Внешние и внутренние детерминанты развития спортивно важных качеств личности спортсменов на этапах становления спортивного мастерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешние и внутренние детерминанты развития спортивно важных качеств личности спортсменов на этапах становления спортивного мастерства



Значимость социально-психологических условий для развития личностных качеств и личности в целом подчеркнем словами Л.И.Анцыферовой «…нет «всеобщей психологии развития, а есть психология развития, ориентированная на определенные социальные условия» [4, с. 175]. В психологических исследованиях содержание и объем понятия «развитие» в основном раскрывается в следующих направлениях:

1) психическое развитие есть серия изменений в поведении и переживаниях на протяжении жизни; 2) в любом периоде жизни у человека возникают изменения в поведении в соответствии с общественно-историческими условиями. Чем выше уровень развития бытия в филогенезе, в онтогенезе, тем более сложной становится внутренняя природа явлений, тем более возрастает удельный вес внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия [15, с. 38].

Содержание принципа развития на разных этапах развития психологической науки имеет качественные изменения. При разработке проблем развития все шире используются различные системные понятия: иерархия, уровни, саморегуляция, структура, организация, интеграция и пр. Развитие понимают и анализируют как целостный процесс: «развитие представляет собой такой вид необратимых изменений, который характерен именно для системных объектов» [4, с. 5]. При этом отметим, что понятие необратимости отлично от понятия неизменяемости качественных преобразований, возможности изменения свойств личности.

Рассмотрим природу двух основных типов диахронической структуры процесса развития – прогресс и регресс, так как психическое развитие есть всегда единство прогрессивных и регрессивных преобразований, но соотношение этих разнонаправленных процессов на различных этапах жизненного пути субъекта меняется. Прогрессивное развитие, являясь переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, включает и некоторые элементы регрессии: качественная направленность развития, актуализирует и создает возможности психологического развития личности, в то же время, может и ограничивать ее становление в иных направлениях [4, с. 6].

В исследованиях, анализирующих специфику прогрессивного развития раскрываются следующие особенности:

– перехода от низшему к высшему [12].

 – функционального развития на определенной стадии (развитие ведет к количественному накоплению качественно новых элементов, образующих потенциальный резерв (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, А.К. Маркова)

 – развитие потенциальной сферы, функционального запаса действующей системы, содержащего качественно новые элементы, что приводит к формированию нового психического «органа» [5, 31, 66, 77].

– гетерохронность развития: невозможность абсолютизировать последовательность стадий развития, так как выявляется запаздывающее (опережающее) совмещение нескольких стадий [53].

– наличие иерархии психического, когда дифференциация и иерархизация в психике позволяет высшим функциям придавать «форму и направление низшим активностям» (Г.Вернер,1957, с.52-53).

Прогрессивное развитие как накопление и развертывание новых потенций и возможностей развития внутри существующей организации рассматривается в качестве одного из важных критериев (С.Т.Мелюхин, 1968). Создание внутренних потенций развития есть результат активного взаимодействия человека с окружающим миром, что проявляется в различной формах поведения, деятельности. «Понять безграничность любой, в том числе психологической, системы невозможно без раскрытия разнонаправленного влияния друг на друга уровней ее организации и их интеграции в единую целостность» [4, с.11].  

    Анализ исследований временной структуры процесса психического развития человека позволяет выделить в ней качественно различные стадии: – накопления новых возможностей, новых потенций развития;

– дезорганизации сложившейся психологической системы личности, ее перестройки; – формирования новой целостности, нового уровня функционирования, центром которого становится иное психическое новообразование

– сензитивные или критические периоды [47].

Элементы функциональной системы по П.К. Анохину связаны друг с другом не просто отношениями взаимодействия, но и отношениями содействия. При высокой дифференцированности в системе содействие предполагает наличие элементов, выполняющих не просто различные, но и противоположные функции, гармоническое единство которых – взаимодополнение, содействие друг другу – позволяет системе успешно функционировать [3]. В период гармоничного развития совершается порождение и накапливание новых противоположностей и противоречий. «... в этот период особенно отчетливо проявляется роль гармонии как движущей силы развития системы в целом. Взаимодополняя друг друга, координируясь друг с другом, элементы системы получают больше возможностей для развития… Но именно противоречия продолжают способствовать дальнейшей дифференциации элементов системы. Однако в период дифференциации их роль, острота неизбежно сглаживаются, ослабляются, но совсем не исчезают» (А.Н. Аверьянов, 1976, с.131) В структурно-уровневой концепции психического развития А.В. Брушлинского выделены факторы, детерминирующие развитие:

1) предрасполагающие, создающие диспозиции, подготавливающие

     2) осуществляющие, реализующие. «В сложную структуру детерминации развития включается и диалектически противоречивое взаимодействие двух основных внутренних тенденций развивающегося психического – тенденции к устойчивости, к сохранению и воспроизведению уже сложившейся психологической системы (ее мотивов, целей, идеалов, ценностей) и тенденции к преобразованию, к качественному ее изменению, к формированию новых ценностей, планов, целей, свойств» [15, с. 16].

На психологическую организацию жизнедеятельности человека распространяются закономерности существования систем: «источником существования одних систем являются другие системы. Любая система может развиваться, существовать, лишь преобразовывая другие системы» (А.Н. Аверьянов, 1976, с. 124). Для осуществления прогрессивного развития человека требуется собственная активность личности, его деятельность по самопреобразованию и развитию, предполагающая выработку жизненной позиции и осознания себя, своего места в обществе. «Реализация, всемерное выявление и дальнейшее обогащение потенциальностей развивающегося человека существенно зависит от богатства его связей с социальным и природным миром» [4, c. 17-18]. Признание социально-исторической детерминации психики человека, своеобразия его мышления, личности и поведения на разных этапах развития общества требует изучения социальнопсихологических условий развития личностных качеств, как профессионально значимых.

Особо подчеркнем значимость взаимодействия человека в микросоциуме на развитие его личностных качеств. «История человеческой личности предпрограммирована наследственно лишь в очень неопределенной и самой общей форме. Ее своеобразие может быть понято отнюдь не в рамках генетического предпрограммирования, а исходя из факта активного диалога, взаимодействия ребенка, подростка или взрослого с окружающим его социальным миром» [94, с. 173].

Личность – это не набор заданных качеств, а способность человека «быть личностью», формировать и проявлять свое отношение к миру и самому себе. В ходе многолетних занятий избранным видом спорта постепенно складывается динамичная специализированная структура психических процессов, психических состояний и СВК личности спортсмена, которая и обеспечивает результативность его деятельности. В конкретных ситуациях учебно-тренировочного занятия или спортивного соревнования СВК личности обеспечивает возникновение адекватного ситуации рабочего состояния спортсмена, которое, в свою очередь, обусловливает необходимый уровень и организацию включенных в его деятельность психических процессов и состояний. С другой стороны, имеется и обратная связь: в ходе многолетней спортивной подготовки на основе постоянно развивающихся и многократно 15 повторяющихся психических процессов и состояний происходит развитие СВК личности спортсмена, которое подкрепляется конкретными результатами его соревновательной деятельности.

Сформированность СВК личности – важнейшее условие высокой результативности и надежности деятельности спортсмена, однако закономерности их формирования изучены фрагментарно. Внимание уделяется в основном изучению психических процессов и состояний спортсмена. Такое подчеркнутое внимание психологов к проблеме психических процессов и состояний может создать впечатление, что само – и гетерорегуляция состояний составляют едва ли не единственное содержание психологической подготовки спортсменов. Отмеченное направление психологического обеспечения спортивной деятельности, хотя и дает ощутимые положительные результаты в относительно короткие сроки, но не может считаться достаточно надежным, если игнорируется тот факт, что психические состояния зависят не только от ситуации, внешних воздействий на спортсмена, но и от сформированности его СВК личности. Именно длительная, кропотливая работа по их формированию является базовым направлением психологического обеспечения спортивной деятельности. И это особенно важно учитывать, если речь идет о юных спортсменах. Л Ц. Пуни, анализируя перспективы развития спортивной науки в целом, и в частности психологии спорта, эту проблему назвал в числе фундаментальных и высокозначимых для практики спорта.

В общетеоретическом плане проблема формирования СВК личности спортсменов является одним из аспектов общепсихологической проблемы развития способностей личности на основе сформированных на высоком уровне свойств психических процессов и состояний. Главные направления ее разработки были определены в советской психологии еще в 50-х – начале 60-х годов в трудах А.Г. Ковалева, Б.Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Н.Д. Левитова, К.К. Платонова и др. Образование психических свойств на основе психических процессов рассматривалось авторами по-разному: как результат закрепления процесса вследствие его повторения в деятельности; как следствие генерализации, обобщения процессов; как результат синтезирования разнообразных процессов одной модальности с последующим закреплением и обобщением образовавшейся системы. Традиционно признается опосредующая роль психических состояний в обеспечении «перехода» психических процессов в качества личности.

Важное значение для разработки данной проблемы имеют психологические исследования В.Л. Ганзена, в которых дается системное описание функционирования психики человека в актуальном времени: «Конкретная социальная функция формирует необходимую для ее реализации функциональную структуру из множеств свойств, состояний и процессов, которыми располагает человек. Производится актуализация необходимого набора свойств, определение актуального состояния и последовательности доминирования психических процессов. При этом учитываются внешние условия функционирования, отношение человека к выполняемой функции 16 (внутренние условия) и его индивидуальные особенности» (В.Л. Ганзен, 1984). Представленная схема реализации психики как целого в ходе осуществления спортивной деятельности может рассматриваться и как схема развития качеств личности: интеграция свойств психических процессов, состояния и личностных качеств в соответствии с требованиями конкретной деятельности приводит к формированию важных для выполнения деятельности качеств, затем к их самосовершенствованию и повышению результативности деятельности.

Существует множество оснований классификаций СВК личности, где авторы доказывают весомость тех или иных качеств личности. Наиболее признанной во многих исследованиях рассматривается структура СВК спортсмена из шести основных компонентов: поведенческий, мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, коммуникативный, гендерный. Каждый из компонентов, в свою очередь, имеет по три модельные характеристики, представляющие конкретные психологические качества. Поведенческий компонент характеризует внешние условия психической деятельности. Он включает, тип нервной деятельности, темперамент и характер. Мотивационный компонент характеризует внутренние условия психической деятельности, побуждающие спортсмена к достижениям. Он состоит из: интереса к виду деятельности, уровня притязания и ценностных ориентации. Интеллектуальный компонент обеспечивает понимание своего вида спорта, эти качества способствуют овладению его техникой и тактикой. Содержит следующие модельные характеристики – психомоторику, специализированные восприятия, оперативную память, внимание, мышление. Эмоциональный компонент обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль спортивной деятельности. Включает модельные характеристики: эмоциональную устойчивость, психическую саморегуляцию, волевые качества. Коммуникативный компонент характеризует отношение людей в спорте: отношение к тренеру, отношение к партнерам, к соперникам. Гендерный компонент показывает, как спортсмены выражают свою индивидуальность. Включает следующие качества: маскулинность, фемининность, андрогинию.

Согласно А.В. Родионову, психологические профессиональные качества – это индивидуально-психологические свойства личности, актуально выражающие проявления человека в определенной учебной, трудовой, спортивной и т.д. деятельности и являющиеся основой для приобретения специальных знаний, умений, навыков (А.В. Родионов, 2001). Под спортивно важными качествами (СВК) Г.Д. Бабушкин понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность этой деятельности и на успешность ее освоения и, прежде всего, это способности (Г.Д. Бабушкин, 2007).

Подчеркнем, что значение спортивно важных качеств в успешности освоения и реализации конкретной деятельности определяется тем, что в них проявляются все основные характеристики структуры личности: мотивационно-потребностные, когнитивные, психомоторные, эмоционально волевые и другие. С повышением спортивной квалификации изменяется 17 компонентный состав структуры спортивно-важных качеств, повышается мера тесноты связей отдельных СВК личности в структуре, увеличивается их число входящих в структуру: на уровне высокой квалификации связи значительно индивидуализируются. Приступая к освоению спортивной деятельности, субъект обладает определенными психическими свойствами, некоторые из них являются важными для той или иной конкретной деятельности. В процессе становления СВК происходит перестройка операционных механизмов психических свойств в соответствии с требованиями деятельности, т. е. перестройки операционного механизма в оперативный (Г.Д. Бабушкин, 2007).

Н.Б. Стамбулова утверждает, что одним из важнейших аспектов формирования индивидуальности спортсмена является развитие его спортивно важных психических свойств (СВПС). В конкретных ситуациях учебно-тренировочного занятия или спортивного соревнования подструктура СВПС обеспечивает возникновение адекватного ситуации рабочего состояния спортсмена, которое, в свою очередь, обусловливает необходимый уровень и организацию включенных в его деятельность психических процессов. С другой стороны, имеется и обратная связь: в ходе многолетней спортивной подготовки на основе постоянно развивающихся и многократно повторяющихся психических процессов и состояний происходит развитие СВПС спортсмена, которое подкрепляется конкретными результатами его соревновательной деятельности. Рассматривая психические свойства в качестве важных и исходя из принципа единства личности и деятельности, Н.Б. Стамбулова считает, что спортивно важными следует считать те психические свойства, которые отвечают требованиям конкретного вида спорта [90].

В спортивной деятельности проявляются и развиваются различные психические свойства:

 – интеллектуальные, обеспечивающие прием и переработку информации, принятие спортсменом необходимых решений;

– психомоторные, определяющие качество двигательных действий и операций субъекта;

– эмоциональные, влияющие на энергетику и экспрессивные характеристики деятельности;

– волевые, обеспечивающие преодоление возникающих в ней препятствий;  

– коммуникативные, направленные на взаимодействие с другими людьми;

– нравственные, определяющие мотивацию деятельности и соответствие целей, средств, результатов определенным моральным нормам.

Ансамбль психических свойств, отвечающий требованиям конкретного вида спорта, обеспечивает высокую результативность тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена и по особенностям развития и формирования названные психические свойства можно разделить на две группы [90]. У свойств первой группы можно довольно четко наблюдать соответствие их содержания содержанию психических процессов, на основе 18 которых они развиваются. Психическое состояние спортсмена при этом играет роль «катализатора» или ингибитора, ускоряя или замедляя это развитие. В формировании свойств этой группы психическим процессам принадлежит специфическая роль, а психическим состояниям – неспецифическая (например, интеллектуальные и психомоторные свойства спортсменов). В развитии свойств второй группы, наоборот, специфическая роль принадлежит психическим состояниям, неспецифическая – психическим процессам (например, эмоциональные, волевые, нравственные свойства личности спортсменов).

Неодинаковыми для указанных групп психических свойств будут и системы закрепления их развития в структуре личности спортсменов в зависимости от подкрепляющей роли того или иного аспекта результатов спортивной деятельности: проективного (собственно материальный или идеальный проект, например конкретное достижение спортсмена) или нормативного, понимаемого как соответствие продукта и средств его получения принятым этическим нормам (в частности, нормам спортивной морали в команде и пр.).

В подкреплении развития психических свойств первой группы преимущественное значение имеет продуктивный аспект результатов спортивной деятельности (например, рекордное достижение, призовое место в ответственном соревновании и т. п.). В развитии психических свойств второй группы существенно выше роль нормативного аспекта (например, удовлетворение, которое, несмотря на поражение, испытывает спортсмен, отдавший все силы соревновательной борьбе, и, наоборот, оттенок неудовлетворения, досады, с которыми бывает сопряжена победа, достигнутая с помощью пристрастного судейства (подсуживание) и др.).

В связи с вышеизложенной классификацией определяется программа диагностики СВК на основе психологической характеристики спортивной деятельности и выделения:

а) перечня спортивно важных психических свойств спортсмена;

б) типичных рабочих психических состояний, возникающих в ходе тренировки и соревнований;

в) психических процессов, непосредственно включенных в деятельность в данном виде спорта и связанных с формированием СВК.

Следующим этапом диагностики является определение конкретных параметров психических свойств, состояний и процессов: качественные и количественные, пространственные и временные, энергетические и информационные. Для психических качеств такими параметрами могут быть их выраженность и генерализованность. Под выраженностью понимается наличие и устойчивость проявления отличительных признаков. Под генерализованностью – универсальность свойства, широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах спортивной деятельности. К параметрам психических процессов относятся скоростные, объемные, 19 точностные и собственно качественные (информационные) их характеристики, наблюдаемые в деятельности спортсменов.

Выделенные параметры психических свойств, состояний и процессов определяют подбор конкретных методов их изучения, включаемых в программу исследования, в которой важно предусмотреть адекватные способы оценки результативности деятельности спортсмена: среди них должны быть как объективные оценки достижений, выраженные в соответствующих единицах (метрах, секундах, баллах и т. п.), так и экспертные оценки и самооценки, позволяющие выразить нормативный аспект результатов спортивной деятельности. Само исследование может носить лонгитюдинальный характер и осуществляться в естественных условиях тренировки и соревнований, поскольку лишь такая организация эксперимента даст возможность зафиксировать количественные и качественные изменения в формировании СВК личности спортсмена. Подчеркнем, что формирование личности спортсмена происходит в двух направлениях: общее совершенствование психических свойств, состояний и процессов, обеспечивающее возможность личности проявлять свою активность в различных сферах жизни и деятельности, и специализированное совершенствование психических свойств, состояний, процессов, с которыми связано достижение успехов в избранном виде спорта. В усложняющихся условиях современного спорта высших достижений востребовано не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов спортивной деятельности.

Резюмируя, отметим необходимость рассмотрения социальнопсихологических и психолого-педагогических условий развития СВК:   

 – выявление личностных детерминант развития самосознания спортсменов на этапах становления спортивного мастерства;

– определение особенностей самодетерминации, познания и развития себя как субъекта собственной жизни;

– определение характера влияния психологической культуры личности тренера и спортсмена на сохранение работоспособности спортсмена в тренировочной и соревновательной деятельности;

– выявление внешних детерминант развития спортивно важных качеств личности спортсменов на этапах становления спортивного мастерства;

– анализ социально-психологических условий, которые возникают и порождаются системой, обеспечивая возможность самодетерминации, самоорганизации спортсменов.

1.3. Развивающая образовательная среда как условие развития спортивно важных качеств на этапах становления спортивного мастерства

Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру, и взаимодействие различных элементов образовательной системы 20 или ее подсистем направлено на достижение цели, общего позитивного результата. Цель образовательной системы заключается в обучении, воспитании и развитии личности, а не в безличных разработках типа технологий обучения, методик воспитания, организации учебного процесса, создания материальной базы, хотя это все имеет очень большое значение в организации образовательной среды и ее средствами. Все подсистемы, в частности, и психологическая служба, имеют специфические задачи как конкретизацию цели. Когда все элементы образовательной системы не просто включены в процесс взаимодействия, а главной особенностью их связи является взаимосодействие [39, 83], направленное на достижение целей воспитания и развития личности в обучении, тогда можно говорить о формировании развивающей образовательной среде.

Если развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности является важнейшей целью и задачей любой образовательной системы, то развитие СВК спортсмена может рассматриваться в качестве системообразующего компонента педагогического процесса спортивной подготовки. Однако в современной образовательной практике «развитие» не всегда понимается как цель: 1) в школьном образовании наблюдается дисбаланс в соотношении физического и личностного развития, при несомненном перевесе интеллектуального развития и незначительном внимании к физическому; 2) в специализированных учебно-спортивных учреждениях приоритет отдается физическому развитию в ущерб и интеллектуальному, личностному. Проблема «развития» зачастую даже как задача преднамеренно не ставится, а вопросы развития подменяются заботой педагогов о передаче знаний, формировании навыков. Безусловно, наличие такой дидактической доминанты имеет свои причины в индивидуальном и коллективном профессиональном сознании педагогов.

Руководствуясь концепцией динамической структуры личности К.К. Платонова [76], положениями о субъектности человека в деятельности [2, 4, 5, 15, 86], концепцией отношений человека В.Н. Мясищева [69], предполагаем, что развитие человека как личности и субъекта деятельности обеспечивает: 1) развитие интеллекта; 2) развитие эмоциональной сферы; 3) развитие устойчивости к стрессорам; 4) развитие уверенности в себе и самопринятия; 5) развитие позитивного отношения к миру и принятия других; 6) развитие самостоятельности, автономности; 7) развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования в избранном виде деятельности.

Вышеназванные направления развитие человека как личности и субъекта деятельности представлены позитивной педагогикой, то есть гуманистической психологией воспитания и обучения [30]. Их практическая реализация практике немыслима без участия психологов и требует дальнейшего динамичного формирования системы психологического обеспечения образовательной деятельности. Инновационные процессы в образовательной системе специализированных учебно-спортивных учреждений должны быть связаны с 21 практическим применением в педагогической практике достижений психологической науки. Все больше требуется использование в решении задач обучения и воспитания технологий, ориентированных на развитие у спортсменов самостоятельности, активности, инициативности, то есть субъектных качеств, востребованных в современных социальных условиях.

Самореализация в личностно освоенном образовательном пространстве требует от человека отношения к самому себе как активному субъекту деятельности, вследствие чего, в познавательной активности ученика соединяются воедино когнитивные и личностные усилия по решению учебных и спортивных задач. Формируется отношение к выполнению деятельности как к ситуации личностно значимой, личностно определяемой и выбираемой (вследствие чего, например, познавательные интересы в учебной или спортивной деятельности, распространяются за ее пределы). При активизации процессов развития личности стимулируется осмысленность действий и целеустремленность самой личности, процессы саморазвития и самоорганизации, в которых и проявляется субъектность личности.

Личностно-развивающее инновационное образование все больше ориентируется на ценности саморазвития человека и предполагает использование подходов, позволяющих обеспечить освоение учащимися целостной культуры, в том числе психологической, формирование у них приемов и способов самоорганизации индивидуальности. Такая структура и организация образовательной деятельности закономерно предполагает и изменение позиций субъектов этой деятельности, и развитие субъектов этой деятельности – развитие профессионального самосознания педагога; не только интеллектуальное и физическое развитие учащихся, но также и развитие их субъектно-личностных качеств, самосознания.

Все больший интерес для практиков представляют гуманитарные технологии, содержащие гуманные практики и представления о самоценности каждой человеческой личности и ориентированные на развитие человека.

В данном случае гуманитарность не противопоставляется технологичности. Человекоцентрированная практика отказывается от парадигмы целенаправленных психотерапевтических воздействий, в ходе которых неизбежно манипулирование людьми, затрудняющее их самодетерминацию и самоактуализацию (А.Б. Орлов, 2002). Важнее создать условия «фасилитации» развития обучаемых, т.е. активизировать и направить развитие, осуществляющегося в соответствии с их собственными конструктивными интересами, целями и стремлениями.

Человекоцентрированная теория и практика становится востребованной в области инновационного образования, в первую очередь в создании развивающего образовательного пространства, в котором психологическая информация становится ведущей и составляет основу его построения и развития, создает условия для личностного самоопределения. Результатом самоопределения является формирование у обучаемых собственной позиции, которая представляет собой систему личностных качеств и способностей, 22 обеспечивающих возможность целенаправленных субъект-субъектных отношений в учебной и спортивной деятельности. Специализированные учебно-спортивные учреждения создаются в форме некоммерческих организаций, предметом деятельности которых является подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса.

Анализ исследований по проектированию и организации образовательной среды в учебных заведениях подтверждает, что термин «образовательная среда» используется для более полного отражения взаимосвязи материальных и нематериальных условий, содействующих развитию личности. Полагаем, что наиболее перспективной для практической инновационной деятельности в специализированных учебно-спортивных учреждениях является утверждение В.А. Ясвина, о том, что образовательная среда представляет собой «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении» [100].

Проектирование развивающей образовательной среды, которая имеет условия для саморазвития спортсмена как будущего профессионала сферы спорта, способствует профессиональной и личностной самореализации педагога. Создаваемая в рамках целостного педагогического процесса специализированного учебно-спортивного учреждения образовательная среда обладает определенными свойствами: разнообразием, динамичностью, напряженностью, достаточностью, целостностью, интегративностью. Однако жестко регламентировать педагогический процесс невозможно и нет в этом необходимости, т.к. «нельзя расписать заранее путь становления и развития личности, но можно и необходимо проектировать желательные свойства образовательной среды» (Э.Н. Гусинский, 2000, с.192).

В дидактике под условиями понимают совокупность мер, обеспечивающих достижение учащимся знаний, навыков, умений, личностных качеств определенного уровня и направленности. Считаем, что основная цель инновационного педагогического процесса в специализированных учебно-спортивных учреждениях – это предоставление социально-психологических и психолого-педагогических условий для реализации актуальных способностей, раскрытия потенциальных психомоторных и других способностей спортсменов. Педагогический процесс рассматривается «как всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил, сообразно социальному идеалу» [36, c. 179].

Современное активное обновление знаний во всех областях науки и 23 практики актуализирует активность субъекта познания, формирование навыков самостоятельного приобретения знаний. Это возможно при соблюдении следующих требований:

1) обеспечение материально-технических и социально-психологических условий для повышения эффективности подготовки педагогических кадров, их готовности к инновационной педагогической деятельности;

2) активизация в учебно-тренировочном процессе формирования умений приобретать знания, анализировать свой опыт;

3) организация учебно-воспитательного процесса как личностно-ролевого взаимодействия спортсмена, тренера, других субъектов спортивной деятельности;

4) введение в практику многолетней подготовки спортсмена системной психологической подготовки спортсменов к спортивной деятельности на всех этапах становления спортивного мастерства;

5) активное использование в учебно-тренировочной деятельности возможностей модульного и дистанционного обучения спортсменов.

Не умоляя необходимости и значимости приобретения знаний, умений, навыков, подчеркнем, что результатом педагогического процесса в специализированных учебно-спортивных учреждениях является не только спортивные достижения учащегося, но и обретение духовных личностных смыслов: потребность в творчестве, способность личности к самоопределению и саморазвитию, способности к свободному выбору и нравственной ответственности за него. Весь мир сегодня объединяет забота о воспитании гражданина. Но центрированность современных педагогов на обучении и формировании навыков, отодвигает на последний план ключевые для воспитания личности спортсмена вопросы:

 – о механизмах формирования мотивов учебной деятельности, ценностных ориентаций спортсмена, его мировоззренческих установок;

– об отношении спортсмена к профессиональным проблемам в спорте и их решению в будущем;

– роли межличностного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе, то есть создании личностно-развивающего микроклимата в образовательной среде.

Отметим различие двух форм взаимодействия – адаптивного и преобразующего [27]. В первом случае субъект приспосабливается к объекту, ассимилируя его качества, включая объект в систему своей активности и изменяя свои собственные качества («аккомодируя», по Ж. Пиаже). Преобразующими являются:

1) творческое поведение (активность), создающее новую среду, иначе – конструктивная активность;

2) дезадаптивное поведение, не создающее новую среду и разрушающее прежнюю. Адаптивное поведение подразделяется на реактивное, осуществляемое по типу реакции на изменение среды и целенаправленную адаптацию к возникающим условиям. И адаптивное, и творческое поведение обычно считают конструктивным поведением.

Неконструктивное взаимодействие может быть следствием профессиональных негативных установок, психологических защит и стереотипов профессионального поведения, циничного отношения к своему труду специалистов, подверженных «выгоранию». Стереотипы позволяют дозированно и экономно расходовать энергетические ресурсы (В. В. Бойко), поэтому «выгоревший» педагог стремится облегчить или сократить обязанности, требующих эмоциональных затрат. Происходит полная (частичная) утрата интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности, который воспринимается как объект для манипуляций и стремление подменить «субъект-субъектное» взаимодействие с учеником на «субъект-объектное», что приводит к утрате понимания, противоречий в межличностном взаимодействии и снижении результативности деятельности.

Такое учебное взаимодействие описывается схемой S → О, где S – это субъект, инициирующий обучение, передающий знание, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их. Ученик при таком подходе рассматривается как объект обучения и воспитания (О). Субъект-субъектное взаимодействие (S → S) характеризуется общностью цели взаимодействия, стремлением к сотрудничеству. Анализ преимуществ педагогики сотрудничества [] (Х. Й. Лийметс, В. Дойз, С. Г. Якобсон, Г. Г. Кравцов, Г. А. Цукерман, В. В. Рубцов, А. И. Донцов, Д. И. Фельдштейн, А. К. Маркова и др.) позволяет утверждать, что при субъект-субъектном взаимодействии ученика и учителя происходят более глубокие нравственные трансформации в личностном развитии ребенка. При субъект-объектном взаимодействии тип связи характеризуется подчинением, подавлением личности ученика, развиваются дестуктивные связи. Авторитарный стиль с характерной ему насильственной нормативностью нарушает естественность и ценность общения, что, в свою очередь приводит к снижению мотивации успеха и повышает мотивацию избегания неудач, затрудняет организацию познавательной активности и ведет к повышению внутриличностных и межличностных конфликтов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.046 с.)