Пм. 02 «ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пм. 02 «ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы



УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по темам 1.1–1.6 МДК.02.01 «Организация расчетов с бюджетами
бюджетной системы Российской Федерации». Налоги и сборы.

ПМ.02 «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы

Российской Федерации»

для студентов специальности СПО 38.02.06 «Финансы»

Санкт-Петербург, 2020

Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж банковского дела и информационных систем».

 

Составитель пособия: Буковская Т.Н. преподаватель Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж банковского дела и информационных систем».

 

Учебное пособие по темам 1.1-1.6 МДК.02.01 «Организация расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» ПМ.02 «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии, протокол № 8 от 15.06.2020.

 

 

Старший методист                                                                            А.Ф. Жмайло

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 5

1.1. Экономическая сущность налога. Налоговая система РФ. 5

1.2. Нормативно-правовые документы. Налоговый кодекс РФ.. 7

1.3. Классификация налогов и сборов. 9

1.4. Элементы налогообложения. 12

2. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ РФ.. 19

2.1. Порядок и способы исчисления налогов, сборов, страховых взносов. 19

2.2. Порядок заполнения платежных поручений на перечисление налогов, сборов и страховых взносов. 21

2.3. Виды программного обеспечения, используемого при осуществлении расчетов по платежам в бюджет РФ и внебюджетные фонды.. 31

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ... 33

3.1. Налог на добавленную стоимость. 33

3.2. Акцизы.. 37

3.3. Налог на прибыль организаций. 41

3.4. Страховые взносы.. 46

3.5. Налог на доходы физических лиц. 50

3.6. Государственная пошлина. 59

3.7. Налогообложение природопользования. 60

3.7.1. Налог на добычу полезных ископаемых. 60

3.7.2. Водный налог. 63

3.7.3. Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. 65

4. РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ... 67

4.1. Региональные налоги. 67

4.1.1. Налог на имущество организаций. 67

4.1.2. Транспортный налог. 70

3. Налог на игорный бизнес. 72

4.2. Местные налоги и сборы.. 73

4.2. 1. Земельный налог. 73

4.2.2. Налог на имущество физических лиц. 76

4.2.3. Торговый сбор. 78

5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ... 80

5.1. Критерии применения специальных налоговых режимов. 80

5.2. Упрощенная система налогообложения. 86

5.3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. 90

6. Формирование и представление отчетности по уплате налогов и страховых взносов. 97

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 105

Приложение 1. 107

Приложение 2. 109

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

МДК.02.01«Организация расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» – составная часть профессионального модуля ПМ.02 «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», являющегося обязательным профессиональным модулем, предусмотренным требованиями ФГОС для подготовки специалистов среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 «Финансы».

Специфика МДК.02.01«Организация расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» обусловлена его практической направленностью. Целью МДК является, в первую очередь, формирование и развитие у студентов умений формировать налоговую базу, исчислять налоги, сборы и страховые взносы, составлять налоговую отчетность. Программой ПМ.02 «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» предусмотрено проведение теоретических и практических занятий, выполнение самостоятельной работы. Основой для проведения практических и самостоятельных работ являются теоретические аспекты, представленные в данном пособии.

Учебное пособие содержит основные темы, включенные в рабочую программу ПМ.02«Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». Учебное пособие состоит из шести разделов.

В первом разделе «Система налогообложения в Российской Федерации» рассмотрены элементы и классификация налогов, налоговое законодательство, методы формирования налоговой базы; во втором разделе рассмотрены способы исчисления и источники уплаты налогов, порядок заполнения платежных поручений по перечислению налогов, сборов в бюджет РФ и страховых взносов во внебюджетные фонды; в третьем - порядок исчисления и уплаты федеральных налогов и сборов, в четвертом – региональных и местных налогов; в пятом разделе рассмотрены специальные налоговые режимы; в шестом рассмотрен порядок формирования и представления отчетности по начисленным и перечисленным налогам в бюджет и страховым взносам во внебюджетные фонды.

Учебное пособие предназначено для студентов колледжа, МДК.02.01«Организация расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» для использования на учебных занятиях для выполнения отдельных заданий преподавателя, для самостоятельного изучения отдельных тем или для подготовки к экзамену или зачету.

Пособие построено в соответствии с требованиями к уровню подготовленности лиц, обучающихся по данной специальности 38.02.06 «Финансы», и призвано помочь будущим специалистам выработать умения и навыки исчисления и перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.


Элементы налогообложения

К законам, регламентирующим налогообложение, предъявляются повы­шенные требования, так как они затрагивают материальные интересы налого­плательщиков. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно утвердить:

- обязанное лицо, размер обязательств и порядок его исполнения;

- границы требований государства, относительно мущества налогоплательщика.

Налог - это комплексное экономико-правовое общественное явление, включающее в себя совокупность определенных взаимодействующих состав­ляющих, которые именуются в теории прав как элементы (структура) налога, элементы налогового обязательства.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налога. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то либо налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом, либо это ведет к нарушениям со стороны налоговых органов в силу расширительности толкования положе­ний закона.

Хотя число налогов велико и структура их различна, элементы налога имеют универсальное значение.

К элементам налога относятся:

1) субъект налогообложения;

2) предмет и объект налогообложения;

3) налоговая база;

4) масштаб налога и единица налогообложения;

5) налоговый период и отчетный период;

6) ставка налога и метод налогообложения;

7) порядок и способы исчисления налога;

8) способы, сроки и порядок уплаты налога.

При наличии в законе полной совокупности этих элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Налогообложение- процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с вы­работанной налоговой политикой, принципами их установлении.

Различают существенные, факультативные и дополнительные элементы налога. Элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его испол­нения не могут считаться определенными, называются существенными (обяза­тельными) элементами налога.

Положение о выделении этих элементов отражено в части первой НК РФ. Согласно ст. 17 НК РФ к существенным (обязательным) элементам налогооб­ложения относятся:

- субъект налогообложения (налогоплательщик);

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Существуют и факультативные элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся:

- порядок удержания и порядок возврата неправильно удержанных сумм налога;

- ответственность за налоговые правонарушения;

- налоговые льготы и др.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, устанавливая региональные налоги и сборы, определяют в зако­нах субъектов РФ как существенные, так и факультативные элементы налого­обложения.

Согласно ст. 12 НК РФ это:

- налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, предусмотренных НК РФ;

- порядок и сроки уплаты налога и сбора;

- налоговые льготы (основания и порядок их применения).

Представительные органы местного самоуправления, устанавливая мест­ные налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах о налогах как существенные, так и факультативные элементы налогообложения. Согласно ст. 12 НК РФ это:

- налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, предусмотрен­ных НК РФ;

- порядок и сроки уплаты налога и сбора;

- налоговые льготы.

Дополнительные элементы налогов - те, которые не предусмотрены зако­нодательно для установления налога, но более полно характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения. К ним относятся:

- предмет налога;

- масштаб налога;

- единица налога;

- источник налога;

- налоговый оклад;

- получатель налога.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) - это лицо, на которое воз­ложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов вы­ступают организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Юридические лица - организации, учреждения, предприятия, фирмы, вы­ступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанно­стей.

Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства.

Филиалы и иные обособленные подразделения организации не являются налогоплательщиками, но исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и подразделений. Фили­алы иностранных организаций являются самостоятельными налогоплательщи­ками.

Различия между налогоплательщиками и плательщиками сборов заклю­чаются в следующем:

- плательщики сборов уплачивают его в связи с оказанием государ­ством, каких - либо адресных услуг, а налогоплательщики - безвоз­мездно;

- налогоплательщики обязаны в принудительном порядке уплатить налоги, у плательщиков сборов - относительная добровольность;

- налогоплательщики платят налоги на постоянной основе, периоди­чески, а плательщики сборов - в большинстве случаев платят разо­вые платежи;

- налогоплательщики подчиняются только законодательству о нало­гах и сборах, а плательщики сборов - нормативно - правовым актам налогового права и нормативно- правовым актам других отраслей права.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определя­ется принципом постоянного местопребывания (резидентства), с учетом кото­рого различаются два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерези­денты.

Налоговые резиденты имеют постоянное местопребывание в определен­ном государстве. Налогообложению подлежат их доходы, полученные на тер­ритории данного государства и за рубежом (полная налоговая ответственность).

Резидент - юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономически законах придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны. Их доходы, полу­ченные на территории данного государства и за рубежом, подлежат налогооб­ложению.

У нерезидентов налогообложению подлежат только те их доходы, кото­рые получены в данном государстве (ограниченная налоговая ответственность).

Нерезидент - юридическое лицо, действующее в данной стране, но заре­гистрированное как субъект хозяйствования в другой; физическое лицо, дей­ствующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой.

Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве. Для нерезидентов могут быть установлены особые правила налогообложения. Нало­гообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данном государстве.

Определяя обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, Конституция РФ имеет в виду исключительно налогоплательщиков. Однако в ряде случаев законодатель возлагает исполнение налоговой обязанности на третьих лиц, именуемых НК РФ «налоговыми агентами». Т.е. кроме налогоплательщиков (плательщиков сборов) в НК РФ выделяются и другие субъекты налоговых правоотношений (налоговые агенты, представители). Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обя­занности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Налоговые агенты - это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствую­щий бюджет налогов.

Статус налогового агента имеют:

- организации в отношении налога на доходы физических лиц;

- организации в отношении НДС по суммам арендной платы при аренде государственного и муниципального имущества;

-  российские контрагенты иностранных юридических лиц, не имею­щих постоянного представительства на территории РФ, в отноше­нии некоторых налогов (НДС, налог на прибыль организаций);

- российские организации (хозяйственные товарищества), выплачи­вающие учредителям (акционерам) проценты или дивиденды.

Налоговые агенты имеют те же общие права, что и налогоплательщики. При этом Кодексом могут быть преду­смотрены дополнительные права, предоставляемые налоговым агентам, либо исключение отдельных видов прав, как нехарактерных для данной группы хо­зяйствующих субъектов.

Перечень же обязанностей несколько отличается от перечня обязанностей налогоплательщика.

Налоговые агенты обязаны:

- правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;

- в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме за­долженности налогоплательщика;

- вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам дохо­дов; исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную си­стему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью ис­числения, удержания и перечисления налогов;

- в течение 4-х лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность (налоговую, администра­тивную, уголовную) в соответствии с законодательством.

Необходимо различать два понятия: «предмет налогообложения» и «объект налогообложения». В современном законодательстве России данные понятия объединены в одно - объект налогообложения. Но понятия эти не тождественные. Предмет налогообложения обозначает признаки фактического, а не юридического характера. Например, предметом налога на имущество является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий. Объектом налога является право собственности на имущество.

Предмет налогообложения - это имущество (земли, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Объект налогообложения - предмет, подлежащий налогообложению. Или это юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог: совершение оборота по реализации товара; владение имуществом; вступление в наследство; получение дохода и др.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения. В этом случае для измерения сначала выбирают из множества возможных ту или иную физическую характеристику.

Масштаб налога - это установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб налога определяется посредством эконо­мических (стоимостных) и физических характеристик. При измерении дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов используют, например, крепость напитков, объем, массу подакцизных товаров и другие характеристики. При исчислении транспортного налога - мощность двигателя, в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств - валовую вместимость.

Единица налогообложения — это единица масштаба налогообложения, ко­торая используется для количественного выражения налоговой базы.

Например, при налогообложении добавленной стоимости – рубль, при ис­числении транспортного налога - лошадиная сила, регистровая тонна валовой вместимости, при исчислении акцизов - процент этилового спирта, литр и т. д.

В налоговой системе России приоритетное значение имеют налоги, пред­мет которых измеряется в денежных единицах: НДС; НДФЛ; налог на прибыль.

Метод налогообложения — это порядок изменения ставки налога в зави­симости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налого­обложения:

1. Равный - для каждого налогоплательщика применяется равная сумма налога. Например, подушный налог (в конце XVIII в. был главным доходом Российского государства).

2. Пропорциональный - для каждого налогоплательщика устанавли­вается равная ставка налога. Ставка налога не зависит от базы нало­гообложения. С ростом налоговой базы пропорционально возраста­ет и налог. Примером пропорционального налогообложения явля­ются НДФЛ, налог на прибыль организаций.

3. Прогрессивный - с ростом налоговой базы растет ставка налога.

4. Регрессивный - с ростом налоговой базы ставка налога уменьшается.

До сих пор ведется спор о справедливости применения пропорциональной или прогрессивной ставки. Метод пропорционального налогообложения некоторыми финансистами и политиками считается более справедливым. При этом методе ослабляется налоговое бремя налогоплательщика по мере роста дохода. В настоящее время по пропорциональному методу построено подавля­ющее большинство налогов.

Налоговая база - это количественное выражение предмета налогообложения. Поэтому налоговая база выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога. Как правило, на практике основные трудности у бухгалтеров возникают с опре­делением налоговой базы. Поэтому при проведении налоговых проверок самым распространенным нарушением является занижение налоговой базы. Очень много спорных вопросов по НДС, НДФЛ, налогу на прибыль.

Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются НК РФ. В ст. 53 НК РФ дается следующее определение: «Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложе­ния». Соответственно различают налоговые базы:

• со стоимостными показателями (сумма дохода, например стоимость имущества при исчислении налога на имущество физических лиц);

• с объемно-стоимостными показателями (объем реализованной про­дукции, например, при исчислении НДС);

• с физическими показателями (объем добытого сырья при исчисле­нии налога на добычу полезных ископаемых).

Налоговая база в ряде случаев совпадает с объектом налогообложения или является его составной частью, например, налог на прибыль, а ряде случаев не входит в состав объекта налогообложения.

При уплате транспортного налога объектом является транспортные сред­ства, а налоговой базой - физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах).

Налоговая ставка - это ставка налоговых начислений на единицу измере­ния налоговой базы (ст. 55 НК РФ).

Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по феде­ральным сборам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

Классификация ставок:

1) В зависимости от способа определения суммы налога ставки бывают:

- равные ставки - когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. В настоящее время нет налогов, по ко­торым сумма налога определяется по равной ставке. В качестве примера можно привести таможенный сбор, который не является налогом;

- твердые ставки - на каждую единицу налогообложения устанавли­вается фиксированный размер налога;

- процентные (адвалорные) ставки - устанавливаются в виде доли от общей величины налоговой базы. Данные ставки являются наиболее распространенными и применяются по тем налогам, у которых налоговая база выражена в стоимостных показателях.

- комбинированные ставки. Сочетание твердых и процентных ставок образует комбинированные ставки. Например, комбинированные ставки  по акцизам.

2) В зависимости от степени изменяемости ставки налога могут быть: общие, повышенные, пониженные.

Например, при общей ставке по налогу на доходы физических лиц 13 % предусмотрены повышенная - 35 % (стоимость полученных выигрышей или призов - в части превышения 4 000 руб.) и 30 % (доходы нерезидентов).

Способы определения налоговой базы. В теории и практике налогообложения существуют различные способы определения налоговой базы:

 1) прямой способ основан на определении реально и документально подтвержденных показателей налогоплательщика). Например, по налогу на прибыль используются данные о доходах и расходах, учтенные в налоговых регистрах налогового учета. При этом налоговые регистры предприятия разрабатывают самостоятельно на ос­нове положений НК РФ и рекомендаций ФНС России;

2) косвенный способ основан на определении налоговой базы расчет­ным путем посредством использования имеющейся информации о налогоплательщике, а также на основании данных других налого­плательщиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности. Согласно статье 31 НК РФ это возможно в следующих случаях: отказа налогоплательщика допустить должностных лиц к осмотру (обследованию) помещений, территорий, используе­мых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объекта налогообложения и непредставления необходимых документов налоговому орга­ну в течение более двух месяцев; o отсутствия учета налогоплательщиком доходов и расходов, объектов налогообложения; o ведения учета с нарушениями установленного порядка, при­ведшего к невозможности исчислить налоги;

3) условный способ - налоговая база определяется с помощью вторичных признаков условной суммы дохода. Доход лица может определяться исходя из размера торговой площади, количества торговых мест, количества автомобилей и т. д. Примером является единый налог на вмененный доход.

Методы формирования налоговой базы. Для правильного определения момента возникновения налогового обяза­тельства большое значение имеет метод формирования налоговой базы. Существует два основных метода: кассовый и накопительный (метод начислений).

При использовании кассового метода доходом являются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами - реально выплаченные суммы.

При использовании накопительного метода (начислений) доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникающих в налоговом периоде.

Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются НК РФ.

Налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Значимость данного элемента объясняется тем, что многим объектам налогообложения (получение дохода, реализация товаров) свойственны повторяемость, протяженность во времени.

Согласно ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по оконча­нии которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Следует различать понятия «налоговый период» и «отчетный период».

Отчетный период - срок подведения итогов (окончательных или промежуточных), составления отчетности и представления ее в налоговый орган.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Кроме того, авансовые платежи по ряду налогов уплачиваются неоднократно в течение отчетного периода.

Например, по налогу на прибыль, налоговый период составляет кален­дарный год, а отчетных периодов в общем случае - три: I квартал, полугодие, девять месяцев. При этом в течение отчетного периода налогоплательщики в установленном порядке исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа.

Если организация была создана после начала календарного года, то первым налоговым периодом для нее является период со дня государственной ре­гистрации до конца года. При создании организации в день, попадающий в пе­риод с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее будет период со дня создания до конца следующего календарного года. Эти правила действуют для налогов, по которым налоговый период - календарный год.

Если налоговый период - один месяц, то при создании, ликвидации, реор­ганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета. Например, если при создании организации еще нет выручки, значит, отсутствует источник уплаты налога.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категори­ям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачи­вать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

        - необлагаемый минимум. Например, по налогу на доходы физических лиц предусмотрены стандартные налоговые вычеты;

        - освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;

        - снижение налоговых ставок. Например, по НДС - основная ставка 18 %, но на некоторые виды продукции по перечню, утвержденному Правительством РФ, НДС начисляется по ставке 10 %;

        - изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога. Изъятия представляют собой налоговую льготу, которая направлена на выведение из - под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В частности, в отношении налогов на имущество изъятия сводятся к освобождению от налогообложения отдельных видов имущества и другие льготы.

Налоговые льготы могут устанавливаться только законодательством о налогах и сборах, поэтому нормы иных «неналоговых» законов, предоставля­ющие какие-либо налоговые преимущества отдельным субъектам, не имеют юридической силы и, следовательно, применению не подлежат.

По федеральным налогам льготы устанавливаются НК РФ. Дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам могут быть установлены регио­нальным или местным законодательством лишь в отношении сумм, зачисляемых в региональный или местный бюджет, и только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.

По региональным и местным налогам льготы устанавливаются соответственно законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Основанием для предоставления льгот могут быть:

- материальное, финансовое, экономическое положение налогопла­тельщика;

- особые заслуги граждан перед Отечеством;

- необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны;

- социальное, семейное положение граждан;

- охрана окружающей среды и др.

Пункт 2 ст. 56 НК РФ закрепляет, что налоговые льготы являются правом, а не обязанностью налогоплательщика.


2. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ
ФОНДАМИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Акцизы

Акциз - это косвенный налог, то есть налог, который включается в цену того или иного товара (услуги), и таким образом его уплата перекладывается на конечного потребителя. Косвенные налоги являются одним из основных источников формирования доходной части федерального бюджета, поэтому порядку их исчисления и уплаты уделяется большое внимание. Акцизом облагаются так называемые подакцизные товары. Основы регулирования акциза установлены главой 22 НК РФ.

Налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%.

Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства;

- препараты ветеринарного назначения;

- парфюмерно-косметическая продукция;

- подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий;

- товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;

- парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.

 Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации. Передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;

2) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

3) передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
4) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии;

5) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

 6) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

7) передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

8) передача произведенных подакцизных товаров на переработку;

9) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

10) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. Получением денатурированного этилового спирта признается приобретение денатурированного этилового спирта в собственность;

11) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собственность.

При реорганизации организации права и обязанности по уплате акциза переходят к ее правопреемнику.

Операции, не подлежащие налогообложению:

1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
2) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории РФ.

3) первичная реализация конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниц



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.121 с.)