Влияние на развитие спортивно важных качеств личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние на развитие спортивно важных качеств личности



Познавательного интереса и определение возрастных особенностей

Его проявления

Категория интереса исследуется разными науками: философией, социологией, психологией, экономикой, юриспруденцией, политикой и др., то есть

является общенаучной категорией. У каждой науки в соответствии с ее целями,

предметом, методом изучения сложилось свое представление о категории

интереса. В целях исследования представляет интерес классификация С.Л.

Рубинштейна (2000):

- по содержанию (на что направлены интересы): а) по предмету; б) по

степени общности (более общие и частные);

- непосредственный и опосредованный (моральная, социальная сторона);

- по степени дифференцированности (определенность или

неопределенность);

- по объему (моно, био, полицентризм, широкие, узкие);

- по силе (активный, пассивный);

- по стойкости, длительности (устойчивый, неустойчивый). 

 

Понятие «интерес» не умозрительно, оно отражает объективно

существующие отношения личности, которые проявляются в результате

влияния реальных условий жизни и деятельности человека. Истоки интереса

лежат в общественной жизни. «Вне связи с общественной средой, вне

деятельности, - отмечает Г.И Щукина, - интерес человека не может

развиваться, поэтому изучение интереса, изолированного от реальных условий

его становления, не в состоянии обнаружить ни тенденций его развития, ни

возможностей управления им» (Г.И. Щукина, 2001).

Рассматривая интерес как вид отношения, как положительную направленность отношений человека к труду, к учению, общественной работе, из всей совокупности интересов выделим интерес к спортивной деятельности. Интерес подростков, юношей и девушек к спортивной деятельности предполагает, на наш взгляд, наличие у них таких качеств, как убежденность, высокий уровень

сознательного отношения к действительности, осознание социальной ценности

и общественной значимости спортивных достижений, активное стремление к

максимальному использованию своих возможностей на благо общества.

Анализ психолого-педагогической литературы и собственного опыта

опытно-экспериментальной работы подтверждают, что о наличии интереса к

спортивной деятельности можно судить по следующим показателям:

- позитивное отношение, которое выражается не только в готовности

выполнять деятельность, но и в активности в ней, в проявлении инициативы;

- наличие социальных, профессиональных и познавательных мотивов,

обуславливающих устойчивое позитивное отношение к выполняемой работе;

- стремление к совершенствованию знаний, умений й навыков, которое

выражается в активности, самосовершенствовании и готовности к

инновационной деятельности.

Процесс формирования интереса к спортивной деятельности длительный

и сложный. Он может проходить стихийно, неосознанно, может возникать и

угасать, расширяться и углубляться. Интерес развивается скачкообразно, в

зависимости от соответствия или несоответствия сферы деятельности

(объективных социальных условий) природе интереса (субъективным

условиям). Изменяя внешние условия, можно управлять интересом,

воспитывать его. Интерес активен, и изучаться он должен в тесной связи с

отношением к действию и мотивами, побуждающими к этому действию. Мотив

возникает через интерес, что побуждает субъекта к определенной

целенаправленной деятельности. «Мотивы деятельности, - отмечает она, -

определяются, прежде всего, интересами, чувствами и переживаниями,

связанными с материальными и духовными потребностями как одного

человека, так и коллектива или общества в целом» (З.Г. Сазонова, 1976, с.66).

Важность мотива выбора профессиональной деятельности в жизни

каждого человека подчеркивал А.Н. Леонтьев: «с некоторыми оговорками

можно сказать, что формирование мотивов есть формирование самой личности

[49, c. 39]. Мотивы деятельности человека формируются, поэтому «надо не

просто обучать деятельности, не только формировать деятельность, но и

 

формировать мотивы деятельности, от которых зависит ее место во внутренней

структуре его личности» [49, c. 42].

Интерес может являться условием достижение некоего блага, пользы:

интерес, который становится таковым благодаря своей способности

удовлетворять потребности субъекта. Иногда об интересах ошибочно говорят

как о прибыли [13], «…интересно – это когда хочется что-то найти, что-то

понять, что-то узнать из того, что составляет бесконечный мир вокруг нас. В

психологии интерес понимается как состояние, побуждающее к познавательной

деятельности. То есть это внутреннее напряжение, движущий момент, желание,

побуждающее нас к действию» [42, c. 178].

Интересы личности тесно связаны с потребностями. Не было бы

потребностей, мотивирующих поведение человека, не было бы и интересов,

направленных на поиск способов удовлетворения потребностей. Когда

материальные интересы вытесняют познавательный компонент деятельности,

говорят об узости интереса, в противовес которому развивающаяся личность

выходит за пределы материальных интересов к интересам духовным. Духовные

интересы – это мотивы роста, они имеют отдаленные цели, связанные со

стремлением обогатить и расширить жизненный опыт, актуализировать

личностный потенциал – проявить свои способности, развить задатки,

расширить кругозор, стать не только потребителем культуры человечества, но и

носителем культуры и ее созидателем. Мотивация роста предполагает не

столько возмещение состояний недостаточности, избегания неприятных

переживаний, сколько повышение психологического напряжения в стремлении

к эмоционально насыщенным переживаниям, обусловленным осознанной

значимостью выбранной цели. Духовные интересы побуждают к

совершенствованию мастерства в деятельности, представляющей для человека

интерес не как средство обеспечения существования, а как средство проявления

собственных способностей – познание себя через труд.

Духовные интересы реализуются разными людьми по-разному: для одних

важно знать понемногу о многом, быть осведомленным в разных областях

знания, культурной и общественной жизни. Другие же удовлетворяют свои

духовные интересы глубокой направленностью на постижение сути какого-либо явления, поиск истины в каком-то одном вопросе, глубокое изучение,

увлеченное созидание – посвящение всей жизни чему-либо значимому и

поэтому говорят о широких и глубоких интересах.

В интересе к тому или иному объекту различают непосредственный и

опосредованный интерес. Эти характеристики интереса взаимопереходящие:

опосредованный интерес может стать непосредственным и наоборот. Интересы

человека динамичны, и не только удовлетворение или неудовлетворение

потребностей меняет интересы. Познание себя, достижения человека в

социальном и профессиональном плане, изменение статуса и расширение

диапазона ролей – все, что происходит с человеком в его жизни и деятельности,

влияет на его интересы, как в равной мере интересы человека влияют на его

жизнь. Достижение интересов ведет человека к «вершинным переживаниям»

 

(по А. Маслоу) во время которых человек чувствует благоговение, восторг, что

отличает человеческую жизнь от биологического существования.

Интересы, достигшие высокого уровня развития, представляют собой

основу для формирования профессиональной направленности личности и

зрелого профессионального выбора, которая опосредована индивидуально психологическими особенностями, личностными потенциалами, имеет выраженную половую специфику. Процесс профессионального

самоопределения проходит ряд этапов: 1) детская игра (принятие разных

профессиональных ролей, их «проигрывание»); 2) подростковая фантазия,

когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной для него

профессии; 3) в подростковом периоде и большей части юношеского

возраста, – предварительный выбор профессии, когда разные виды

деятельности анализируются и оцениваются с точки зрения интересов,

способностей, системы ценностей; 4) практическое принятие решения, выбор

профессии – определение квалификации будущего труда, необходимой

подготовки к нему, то есть, выбор конкретной специальности. Однако кроме

интересов, способностей и ценностных ориентаций важную роль в принятии

решения играет оценка своих объективных возможностей – материальных

условий, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и пр.

Познавательная активность спортсмена распространяется и на

спортивную жизнь. Стремление к накоплению опыта и познавательная

активность спортсмена реализуется в двух основных видах деятельности:

тренировочной и соревновательной. Сегодня востребован спортсмен,

владеющий знаниями о формах, методах и средствах подготовки к спортивному

достижению, закономерностях и механизмах достижения высокого результата,

целеустремленный и способный к организации эффективной спортивной

практики. Стремление к цели всегда направлено личностным интересом.

Интерес в широком смысле – это особая познавательная направленность

человека на предметы и явления, связанная с положительными эмоциями, с

потребностями, влечениями и чувствами, значимостью и всегда

сопровождается как непроизвольным, так и произвольным вниманием.

Обычно познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращённую к познанию, к её предметной стороне и

процессу овладения знаниями. Еще К.Д. Ушинский (1824–1870) и Л. Н Толстой

(1828–1919) отмечали, что интерес играет ведущую роль в учебном процессе

(Л. Н Толстой, 1936): «…учение, лишенное всякого интереса и взятое только

силой принуждения… убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко

не уйдет». Великий русский педагог разработал оригинальную систему

пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с

воспитанием внимания и утверждал, что учение, все взятое принуждением и

силой воли, способствует развитию сильных, но едва ли нравственных

характеров и развитых умов (К. Д. Ушинский, 2005).

Преодолеть трудности спортивных тренировок, достичь желаемых

спортивных результатов, легче на основе развития познавательной активности и

 

интереса к познанию закономерностей физического совершенствования человека в

спортивной деятельности. Интерес как индивидуальная особенность

направленности личности охватывает весь личностный потенциал. Интересами в

значительной степени определяются черты характера и способности. «Интерес, –

по мнению Л.А. Гордона, – будучи весьма важным мотивом человеческой

деятельности, выражая осознанную направленность личности, положительно

влияет на все психические процессы и функции, активизирует человеческие

способности, в результате чего человеческая деятельность становится более

энергичной, бодрой, полнокровной» [23].

В психологических и педагогических исследованиях в интересе

синтезируются многие личностные качества. Его сущность характеризуется,

стремлением проникать в глубину явлений (а не просто быть потребителем

информации о них), познанием, относительно устойчивым стремлением к

реализации своих интересов. В познавательном интересе соединяются

интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы (Г.И. Щукина, 2006). В

зависимости от доминирования того или иного структурного компонента

познавательного интереса выделяют различные его составляющие поэтому

познавательный интерес рассматривается различно:

– как избирательная направленность психических процессов человека на

объекты и явления окружающего мира;

– как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно

данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение;

– как избирательно наполненное активными помыслами, волевыми

устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям [13,

68, 86].

– интерес как мотив, лежащий в основе учебной деятельности,

придающий ей устремленный характер [17, 25, 49, 64]

– как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в

целенаправленном состоянии ученика, обусловленном знаниями, умениями,

опытом творчества, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью

к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение [6, 88].

– направленность самостоятельного поиска, обсуждения проблем,

решения задач, высказывание предположения (Ш.А. Амонашвили, 1990).

– эмоционально окрашенная потребность, «прошедшая стадию

мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер»

(И.Ф. Харламов, 1999, с. 237).

Познавательный интерес признается значимым фактором учебного

процесса, влияние которого неоспоримо на создание развивающего характера

обучения и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Установлены дидактические условия развития у учащихся познавательного

интереса – активизация познавательной деятельности учащихся, творческое

применение учителем принципов и методов обучения на основе

исследовательского подхода, развития у спортсменов потребности в

самообразовании и саморазвития (Г.И. Щукина, 2006, С. 16–27.)

 

Коррекцинно-развивающий модуль Методики развития-НП содержит

приемы и методы развития внимательности через расширение познавательного

интереса с использование личностной активности спортсмена. Эта активность

проявляется как познавательный интерес, выражаемый в форме поисковых

вопросов, что, во-первых, направляет внимание и заинтересованность в успехе

юного спортсмена в решении двигательных задач и, во-вторых, проявляется в

состояниях его действительной внимательности (классификация В.Н. Страхова)

в спортивной деятельности. Такая активность в свою очередь оказывает

влияние на развитие базовых свойств внимания (концентрации, устойчивости,

распределения, переключения, избирательности, объема) и внимательности как

спортивно важного качества личности спортсмена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.047 с.)