляют собой налоговую льготу, которая направлена на выведение из - под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В частности, в отношении налогов на имущество изъятия сводятся к освобождению от налогообложения отдельных видов имущества и другие льготы.

Налоговые льготы могут устанавливаться только законодательством о налогах и сборах, поэтому нормы иных «неналоговых» законов, предоставля­ющие какие-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.69.178 (0.163 с.)