Периоды развития первобытной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периоды развития первобытной культуры



1.Доцивилизационный период развития homo sapiens называют каменным веком, где выделяют 3 периода:

Палеолит ( древний каменный век: палео — древний, лит — каменный) от возникновения человечества до 7 — 10 тыс. до н.э. Появляются членораздельная речь, человек овладевает огнем, строит первые жилища, в поздний палеолит появляется изобразительное искусство - скульптура и живопись.

Мезолит (ср. каменные века) — от 7 — 10 до 8 тыс. до н.э. Человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети.

Неолит (новые каменные века) — от 8 до 3 тыс. до н.э. Это период «неолитической революции», т е. переход от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) к хозяйству производящего типа. Появляется земледелие, скотоводство, прядение, ткачество, гончарное производство.

2. Цивилизация. Затем шел бронзовый и железный век.

В отечественной науке была детально разработана периодизация, выделяющая два основных периода (теория «двух скачков»).

Теория «двух скачков». эпоха антропогенеза, т. е. эпоха праобщества. Охватывает миллионы лет: от австралопитека до неандертальца т. е. до верхнего палеолита. Происходит выделение человека из мира животных и его эволюция, формирование в определенный биологический вид.

- эпоха социогенеза (эпоха первобытной общины и предклассового общества). Появляется первобытная родовая община, что явилось базой дальнейшего развития человечества на новой социальной основе.

Теория «двух скачков» узловым моментом в эволюции человека считает начало изготовлений орудий труда. Производство орудий требует целеполагания, а, следовательно, развития мышления, языка, воли. Создание таких предметов, которые в готовом виде в природе не встречаются, а требуют для своего изготовления определенных межчеловеческих связей, способствовало порождению социальности.

До недавнего времени рассматривалось как одновременный процесс:

а). Становление производящей деятельности;

б). Языка и мышления.

Современные данные говорят о том, что эти явления возникли одновременно, а не с разрывом примерно в 0,5 — 1 млн. лет. Это позволяет сделать заключение о первоначальном существовании производящей деятельности как неосознанной, происходящей в рефлекторной форме. Поэтому многие ученые считают критерием появления собственно человека не изготовление орудий, а начало формирования мышления, воли, языка. Поэтому так медленны темпы развития человека и общества.

Первобытная культура существовала только в виде локальных проявлений, сохраняя определенное единство. Окончательный переход человека со ступени «животности» на ступень социальности, т.е. полное подчинение биологических инстинктов общественному контролю произошел с укреплением внутри общественных связей, накоплением знаний, развитием антропогенетических характеристик.

Господство социального над биологическим кладет грань между животным и человеком. Средством «шлифовки» этой грани становится культура. Человек, становясь человеком, помещал между собой и природой мир культуры, т.е. «вторую природу». Культура образовала тонкий слой между человеком и природой, выводя го из-под диктата экосистемы. При помощи культурного действия человек подчинил себе условия своего существования, обуздал свои инстинкты и выступил как истинно культурное, социальное существо.

Американский этнограф Л.Т. Морган (1818 – 1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество») период первобытности называет «дикостью». У К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой».

Общее, что произносится всеми учеными, является то, что радикальное отличие человека от животных в том, что окружающий предметный мир становится объектом его мышления и речи. Целеполагание порождает потребность не только предметного, но и духовного осмысления мира.

Несомненно, что в эпоху первобытного общества зарождаются основные виды духовной культуры: возникают религиозные представления и мифология, музыка, танцы, театрализованные действия, архитектура и изобразительное искусство.

Но за исключением двух последних, обо всем остальном мы можем черпать информацию косвенно. Например, обнаружив, что глиняное изображение медведя носит следы ударов копьем, можно предположить, что здесь имел место магический обряд «заколдовывания» медведя. Этот обряд должен был обеспечить победу над ним охотников.

Нахождение захоронений, где покойные лежат, например, в позе эмбриона, а тела их натерты красной краской, позволяет предположить наличие веры в посмертное существование или перерождение. Материал для подобных реконструкций дает наука этнография. Ее исследования дают понять первобытную культуру, но требуется большая осторожность в перенесении оценок современной культуры на первобытную. В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились гораздо позднее, чем орудия труда, почти на миллионы лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.004 с.)