Период раннего средневековья ( IV — X вв.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период раннего средневековья ( IV — X вв.)



В период раннего средневековья (IV — X вв.) Византия получает в наследство от Рима процветающие области с развитой экономикой и городами. На Балканах — Фракия, Египет — житницы империи, хлебные кладовые. В Малой Азии — производство кожи, шерсти, ткани, металлических изделий, развито виноделие, садоводство, скотоводство. Византия обеспечена сырьем, продуктами сельского хозяйства, полезными ископаемыми. Развиты ремесла: ювелирных изделий, стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей, которых в Западной Европе не знали. В Византии было больше свободных крестьян, чем рабов (меньше истощены земли, более высокие урожаи).

В период IV — V вв. в Византии в теории и практике воспитания соединялись античные и христианские традиции образования, ценности культуры Ближнего и Среднего Востока. Христианство как новая религия сложилось в I в. в Палестине. В христианском учении был сформулирован идеал человека, определивший логику и содержание образования Византии, средневековой Европы и России, который сводился к воспитанию в человеке самоотречения, смирения, милосердия, взаимопомощи, духовной независимости от мирской власти и подчинения власти Божьей. Среди всех слоев населения число грамотных людей в Византии было довольно велико.

В отличие от средневековой Европы в византийской системе образования влияние церкви было ограниченным, и монастырские школы не получили такого распространения, как на Западе. Вместе с тем уже к VII в. государство стремилось проводить сознательную политику, направленную на изживание традиций античного образования. До 7 лет дети воспитывались в семье, в зажиточных семьях для мальчиков предполагались военная и физическая подготовка, обучение грамоте. Начальное образование осуществлялось в частных школах, которые назывались «пропедиа», дававших навыки чтения, письма и счета. В элементарной школе дети обучались обычно 2 — 3 года. Средние грамматические школы были частными, государственными и церковными. Программа средней школы называлась термином «педиа», затем «энциклиоспедиа»— всестороннее воспитание и включала «семь свободных искусств», литературу, древние языки, философию. Основой содержания образования в средней школе была литературная образованность, поэтому предметы квадриума изучались немногими. Начальные и средние школы были небольшими, рассчитанными на 20 — 40 учеников с одним учителем, в процессе преподавания педагогу помогали наиболее способные старшие ученики. На протяжении VII–XI вв. в Византии неоднократно предпринимались попытки создания высших школ наподобие европейских университетов на основе античных образовательных учреждений повышенного типа. Школьное образование было предназначено для мужчин, женщины получали воспитание, сравнимое по уровню с общественным, в семье.

Византийская средневековая культура, основы которой были заложены в VI в., продолжала формироваться и развиваться и в VII столетии, хотя внешнеполитические и внутригосударственные обстоятельства были менее благоприятны. Перелом и поворот в культуре Византии произошел в VIII в. и связан он с периодом иконоборчества. В отношении к изображению бога в христианском искусстве существовала некоторая двойственность.

С одной стороны, изображение новозаветных сюжетов на фресках и мозаиках, почитание икон напоминали языческое идолопоклонничество. Именно поэтому христианство широко использовало символы и аллегории, что особенно ярко проявилось в искусстве раннего христианства.

С другой стороны, христианское изобразительное искусство, делая зримыми и более доступными образы и идеи, становилось все более распространенным. Используя язык античной изобразительности, христианское искусство постепенно вырабатывало свою иконографию, свои принципы построения композиции, а в целом — свой язык.

Началом иконоборческого периода принято считать 726 год, когда группа людей, связанных со двором, уничтожила особенно чтимое изображение Христа над одним из врат — основным входом во дворец. Его заменили крестом и надписью, укреплявшей значение императора как противника икон. В противостоянии иконопочитателей и иконоборцев решающую роль сыграла императорская власть. Она поддержала иконоборчество для укрепления своих политических и экономических позиций, которые становились все более шаткими в сравнении с крепнущими позициями церкви. В 730 г. был издан эдикт, запрещавший иконы. Подвергнув гонениям иконопочитателей, которые составляли подавляющее большинство среди церковных деятелей, светская власть по существу устранила сильного и опасного конкурента.

В период иконоборчества огромный урон был нанесен изобразительному искусству — подавляющее большинство произведений было уничтожено. Период иконоборчества — это отрицание правомочности священных изображений, уничтожение памятников церковного искусства. Коснулись эти события традиций образованности и книжности, сложившихся в ранний период. Гонения на монастыри — духовные центры византийской культуры — определили широкое значение иконоборчества, выходящее далеко за рамки проблемы христианской изобразительности.

В 787 г. в Никее Седьмой Вселенский собор сформулировал догмат об иконопочитании (утвердил иконопочитание). В 843 г. иконопочитание было восстановлено. Упрочились позиции церкви, была восстановлена тесная взаимосвязь власти светской и религиозной. Византийская культура продолжила свое развитие в опоре на многовековое культурное наследие.

Возвращение к традиции, прерванной на некоторое время, и последующий расцвет культуры дают возможность исследователям называть                 IХ — Х вв. Македонским Возрождением. С правлением Македонской династии связывают усовершенствование государственного аппарата, упрочение политического авторитета Византии.

Возрастает значение международных контактов, усиливается влияние византийской культуры на культуру других народов. Трудно переоценить роль Византии в становлении древнерусской культуры. Выбор в качестве государственной религии византийского христианства определил последующий путь древнерусской культуры.

В византийской архитектуре этого периода окончательно складывается тип крестово–купольного храма. А изобразительное искусство, отброшенное назад иконоборчеством, опять начинает вырабатывать свою иконографию.

Среди декоративно-прикладных искусств наибольшего совершенства достигла техника эмали. Она была известна в Византии еще с VI в., но именно в X в. исполнение изделий в этой технике отличается необыкновенным мастерством.

Византию периода правления Комнинской династии — Х — ХI вв. — характеризует некоторая двойственность. С одной стороны, это время расцвета культуры, широких культурных связей с другими странами, успешных военных действий в Сирии, Египте, на севере Балкан. С другой стороны, происходит медленное, но неуклонное ослабление государственности, падение международного авторитета, в результате успешных военных действий противников Византия теряет большую часть своей территории.

Этот период важен для судеб христианства тем, что в 1054 г. происходит окончательное разделение на православие и католицизм, или, можно сказать несколько шире, на восточное и западное христианство. Различия этих двух ветвей христианской веры начали формироваться еще с IV в., со времени разделения Римской империи на западную и восточную части. К XI в. окончательно оформились противоречия этих двух направлений по всем важнейшим аспектам религиозной системы — догматические разногласия, различные особенности обрядности, разные принципы построения института церкви и его взаимоотношений с миром.

С этими событиями было связано и оживление богословских дискуссий, бурное развитие христианской литературы в разных ее жанрах.

К оформлению восточного христианства имели отношение и наиболее яркие стороны развития архитектуры. В IX в. на Афоне возникает знаменитый монастырь. И уже в XI в. были выработаны основные принципы монастырского строительства. Монастырь представлял собой комплекс построек, обнесенный крепостными стенами. В центре монастырского комплекса обычно находился храм, вокруг располагались кельи и постройки разного назначения — трапезная, библиотека и т. д.

Система церковного образования была основана на особом типе взаимоотношений учителя и ученика, базирующемся на духовном единении, послушании и наставничестве. Первые церковные школы появились в VI в. и представляли собой школы богословия, где весь процесс обучения строился на основе изучения Священного Писания. Монастырские школы Византии достигли расцвета в XV в.

Культурные центры: Александрия, Антиохи (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир, Эфес, Смирна, Никея (М. Азия), Фессалоники, Коринф (европейская часть), Константинополь — торговый, культурный центр («мастерская мира»).

Большое культурное значение имел период правления императоров от Василия I Македонянина до Алексея I Комнина (867 — 1081гг.). Существенные черты этого периода истории заключаются в высоком подъёме византинизма и в распространении его культурной миссии на юго-восточную Европу. Трудами знаменитых византийцев Кирилла и Мефодия появилась славянская азбука — глаголица, что привело к возникновению у славян собственной письменности и литературы.

Происходит становление христианского богословия. Патриарх Фотий положил преграды притязаниям римских пап и теоретически обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима. Смена культурного упадка культурным подъемом. После утверждения христианства в качестве государственной религии стали подвергаться гонениям лучшие представители науки. Погибла Ипатия (философ и математик), с трудом удалось спастись врачу Орибазио. Уничтожались научные центры: в 489 г. закрыли школу в Эфесе, в 529 г. — школу в Афинах. В конце IV в. монахи — фанатики уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки.

Образованных людей было больше, чем в Западной Европе. В IX в. в Константинополе была открыта первая в Европе высшая школа. Развивались: география, медицина, математика, астрономия, оптика, алхимия искала «божественный эликсир», медик Орбазий (326 — 403 гг.) составил медицинскую энциклопедию (70 кн.). Химическое ремесло (изготовление красок), керамические изделия, мозаика. Изобрели «греческий огонь» – зажигательная смесь из пороха, смолы и селитры (горела на воде) – использовалась при штурмах и морских сражениях.

В Византии — Константинополе построили архитектурный ансамбль: Ипподром, Волочной дворец и храм Святой Софии. В Равенне созданы величайшие мозаики: «Император Юстиниан в сопровождении свиты», «Императрица Феодора (жена Юстиниана)».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.006 с.)