Достижения культуры и искусства в Европе в XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Достижения культуры и искусства в Европе в XIX в.



было отсутствие единой эстетической доминанты. Сглаживается, а в XX в. становится уже определяющим «децентрализованный»тип художественной культуры»: развитие искусства характеризуется асинхронностью и многостильем, борьбой противоположных направлений. В обществе наблюдается неуклонное снижение доли религиозного и увеличение доли светского искусства. Характерной чертой искусства XIX в. Происходит своеобразная «передислокация» видовых и жанровых форм художественного освоения действительности. Одни уходят на задний план (архитектура), другие выдвигаются на авансцену. Это касается и принципиально новых способов художественного творчества, порожденных развитием техники: фотография, кино, реклама и др., более склонных к коммерциализации искусства и соответствующих принципу пользы.

В XIX в. складывается классическая модель институтов художественной культуры. В XIX в. зарождаются «индустрия словесности», «индустрия зрелищ» и т. д. — это слагаемые «массовой культуры».

В таких условиях все более значимой становилась роль высокого искусства, и оно настойчиво претендует на занятие ключевых позиций в духовной культуре. Соответственно вырастает — самооценка искусства как креативной силы культуры. Оно берет на себя роль судьи над обществом, и в конце века решительно утверждает свою самоценность (теории искусства для искусства, эстетизм).

Быстрые темпы становления индустриального общества привели к переоценке мировоззренческих устоев, к ускорению развития культуры, созданию различных направлений, стилей в искусстве:

1. Эпоха романтизма (первая половина XIX в.). Термин романтизм первоначально применялся в литературе главным образом романо — германских народов, а позже охватил музыку и изобразительное искусство, что позволило трактовать романтизм как преимущественно художественное направление. Романтизм имел предшественника в лице Ж. Ж. Руссо, который в век разума заговорил о примате чувства, о своеобразии и неповторимости каждого человека.

Романтическое мировоззрение проявилось в разных сферах культуры, но с наибольшей силой выразилось в образах искусства и литературы. В романтическую эпоху небывалого расцвета достигла музыка — композиторы Фредерик Шопен (1810 — 1849), Франц Шуберт (1797 — 1828), Ференц Лист (1811 — 1886) и др., живопись — художники Эжен Делакруа (1798 — 1863), Теодор Жерико (1791 — 1837), Джон Констебл (1776 — 1837).

Художественная литература романтизма оставила человечеству богатейшее наследие, чтимое и любимое во всем мире до сих пор. Крупнейшим художественным открытием явился исторический роман; основоположником его стал Вальтер Скотт (1771 — 1832). Просветители судили о прошлом антиисторически («разумное»— «неразумное»). Историческое событие часто составляло основу сюжета трагедии классицизма. Но драматурга в этом случае не интересовали особенности изображаемой эпохи. Он ставил и разрешал общие проблемы долга и страсти, ему было неважно, где и когда это происходило. Писатели — романтики попытались воссоздать будни далекого прошлого. Читатель начала XIX в. был изумлен тем, как искусно его переносили в другой век, заставляли почувствовать неповторимую атмосферу XI в. в Англии или XVII в. во Франции. Эпоха романтизма отмечена многими блестящими творениями исторического жанра писателей Виктора Гюго (1802 — 1885), Александра Дюма (1802 — 1870), Джеймса Фенимора Купера (1789 — 1851) и др.

Несомненной заслугой романтиков явилось обращение к сокровищам фольклора. Именно в эпоху романтизма были опубликованы сборники народных песен и народных сказок. Особенно значима в этом была роль братьев Гримм: «Сказки», собранные и изданные ими приобрели мировую известность.

Субъективизм романтиков, их эмоциональное отношение к изображаемому обусловило расцвет лирики, вторжение лирического начала во все жанры литературы, что привело к разрушению иерархии жанров классицизма. Одним из ведущих жанров стала романтическая поэма. И когда говорят о романтическом герое, то чаще всего имеют в виду героя поэмы. Через образ центрального героя поэмы полнее и ярче раскрывается мировоззрение автора, особенности его романтического идеала.

Романтики создали богатую пейзажную лирику. Пейзаж романтиков связан с новым пониманием отношения человека и природы. Это не только выражение чувства, но и размышление — не столько о природе, сколько о человеке. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркую национальную окраску, обусловленную конкретными историческими условиями и культурными традициями. Английский романтизм наиболее ярко проявил себя в поэзии и пейзажной живописи; французский романтизм — в исторической живописи, литературе, драматургии. Немецкий романтизм достиг высот в музыке, философии, обработке национального фольклора. Для США романтизм был первым крупным движением в литературе и изобразительном искусстве.

2. В годы Французской революции получил распространение классицизм (Энгр, Леду), получивший эпитет «революционного» (Ж. Л. Давид и др.). Новое обращение к классицизму было обусловлено как героикой революционного времени, так и раскопками Помпеи.

3. В годы наполеоновской империи утверждается и становится господствующим величественный, тяжеловесный, богатый стиль ампир (Виньон, Шальгрен, Персье). Этот стиль был строго выдержан в архитектуре и декоративно — прикладном, искусстве.

4. Реализм в качестве самостоятельного течения утверждается в европейской культуре в 40-е гг. XIX в., выливаясь в форму критического (социально — исторического) реализма. В 30 — 40-х гг. XIX в. в европейской культуре складывается и утверждается как самостоятельное течение — реализм. Развитие реализма сопровождает в целом становление капитализма (не случайно, что в XVII — XVIII вв. реализм ранее всего появился в Голландии и Англии — странах, прошедших через буржуазные революции). Реалистические искусство и литература становятся зеркалом, в котором отражаются все более обостряющиеся социальные противоречия.

Реализм XIX века наследует лучшие традиции предшествующих этапов развития этого течения. Но это не просто продолжение традиций, между реализмом XVIII и XIX веков лежит эпоха романтизма. Завоевания психологического реализма XIX века во многом были подготовлены романтиками, их пристальным вниманием к личности, душевным переживаниям. Романтизм и реализм исходили из общей посылки — неприятия современного общества. Но реалисты не уходили в «мир мечты», они «срывали маски». Эпиграф французского писателя Фредерика Стендаля (1783 — 1842) к роману «Красное и черное» — «Правда, горькая правда!» — можно считать основополагающим принципом для реализма середины и второй половины XIX века. Именно поэтому реализм XIX столетия принято называть критическим. Ему свойственно глубинное постижение жизни, широкий охват действительности и художественное осмысление всех ее противоречий.

Важнейшим открытием реалистов XIX века стало новое понимание среды и ее взаимодействия с человеком. Герои литературы эпохи Просвещения действовали на фоне социальной среды, но там человек оказывался прямой функцией среды (аристократ, слуга, крестьянин и т.д.), не показывалось, как среда влияет на формирование характера. В романтизме понятие среды часто подменялось «местным колоритом» (историческим, экзотическим). Реализм XIX века тщательно, досконально изучает среду, обстоятельства жизни своих персонажей. Реалисты открыли социально — временную детерминированность своих героев, они стали показывать взаимоотношения и взаимовлияния человека и среды, изображать не сложившихся как личность героев, но причины их становления и изменения под воздействием меняющейся среды. Таковы романы Уильяма Теккерея (1811 — 1863), прежде всего «Ярмарка тщеславия», Оноре де Бальзака (1799 — 1850), Густава Флобера (1821 — 1880) и многих других. Для реалистов XIX века характерен обостренный интерес к социальному началу в действительности, поэтому они создавали типы общественного человека во всем многообразии его проявлений. Так, например, созданную Бальзаком «Человеческую комедию» (95 романов) он сам назвал «книгой о Франции девятнадцатого века».

Во второй половине XIX века реализм стал доминирующим художественным направлением, охватил все виды искусства: живопись, скульптуру, музыку, театр. Реализм как тип культуры представляет собой продукт Нового времени и так же как XIX в. представляет собой кульминацию культуры Нового времени. Критический реализм высшая точка реализма.

Развитие реализма сопровождает развитие капиталистического способа производства, связанного с нарастанием социальных противоречий, пронизывающим влиянием чистогана на общественную жизнь, нравы, духовное развитие человека.

В стиле критического реализма работали авторы социального романа: во Франции — Бальзак, Мопассан, Золя, Флобер и др., в Англии — Диккенс, Стендаль, Голсуорси, в России — И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский,               Л.Н. Толстой и др.

5. С конца 50 х гг. XIX в искусство Западной Европы вступает в эпоху декаданса (от фр. — «упадок») — в своем генезисе явление сложное и противоречивое, связанное с различными направлениями в художественной культуре. Этот термин употребляется для обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX — начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества.

6. В последней трети XX столетия на базе реализма под влиянием философии позитивизма возникли два новых художественных течения — натурализм и импрессионизм. Позитивизм (лат. positivus — положительный) — философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук. Позитивисты требовали ограничить научное исследование эмпирическим изучением фактов и отвергали необходимость обобщений.

Методологической основой зарождения западноевропейской социологии стал разработанный О. Контом (1798 — 1857) позитивизм — социально-философское направление, характеризующееся стремлением исходить из «позитивного»,  т. е. данного, фактического устойчивого, несомненного, чтобы создать «позитивную социальную теорию», свободную от умозрительных метафизических объяснений, доказательную и общезначимую, основанную на методологии, свойственной естественным наукам. Понятие «позитивного» (или «положительного») употребляется в научных трудах О. Конта в разных значениях: методологическом, мировоззренческом, идеологическом, практически-политическом, этическом и т. д. Нам представляется, что речь должна идти в первую очередь об определении таких словосочетаний как «позитивное знание», «позитивное мышление», «позитивная наука». Позитивное знание есть знание научное.

Предметом рассуждения для науки могут и должны становиться лишь «феномены», т. е. область, строго ограниченная рамками нашего объективного опыта, включающая всю совокупность данных эмпирических фактов. Наблюдение за этими фактами показывает, что они образуют в пространственном и временном измерениях определенные типовые сочетания. Именно эти сочетания (или связи) во всем их многообразии и должны описываться наукой.

С точки зрения позитивизма, литература, искусство, науки об обществе ничем не отличаются от естественных наук. Поэтому они должны использовать строго научные методы исследования действительности, основываться на эксперименте, точности описания, документальности.

Эти положения позитивизма стали краеугольным камнем для формирования натурализма (лат. natura — природа). В своих произведениях художник — натуралист должен стремиться к внешнему правдоподобию деталей, протокольному описанию и изображению единичных явлений. При этом влияние социального фактора явно преуменьшалось. Человек с точки зрения натурализма, рассматривался как пассивный результат неотвратимого воздействия наследственности и материальной среды.

Натурализм возник и оформился во Франции, но получил быстрое распространение в других европейских странах и США. В 70 — 80-е годы XIX века натурализм поднимал очень важные темы, детально показывая жизнь обездоленных и угнетенных, исследуя механизмы взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации, активизируя внимание на роль бессознательных моментов в человеческой психике. Среди приверженцев натурализма наиболее известными являются французские писатели — братья Гонкуры — Жюль (1830 — 1870) и Эдмон (1822 — 1896), Эмиль Золя (1840 — 1902), Ги де Мопассан (1850 — 1893).

7. Импрессионизм (фр. impression — впечатление) — художественное направление, возникшее во Франции в 60 — 70-х годах XIX в. и получившее наиболее яркое воплощение в изобразительном искусстве, художественной литературе, музыке, скульптуре. Признаками импрессионизма является изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы и точки зрения, свежесть и непосредственность восприятия. Особенно ярко импрессионизм заявил о себе в живописи.

Импрессионизм так же, как и натурализм, использовал в качестве философской базы позитивизм. Импрессионисты ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в ее разнообразных проявлениях и переноса в искусство результатов своих наблюдений. Художники — импрессионисты — Клод Моне (1840 — 1926), Огюст Ренуар (1841 — 1919), Эдгард Дега (1834 — 1917), Камиль Писсарро (1830 — 1903) и др. — с помощью новых живописных приемов стремились передать красоту мимолетных состояний природы, подвижность и изменчивость человеческой жизни. Свои пейзажные работы художники-импрессионисты писали на открытом воздухе, передавая с помощью чистой, светлой живописи ощущение сверкающего солнечного света. Хотя импрессионизм нашел много приверженцев в различных странах, в том числе и в России, он не стал большим стилем. Но многие его художественные открытия стали достоянием мировой художественной культуры.

8. Последнее крупное художественное течение XIX века — символизм, который также возник во Франции в 70 — 80-х годах XIX века, но очень быстро приобрел общеевропейский характер. Своим названием символизм обязан слову «символ» (греч. Simvolon — знак, символ), условно обозначавшему сущность явления вместо его конкретно — образного выражения. Символ — это главное средство художественного познания, это то, что связывает эмпирическое, земное с мирами иными, с глубинами души и духа, с вечным. Стремясь воплотить в образах «вечные идеи», символисты в своем творчестве противопоставляли условность правдоподобию. Авторы символических произведений отказывались от изображения действительности, предпочитали этому косвенное, непрямое соприкосновение с ней. Именно этот смысл имеет понимание символа как намека, не отражающего действительность, а только как бы ссылающегося на него.

Теория символизма сформировалась в творчестве французских поэтов Шарля Бодлера (1821 — 1867), Поля Верлена (1844 — 1896), Артура Рембо (1854 — 1891) и др. Идейной основой символизма стали иррационалистические философские учения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона. Символисты утверждали, что сущность мира может быть познана только интуитивными методами искусства, при этом интуиция отождествлялась с мистическим прозрением, откровением. С точки зрения символистов, только идеи представляют ту высшую реальность, которую должно запечатлеть искусство. Символисты опирались на тезис Шопенгауэра о том, что существует «столько различных миров, сколько есть мыслителей». Символисты ввели в поэзию преобразованный субъективный фактор, что позволило изображать внешний мир через душу лирического героя, сквозь его ощущения. Мир — это комплекс ощущений «Я». Он существует лишь постольку, поскольку существует воспринимающий его поэт. Поэты — символисты стремились облечь свои идеи в чувственную форму, занимались поиском своего оригинального словаря символов. Символизму буржуазный прогресс кажется скучным, он пассивно протестует против отношений купли — продажи, противопоставляя технократическому оптимизму и утилитаризму настроения тоски. По сути, символисты явились предвозвестниками кризиса технократической цивилизации.

Аналогично этому художники — символисты пытались составить свой индивидуальный словарь красок и линий и перенести раскрытие символа в область чистой фантазии. Определяющим для живописи символизма стало постижение символического значения цвета, умение создавать определенное настроение посредством контрастов, гармоний или легких цветовых вариаций (Пюви де Шаванн, Густав Моро, Поль Гоген). Символизм проявил себя и в других видах западноевропейского искусства: в драматургии — Морис Метерлинк (1862 — 1949), в музыке — Рихард Вагнер (1813 — 1883).

9. Еще ярче кризис реалистической традиции проявился в постимпрессионизме (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и др.). Для него характерен поиск новых форм, способных отразить дегуманизацию условий жизни человека, диссонансы большого города, а также новых приемов, способных помочь решению этой задачи. К тому же неспособность понять и преодолеть средствами живописи социальные конфликты толкала многих художников на путь бегства от действительности — в экзотические страны или в собственный внутренний мир.

К концу ХIХ в. рухнула вера в категории разума, рухнула вера в человека, обрушилась вся система традиционных ценностей, ушла вера в прогресс, как устремленность мира вперед, разрушена вера в Бога. Потеряны все жизненные основания, утрачены все смыслы. В более широком философском контексте проблему «переоценки ценностей» ставит Ф. Ницше. Как преодолеть подобную ситуацию, по Ницше, «героизм времен упадка» заключается в том, чтобы, заняв позицию «по ту сторону добра и зла», противостоять действительности, толпе, усталому декадентству. Переживаемый культурный упадок Ницше связывал с господством христианской религии и основанной на ней морали. Тем самым он фактически выбрасывал на свалку истории ценности, которые только и могли спасти от катастрофы технократический мир.

Между природой и человеком Новое время поставило мир культуры, противопоставив его божественному творению. В XIX в сотворенный мир культуры, общество подобны гигантской фабрике, универсальной машине, которая нуждается не в саморазвивающихся личностях, а в деталях и винтиках. И вот уже сам человек — творец культуры — измерен средней производительностью труда. Прогресс, угрожающий культуре, техника, зловеще переворачивающая мир человеческих ценностей, — эта проблема со всей остротой была поставлена в XIX в.

Темы и вопросы для повторения:

1. Новое время — новые духовные ориентиры, новая культурная парадигма.

2. ХVII век - век революционной критики. Эпоха научных революций.

3. Роль естественных наук в культуре и научная картина мира.

4. Эксперимент как научный метод; изобретение микроскопа и телескопа.

5. Мировоззрение и механистическая картина мира.

6. Художественные стили: барокко, классицизм, реализм.

7. ХVIII век — век Просвещения.

8. Эпоха интенсивной духовной жизни: разум и просвещение как основные лозунги эпохи XVIII в.

9. Философские и этические концепции XVIII в.

10. Религиозное сознание этого периода. Архитектурные стили: барокко, рококо, классицизм.

11. ХIХ век — эпоха расцвета стилей и направлений в культуре XIX в.

12. Формирование новых типов сознания и их место в духовной жизни общества.

13. Социально–культурные условия развития европейского общества.

14. Особенности художественного освоения действительности.

15. Философское самосознание эпохи в культурной жизни европейского социума: «переоценка ценностей».

16. Рождение «массовой культуры» индустриального общества.

17. Архитектура и строительство: классицизм, эклектика.

18. Развитие промышленной архитектуры.

19. Какой идеал человека в Новое время был противопоставлен средневековой христианской морали и рыцарской этике?

20. Определяющим типом художественной культуры XIX века становится асинхронность и многостилье, борьба противоположных направлений. Чем вы это объясните?

21. Чем вы объясните, что к концу ХIХ века пошатнулась вера в категории разума, вера в человека, обрушилась система традиционных ценностей, ушла вера в прогресс, и разрушена вера в Бога?

 


 

 


[1] См.: Мифологический словарь: Кн. для учителя/ М. Н. Ботвинник, Б. М. Коган, М. Б. Рабинович, Б. П. Селецкий. — 4-е изд., испр. и перераб. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.; Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. II т. Древнегреческий эпос. — М.: ООО «Книги «»Искателя», 2003. — 381 с.

[2] См.: Гомер. Илиада. — М.:Стрекоза — Пресс, 2003. — 159 с.

[3] См.: Гусев И. Е. История религиозных и рыцарских орденов и обществ / И. Е. Гусев. — Минск: Харвест, 2008. — 240 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.028 с.)