Налог на добычу полезных ископаемых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налог на добычу полезных ископаемых



Налог на добычу полезных ископаемых - это федеральный налог, регулируемый главой 26 Налогового кодекса РФ. Так как его уплачивают пользователи недр, одним из важнейших документов для понимания и применения НДПИ также является Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Налогоплательщиками НДПИ являются организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и признаваемые пользователями недр, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов.

По общему правилу налогоплательщики должны встать на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, который они используют, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые:

- добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья);

- извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;

- добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых или используемых по международным договорам, а также находящихся под юрисдикцией РФ.

Не являются объектами налогообложения:

- общераспространенные полезные ископаемые, в т.ч. подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

- добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и др. геологические коллекционные материалы;

- добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

- полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

- дренажные подземные воды;

- метан угольных пластов.

Налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок. Она определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому. Особым образом определяется стоимость углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья. Общий порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы указан в статье 340 Налогового Кодекса РФ.

Налоговым периодом является календарный месяц.

Налоговые ставки установлены по каждому виду полезных ископаемых статьей 342 Налогового Кодекса РФ. При исчислении НДПИ применяются следующие налоговые ставки:

1) Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых;

2) 3,8 % при добыче калийных солей;

3) 4 % при добыче: торфа; горючих сланцев; апатитовых и фосфоритовых руд;

4) 4,8 % при добыче кондиционных руд черных металлов;

5) 5,5 % при добыче:

- сырья радиоактивных металлов;

- горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд);

- неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии;

- соли природной и чистого хлористого натрия;

- подземных промышленных и термальных вод;

- нефелинов, бокситов;

6) 6 % при добыче:

- горнорудного неметаллического сырья;

- битуминозных пород;

- концентратов и других полупродуктов, содержащих золото;

- иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки;

7) 6,5 % при добыче:

- концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота);

- драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота);

- кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;

8) 7,5 % при добыче минеральных вод и лечебных грязей;

9) 8,0 % при добыче:

- кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);

- редких металлов, как образующих собственные месторождения, так и являющихся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;

- многокомпонентных комплексных руд, а также полезных компонентов многокомпонентной комплексной руды, за исключением драгоценных металлов;

- природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней;

10) 919 рублей с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. Ставки при добыче нефти устанавливаются в рублях за 1 тонну. Базовые ставки применяются с корректирующим коэффициентом (Кц), характеризующим динамику мировых цен на нефть. Корректирующий коэффициент определяется по формуле:

Кц = (Ц – 9) х Р/261,

где Ц – средний за налоговый период уровень цен сорта нефти «Юралс» в долларах США за баррель;

Р – среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ.

Средний за налоговый период уровень цен сорта нефти «Юралс» представляет собой сумму средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья. Этот показатель ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца публикуется в официальных источниках информации, а при отсутствии указанной информации в официальных источниках определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметиче­ское значение этого курса за все дни в соответствующем налоговом периоде.

11) 42 рубля за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья;

12) 35 рублей за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

13) 47 рублей за 1 тонну добытого антрацита;

14) 57 рублей за 1 тонну добытого угля коксующегося;

15) 11 рублей за 1 тонну добытого угля бурого;

16) 24 рубля за 1 тонну добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого;

 Указанные в подпунктах 13- 16 настоящего пункта налоговые ставки в отношении угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, устанавливаемые по каждому виду угля, указанному в подпункте 1.1 п. 2 статьи 337 НК РФ, ежеквартально на каждый следующий квартал и учитывающие изменение цен на уголь в РФ за предыдущий квартал, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим абзацем ранее. Коэффициенты-дефляторы определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.

Налоговый вычет по НДПИ. Статья 343.1 Налогового кодекса РФ регулирует право налогоплательщика на получение налогового вычета - можно по своему выбору уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов налогоплательщика в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр.

В налоговый вычет включаются следующие расходы:

- материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном главой 25 «Налог на прибыль» НК РФ;

- расходы налогоплательщика на приобретение амортизируемого имущества;

- расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.

Право на применение данного налогового вычета непосредственно связано с обязанностью налогоплательщика НДПИ - работодателя обеспечивать безопасные условия труда и их охрану. Порядок признания расходов в целях применения данного вычета должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения.

 Порядок и сроки уплаты налога, отчетность. По итогам месяца исчисляется сумма налога отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Пользователи недр уплачивают регулярные платежи ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год (Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1).

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр устанавливаются Правительством РФ, а суммы этих платежей направляются в федеральный бюджет. Декларация по НДПИ представляется в налоговый орган по месту нахождения российской организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, месту осуществления деятельности иностранной организации через филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Обязанность представления налоговой декларации возникает, начиная с налогового периода, в котором стала осуществляться фактическая добыча полезных ископаемых. Представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговую декларацию по НДПИ можно подавать как в бумажном, так и в электронном виде. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Для перечисления НДПИ в бюджет налогоплательщики оформляют платежное поручение по установленным правилам с заполнением соответствующих реквизитов. Коды бюджетной классификации (КБК) для перечисления НДПИ представлены в таблице 1 (Приложение 1).

Водный налог

Водный налог - это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 НК РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. С 2007 года вступил в действие Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

 Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений.

А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера - плата за пользование водными объектами.

Статья 333.8 НК РФ также претерпела изменения и дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ. Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Налогоплательщики водного налога - это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата. Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами:

 - договор водопользования;

- решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Перечень объектов налогообложенияводным налогом, а также видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения, определен ст. 333 НК РФ.

Признаются объектами налогообложения:

1. Забор воды из водных объектов.

2. Использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях.

3. Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

4. Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

1.    Забор воды из подземных водных объектов:

• воды, содержащей полезные ископаемые и/или природные лечебные ресурсы, а так­же термальных вод;

• шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

2.    Забор воды из водных объектов:

• для обеспечения пожарной безопасности, ликвидации стихийных бедствий и аварий;

• для обеспечения работы технологического оборудования морских судов;

• для рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

• для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участ­ков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

3.    Использование акватории водных объектов:

• для рыболовства и охоты;

• для воспроизводства водных биологических ресурсов;

• для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

• для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий,
сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с
охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредно­
го воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

• для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

• для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетическо­го, мелиоративного, рыбохозяйственного, водопроводного и ка­нализационного назначения;

•    для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей.

Налоговая база. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. В том случае, когда в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Определение налоговой базы применительно к отдельным видам водопользования имеет свои отличительные особенности:

- при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период;

- при использовании акватории водных объектов (за исключением лесосплава в плотах и кошелях) налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства;

- при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база представляет собой количество произведенной за налоговый период электроэнергии;

- при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период (в тысячах кубических метров), и расстояния сплава (в километрах), деленного на 100.

Налоговый период по водному налогу - квартал. Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом). Что касается платы за пользование водными объектами, то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов в ст. 333.12 НК РФ. С 1 января 2018 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года.

Порядок и сроки уплаты, отчетность. Исчислить сумму водного налога налогоплательщик должен самостоятельно. Общая сумма налога - это результат сложения сумм налога, рсчиасчитанных по всем видам водопользования. Сумма налога по итогам каждого налогового периода уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В тот же срок необходимо представить и налоговую декларацию по водному налогу (ее нужно сдать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения). Водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет. Иностранные лица, уплачивающие водный налог, должны представить копию налоговой декларации по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговая декларация утверждена приказом Минфина РФ от 03.03.2005 № 29н. Она может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде - по выбору налогоплательщика. Что касается платы за пользование водными объектами, то порядок ее уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

 Для перечисления водного налога в бюджет налогоплательщики оформляют платежное поручение по установленным правилам с заполнением соответствующих реквизитов. Коды бюджетной классификации (КБК) для перечисления водного налога представлены в таблице 1 (Приложение 1).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.03 с.)