В.Л. Марищука как методологическая основа для разработки методик развития спортивно важных качеств личности спортсмена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.Л. Марищука как методологическая основа для разработки методик развития спортивно важных качеств личности спортсмена



 

Методологической основой для разработки методики развития спортивно важных качеств личности спортсмена являются положения о профессионально значимых качеств личности В.Л. Марищука [57, 59, 61], теоретическая и практическая ценность которых заключается в следующем.

В.Л. Марищук обосновал значение профессионально значимых качеств в системе профессиональной подготовки к различным видам деятельности; определил их роли в психодиагностике, прогнозе успешности в обучении и труде, при определении способностей к различным видам труда и при общей характеристике понятия способностей. Способности к тем или иным видам деятельности характеризуются степенью развития некоторых личностных качеств, которые являются профессионально значимыми. Эти качества чаще всего являются полипрофессиональными, но для каждой отдельной специальности могут иметь свое конкретное значение. Профессионально значимые качества могут быть связаны с успехами в профессиональной подготовке нелинейно, но особо низкие их показатели обычно имеют значение самое негативное [61]. В настоящее время при проведении профессионального психологического отбора присутствует увлечение экспресс-методами и оцениваются обычно не способности, а лишь качества, косвенно отражающие те или иные способности (то есть не анализируется в какой мере способности раскрыты, какими взаимосвязанными компонентами они характеризуются). В диагностическом модуле методике учитывается положение В.Л. Марищука о том, что зависимости между показателями качеств и внешними критериями чаще всего нелинейные и это обстоятельство снижает роль коэффициентов корреляции как показателей валидности и в связи с этим подчеркивает высокое психодиагностическое значение особо низких показателей развития изучаемых качеств.

В коррекционно-развивающем модуле методики учитываются закономерности эффективности и перспективности формирования, 10 совершенствования и корригирования профессионально значимых качеств в процессе подготовки к деятельности, выявленные В.Л. Марищуком: о естественной тенденции ряда психических, психомоторных и физических качеств к достижению некоторого диапазона до относительно среднего уровня показателей в соответствии с полом и возрастом людей (что весьма способствует успехам корригирующей тренировки). Развитие спортивно важных качеств личности спортсмена могут иметь некоторый относительно средний уровень развития профессионально значимых качеств. «Bros» средний (не максимальный) уровень нередко является также оптимальным уровнем. Неудачи в профессиональной подготовке часто бывают связаны с наличием выраженных некомпенсируемых недостатков в этих качествах. Однако, как указывает В.Л. Марищук, вышеизложенное не противостоит целесообразности достижения, при необходимости, в профессионально значимых качествах самых высоких показателей [61].

При отсутствии патологических изменений низкие психические, психомоторные и физические качества в относительно короткое время (2-4 месяца) развиваются, что обеспечивает достаточно успешную спортивную подготовку. «Корригирование таких качеств облегчается естественной их тенденцией к достижению запрограммированного в ходе эволюции некоторого среднего уровня развития, естественного для человека соответствующего возраста. Решение сложных задач перевоспитания должно строиться не только в прямом воздействии на мотив, а в формировании нового противостоящего положительного мотива - новой доминанты, которая способна погасить конкурентную по механизму отрицательной индукции» [61, с. 4].

Структура и содержание методик развития СВК спортсмена разработана на основе положений В.Л. Марищука о важности выявления высокой стабильности ряда личностных черт на уровне социальной направленности (в отличие от динамических показателей ряда психических и физических качеств). Необходимо анализировать психологическую интерпретацию принципа доминанты, лежащего в основе стабильности ряда личностных черт при сопоставлении психодиагностических материалов психофизиологического тестирования и изучения направленности личности, отдавая предпочтение последней. Руководствуемся положением В.Л. Марищука о том, что профессионально значимые качества, связанные с высокой социальной направленностью (личностные черты: ценностные ориентации, мотивы, установки), являются более стабильными и корригируемыми, чем показатели многих психических, психомоторных процессов и физических качеств. В профотборе и профконсультации на личностные черты следует ориентироваться в первую очередь, так как они в большой мере определяют успехи не только в обучении, но и в последующей профессиональной деятельности [57].

С целью расширения воспитательной функции методик развития СВК спортсмена опираемся на положение В.Л. Марищука о своевременности воспитательных воздействий, характеризуемых тем обстоятельством, что ранее 11 укрепившиеся ценностные ориентации существенно влияют на восприятие и оценку последующей информации, способствуют ее избирательной селекции, предопределяя порой низкую ее эффективность. Своевременность позитивных воспитательных воздействий и хорошо организованное первоначальное воздействие может предопределять формирование соответствующих установок, мотивов, ценностных ориентаций, которые накладывают свой отпечаток на последующую информацию, а иногда способствуют полному извращению в свете ранее сложившихся представлений. Широко распространенные приемы перевоспитания, связанные с прямым воздействием на негативные мотивы - ошибочны, малоперспективны, так как они только усиливают доминантные формирования, лежащие в основе мотивов избегания неудач (доминанта усиливается и при положительном и при отрицательном воздействии). Целесообразно формировать более мощный конкурентный положительный мотив, активизируя психологические и психофизиологические механизмы, лежащие в основе эффективности сформулированного А.С. Макаренко принципа воспитания с опорой на положительное [57]. Содержательный компонент методик СВК спортсмена на этапах становления спортивного мастерства имеет пять направлений в развитии спортивно важных качеств психомоторной, мотивационно-смысловой, когнитивной, регулятивной и поведенческой сфер личности спортсмена в соответствии с указанием В.Л. Марищука о том, что существуют особенности вероятностного противостояния наиболее высоких показателей психомоторики, физических качеств возможностям в абстрагировании, решении сложных мыслительных задач и достаточно редкого сочетания наиболее высоких показателей мыслительных операций с высокими показателями в развитии физических и психомоторных качеств. В.Л. Марищук отмечает, что имеется в таком отношении и целый ряд исключений, характеризуемых самыми высокими достижениями и в психомоторике, и в показателях физической, в частности спортивной, подготовленности, и в мыслительной, творческой деятельности [60]. Выявленная вероятностная тенденция может иметь важный социальный смысл при распределении нагрузок между общеобразовательной и специальной подготовкой спортсменов, что особенно важно на этапах становления спортивного мастерства.

В исследовании особенностей регуляторной сферы личности спортсмена опираемся на обоснования В.Л. Марищука эффекта снижения (также и роста) эмоционального напряжения, повышения устойчивости психических процессов, возможности саморегуляции своего эмоционального состояний, управления своими эмоциями путем произвольного расслабления (напряжения) мышц и произвольного воздействия на другие внешние проявления эмоций (в частности, мимику, пантомимику, дыхание). Во многих работах В.Л. Марищука утверждается необходимость использования методик приемов целенаправленного развития (совершенствования, корригирования): эмоциональной устойчивости, распределения и переключения внимания, быстроты в действиях, координации движений; устойчивости к ряду 12 неблагоприятных факторов труда (фактору гор, гипокинезии, гипервентиляции и др.); устойчивости двигательного опорного аппарата к ударным нагрузкам при приземлении; ряда физических качеств и другие [57, 58, 60, 61].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.004 с.)