Невнимательности спортсменов в учебно-тренировочной деятельности на 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невнимательности спортсменов в учебно-тренировочной деятельности на



начальном этапе спортивной подготовки

Спортивная деятельность требует от юного спортсмена новых, более

высоких форм произвольного поведения, способности управлять своим

психическим состоянием, в том числе быть внимательным к выполняемым

двигательным заданиям, к себе, к партнеру, к тренеру. Все педагоги и

воспитатели понимают, что внимание является одним из важнейших условий

успешного обучения. Однако привычные призывы «Будь внимательным! Не

отвлекайся! Соберись! Слушай!» весьма безуспешны, и педагоги вынуждены

усиливать значение призывов к внимательности угрозами или поощрением.

Непрерывная динамика внимания залог его устойчивости, а

устойчивость же внимания – условие его обоснованного переключения. B

зависимости от соотношения сосредоточенности спортсмена на

выполняемом задании наблюдаются следующие состояния

внимательности – невнимательности:

1) действительная внимательность – состояние углубленности спортсмена

в работу, внешне наблюдается (по взгляду, позе, дыханию) очевидная картина

интенсивного сосредоточения и действительная невнимательность – состояние

противоположное предшествующему (отвлекаемость, лишние движения,

медлительность или суетливость).

2) Кажущаяся внимательность – состояние, при котором отвлечение от

необходимой в данный момент деятельности «маскируется» внешними

признаками деловой направленности внимания и кажущаяся невнимательность

– состояние внутренней активности (осмысление, рефлексия), с

маловыразительными внешними признаками сосредоточения, что создает

ошибочное впечатление об отвлечении [92].

Феномен невнимательности опосредуется психологическими факторами,

отражающими соответствующие уровни индивидуальности:

– психофизиологический уровень, характеризующий свойства и

динамические показатели нервной системы; функциональное состояние

организма и психомоторики юного спортсмена;

– уровень социальных механизмов обеспечения основных свойств

внимания – характер взаимодействия с другими субъектами спортивной или

учебной деятельности, социометрический статус (лидер, признанный,

аутсайдер), организация деятельности;

– личностный уровень – самооценка, интересы, мотивация, отношения к

учебе и к спорту в целом, особенности самосознания и пр.).

По мере взросления юного спортсмена повышается значимость

психологических детерминант невнимательности личностного уровня.

Следствием невнимательности является ситуации, когда спортсмен испытывает

трудности в освоении знаний, в формировании определенных навыков, учится

в общеобразовательной школе ниже своих возможностей. В каждом

конкретном случае необходимо исходить из индивидуальных особенностей и

индивидуального опыта ребенка, который можно изучить при помощи

неэкспериментальных методов, таких как опрос, беседа с родителями. Такая

работа способствует получению дополнительной информации об особенностях

саморегуляции в деятельности, проявлении внимательности в свободном

общении.

Изучение отдельно взятых характеристик ребенка оказывается

недостаточным для объяснения возникновения и проявления

невнимательности. Ни свойства нервной системы, ни основные свойства

внимания, ни определенные характеристики личности учащегося в отдельности

не объясняют невнимательность. Разнообразие причин невнимательности

требует от педагога индивидуализировать психопрофилактическую работу по

предупреждению невнимательности, что направляет педагога на организацию

субъект-субъкт-объектных отношений, активизирует его взаимодействие с

родителями юных спортсменов. Рассмотрим наиболее распространенные

причины невнимательности.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети отличаются

избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой

концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью, для них характерны

трудности с организацией поведения и удержанием внимания постоянно и

дома, и в школе. Систематическая спортивная деятельность в сочетании с

учебной деятельностью в общеобразовательной школе для них изнурительна:

дети нуждаются в коррекционно-развивающей работе с психологом.

Хронические соматические заболевания. Дети, имеющие слабое здоровье,

отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью, сниженные

функции их внимания может быть обусловлены общим ослаблением организма.

Для них обязательно соблюдение режима, дозировании физических и

умственных нагрузок, краткосрочный отдых в деятельности, дневной сон.

Систематическая спортивная деятельность ограничена медицинскими

заключениями о состоянии здоровья ребенка.

Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей

нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для

учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно

внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с

инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо

переключаемое и распределяемое внимание, они требуют индивидуального

подхода на основе дополнительной психодиагностики.

Предупреждение переутомления и перегрузок. В жизни современного

школьника нередко день расписан с утра до вечера столь плотно, что времени

на полноценный отдых при этом практически не остается; дети плохо

засыпают, не высыпаются. Физические, психологические, информационные

перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению

невнимательности и рассеянности детей. Предупреждение переутомления и

перегрузок в заключается в следующем:

– в обеспечении графика питания и его качества в соответствии с

интенсивными физическими нагрузками юных спортсменов;

– в обеспечении процедур восстановления физических и психических сил

юных спортсменов (оперативное восстановление – во время занятий,

краткосрочное восстановление – после занятий, полноценный сон);

– в рациональной организации активности учащихся в учебной и

спортивной деятельности; произвольное внимание спортсменов требует

варьирования объема, интенсивности, направленности выполняемой работы.

Возрастные ограничения в развитии внимания. В младшем школьном

возрасте внимание в силу возрастных особенностей онтогенеза психического

развития характеризуется: недостаточной зрелостью нейрофизиологических

механизмов внимания; слабостью самоконтроля за выполнением деятельности;

имеет небольшой объем, неустойчивость, низкую переключаемость. Учет

возрастных ограничений в развитии внимания – основа успешности

тренировочной деятельности юных спортсменов и воспитания их личностных

качеств.

Недостаточная мотивация к выполнению деятельности. Любой ребенок

может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если

занимается тем, что ему очень интересно. Невнимательность юных

спортсменов часто проявляется тогда, когда от них требуется выполнение чегото малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.

Педагогической задачей является развитие познавательной мотивации,

обеспечении на учебных занятиях новизны, привлекательности заданий, их

разнообразия, рационального использования непроизвольного внимания для

поддержки познавательной активности ребенка.

Сохранение внимания юного спортсмена через активизацию

непознавательных мотивов (призывы к чувству долга и ответственности,

желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого, избегание наказания и др.) менее эффективно для развития внимательности как

СВК когнитивной сферы личности спортсмена. В таких случаях

произвольность внимания осуществляется сознательно только при помощи

волевых усилий ребенка, что может сковывать его моторную активность.

При организации развивающей образовательной среды важны усилия

педагогов и родителей по созданию условий развития полноценной

познавательной активности, интереса к интеллектуальной деятельности и

физическому совершенствованию, развития мотивационной сферы в целом

через организацию заинтересованного участия юного спортсмена в учебной и

спортивной деятельности.

 

Выводы

 

Выбор направлений программы развития внимательности в процессе

тренировочной деятельности юного спортсмена осуществлен на основе учета

онтогенеза внимания и диагностических данных об уровне базовых свойств

внимания (устойчивость, концентрация, переключение, распределение).

Содержание программы развития внимательности в процессе тренировочной

деятельности юного спортсмена изложено на основании влияния трех

доминирующих факторов развития внимательности как спортивно важного

качества личности:

1) взаимодействие «тренер – предмет интереса–спортсмен»: изменение

внимательности, вызванного расширением субъект-субъектных отношений

«педагог – спортсмен» в условиях предметного общения на основе общего

интереса и взаимной ответственности;

2) алгоритм задания: изменения внимания в тренировочной деятельности,

направленного определенного вида инструкцией, содержащей алгоритм

выполнения задания после объяснения (объяснение-показ, объяснениеобоснование, объяснение-разъяснение) и согласование точек самоконтроля в

процессе выполнения задания;

3) самоконтроль: изменения внимания в процессе самостоятельной

деятельности – спонтанное его распределении в свободном выборе способов

выполнения заданий на основе организации самоконтроля.

Формирование внимания как самоконтроля в процессе учебной

деятельности включает в себя умение педагога рационально организовать

деятельность спортсмена. В процессе работы по развитию СВК спортсмена на

этапе начальной подготовки могут быть использованы различные методы

активизирующие развитие основных функций внимания (избирательной и

регулирующей) через постепенное развитие способности к самоуправлению

вниманием на основе расширения интереса к выполнению двигательных задач

в соответствии с целью деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.016 с.)