Доходы и расходы местного бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доходы и расходы местного бюджета



 

Доходы местного бюджета

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ доходами бюджета признаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с федеральным, региональным или местным законодательством. Соответственно доходы местных бюджетов — денежные средства, поступающие в местный бюджет на условиях безвозмездности и безвозвратности, перечисление которых начинается с момента их уплаты и завершается зачислением на счет местного бюджета.

В БК РФ доходы местных бюджетов подразделяются на собственные доходы и доходы за счет отчислений от федеральных и региональ­ных регулирующих налогов и сборов (ч. 1 ст. 60 БК РФ); а также на налоговые и неналоговые доходы (ст. 61, 62 БК РФ).

К собственным доходам местных бюджетов относятся (ст. 47, 62 БК РФ): налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы; доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений (за исключением средств на испол­нение делегированных полномочий).

К собственным доходам местных бюджетов относятся и средства самообложения граждан. Это разовые платежи граждан, уплачиваемые из принадлежащих им средств, для решения вопросов местного значения, возникающих на территории муниципального образования. Размер платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования. Для отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования, размер платежей может быть уменьшен.

Налоговые доходы бюджетов муниципальных образований включают: собственные доходы от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ (согласно ст. 15 Налогового кодекса РФ перечень местных налогов и сборов ограничен двумя налогами: земельным налогом и налогом на имущество физических лиц); отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам в соответствии с бюджетным законодательством; государственную пошлину, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в соответствии с бюджетным законодательством в доходы федерального бюджета, по нормативу 100% по местонахождению кредитной организации, принявшей платеж.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формулируются в соответствии со ст. 41—46 БК РФ. К ним относятся: доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Например, средства, полученные от аренды или сдачи во временное пользование муниципальной собственности (ст. 42 БК РФ) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящихся в ведении местных органов власти (например, коммунальные услуги, предоставленные организациями органов местного самоуправления); штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления (например, штрафы за нарушение правил дорожного движения и др.); часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления; безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов других уровней, имеющих целевое (субвенции) и нецелевое (дотации) назначение (они играют роль вспомогательных источников доходов местных бюджетов).

Допускается поступление иных неналоговых доходов по нормативам, установленным федеральными и региональными законами, а также правовыми актами органов местного самоуправления. Например, пожертвования в пользу муниципального образования от физических и юридических лиц.

Расходы местного бюджета

На государственные органы и органы местного самоуправления в целях обеспечения нормальной жизнедеятельности общества возложено выполнение определенных задач и функций. Для данной деятельности необходимо производить определенные финансовые затраты. Именно такие денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач, функций государства, местного самоуправле­ния, и принято называть расходами бюджета.

1. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а следовательно, и самостоятельно распределяют свои расходы. Однако законом установлены некоторые ограничения самостоятельности органов местного самоуправления в данной области. Главным ограничением является то, что расходы бюджета муниципального образования могут производиться лишь на определенные законом цели. Так, из местного бюджета могут выделяться средства:

а) на содержание различных бюджетных учреждений. Данные средства расходуются на оплату труда работников, перечисление страховых взносов, выплату командировочных расходов и т. д.

б)      на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по муниципальным контрактам. Муниципальным контрактом называется договор между органом местного самоуправления и физическими (юридическими) лицами в целях обеспечения муниципальных нужд;

в)       трансферты населению, т. е. финансирование обязательных выплат в виде стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;

г)       на обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на данный уровень власти;

д)      на выдачу кредитов юридическим лицам;

е)       финансирование определенных целевых расходов физических и юридических лиц;

ж)      инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

з)       обслуживание долговых обязательств и другие цели.
Выполняя свои функции, органы местного самоуправления принимают различные нормативные правовые акты по данным вопросам, а также заключают различные договоры, в результате чего у муниципального образования появляются определенные расходные обязательства. Исполнение данных обязательств обеспечивается предоставлением определенного финансового обеспечения.

Расходование средств из бюджетов муниципальных образований должно осуществляться в соответствии с установленными нормати­вами.

Так, в частности, Правительство РФ ежегодно утверждает програм­му государственных гарантий оказания гражданам Российской Феде­рации бесплатной медицинской помощи, которой определяются объе­мы предоставления бесплатной помощи и нормативы финансовых затрат на ее предоставление для местных бюджетов.

Все расходные обязательства в связи с их значительной важностью подлежат обязательному учету в специальном реестре. Порядок веде­ния данного реестра устанавливается представительным органом му­ниципального образования.

2. Отдельным направлением расходов местных бюджетов являет­ся выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Оно осу­ществляется путем предоставления определенных финансовых средств в целях выравнивания исходя из численности жителей посе­лений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений осуществлять свои полномочия по решению вопросов мест­ного значения3. Особый режим имеют также средства, поступающие в бюджет муниципального района из бюджетов поселений в случае, если представительный орган муниципального района формируется из представителей поселений. Указанные средства могут быть направлены исключительно на решение следующих вопросов местного значения межмуниципального характера:

а)       содержание и строительство дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

б)      создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

в)       организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

г)       опека и попечительство;

д)      организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

е)       формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселения.

4.       Конституцией РФ предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ. Такая передача полномочий осуществляется принятием специального закона. Главным правилом делегирования полномочий является то, что на их осуществление должны предоставляться определенные финансовые и материальные средства. Органами государственной власти устанавливается определенная методика предоставления таких средств, а также правила их расходования.

Главным общим требованием к использованию названных средств является их строго целевое использование на осуществление данных полномочий. Материальные и финансовые средства не могут исполь­зоваться в произвольном порядке, а должны направляться исключи­тельно на осуществление функций, переданных органами государственной власти. Средства местного бюджета по общему правилу могут направ­ляться исключительно на осуществление полномочий органов мест­ного самоуправления по вопросам местного значения. Однако из это­го правила имеется исключение: законами федерального уровня или законами субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены случаи, когда допускается осуществление расходов средств местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов го­сударственной власти, органов государственной власти субъек­тов РФ.

3.Бюджетный процесс в муниципальных образованиях

Бюджетный процесс в муниципальном образовании представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов мест­ного самоуправления и участников бюджетного процесса по состав­лению и рассмотрению проектов местных бюджетов, утверждению и исполнению местных бюджетов, а также по контролю за их испол­нением.

Участниками бюджетного процесса в муниципальном образовании являются представительные и исполнительные органы местного само­управления; главы муниципальных образований; финансовые органы, которые исполняют местный бюджет (органы местной администра­ции); органы, осуществляющие сбор доходов в местный бюджет (на­логовые инспекции); органы денежно-кредитного регулирования (бан­ки, расчетно-кассовые центры): органы муниципального финансового контроля (контрольно-счетные палаты, ревизионные комиссии); глав­ные распорядители и распорядители бюджетных средств (органы мест­ного самоуправления); получатели бюджетных средств (бюджетные учреждения или иные организации).

Бюджетный процесс подразделяется на четыре этапа: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местного бюджета. Все эти действия, а также контроль за исполнением местного бюджета осу­ществляются органами местного самоуправления самостоятельно, но с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.

1. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном по­слании главы субъекта РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; ос­новных направлениях бюджетной и налоговой политики соответ­ствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе свод­ного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год; плане развития государственного или му­ниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год. Составление проекта местного бюджета— исключительное полномочие исполнительных органов местного самоуправления. Непосредственное составление проекта местного бюджета осуществляют финансовые органы муниципального образо­вания.

Проект местного бюджета должен содержать следующие показа­тели: общий объем доходов и расходов бюджета; сведения о дефици­те бюджета; прогнозируемые доходы и расходы по бюджетной клас­сификации; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; объемы дотаций, субсидий и субвенций из других уровней бюджет­ной системы и т. д. Как приложения к бюджету представительным ор­ганом муниципального образования утверждаются адресная инвести­ционная программа, структура муниципального долга. Одновременно с бюджетом утверждается программа приватизации муниципального имущества.

2. Если регулирование порядка составления местного бюджета в большей степени осуществляется императивными нормами федерального законодательства, то установление порядка рассмотрения и утверждения местного бюджета — в большей степени предмет муниципального нормотворчества. Проект решения о бюджете рассматривается поэтапно в трех чтениях. Показатели бюджета, утвержденные в очередном чтении, не являются предметом рассмотрения и не могут быть изменены в последующих чтениях, если на это отсутствует положительное заключение администрации. Представительный орган вправе вернуться к рассмот­рению проекта решения о бюджете в предыдущем чтении, отменив решение о его принятии в соответствующем чтении. Предложения и поправки, вносимые к проекту бюджета, должны быть сбалансированными, т.е. предусматривать одновременное согласованное изменение доходов и расходов бюджета либо перераспределение доходов или расходов бюджета

3. В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют пла­тежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Если при исполнении местного бюджета снижается объем поступлений доходов и средств из источников финансирования дефици­та бюджета, что приводит к неполному финансированию расходов бюд­жета не более чем на 10%, возможно установление режима сокращения расходов бюджета главой муниципального образования. Снижение уровня расходов более чем на 10% происходит путем внесения предста­вительным органом изменений в решение о местном бюджете. Однако существуют защищенные статьи бюджета, которые вовсе не подлежат сокращению — это, к примеру, расходы на оплату труда, приобретение медикаментов и т. п. Возможно также сокращение лимитов бюджетных обязательств либо полный отказ от них (блокировка расходов). Это про­исходит при невыполнении условий предоставления бюджетных ассиг­нований или при выявлении случаев нецелевого использования бюджетных средств.

4. Отчет об исполнении местного бюджета готовится местной администрацией и утверждается представительным органом муници­пального образования. Контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения его проекта, отчета о его исполнении осуществляет контрольный орган муниципального образования.

Проект местного бюджета, решение о его утверждении, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе его исполнения подлежат обязательному опубликованию.

 

4.Межбюджетные отношения с участием муниципальных образований

Межбюджетные отношения — взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Межбюджетные отношения включают отношения в процессе формирования доходов и осуществления расходов, осуществления муниципальных заимствований, регулирования муниципального долга; взаимоотношения при осуществлении бюджетного процесса; отношения в процессе предоставления межбюджетных трансфертов.

Органы государственной власти Российской Федерации устанавливают следующие требования в рамках межбюджетных отношений, обязательные для соблюдения: основы межбюджетных отношений; основы бюджетного процесса бюджетной системы Российской Федерации; порядок разграничения, установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований; порядок, условия и нормативы отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов; основы и формы межбюджетных трансфертов; управление муниципальным долгом.

Органы государственной власти субъекта РФ также регулируют отношения, связанные с формированием, утверждением и исполнением местных бюджетов: порядок предоставления в исполнительные органы субъекта РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности; поря­док установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджета субъекта РФ; нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов; порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; вре­менное осуществление бюджетных полномочий органов местного самоуправления.

Выделяют следующие виды межбюджетных отношений.

1. Денежные средства местных бюджетов направляются на обеспечение осуществления полномочий органами местного самоуправления по вопросам местного значения. Финансирование отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами или законами субъектов РФ, происходит в виде субвенций (средства, направляемые на определенные целевые расходы) из регионального фонда компенсаций в составе бюджета субъекта РФ. Данный фонд формируется из субвенций из федерального фонда компенсаций для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами, и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных законами субъектов Российской Федерации. Размер субвенций определяется на основании методики расчета нормативов.

2. При принятии органами государственной власти Российской Федерации или субъекта РФ решения, которое влечет увеличение расходов или уменьшение доходов местного бюджета, происходит компенсация за счет средств соответствующего бюджета. Для реализации органами местного самоуправления таких решений выделяются денежные средства из соответствующего бюджета. Нормативно-правовым актом Российской Федерации могут быть установлены определенные финансовые нормативы и затраты местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

3. В рамках межбюджетных отношений происходит распределение и перераспределение налоговых доходов. В местные бюджеты зачисляются местные налоги, в том числе пени и штрафы, а также отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов.

4. К элементам межбюджетных отношений относят финансовую помощь в виде дотаций. Дотации — средства, целевое назначение которых не оговаривается, предоставляемые местным бюджетам на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Дотации предоставляются в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов (городских округов) из регионального фонда финансовой поддержки поселений и из фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), образованных в составе бюджета субъекта Российской Федерации. Дотации выделяются при соблюдении всех установленных условий. Местным бюджетам могут быть предоставлены и иные дотации и субсидии из бюджета субъекта РФ.

На осуществление определенных целевых расходов местным бюджетам выделяются субвенции из бюджета субъекта РФ. Если на практике дотации служат средством покрытия дефицита местного бюджета, то субвенции влияют на объем и структуру расходов местного бюджета.

Местным бюджетам могут предоставляться субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований из фонда муниципального развития в составе бюджета субъекта РФ. Субсидии предоставляются и для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований из фонда софинансирования социальных расходов в составе бюджета субъекта РФ.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта РФ, может быть предоставлена иная финансовая помощь. Местным бюджетам могут предоставляться бюджетные кредиты из бюджетов субъектов Российской Федерации. Основания, порядок предоставления, использования и возврата кредитов устанавлива­ются законами субъекта РФ.

5.       Возможен и обратный поток денежных средств из бюджетов муниципальных образований, обладающих высоким налоговым потенциалом, в региональный бюджет с целью их направления на дальнейшее финансовое выравнивание.

6.       В межбюджетные отношения включаются отношения между субъектами по поводу осуществления бюджетного процесса. В его рамках органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти или органы государственной власти субъектов РФ утвержденные местные бюджеты, отчеты об исполнении местных бюджетов и иную бюджетную отчетность.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ вправе осуществлять контроль за расходованием средств, выделенных ими муниципальным образованиям из соответствующих бюджетов. В случае выявления нецелевого использования таких средств или нарушения нормативно-правовых актов, установленных соответствующим судом, отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ. Это возможно и в случае возникновения крупной просроченной задолженности муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, превышающей 30% собственных доходов бюджетов муниципальных образований или 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году. Важным условием является выполнение бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в отношении бюджетов указанных муниципаль­ных образований Таким образом, муниципальные образования осуществляют предоставленные и гарантированные законодательством Российской Феде­рации права, исполняют возложенные обязанности, участвуют в межбюджетных отношениях в качестве финансово самостоятельных субъектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.037 с.)