Постмодернизм — культура информационного общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постмодернизм — культура информационного общества



Постмодернизм – термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины ХХ — начала XXI вв. Постмодернизм – совокупное обозначение наметившихся в последние 25 — 30 лет в культурном развитии и самосознании населения развитых стран Запада. Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление. Он является, прежде всего, культурой постиндустриального, информационного общества. В той или иной мере постмодернизм проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. Наиболее ярко постмодернизм проявил себя в культуре и искусстве. Зарождение постмодерна — это 60 — 70-е гг. XX в., связано и логически вытекает из процессов модернизма как реакции на кризис его идей, а так же на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше); идеи Р. Барта о необходимости семиотической интерпретации социокультурных процессов человека.

Впервые термин «постмодернизм» появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. Однако в эстетике термин «постмодернизм» не приживается. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.

Популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Чарльзу Дженксу. По мнению Ч. Дженкса постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативную роль архитектуры. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж. – Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60 – 70-е годы XX в. процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.

К настоящему времени постмодернизм прошел все основные этапы своего становления. В конце 50-х гг. в итальянской архитектуре и американской литературной критике появились первые его признаки. Затем они возникли в искусстве других европейских стран, США и Японии, а к концу 60-х гг. распространились на остальные области культуры. В 70-е гг. происходит окончательное самоутверждение и признание постмодернизма как особого феномена. В 80-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру и становится интеллектуальной модой. В начале 90-х гг. XX в. ажиотаж вокруг постмодернизма спадает, и он вступает в полосу более спокойного существования.

Основные черты и особенности культуры постмодернизма. В культурно–эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда. Постмодернизм полностью стирает грань между самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания – между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством»и «китчем».

Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения «чистоты» такого феномена, как искусство. Условием его возможности выступает изначальное обращение, восходящее к созидающему началу (субъекту), оригинальному творческому деянию. Если же эти условия нарушены, то существование искусства в его прежних (классических или модернистских) формах оказывается под вопросом. При этом стратегия постмодернизма состоит не в утверждении деструкции в противовес творчеству, манипуляции игры с цитатами – серьезному созиданию, а в дистанцировании от самих оппозиций «разрушение – созидание», «серьезность – игра». 

Постмодернизм обязан своей популярностью не столько авторам, действительно инспирировавшим соответствующий сдвиг в культуре, сколько лавинообразной критической литературе, сформировавшей нечто вроде идеологии постмодернизма.

Культура конца ХХ столетия, постмодерна, характеризуется следующими чертами:

· плюрализм и фрагментарность культуры;

· вытеснение реальности системой фантомов сознания, стирающих различие реального и воображаемого, замыкающихся на самих себе копий без оригиналов;

· театрализация сегодняшней социально–политической и духовной жизни;

· поиск новых форм достижения социальной и культурной идентичности;

· неопределенность, открытость, незавершенность, стирание пространственных и временных границ;

· массовая культура;

· традиционно культура существовала на двух уровнях: «высоком», элитарном, связанным с профессиональной деятельностью в религиозной сфере, философии, науке, искусстве; «низшем», повседневном, общедоступном, фольклорном.

Изначально понятие «массовая культура» было очень неопределенным и включало в себя огромный круг явлений – от индустрии массового производства и технологий масс-медиа до маргинальных форм контркультурного творчества. Массовая культура представляет собой естественное порождение современной цивилизации со всеми плюсами и минусами.

Выделим ряд особенностей массовой культуры:

· тиражируемость;

· создание сложного и тонкого механизма манипулирования потребностями;

· медиативность;

· акцент на всех проявлениях телесности, даже самых интимных;

· создание новых условий для самовыражения и самореализации человека.

Постмодернизм в искусстве. В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками:

· использование готовых форм;

· маргинальность;

· ирония;

· синтетичность как типологический признак;

· сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте.

В настоящее время постмодернизм рассматривается как новый художественный стиль, отличающийся от авангарда возвратом к красоте вторичной реальности, повествовательности, обращением к сюжету, мелодии, гармонии вторичных форм. Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового             (Б. Е. Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун), и потому использующая как строительный материал все предшествующие наработки (В. Б. Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше исходящая из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (В. С. Турчин).

Однако, несмотря на некоторые недостатки постмодернизма, в его содержании имеют место положительные моменты. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ — начале XXI в. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим. Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что, несомненно, должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимыми и далекие созвездия будущих культур» (Ф. Ницше).

В настоящее время существует ряд концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер:

1. Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.

2. В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) «Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности.

Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (Ж. – Ф. Лиотар).

Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающее радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).

По мнению X. Летена и С. Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.

Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму              (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас).

Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм — это неэкстремистское отрицание все того же Модерна.

А. И. Солженицын оценивал постмодернизм как «опасное культурное явление», которое «размонтировало современный мир до состояния кладбища, где нет ничего живого, но любая вещь или идея издает запах тлена». Некоторые исследователи полагают, что постмодернизм не имеет реальных теоретических оснований, а представляет собой софистику и интеллектуальные уловки. Все оценки постмодернизма, приведенные выше, свидетельствуют о том, что в новых условиях идет активный поиск новых направлений средств самовыражения в искусстве и культуре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.009 с.)