Качеств личности спортсменов на этапе спортивной специализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качеств личности спортсменов на этапе спортивной специализации



Важнейшей задачей спортивной подготовки является формирование

высокого уровня функциональных возможностей спортсменов, от которого

зависит рост спортивного мастерства (Ю.Тюленьков, 1997). Функциональная

подготовка рассматривается как планомерный, многофакторный процесс

управления совершенствованием организма и психики человека с

использованием различных средств и методов физической, технической,

тактической и психологической подготовки через решение задач

индивидуализации и дифференцирования в процессе развития спортивных

способностей. Одной из важнейших задач выступает определение

индивидуально-типологических особенностей и развитие спортивно важных

качеств (СВК) личности спортсменов на этапе их спортивной специализации.

В современном спорте, и юношеском в том числе, тренировочный и

соревновательный периоды характеризуются возрастанием физических и

психических нагрузок, что обусловливает высокую степень психического

напряжения, которые в большинстве случаев негативно влияют и на

спортивный результат, и на сохранение здоровья спортсменов (Е.Н.Гогунов,

Б.И.Мартьянов, 2000; А.И.Исмаилов, 2001; А.В. Алексеев, 2007). С прошлого

века и до сегодняшних дней психологической подготовке спортсменов

уделяется особое внимание в спортивной психологии и педагогике

(В.В.Медведев, М.С.Полишкис, 1988; В.Н.Платонов, 1997; Р.С.Уэйнберг,

Д.Гоулд, 1998). Однако, несмотря на достаточно широкое теоретическое

обоснование необходимости системной психологической подготовки в

спортивной практике этому виду подготовки обычно уделяется внимание тогда,

когда психологические проблемы переходят в разряд медицинских (например,

травмы), или социально нежелательных (например, необоснованный уход из

спорта психомоторно одаренного ребенка). Фрагментарное проведение

психологической подготовки обусловлено еще и тем, что до настоящего

времени отсутствуют прикладные научно обоснованные психолого -педагогические методики развития СВК спортсменов на этапе становления

спортивного мастерства, поэтому представленная в пособии методика развития

СВК личности спортсмена на этапе спортивной специализации актуальна, а

экспериментальная апробация в учебно-спортивных учреждениях

подтверждает ее эффективность и практическую востребованность.

    Научная новизна методики развития спортивно важных качеств личности

спортсменов на этапе спортивной специализации (Методика развития-ССП) в

том, что раскрыты связи развития целеустремленности спортсменов и уровня

их притязаний в спортивной деятельности. Понятие «уровень притязаний»

охарактеризовано как показатель, детерминирующий динамику спортивных

результатов. Представлено научно-теоретическое обоснование построения

методики развития спортивно важных качества личности спортсмена на этапе

спортивной специализации на основе активизации психологического

механизма «развитие целеустремленности через регуляцию уровня притязаний

в спортивной деятельности». Целенаправленная саморегуляция динамики

уровня притязаний спортсменов в тренировочной и соревновательной

деятельности рассматривается как сформировавшаяся установка спортсмена на

приобретение знаний, навыков и умений с целью приобретения спортивного

мастерства, готовностью совершенствовать спортивно важные качества

личности. Средством формирования навыков целенаправленной саморегуляции

динамики уровня притязаний спортсменов в спортивной деятельности является

системная психологическая подготовка спортсмена, развивающая

образовательная среда в специализированных учебно-спортивных

учреждениях.

Компоненты Методики развития-ССП:

1) информационно-аналитический модуль предполагает: анализ

психолого-педагогического проблемного поля спортивной подготовки;

проведение мероприятий по психологическому просвещению и профилактике;

планирование диагностической и коррекционно-развивающей работы с

субъектами спортивной деятельности (планирование программы

информационно-аналитического содержания согласуется с администрацией

учебно-спортивного учреждения с учетом спортивного и учебного графика);

2) диагностический модуль: определение уровня притязаний

спортсменов, дифференциацию качества целеустремленности в спортивной

деятельности по характеру проявления свойств широты, устойчивости и силы;

определение уровня развития психомоторной, когнитивной, регулятивной и

конативной сфер личности; диагностическая программа должна содержать как

минимум два среза – исходный и итоговый.

3) развивающий и корректирующий модуль предполагает применение

совокупности психологических методов и приемов развития спортивно важных

качеств психомоторной, когнитивной, мотивационно-ценностной,

регуляционной, поведенческой сфер личности – разрабатывается развивающая

программа по активизации психологического механизма «развитие

целеустремленности через регуляцию уровня притязаний в спортивной

деятельности»; коррекционно-развивающая программа реализуется в формате

общей психологической подготовки не реже двух занятий в неделю по 45 мин в

течение учебно-тренировочного цикла.

Содержание практического этапа реализации в учебно-тренировочном

процессе Методики развития-ССП тренером и психологом:

– совместная работа с психологом по разработке дифференцированных и

частных программ развития целеустремленности через регуляцию уровня

притязаний в спортивной деятельности на основе диагностических данных;

– проведение тренировочных занятий развивающей направленности на

основе регуляции уровня притязаний в спортивной деятельности

через организацию взаимодействие «тренер – спортивная задача – спортсмен»,

разработку алгоритмов спортивных заданий, индивидуальный подбор методов

и приемов стимулирования целеполагания и самоконтроля двигательных

действий и регулирования уровня притязаний спортсмена;

– совместная работа тренера и психолога по коррекции учебнотренировочного процесса и определению направлений развивающей работы

психолога в индивидуальной или групповой форме.

Содержание практического этапа реализации Методики развития-ССП

психологом в формате общей психологической подготовки:

1. Проведение психолого-педагогического анализа факторов,

активизирующих психологические механизмы развития целеустремленности и

саморегуляцию уровня притязаний в ситуациях успеха-неудач.

2. Проведение коррекционно-развивающих занятий по развитию

целеустремленности как спортивно важного качества спортсмена.

Задачи: стимулирование личностной активности в спортивной и учебной

деятельности; формирование навыков целеполагания, стимулирование

самостоятельности в формировании и постановке частных задач достижения

поставленной цели; активизация проявления целевых волевых усилий в

самовоспитании. Психолого-педагогический результат: проявление широты,

устойчивости и силы целеустремленности в спортивной деятельности, целевая

выраженность уровня притязаний спортсмена как избирательного отношения к

спортивной деятельности и ее личностной значимости; проявление его

познавательной активности и готовность совершенствовать спортивно важные

качества личности. Развитие целеустремленности в свою очередь приводит к

развитию готовности к волевым усилиям и развитию волевых качеств,

готовности к выполнению деятельности необходимого уровня сложности.

    3. Проведение комплексных (пятикомпонентных) развивающих занятий.

Цель: развитие свойств целеустремленности (широты, силы,

устойчивости), активизация развития СВК психомоторной, когнитивной,

мотивационно-ценностной, регуляторной, поведенческой сферы личности.

Содержание занятий акцентировано на регуляцию уровня притязаний

спортсменов и проявление целеустремленности в следующих аспектах:

- в мотивационно-ценностной сфере личности - повышение степени

осознанности и расширение мотивов спортивных достижений соответственно

уровню притязаний, личностная направленность на физическое и

интеллектуальное совершенствование;

- в интеллектуальной сфере личности - приобретение знаний, навыков и

умений для решения задач намеченного уровня трудности, достижение которых

является целью серии будущих действий (главная цель);

- в психомоторной сфере личности – стремление к своевременному и

точному выполнению спортивной задачи заданного уровня сложности;

- в регуляторной сфере личности - сохранение оптимального (рабочего)

психического состояния в период успеха и неудач, целенаправленность

волевых усилий;

- в поведенческой сфере личности - выбор субъектом приоритетных

задач очередного действия как результат осознания и переживания успеха или

неуспеха прошлых действий (в соответствии с уровнем притязаний);

- на уровне структуры Я-концепции - саморегуляция самоотношения,

самооценки, динамики уровня притязаний;

- на уровне структуры спортивно важных качеств личности - сохранение

уверенности, целеустремленности в условиях успеха и неудач.

Ожидаемые результаты в развитии спортивно важных качеств

спортсменов при активизации психологического механизма «развития

целеустремленности через регуляцию уровня притязаний в спортивной

деятельности» на основе внутренних и внешних детерминант:

1) осознание спортсменами шагов своего совершенствования спортивных

способностей, приобретение и анализ позитивного спортивного и жизненного

опыта, как условие для развития – физического, интеллектуального, духовного

(через позитивное самоотношение и отношение педагогов к спортсмену как

субъекту собственного развития);

2) формирование установок спортсмена на целенаправленное повышение

уровня своей психологической культуры;

3) активизация индивидуальных компенсаторных механизмов для

снижения проявления «слабых» (менее развитых) личностных качеств и

неопытности спортсмена в решении новых для него задач за счет осознания

«сильных» (более развитых) личностных качеств и самоуправления их

проявлением в спортивной деятельности;

4) позитивное профессиональное взаимодействие тренера, спортсмена и

психолога на основе принципов сотрудничества;

    5) повышение культуры телесности и психологической культуры

межличностного взаимодействия субъектов спортивной деятельности.

Эффект практического применения Методики развития в

педагогическом процессе учебно-спортивного учреждения на основе

совместной работы психолога, педагога и спортсмена:

– проведение общей психологической подготовки комплексно с учетом

ближайшей зоны развития спортсменов;

– целенаправленная работа психолога и содействие тренера в

педагогическом процессе спортивной подготовки по увеличению степени

осознания «сильных» (более развитых) личностных качеств, самоуправлению

их проявлением в спортивной деятельности, снижению проявления «слабых»

(менее развитых) личностных качеств за счет активизации индивидуальных

компенсаторных механизмов;

– профессиональное взаимодействие субъектов спортивной деятельности

и психолога выстраивается не по механизму «замены» тренера психологом, а

по принципу сотрудничества психолога, спортсмена, его родителей и тренера в

вопросах личностного роста, физического и интеллектуального развития.

– реализация воспитывающих и развивающих функций обучения на

основе возросших интеллектуальных и регуляторных возможностей

спортсменов - становится необходимым и обязательным переход в обучении

двигательным действиям от уровня описаний («что и как делать») на уровень

закономерностей («зачем делать так, а не иначе»), что и реализуется при

проведении тренировочных занятий развивающей направленности в субъект субъектном педагогическом взаимодействии;

– содействие дифференциации и индивидуализации учебно-тренировочного процесса на основе диагностического материала (рисунок 2).

 

 


Рисунок 2 - Развитие СВК спортсмена через механизм целенаправленной

регуляции динамики их уровня притязаний в спортивной деятельности

 

Резюмируя, отметим, что целостное влияние методики развития спортивно

важных качеств личности проявляется в том, что она охватывает основные

сферы личности спортсмена (психомоторную, познавательную, мотивационноценностную, регуляционную, поведенческую) и способствует формированию Я-концепции личности спортсмена в целом, что в свою очередь активизирует развитие СВК личности спортсмена (таблица 2).

Комплексность предлагаемой методики выражается в том, что вся

совокупность методов и приемов по целенаправленной регуляции динамики

уровня притязаний спортсменов в тренировочной и соревновательной

деятельности подчиняются единой цели развития СВК спортсмена.

Модульная структура Методики развития-ССП (информационноаналитический, диагностический, развивающий и корректирующий модуль) позволяет внести изменения в ее содержании в соответствии с результатами диагностики и конкретными педагогическими условиями с сохранением структуры методики и основного психологического механизма развития целеустремленности через регуляцию уровня притязаний спортсменов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.036 с.)