Социально–экономическое развитие Европы в XIX веке 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально–экономическое развитие Европы в XIX веке



Начавшийся в последней трети XVIII столетия в Англии промышленный переворот стал в XIX в. главным содержанием экономического развития западных стран. Результатом промышленной революции стало образование индустриального общества, где труд становится идеалом, а впоследствии и идолом. На трон взошла ее величество Машина, по образу и подобию которой моделируется теперь вся общественная жизнь.

К XIX столетию мир стал качественно иным и культура избирает путь переоценки ценностей. Прежде всего, характерное для предшествующего столетия понимание природы — матери, природы — первотворца уступает место чисто утилитарному ее пониманию как универсальной кладовой, неисчерпаемого источника материалов и энергий, всеобщей мастерской.

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»— эта базаровская формула как нельзя лучше передает дух деловитого и работящего прагматичного XIX в.

Характерные черты становления европейской индустриальной цивилизации в XIX веке:

1. Современники называли XIX в. «машинным веком», поскольку именно тогда началось производство машин с помощью самих машин. От механической прялки «Дженни» человечество шагнуло к первому современному станку из металла, а от него — к автоматическому ткацкому станку             Жаккара.

XIX в. называют «эпохой стали», поскольку именно тогда уровень производства стали становится показателем экономической мощи страны. Железо и сталь вытесняют дерево. Если XVII — XVIII вв. были эпохой ветряных мельниц, то с конца XVIII в. начинается эпоха пара. В 1784 г. Дж. Уатт изобрел паровой двигатель. А уже в 1803 г. появляется первый автомобиль с паровым двигателем (Эванс, США; Тревитик, Англия).

2. XIX в. называют также «веком железных дорог». От 50 км. железнодорожного пути, проложенного между Манчестером и Ливерпулем в 1829 г, стальные рельсы в 1912 г. протянулись на 1080000 км.

3. XIX в. —  это «век электричества». Открытие В.В. Петровым явления электрической дуги; С. Морзе изобрел электрический телеграф, а А. Бэлл — телефон. Появляются радиоприемники А.С. Попова и Г. Маркони, кинематограф братьев Люмьер. Важным новшеством стало электрическое освещение городов, конка уступала место трамваю. В 1863 г. появилась первая подземная железная дорога «Метрополитен», а к концу века метро функционировало уже в Лондоне, Париже, Нью — Йорке, Будапеште, Париже и других городах. Жизнь человека радикально изменилась.

4. Фабрика сменила мануфактуру, приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда.

5. Уровень благосостоянияи качества жизни существенно возрос. В быт людей повсеместно входят телефон и телеграф, фотография и кинематограф, новые транспортные средства (паровоз, пароход, автомобиль, электрический трамвай, метро) позволяют быстрее преодолевать расстояния. В городских домах появляются паровое и водяное отопление, центральное водоснабжение и канализация и т. д.

6. Формируется средний класс — служащие государственных учреждений и частных кампаний, лица свободных профессий, мелкая буржуазия. Именно «средний класс» в конечном счете придает устойчивость обществу.

7. Складывается новая система ценностей. Главной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс и наука, которые смогли обеспечить человечеству благосостояние. В общественном сознании доминируют: польза, достаток, комфорт. В сознании общества начинает неправомерно отождествляться прогресс культуры с экономическим прогрессом. Поскольку прогресс воспринимался как определяющая черта цивилизации, то это вело к противопоставлению западной цивилизации как «развитой» и цивилизаций других стран как «отсталых».

Хотя формирование индустриального общества и правового государства шло по нарастающей в мировом масштабе, Европа XIX в. была еще крайне неоднородной в социально-экономическом и политическом отношениях. Начинается борьба за передел уже поделенного мира. Термин «империализм», первоначально использовавшийся для характеристики колониальной политики, в конце XIX в. начинает применяться для обозначения нового этапа в развитии капитализма — монополистического.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.004 с.)