Общая характеристика цивилизационного развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика цивилизационного развития



Развитие мировых цивилизаций осуществляется под влиянием технических, технологических, научных и иных факторов. Источником этих факторов является сознание человека. Возникнув на заре человеческой истории оно реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Результатом этой деятельности являются экономическая, политическая, социальная и духовная сферы общества.

В фундаментальном труде О. Конта «Курс позитивной философии» содержится ценная для нашего исследования идея взаимосвязи сознания и социально — экономического развития общества. О. Конт выделяет три стадии интеллектуального развития человечества: теологическую, метафизическую и позитивную, т.е. научную. Этим стадиям соответствует три периода технического развития человечества: традиционное, доиндустриальное и индустриальное общество. В процессе развития традиционного общества был достигнут тот уровень сознания, который позволил осуществить переход от первобытности к цивилизации.

Началось более динамичное и продуктивное развитие человечества. Ремесло отделилось от сельского хозяйства, стали создаваться ирригационные сооружения. Прогресс развивался стремительными темпами в различных областях общественной жизни. Поселения и племена объединялись в царства. Шел процесс формирования государств, зарождалось искусство управления, возникли зачатки письменности. Разумеется, сознание участвует во всех этих процессах не напрямую, а опосредованно, через инновации, в которых воплощается ядро сознания - знание.

С появлением письменности процесс передачи знаний от одного поколения другому, от более осведомленных людей к менее знающим облегчается. Так возникает записанная в хрониках история. Благодаря письменности мы имеем представление о царских законах, например, о своде законов царя Хаммурапи. А также о том, как шло формирование основ бухгалтерского и финансового учета. С появлением письменности возникает новое рациональное отношение к миру. Овладение письмом развивало логическое мышление. Письменность позволяла сохранять и передавать следующим поколениям большие объемы информации. Прогресс знаний создавал интеллектуальную основу общего прогресса цивилизации. Ростки рационального сознания воплощены в элементах математики, астрономии, медицины, технических изобретений.

Образованные, владеющие знаниями люди, сосредоточенные в городах и храмах, создавали письменную культуру. Необходимой предпосылкой ее распространения было то, что для пополнения административного государственного аппарата постоянно требовался приток грамотных людей. Круг людей, владеющих знаниями и способных эти знания развивать, постоянно расширялся и по причинам, не связанным с политико-правовой сферы. В экономической, социальной и духовной областях ценность образованных людей была очень велика.

История мировых цивилизаций свидетельствует, что наибольших успехов достигали те народы, которые предпочитали перемены. В Древнем мире пионерами прогресса были греки и евреи. Созданный ими идеал на первый план выдвигал свободу, права человека, соблюдение морального принципа, конкуренцию, индивидуализм, т.е. все то, что необходимо для рынка и демократии. Первые островки рынка и демократии, возникнув на берегу Средиземного моря, начали постепенно расширять пространство своего существования. Афины превратились в один из наиболее развитых центров Древнего мира, в котором процветали торговля, демократия, философия, поэзия, театр, скульптура.

После того, как Рим покорил Грецию, вобрал в себя ее культуру, произошло обогащение достигнутого за счет успехов в технике, прикладных науках, законодательстве, государственности. Во II — I вв. до н.э. Рим стал мировой державой, охватывающей все средиземноморье. Благодаря активной торговле и завоеваний все новых владений в Риме стали целенаправленно развиваться товарно — денежные отношения. Христианство с его догматом о том, что материальные блага не являются дорогой к счастью, не привели к ослаблению рыночного строя.

Напротив, в христианской Европе обладающая знаниями и деньгами торговая элита, свободно передвигаясь по странам, создает в них основу для утверждения рыночного уклада. И там, где сложились необходимые предпосылки, формируются центры креативного класса, состоящие из торговцев, финансистов, промышленников, судовладельцев, инженеров и т.д. Жесткая конкуренция постоянно требовала инноваций, которые превращались в промышленную продукцию, продаваемую с выгодой.

В отличие от пассивных феодалов новый креативный класс - буржуазия был заинтересован в передовых технологиях, позволяющих извлекать максимальную прибыль и экономить усилия. В итоге, уже на первых порах появляется трехпольный севооборот, конский хомут, водяные мельницы, ткацкие станки, механизируется процесс валяния, происходит индустриализация продовольственного производства, развивается разделение труда, возникает потребность в кредитовании.

В центрах рыночного уклада господствует дух свободы и творчества, высокий уровень потребления, тяга к удовольствиям и полноценной жизни. При этом постоянно идет процесс усовершенствования рынка и демократии. Ярким примером является Венеция XIII — XV вв. В этом городе появились мастерские и финансовые учреждения, первые биржи, торговые дома, банки, страховые и акционерные общества.

Достигнутые в Венеции успехи получили дальнейшее развитие в Антверпене. Умение управлять финансовыми рынками позволило антверпенской бирже стать финансовым центром Европы. В Антверпене с XV до середины XVI веков развивается страхование, используются разные ставки, проводятся лотереи, действует сложная банковская сеть. Следует отметить, что при дефиците собственных инноваций успешно используются и копируются чужие идеи. Так изобретенные в Китае наборные печатные шрифты были использованы в книгопечатании. Книга стала мощным катализатором цивилизационного развития.

К 1650 г. ведущим финансовым рынком Европы становится Генуя. Ее власть над рынком обеспечивалась новой стратегической инновацией - бухгалтерским учетом, который реализовался в деятельности креативного класса, т.е. предпринимателей и банкиров. Они обеспечивали постепенный торговый рост, развитие промышленности, финансов и технологий. В последующем это было характерно и для Амстердама, в котором располагалось производство нового типа водного судна — флейта, изобретенного в 1570 г. Поскольку флейта была востребована, постольку ее стали производить серийно. Поэтому Амстердам в начале XVII в. становится основным местом производства, продажи и ремонта кораблей. В корабельных мастерских используют подъемные краны и пилы, приводимые в движение силой ветра. Наемным рабочим предоставляется больше свобод и прав.

Значительную роль в развитии рыночной экономики сыграл протестантизм. На это обратил внимание М. Вебер в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма». Протестантизм освободил людей от чувства вины за свое богатство. Предпринимательская деятельность провозглашалась угодной Богу. Ослабление церковной монополии создавало определенные предпосылки для более насыщенной интеллектуальной и общественной жизни, свободного обмена идеями в научных сообществах и университетах.

Развитие рынка и демократии оказывало благоприятное влияние на практику материального производства. В свою очередь потребности мореходства, кораблестроения, военного дела, градостроительства обусловили успехи в математике и механике. Начиная с XVII в. бурно стало развиваться естествознание. Появляются более совершенные технические изобретения, облегчающие труд людей. Совершенствуются орудия труда в угольной и металлургической промышленности, создаются машины для текстильной промышленности. Развивается механизированное производство хлопка. Наиболее важные изменения не только в науке и технике осуществляются в Англии.

Значительную роль в развитии демократии сыграло решение английских правителей Марии II Стюарт и Вильгельма Оранского наделить парламент, избираемые буржуазией, правом контролировать ведение государственных дел. После этого события процесс формирования демократии в Англии заметно ускорился. Полномочия парламента расширились. Он имел право принимать законы, гарантировать соблюдение прав граждан, разрешать королю собирать армию и вступать в войну. Д. Локк в «Трактате о правлении» пишет о демократическом правительстве, обеспечивающем человеку его естественные и неотчуждаемые права.

Демократические преобразования в Англии влекут за собой перемены в рыночном укладе. Состояние финансов позволяет проинвестировать модернизацию промышленности, изобретается новый прядильный станок, работающий на энергии падающей воды, создается паровая машина, устанавливается паровой двигатель на корабле и на локомотиве. В 1821 г. в пригороде Лондона стоят первую ветку железной дороги. Происходят изменения и в социальной сфере. Все больший вес приобретают буржуазный и рабочий классы. К 1855 г. рабочий класс становится в Англии третьим по численности после крестьян и прислуги. Растет число граждан, имеющих право голоса.

Анализ развития рыночного уклада свидетельствует о том, что важнейшую роль в его утверждении играет определенная инновация. По развиваемой технологии в Европе с момента возникновения рыночной экономики это кормовой руль, каравелла, книгопечатание, бухгалтерия, флейта, паровой двигатель. В связи с тем, что в конце XIX — начале XX вв. центр рыночного уклада сместился в Америку: сначала в Бостон, затем в Нью – Йорк, а в настоящее время в Лос – Анджелес. Рассмотрим, благодаря каким инновациям осуществлялся этот процесс.

Первым центром американского капитализма стал город Бостон, креативный класс которого сделал ставку на новый источник энергии — нефть, на новую движущую силу (двигатель внутреннего сгорания) и новый промышленный товар (автомобиль). Именно в Бостоне автомобиль превращается в продукт массового потребления, начинается его серийное производство. Автомобильная индустрия развивается быстрыми темпами благодаря притоку инноваций из Европы. Масштабное переселение людей в Америку, обладающих значительным интеллектуальным потенциалом, способствует развитию ее промышленной сферы. В отличие от Европы в США нет ремесленной традиции и поэтому в автомобильную индустрию легче было ввести необходимый для массового производства конвейер.

Автомобиль, как новый инновационный продукт, является катализатором развития многих сфер экономики. На удовлетворение потребностей автомобильной промышленности работают металлургическая, угольная, нефтяная и химическая отрасли. Прокладываются дороги, пригодные для передвижения автомобилей, развивается торговая и банковская сети. Креативный класс Америки в центре своего внимания постоянно держит инновации, эффективно превращая их в продукты промышленного производства.

Ярким свидетельством этого стало использование электричества в создании продукции массового потребления: стиральных машин, холодильников, вентиляторов, радиоприемников, телевизоров. Благодаря изобретенному в 1889 году Николой Тесла электродвигателя Нью-Йорк за период с 1945 по 1965 гг. превращается в самую большую мировую метрополию с развитой сетью банков, страховых компаний, рекламных, маркетинговых и медиа агентств.

В последние годы произошло резкое обострение отношений между Россией и США. В связи с этим особый интерес представляет процесс превращения Америки в самую развитую экономику мира. Как удается креативному классу этой страны превращать новейшие технологические достижения в продукцию серийного производства? Чтобы понять это, необходимо проанализировать развитие рыночной экономики в Калифорнии, то есть там, где после второй мировой войны развернулся новый технологический бум. Важнейшим его признаком является автоматизация административных процессов крупных предприятий. Автоматический процесс обработки данных привел к увеличению производительности не в проценты, а в разы.

На рынке появились устройства, вмещающие в себе миллиарды единиц информации. Предметами повседневной жизни стали мобильные устройства, позволяющие на очень малых площадях хранить, обрабатывать и передавать большие объемы информации. Рынок последовательно завоевывают компьютер, мобильный телефон и интернет. Разрабатывается технология, позволяющая соединять компьютеры между собой с помощью телефона. Формируется информационная сеть, к которой к 2009 г. было подключено до 1 миллиарда компьютеров. В настоящее время в США стремятся сохранить лидерство в сфере оборонных технологий, микроэлектроники, передачи данных, энергетики, телекоммуникаций, производства двигателей, систем наведения, новых материалов, авиационной и космической промышленности. Осознавая этот факт руководство нашей страны в последние годы стремится исправить просчеты, допущенные предыдущим руководством в области экономики.

Анализ цивилизационного развития человечества позволяет утверждать, что с возникновением рыночной экономики и демократии в развитии человечества произошли существенные перемены. В данном случае речь идет об изменениях в сфере материального производства. Сила воды и пара позволила осуществить механизацию производства. Использование электричества дало возможность наладить конвейерное производство. С помощью электроники и информационных технологий произошла его автоматизация. Все эти перемены были связаны с увеличением физических возможностей человека и с обеспечением его более комфортного существования в природной и социальной среде.

Рассмотрение сущности вопросов цивилизационного технико — экономического развития позволяет выделить следующие общие закономерности:

1. Во времена феодально–крепостнической системы быстро в техническом и экономическом отношении вырастал город, страна, где были развиты внутренняя торговля, средства доставки товаров (по земле и воде), город поддерживал и развивал банковскую систему;

2.  В промышленную эпоху (эпоху капитализма) перспектива и динамика развития были выше у страны, которая быстрыми темпами внедряла и реализовывала массовое производство новых технических средств (машины, телефон, телеграф, компьютеры и др.);

3. Эпоха капитализма породила новые, коллективно–конвейерные способы производства и страна, быстро внедрившая их становилась лидером продаж;

4. Новые технологии, открытия приводят к росту объема производимой продукции, а промышленные предприятия осваивают конвейерно–автоматизированное производство и добиваются невиданных успехов;

5. Во всех развитых капиталистических странах идет постоянная борьба за первенство в обучении креативных выпускников. Сегодня лидером выступает США, но завтра — все может измениться, настолько быстро развивается процесс и технологии обучения;

6. Сегодня США сохраняет позиции мирового лидера, центра культурных, политических, военных, духовных, художественных и социальных событий в мире, т.е. США является лидером как в мире, так и в западной цивилизации. Но со временем борьба на мировой арене может привести к иному раскладу сил и, возможно, появится новый лидер — страна.

То, что происходит в последние десятилетия, свидетельствует о качественно новом этапе цивилизационного развития. Это четко зафиксировано в материалах Всемирного экономического форума в Давосе (2016). Креативный класс осознает, что человечество стоит на пороге технической революции, которая полностью изменит жизнь, трансформирует не только среду обитания, но и самого человека. В отличие от прошлых промышленных революций, развивающихся линейно, масштаб четвертой увеличивается по экспоненте.

Но самое главное заключается в том, что в колоссальной степени возрастают интеллектуальные возможности человечества. Свидетельством этого являются прорывы в таких областях как искусственный интеллект, квантовые компьютеры, робототехника, интернет — продажа вещей, нанотехнологии, 3D-печать, автономный транспорт, материаловедение, новые батареи. Особую роль может сыграть искусственный интеллект, признаки которого уже реализуются в новом витке технологической революции. Это программы переводчики, программы советники, виртуальные ассистенты, дроны и т.п.

Обладающие огромной мощностью и памятью мобильные устройства соединяют миллиарды людей планеты, обеспечивая им возможность постоянно увеличивать свой интеллектуальный потенциал и коллективный интеллект всего человечества. О том, что человечество в ходе эволюционного развития формирует коллективный разум, говорил замечательный ученый             Н.Н. Моисеев. Об этом же говорит и французский ученый Жак Аттали: «Человечество рождает коллективный разум, отличный от совокупности умственных способностей каждой личности, от группового и национального сознания». (См.: Аттали Ж. Краткая история будущего: СПб, Питер, 2014, с.261.) По его мнению, универсальный коллективный разум породит со временем гиперразум, который продолжит цивилизационное развитие уже без человечества.

Таким образом, цивилизационное развитие осуществляется посредством разума. Исходным моментом движения человечества по восходящей линии является то состояние психики гоминида, в котором обозначились элементы сознания. Достигнув своего наивысшего уровня сознания может породить новое качественное состояние. Может быть, в этом и заключается смысл цивилизационного процесса.

Темы и вопросы для повторения:

1. Сущность цивилизации и ее научное объяснение.

2. Основные критерии цивилизации.

3. Типы цивилизаций и их характеристика.

4. Основные концепции цивилизаций ученых Древнего мира.

5. Н. Я. Данилевский о  «культурно-исторических типах цивилизаций» и законах исторического развития.

6. Методологическая основа теории культурно-исторических типов                 Н. Я. Данилевского.

7. Виды культурной деятельности, которые служат у Н. Я. Данилевского основанием для выделения культурно-исторических типов.

8. Геополитические вопросы в работе Н.Я. Данилевского «Россия и Европа».

9. Общие черты (закономерности), которые, по Н. Я. Данилевскому, связаны с жизнедеятельностью культурно-исторических типов (выделите их).

10. Характеристика Н. Я. Данилевским германо-романского и славянского культурно-исторических типов.

11. О. Шпенглер о судьбе европейской цивилизации.

12. А. Тойнби о причинах упадка и гибели цивилизаций.

13. Линеарная концепция развития истории.

14. «Осевое время» развития цивилизации по К. Ясперсу.

15. Аттали Ж. о причинах, движущих силах цивилизационного (технико–экономического развития цивилизаций.

16. Аттали Ж. об общих закономерностях цивилизационного технико–экономического прогресса.

17. Постмодернистская концепция развития общества и культуры.

18. Восточная эзотерическая концепция развития цивилизаций                         Е. П. Блаватской.

19. Теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона.

20. Психогенетическая теория цивилизаций Норберта Н. Элиаса.

21. Концепция взаимодействия локальных цивилизаций Ю.В. Яковца.


ГЛАВА 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.03 с.)