Всемирное значение византийской цивилизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всемирное значение византийской цивилизации



Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе. Константинополь оставался в течение многих столетий единственным великим городом христианской Европы, не знавшим себе равных по великолепию. Своей литературой и искусством Византия оказывала значительное влияние на окружавшие её народы. Оставшиеся от неё памятники и величественные произведения искусства показывают нам весь блеск византийской культуры. Поэтому Византия занимала в истории средних веков значительное и, надо сказать, заслуженное место. Мировое значение византийской культуры заключалось в следующем:

Во – первых, она явилась своеобразным «мостом» между Западом и Востоком: греко-римские культурные традиции и элементы Восточной Цивилизации;

Во – вторых, она представляла собой устойчивую государственность, единство языка, этноса, религии (греческое этнографическое ядро, православие);

В – третьих, византийская культура являлась результатом православных культурных традиций;

В – четвертых, зарождение Проторенессанса явилось предпосылкой общеевропейского гуманизма;

В – пятых, Византия стала реальным просветительским центром;

В – шестых, Византия выступила как спасительница Европы от арабов;

В – седьмых, византийское искусство стало основой древнерусской иконописи.

Темы и вопросы для повторения:

1. Пространственные пределы, население Византии, хронология.

2. Государственный строй: император (василевс, автократор), сенат (синклит), консисторий.

3. Роль греко–православной церкви в истории Византии.

4. Правосознание Византии (Эклога, Василики).

5. Экономическая система и социальная структура: духовенство, чиновничество, горожане, крестьянство (георгики, парики и др.), иерархия.

6. Технологии, создание «греческого огня» (Калинник), изобретение телеграфа (Лев Математик), использование автоматов; достижения архитектуры (крестово–купольная конструкция).

7. Образование населения Византии.

8. Науки (апофатика и катафатика в богословии, теория света, алгебра, астрономия, диоптрика и др.).

9. Разделение церкви: западная католическая («вселенская»), восточная православная («ортодоксальная»).

10. Специфика православия. Евангельские тексты.

11. Культурные центры Византии. Византия как просветительский центр.

12. Православие и художественная культура Византии.

13. Религиозное искусство: иконопись. Иконографические каноны: обратная перспектива, каноны пропорций и цветов. 

14. Литература Византии: агиография (житийная литература).

15. Архитектура и строительство. Храм св. Софии — главный храм христианской «ойкумены».


ГЛАВА 5

ЦИВИЛИЗАЦИЯ  СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА, ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ (V — XVIII вв.).

План:

5.1. Культура средневековой Европы (V – XIII вв.).

5.2. Культура эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.).

5.3. Культура Европы XVII в.

5.4. Культура века Просвещения (XVIII в.)

 

5.1. Культура средневековой Европы (V – XIII вв.)

Средние века — это период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец — с ее возрождением в новое время. Он охватывает более тысячелетия — с V по XVI в. и в социально-экономическом отношении соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма. В этом, исторически длительном социокультурном процессе развития феодального общества, вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру, качественно отличающий его как от культуры античного общества, так и от последующей культуры Нового времени.

Истоки средневековой культуры:

- собственная культура «варварских» народов Западной Европы (так называемое германское начало);

- культурные традиции Западной Римской империи (романское начало: мощная государственность, право, наука и искусство);

- христианство.

Культура Рима усваивалась во время его завоевания «варварами», взаимодействовала с традиционной языческой родоплеменной культурой народов Северо — Западной Европы. Взаимодействие этих начал дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры.

Условия формирования средневековой культуры:

- феодальная форма собственности, основанной на личной и поземельной зависимости крестьян от вассалов–землевладельцев;

- условия сословно–иерархической структуры общества (вассальное служение сюзерену);

- процесс бесконечных войн, которые несли ощущение трагизма человеческой жизни;

- духовная атмосфера эпохи, где своеобразно переплетались традиции «погибшей» античной культуры, христианства и духовной культуры варварских племен (героический эпос).

Общественный строй, который утвердился в Западной Европе в Средние века, историки называют феодальным. Феод, от которого образовались слова «феодализм», «феодал», «феодальный», — это наименование земельного владения, пожалованного господином — сеньором (лат. «старшим») своему вассалу — подчиненному, человеку, обязующемуся за владение феодом выполнять службу, преимущественно рыцарскую, т. е. в полном вооружении и верхом на боевом коне. Средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно — денежных отношений. В дальнейшем социальной основой культуры все более становились городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля.

Шел процесс технического развития: применение водяных и ветряных мельниц, подъемников для строительства храмов и т. д. Машины получали все большее распространение, подготавливая возникновение «новой»Европы.

Характерной особенностью средневековья является идея сословного разделения общества. Понятию «сословие» придаются в них особый смысл и ценность, ибо за этим термином стоит мысль о богоустановленном порядке. В средневековой картине мира центральное место занимали социальные группы, которые являли собой отражение Небесного Престола, где ангельские существа составляли иерархию из «девяти чинов ангельских», сгруппированных в триаду, а в реальной жизни — 3 главных сословия феодального общества: духовенство, рыцарство, народ.

Вслед за Египтом и другими странами монашеские союзы (ордена) создавались в Европе. Монашество зарождается в IV в. на востоке Римской империи:

1. На Западе монашество возникло позже и его основателем стал Бенедикт Нурсийский, который в VI в. основал Бенедиктинский орден — централизованное объединение монастырей с единым уставом. Согласно «Правилам» Бенедикта монастырской братии предписывалась строгая дисциплина по воинскому образцу («воины Господни»), а их служение Богу было более обращено в мир. Бенедикт требовал, чтобы монашеская община полностью обеспечивала себя всем необходимым: возделывала землю, разводила сады. Возрождалась оценка физического труда, бедности, милосердия.

2. В VI в. по образцу Бенедиктинского ордена была создана обитель Флавия Кассиодора, которая сыграла важную роль в становлении средневековой культуры. Кассиодор тоже ставил монахам задачу практического милосердия. Успех дела, утверждал Кассиодор, во многом зависит от постижения агрономических и медицинских трактатов древних авторов. Интеллектуальный труд соединяли с «чистой» христианской жизнью. Именно в обители Флавия Кассиодора впервые сложилась та трехчастная структура монастыря как просветительского центра, которая стала традиционной для всего Средневековья:

- библиотека (книгохранилище);

- книжная мастерская (где делались новые списки книг);

- школа.

Благодаря монастырям античная культура не была утеряна безвозвратно; она была частично переработана в соответствии с потребностями христианского богословия, частично сохранена и спасена от исчезновения, хотя и признавалась «богопротивной». В результате Европа вышла из Средневековья не только христианизированной, но и подготовленной к дальнейшему движению разума.

В дальнейшем забвение строгой монашеской дисциплины и «чистой» жизни, падение нравов становились буднями монастырей. Критика «продажной» церкви имела место среди части духовенства, внутри монашества, но главное — в народных антифеодальных движениях (катары, альбигойцы и др.), которые духовенство объявило ересями и истребляло.

3. В войне с ересями родилась новая разновидность монашества — Доминиканский орден. Испанскому монаху Доминику папа римский предоставил чрезвычайные полномочия в борьбе с ересями. Сама борьба объявлена высшим подвигом христианским. Так рождалась «святая католическая инквизиция». Доминиканцы уже не «воины Господни», а «псы Господни», для которых «папа — наместник Бога на земле».

В феодальной Европе XII — XIII вв., когда социальные противоречия достигали своей полноты и стали выражаться в открытой борьбе масс, именно такой Христос — воюющий, преследующий «врагов своих», вытеснил образ «доброго пастыря». Однако, XIII век — «дьявольский век» не уничтожил «светлого» христианского идеала.

4. Идеал воплотился в наиболее яркой форме в жизни Франциска Ассизского, основателя ордена нищенствующих монахов — Францисканский орден. Франциск принес в средневековое общество образ живого Христа, ибо для него жизнь христианская — подражание Христу и действительное общение с ним на основе любви. Франциск проповедовал святую бедность в соответствии с христианскими добродетелями. Но именно эта проповедь вызвала конфликт между «счастливым аскетом» и руководством католической церкви, которая считала это еретической крайностью и посягательством на свою власть и богатство.

Таким образом, христианский образ человека в целом остался не реализован даже у монахов, и главной причиной этого была логика самой реальной жизни, включение монашества в реальные отношения феодального общества с его войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую и духовную власть.

В рыцарской и народной культуре образ идеального рыцаря рисуют «шансон де жест» – поэмы о славных сражениях рыцарей «круглого стола» короля Артура и французские куртуазные (от старо — франц. «придворный») романы, а также средневековые исторические хроники.

И хотя реальная жизнь эпохи никогда не соответствовала идеалам, как известно идеалы соответствуют эпохе.

Вот главные рыцарские добродетели, лежащие в основе Кодекса рыцарской чести в средневековой Европе и зафиксированные в восьмиконечном рыцарском кресте — гербовых символах духовно–рыцарских орденов:

1. Знатность и древность рода происхождения рыцаря. Но иногда в рыцарей посвящали за исключительные военные подвиги.

2. Храбрость и сила. Доспехи весили 60 — 80 кг.

3. От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе, совершать подвиги. Крестовые походы XI — XII вв. оказались созвучны рыцарской морали, породив духовно-рыцарские ордена «Святой земли».

4. Важнейшей рыцарской добродетелью была верность — Богу, сюзерену, слову. В обычай вошли обеты — клятвы, которые не нарушались.

5. Рыцарь должен был отличаться внешней красотой, что соответствовало его принадлежности к атлетически развитому воинству.

Однако в духе средневековой культуры эта красота дополнялась красотой костюма, доспехов, сбруи коня и т. д., где все было символично; цвет ткани, блеск золота и серебра, форма и число драгоценных камней в украшениях и т. д. Средневековое общество жестоко регламентировало костюм, определяя его для каждого сословия и каждой группы. Рыцарство имело право на роскошь в костюме, в количестве деталей одежды (только с XII в. вошло в употребление нижнее белье), в аксессуарах (только у рыцарей были шпоры).

6. Непременным свойством рыцаря была щедрость. Нужно было не торгуясь, давать любому (поровну) то, что он просит. Принятие дара обязывало воздать на него сторицей. Скупость же вела к потере чести, звания, положения в обществе.

7. Славу рыцарю приносила не столько победа, сколько благородное поведение в бою, великодушное отношение к сопернику. Убийство противника вопреки этим великодушиям покрывало рыцаря позором.

8. Обязательностью рыцаря было и служение Прекрасной Даме. «Сражаться и любить» – таков девиз рыцаря. Эта любовь к женщине должна была возвышать душу и облагораживать нравы, что стало настоятельной потребностью особенно в XI в., когда, с целью ограничения наследственных разделов родового имущества, вошло в обычай женить только старшего сына – майорат.

В европейской истории известны монашеские ордена: Орден августинцев, Орден бенедиктинцев, Орден клюни, Орден цинстерцианцев, Орден кармелитов, Орден доминиканцев, Орден францисканцев, Орден картезианцев, Орден иезуитов, Орден иллюминатов, Орден «Опус Деи». Были в Европе и духовно — рыцарские ордена: Орден госпитальеров (иоанниатов), Орден тамплиеров, Тевтонский (Немецкий) орден, Орден Калатравы, Орден Сантьяго, Орден Алькантары, Орден Монтесы[3].

В средние века начался переход от рабовладельческого сообщества равных, свободных граждан к феодальной иерархии сеньоров и вассалов, от этики государственности — к этике личного служения.

Существенным отличием средневекового общества являлось отсутствие личной свободы. В ранние периоды средневековья каждый человек был обречен соответствовать своей роли, предписанной социальным порядком. Социальная мобильность отсутствовала, поскольку у человека не было никакой возможности перемещаться по социальной лестнице, из одного класса в другой, и, более того, человек едва мог перемещаться из одного города в другой, из одной страны в другую. Он должен был оставаться там, где родился. Зачастую он не мог даже одеваться так, как ему нравилось.

Социальный строй рассматривался как естественный порядок, и, являясь определенной частью этого порядка, человек был уверен в своей безопасности. Конкуренция была сравнительно невелика. При рождении человек попадал в определенное экономическое положение, которое гарантировало ему определенный, ставший уже традицией жизненный уровень.

Высшим проявлением своеобразия средневековой культуры были народные праздники, в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов выливалась в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианской культуре. Это гротескное мироощущение, которое проявлялось в народной смеховой культуре. Наличие фольклорной культуры представляет собой весьма явную мировоззренческую оппозицию ортодоксальному христианству.

Главные черты духовной культуры средневековья:

·   доминирование христианской религии;

·   традиционализм, ретроспективность. Чем древнее, тем подлиннее — вот кредо связи нового и старого в духовной жизни. Новаторство считали проявлением гордыни;

·   символизм, когда текст Библии дает повод для размышлений, толкований;

·   дидактизм, поскольку деятели средневековой культуры — прежде всего проповедники и преподаватели богословия;

·   универсальность, энциклопедичность знаний, когда главным достоинством мыслителя является эрудиция (создание компиляций, «сумм»);

·   рефлексивность, самоуглубленность, когда большую роль играет исповедь;

·   иерархичность духовной сферы (соотношение веры и разума). По мере развития практики хозяйствования, накопления опытных знаний кредо Августина «Верую, чтобы понимать», неуклонно вытеснялось новым «Понимаю, чтобы верить» (П. Абеляр). Это готовило почву для скачка в развитии экспериментальных наук, новой идеологии объективности научного познания.

Особую роль в формировании средневековой культуры сыграли христианская религия и римско–католическая церковь. Именно христианство стало осью складывающегося с V века в Западной Европе мира, которое влияло на все стороны жизни человека, его духовные приоритеты, устои общества. Нравственные ценности христианства многообразны, но сущность нравственного образца христианской жизни укладываются в знаменитую триаду: Вера, Надежда, Любовь. Христианство — путь к осознанию человеком себя, без чего нет личности.

Христианство освятило иерархическую структуру феодального общества. Идея сословного разделения насквозь пронизывает в Средневековье все теологические и политические рассуждения. В средневековой картине мира главное место занимали социальные группы, которые являли собой отражение Небесного престола, где ангельские существа составляли иерархию из «девяти чинов ангельских», сгруппированных в триаду.

Рассмотренное научное мировоззрение реализовывалось и в системе образования. Прежде всего, оно выступало как образование религиозное — в соборных (приходских) монастырских школах, где ученики читали и комментировали Библию, труды отцов церкви. Богословские знания доминировали и в светском образовании (городские школы), а также в университетах, появившихся в XI в. Однако к XV в., когда в Европе насчитывалось уже 65 университетов, в них кроме богословия изучали право, медицину, искусство, а в дальнейшем — и естественные науки.

В духовной культуре средневековой Европы достаточно сложным и противоречивым были положение и роль искусства, обусловленное его взаимоотношениями с христианской идеологией, отвергавшей идеалы, воодушевляющие античных художников (радость бытия, чувственность, телесность, правдивость, воспевание человека, осознающего себя как прекрасный элемент космоса), разрушая античную гармонию тела и духа. Главное внимание художники средневековья уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, постижения его сущности.

Синтез романского художественного наследия и христианских основ европейского искусства в зодчестве рождает романский и готический стиль. В отличие от суровых, монолитных, внушительных романских храмов, готические соборы изукрашены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 м. Шедевры этого стиля — соборы Парижской богоматери, Реймсский, Кельнский.

В эпоху, когда подавляющему большинству было недоступно непосредственное обращение к Библии (ее перевод с латинского языка появился лишь в XVI в.). Главным языком христианства являлись изобразительные виды искусства, в цельной, образной форме дающие представления о красоте божественного, живопись выступала как немая проповедь. Главным жанром была иконопись. Иконы рассматривались как эмоциональная связь с богом, доступная неграмотным массам. Но иконы, изображающие Бога, святых, мадонн, были глубоко символичны, чтобы притупить их чувственный, телесный образ. Изображения должны были восприниматься как воплощение Божественного, не будить земных переживаний, показывать мировую скорбь Бога о своих грешных и страдающих детях.

Средневековая литература носит религиозный характер, преобладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых (их пишут на латинском языке). Светская литература выступает не отражением действительности, а воплощением идеальных представлений о человеке, типизацией его жизни. Основная черта — героический эпос, лирика, романы. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов. В немецкой эпической поэме «Песнь о Нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы. Особым явлением была рыцарская литература, воспевающая дух войны, вассального служения, поклонения прекрасной даме Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах, эти произведения использовали разговорный живой язык. Во французской поэме XII в «Песнь о Роланде» прославляются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля.

Для культуры средних веков характерен также догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость, страдальческое отречение от мира — и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира (крестовые походы).

5.2. Культура эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.)

Эпоха Возрождения — время с XIV по XVI в. в Италии является переходной эпохой от средневековья к новому времени. Она насыщена неординарными событиями и представлена гениальными творцами.

Термин Возрождение был введен Дж. Вазари — известным живописцем, архитектором и историком  искусства для обозначения периода итальянского искусства с 1250 по 1550 г., как времени возрождения античности. Культура Возрождения носит отчетливо выраженный художественный характер. Понятие «Возрождение» многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к общему мнению. Одни считают его «язычеством», «антихристианством», другие, наоборот, видят в нем христианско–католические элементы, отыскивая его корни в христианской культуре. Отношение к этой проблеме обнаруживает мировоззрение самих исследователей. Антихристианский смысл в культуру Возрождения вкладывается теми, кто отождествляет христианство с аскетизмом и мироотрицанием.

Среди определений культурного явления Возрождения нет общепризнанного. Искусствоведы, историки, мыслители, писатели предлагают свои объяснения этому феномену, обращая внимание на разные признаки. Если сгруппировать множество самых общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как:- расцвет культуры;- переворот в культуре;- переходный культурный этап;- восстановление античности. Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только их комплекс образует качественно новую ступень культуры. Европейское Возрождение — время мощного культурного расцвета и восстановления многих культурных традиций греко — римской древности; решительная культурная перестройка и переходный этап к новому времени в истории европейской цивилизации.Расцвет характеризуют повышенная энергия культурной деятельности, создание и реализация новых стимулов культурного творчества. В этом смысле Возрождение можно сравнить в истории мировой культуры с «греческим чудом» VIII — V вв. до н. э. В основе этого сравнения лежат:- особая интенсивность культурной жизни, существование множества ее центров;- многообразие проявлений творчества, творческая свобода;- соединение жизненности и эстетичности;- избыток духовной энергии;- удивительная концентрация на небольшом пространственно-временном отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших новые пути творчества. Имена Петрарки, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело – могут быть провозглашены символами культуры Ренессанса.

Особенности культуры Возрождения:

1. Переосмысление античности.

2. Сочетание с культурными ценностями христианской (католической) традиции.

Две эти тенденции в культуре итальянского Возрождения определили противоречивость этой культуры. С одной стороны, она может быть смело охарактеризована как эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой — как эпоха постижения человеком всей трагичности своего существования. Столкновение античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека, считал русский философ Н. Бердяев. Великие художники Возрождения, считал он, были одержимы прорывом в иной трансцендентный мир, мечта о нем была дана им Христом; они были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам творца. Однако эти задачи были заведомо невыполнимы в земной жизни (в мире культуры, по Н. Бердяеву). Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске.

Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность стала уделом небольшого высшего слоя общества, приобрела аристократический характер. Ее влияние на широкие слои народа сказалось значительно позднее.

Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, немного позже — в Риме. Милан, Неаполь и Венеция также пережили эту эпоху, но не столь интенсивно, как Флоренция. Возрождение в Западной Европе хронологически смыкается с движением Реформации и поэтому обладает особыми чертами, отличающими его от итальянского. Из-за переходного характера эпохи итальянского Возрождения хронологические рамки его установить довольно трудно. Эта эпоха отличается и от средневековья, и от Нового времени, но в то же время имеет много общего с этими периодами истории.

Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери, живописца Джотто), поэта, гуманиста Франческе Петрарку, поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо, архитектора Филиппе Брунеллески, скульптора Донателло, гуманиста писателя Пико делла Мирандолу, живописца Сандро Боттичелли, живописца, ученого Леонардо да Винчи, живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонарроти, живописца Джорджоне, живописца Тициана, живописца Рафаэля Санти и др.

Таким образом, при всей пестроте противоречий, при всей жестокости и грубости нравов эпоха Возрождения подняла общество на качественной новый уровень осознания себя, своей деятельности и ее целей.

Искусство Возрождения делится на пять этапов:

1. Проторенессанс (конец XIII – I половина XIV века);

2. Раннее Возрождение (XV век);

4. Высокое Возрождение (конец XV века – первые три десятилетия XVI века);

5. Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века).

В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто — XIII век, треченто XIV век, кватроченто — XVI век.

Значение культуры Возрождения:

1. Термин «Возрождение» означает стремление общества понять и переосмыслить свое прошлое, возродить его былую славу.

2. Возрождение «открыло» миру индивидуальность человека и показало путь к личностному состоянию. До этого времени отдельного человека воспринимали как биологическую особь. И только Ренессанс увидел человека в его неповторимости и способности к творческой деятельности. Она же составляет одну из основных черт Возрождения — гуманизм.

3. Гуманизм Возрождения рождает «ясное стремление к бунту», для этого периода культуры характерен разрыв со старым миром с целью утвердить иные формы. Стремление к бунту не порывает с религией и церковью, но создает светскую культуру.

Если главным основанием культуры Возрождения можно считать гуманизм, то все ее другие стороны строятся именно вокруг него. С гуманизмом связаны новые политические идеи, например, проблемы государственности, экономики. В политической культуре огромное значение придается личности правителя, этому вопросу посвятил свою работу «Государь» Николо Макиавелли (1469 — 1527). Не случайно почти все правители в XVI веке обладали сильными характерами с ярко выраженными индивидуальными чертами. Это привело к поляризации морали и аморальности. Политические цели правителя утратили религиозные ограничения и поэтому с присущим эпохе размахом, яркостью и остротой проявились худшие черты власть имущих. «Политический расчет и связанные с ним вероломство и измена открыто заняли главное место.... Воплощением политической и моральной беззастенчивости были не только Цезарь Борджиа, но и Генрих VIII, Елизавета, Франциск I, Екатерина Медичи и другие. И все же гуманизм Возрождения с особой силой реализуется именно в интеллектуальной, духовной сфере и особенно в искусстве.

 

5.3. Культура Европы в XVII в.

Европейская культура Нового времени охватывает XVII — XIX вв. и базируется на буржуазном способе производства, имеет единый духовный ориентир — развитие личности, общие черты: гуманизм и антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и телеологизм в понимании прогресса, рационализм. Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, свою специфику:

·  XVII в. — век «революционной критики» феодализма в Нидерландах и Англии и рационалистической критики схоластики во Франции и других странах;

·  XVIII в. – век Просвещения; 

·  XIX в. – «полнота времен», эпоха расцвета буржуазной культуры и вместе с тем начала ее кризиса через обнаружение тупиков рационализма в его крайнем выражении — техницизме.

Каждое время решает свои вопросы, но есть коренные мировоззренческие вопросы, решением которых человечество озабочено всегда. Ответы на них составляют суть, смысловое ядро любой культуры.

Нововременная культурная парадигма такова: мир существует как природа, как личность — субъект и как культура. Место человека в мире является центральным. Подобно тому, как в средневековой культуре утверждалось величие Бога и его отличие от сотворенного им мира, теперь провозглашается величие человека и его отличие от всей остальной природы. В культуре Нового времени человек — познающий субъект — противопоставлен природе как объекту. Предназначением человека стало повелевать природой, извлекать из нее пользу. Польза — идол Нового времени.

XVII в. — начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это крайне сложная, и противоречивая эпоха в жизни европейских государств. Эпоха ранних буржуазных революций: Нидерланды —                1566 — 1609, Англия — 1640 — 1688 гг. и расцвета абсолютистских монархий — Франция, «век Людовика XIV»; время научной революции и завершающий этап Контрреформации; эпоха грандиозного, экспрессивного барокко и сухого, рассудочного классицизма. Своеобразный знак противоречивости времени — отважный путешественник, серьезный ученый — и пышный парик, костюм, перегруженный бантами, кружевами, лентами.

В промышленном отношении Европа XVII в — это Европа мануфактуры и водяного колеса. Это были более крупные в сравнении с ремесленными мастерскими и более производительные предприятия. Совершенствуются технические изобретения: в книгопечатании и изготовлении монет, например, стал применяться винтовой пресс. Развивается горнорудное производство, военная техника. Возрастает роль механизмов.

Система колониального грабежа приобретает такие масштабы, что становится предметом соперничества государств и приводит к торговым войнам XVII — XVIII вв. Но главное было сделано: к власти впервые пришел новый класс — буржуазия. Развивался капиталистический уклад.

Следует признать: роль религии в мировоззрении нововременной эпохи неуклонно падает. Все, и постоянные религиозные войны, и раскол западного христианства в результате Реформации, и преследования инакомыслящих — свидетельствовало о неспособности церкви обеспечить общественный мир. С другой стороны — органична включенность христианской церкви в общественно-политические феодальные структуры с их идейно-смысловым центром «Бог — Папа Римский — Король» подрывала ее авторитет в эпоху низвержения старых порядков.

Наконец, прогресс науки, опытного знания постепенно и неуклонно убеждал в истинности научной картины мироздания. Развитие буржуазного способа производства порождало острую потребность в прикладных науках. Уже начиная с эпохи Возрождения, роль естественных наук в культуре неуклонно нарастала. Теперь ведущее место в естествознании заняла механика, которая, опираясь на математические разработки, добилась крупнейших успехов. 

Стиль барокко с особой остротой выражает кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому. Центром развития искусства барокко на рубеже XVI — XVII вв. был Рим.

Другой влиятельнейший стиль характеризуемой эпохи — классицизм (от лат. — «образцовый»). Претендующее на «разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели уравновешивающее, объединяющее, героически возвышенное начало. В противовес барокко классицизм выражал стремление к разумному гармоничному строю жизни, а эти стремления были присущи не только монархам, но и народному сознанию с его идеалами мира, покоя, сплочения страны. Помимо того привлекательной стороной классицизма выступал его нравственный пафос, гражданская направленность.

Классицизм получил широкое распространение в абсолютистской Франции, а также в ряде других стран (Италия, Германия, Англия). В XVII в. складывается еще одно направление в искусстве — это реализм. Вершиной реализма является творчество Ван-Рейна Рембрандта.

XVII в. — начальная эпоха в становлении буржуазного общества, период усиленной выработки нового буржуазного мировоззрения, в качестве фундамента которого утвердилась ньютоновско-картезианская космология. Земля перестала быть центром Вселенной и превратилась в одну из планет, движущихся вокруг Солнца



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.061 с.)