Развития целеустремленности как доминирующего спортивно 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развития целеустремленности как доминирующего спортивно



Важного качества личности спортсменов на этапе спортивной

Специализации

Развитие волевой регуляции в подростковом возрасте приводит к

формированию волевых качеств, позволяющих достигать поставленные цели и

преодолевать трудности, подчиняясь требованиям и правилам, вырабатывать

способы саморегуляции. Расширение самосознания, характерной чертой

которого является появление у подростка способности познать самого себя как

личность, обладающую особенными качествами, порождает у него стремление

к самоутверждению, самовыражению (т. е. стремление проявлять себя в тех

качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию.

Депривация указанных выше потребностей составляет основу кризиса

подросткового возраста (Л.И. Божович, 1995).

Кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в

этом возрасте у спортсмена возникают относительно постоянные личностные

интересы или какие-либо устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы

в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей

«ненасыщаемостью» - чем больше они удовлетворяются, тем более

устойчивыми и напряженными становятся (познавательные интересы,

эстетические потребности и пр.) Удовлетворение таких интересов связано с

активным поиском (созиданием) предмета их удовлетворения, что толкает

подростков к постановке новых целей, часто выходящих за пределы

сегодняшних требований. Психологические исследования свидетельствуют о

том, что важную роль в формировании устойчивости личности и ее

саморегуляции имеет ориентация субъекта на отдаленные цели [48, 49].

(Е.Р. Калитеевская)

На решающее значение перспективных целей для психологической

структуры и поведения субъекта обратил внимание К. Левин, который в своем

топологическом учении о личности доказывал, что цели, которые ставит перед

собой человек, его намерения, являются своеобразными потребностями

(«квазипотребностями»). И чем более широким является «жизненное

пространство», в которое включен человек, тем большее значение приобретают

отдаленные цели. Ценностные ориентации субъекта на: эти будущие цели

подчиняют себе промежуточные и тем самым определяют поведение, эмоции и

моральное состояние субъекта [46].

Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его

целеустремленным, а, следовательно, внутренне более собранным и

организованным. Однако подростка характеризует не слабость воли, а слабость

целей [17]. Целенаправленность возникает не только на основе насыщаемых

интересов, но и в связи с другими устойчивыми мотивами, требующими

целевой организации поведения. Осознанные и устойчивые мотивы (мотивы

«второго порядка») изменяют весь внутренний облик подростка, становятся

доминирующими в структуре его мотивационной сферы и таким образом подчиняют себе все другие его потребности и стремления (Л.И. Божович, 1995).

В подростковом возрасте происходит коренная перестройка структуры волевой

активности. Подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе

внутренней стимуляции (самостимуляции). В то же время волевая сфера

подростков весьма противоречива, так как при значительно возросшей общей

активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно

сформированы. Внешние стимуляторы (воспитательные воздействия и пр.) в

силу критичности подростков, их стремления к независимости воспринимаются

иначе, чем в младшем подростковом возрасте, поэтому не всегда вызывают

соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность,

усиливается проявление упрямства, отчасти от того, что утверждается свое «Я»,

право на собственное мнение, на свою точку зрения, настойчивость

проявляется только в интересной работе (А.И. Высоцкий, 1979).

Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно

изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов,

сдвигает баланс в сторону возбуждения), что тоже приводит к изменению

волевой сферы. Преобладание возбуждения над торможением затрудняет

применение запрещающих санкций, основанных на соображениях морали,

снижается выдержка, самообладание. Возрастает смелость (которая в этот

период вообще достигает наибольшего проявления). В то же время подростки

12–14 лет переоценивают уровень развития у себя волевых качеств, особенно

терпеливости и энергичности. У подростков 12 лет наблюдается дисгармония в

развитии волевых качеств. К 15 годам подростки в целом адекватно оценивают

развитие у себя основных волевых качеств. Но подростки склонны к

переоценке настойчивости, самостоятельности, целеустремленности [32]. Хотя

развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека, к концу

подросткового возраста основные волевые качества личности уже

сформированы.

Целеустремленность, как и другие волевые качества, приобретает

свойства широты, силы и устойчивости. Широта или узость

целеустремленности определяется через количество деятельностей, в которых

она отчетливо проявляется. Сила целеустремленности определяется уровнем

проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей в

достижении цели. Главным признаком устойчивости целеустремленности

является степень постоянства проявления волевого усилия в достижении цели в

сложных ситуациях. Соотношение этих свойств у разных людей может быть

разным. Осознанность смысла вложенных усилий, инициативности создает у

человека четкое представление о перспективах, выборе, стратегии, тактики для

каждой конкретной ситуации, формировании конкурентоспособности,

личностных диспозиций (установок), как относительно устойчивых

детерминант поведения в разных сферах социально-профессионального

пространства.

Целеполагание - это сложный процесс перехода от представления о

желаемом или возможном к воплощению этого представления в объективно- реальном результате, то есть процесс определения, построения и достижения

цели, происходящий в форме свободного выбора в ситуациях

неопределенности. Активизация процессов целеполагания и

целеосуществления свидетельствует о субьектности личности. Способность к

целеполаганию – это интегративная, самоорганизующаяся, открытая система

личностных качеств, свойств и особенностей, обеспечивающих возможность

осуществления и степень успешности процесса целеполагания. Целеполагание

реализуется в регуляторной, проектировочной и побудительной функции.

Эффективность реализации регуляторной функции целеполагания определяется умением создать цель, процесс достижения и последствия ее реализации и

гибко адаптировать, изменить цель деятельности в соответствии с условиями.

Проектировочная функция целеполагания позволяет планировать свое будущее, определять главное направление жизненного пути, видеть перспективу своего развития, и реалистичностью, то есть субъект умеет соотносить уровень

сложности поставленной цели и вероятность ее достижения. Побудительная

функция целеполагания обеспечивается самостоятельностью в постановке и

выборе целей, устойчивостью при достижении целей, то есть способностью к

волевой регуляции процесса целеполагания.

Развитие целеустремленности, как и любого другого волевого качества,

имеет определенные психологические механизмы, которые кратко

представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Определение механизмов развития целеустремленности как

спортивно важного качества личности

 

Свойства целеустремленности Механизмы развития целеустремленности Спортивно важные качества личности
Широта. Устойчивость. Сила Активность в различных видах деятельности. Формирование целевых установок. Постоянство в проявлении волевого усилия. Наличие волевого усилия по степени проявления и их видов Самостоятельность в формировании и постановке целей (оперативные, стратегические). Готовность к волевым усилиям. Сохранение уровня притязаний. Способность к целеполаганию. Проявление и развитие волевых качеств. Готовность к выполнению деятельности необходимого уровня сложности

 

Современный спорт, ориентированный на конкурентоспособного,

целеустремленного спортсмена, требует от него широкого кругозора, высокой

культуры, предприимчивости, соответствующих установок, которые являются

мощными стимулами социально-личностного и профессионального развития.

Степень социализации и конкурентоспособность чаще оценивается по

доминирующим установкам субъекта на результат деятельности, способность

самостоятельно образовывать цели.

Содержание Методики развития-ССП акцентировано на развитие

целеустремленности через регуляцию уровня притязаний в спортивной

деятельности и активизацию данного психологического механизма в основных

сферах личности:

- развитие СВК мотивационно-ценностной сферы личности через

позитивную субъективную оценку результативности действий, их

целесообразности и согласование уровня притязаний в спортивной

деятельности;

- развитие СВК психомоторной сферы личности через стремление к

успешному выполнению спортивной задачи заданного уровня сложности;

- развитие СВК когнитивной сферы личности через приобретение ЗНУ в

соответствии с уровнем притязаний;

- развитие СВК регуляторной сферы через влияние на динамику уровня

притязаний;

- развитие СВК конативной сферы личности через принятие цели и

определения задач в соответствии с уровнем притязаний.

Выводы:

В подростковом возрасте целенаправленность как СВК спортсмена

возникает не только на основе насыщаемых интересов, но и в связи с другими

устойчивыми мотивами и неустойчивостью уровня притязаний в спортивной

деятельности, требующими целевой организации поведения. Осознанные и

устойчивые мотивы изменяют поведение подростков и юношей, так как

становятся доминирующими в структуре их мотивационной сферы. Волевая

сфера подростков весьма противоречива, они часто регулируют свое поведение

на основе внешней стимуляции. Перестройка структуры волевой активности

происходит посредством целенаправленной саморегуляции динамики уровня

притязаний спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности.

Диагностика целеустремленности как спортивно важного качества

личности предполагает его дифференциацию по характеру проявления свойств:

широты, устойчивости и силы.

Развитие целеустремленности может осуществляться посредством

личностной активности в различных видах деятельности и формирование

целевых установок; проявление целевых волевых усилий в спортивной

деятельности. Развитие целеустремленности в свою очередь приводит к

развитию таких спортивно важных качеств как самостоятельность в

формировании и постановке целей (оперативные, стратегические), готовность к

волевым усилиям, способность к целеполаганию и сохранению уровня

притязаний, проявление и развитие волевых качеств, готовность к выполнению

деятельности необходимого уровня сложности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.026 с.)