Организация занятий по скульптуре в детской школе искусств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация занятий по скульптуре в детской школе искусств



Процесс обучения в детской школе искусств строится в строгом соответствии с учебным тематическим планом. В соответствии ним к каждому уроку разработан план-конспект, в котором содержится информация о целях, задачах урока, а также последовательность выполнения каждого задания.

При организации и проведении учебных занятий по скульптуре мы считаем формирование и развитие:

- трехмерного восприятия объемной формы в процессе выполнения практических работ учащимися;

- объемно-пространственного восприятия, а также умения соединять объемные формы, приводя их к гармонии и целостному пластическому восприятию.

- качеств, которые необходимы для характеристики профессионализма скульптора – наблюдательность, пропорциональность, чувство масштаба, ритма, пластики, гармонии.

В данном разделе, мы представим конспекты занятий по скульптуре, для разных возрастных групп, т.к. в них представлены задания различного уровня сложности, по которым можно наблюдать как в процессе обучения формировалось восприятие объема и формы.

 

 

План-конспект занятия № 1 по дисциплине «Скульптура»

Тема: «Лепка с натуры. Овощи»

Класс: 2

Возраст учащихся: 9-12 лет

Количество академических часов: 1 ч. 30 мин. (90 мин.)

Цель: изготовление натюрморта – объемной композиции из пластилина

Задачи:

Образовательная:

- научить правильно организовать своё рабочее место, соблюдать технику безопасности при работе с пластилином;

- определять детали и конструкции; устанавливать последовательность изготовления поделки;

- владеть и правильно работать стеком;

- научить эстетично и аккуратно выполнять работу

Развивающая:

- развивать активность и самостоятельность детей;

- развивать умения лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, предавать их характерные особенности).

Воспитывающая:

- формирование положительной мотивации, познавательного интереса к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к результатам труда.

План занятия:

- Организационный момент (5 мин)

- Объяснение материала (5 мин)

- Инструктаж последовательности работы над скульптурой (15 мин.)

- Самостоятельная работа (60 мин)

- Рефлексия. Подведение итогов (5 мин)

Материалы и оборудование:

Для учащихся: пластилин, доска для работ с пластилином, стека.

Для преподавателя: педагогический образец, технологическая карта

Ход занятия:

I) Организационный момент (5 мин)

Подготовка к уроку. Приветствие. Напоминание правил безопасности и поведения.

II) Объяснение материала (5 мин)

Геометрическую основу строения любого объекта, в том числе фруктов, посуды, домов, можно увидеть на воспроизведенных картинах А.Матисса, В.Сидорова, С.Павлова. (Показ репродукций, анализ). Каждый предмет имеет свои определенные пропорции.

III) Инструктаж последовательности работы над скульптурой (15 мин.)

Вспомним последовательность работы над моделью:

1-й этап – изучение овоща со всех сторон и только после этого постараться точно определить соотношения массы формы (1:1). До нужного объема массу необходимо набирать наращиванием постепенно.

2-й этап – найти исходную точку, для того чтобы определить пропорции формы, так и её отдельных частей ко всей общей форме.

3-й этап – определив соотношения между частями формы, проверить пропорции, заострив внимание на типичные черты натуры.

Как только определите пропорции переходите к детальной лепке формы. Лепя натуру (овощ), постоянно проверяйте результаты своей работы, смотрите с разных точек, издали, работайте на уровне зрения, четко определяя силуэт формы со всех сторон. Работа с моделью включают в себя следующее моменты:

- Весовые соотношения частей формы, объема. Речь идет о весе, которое человек наблюдает зрением, в скульптуре это «видимый вес». Весовые соотношения находятся в непосредственной зависимости от количества массы (материала) вокруг оси предмета – объем формируется вокруг оси в основном не равномерно: с одной стороны, больше с другой меньше (приложение А, рис. 1).

- Конструктивное построение формы. Это основа скульптурной формы и включает в себя отдельные элементы, которые ограниченны ребрами и гранями (приложение А, рис. 2).

- Направление общего объема в пространстве, зависит от степени наклона оси и её кривизны (приложение А, рис.3).

Процесс лепки овощей:

1) Масштаб 1:1 (натуральная величина), следовательно, кусок глины должен соответствовать размеру натуры (овоща).

2) Стараться лепить пальцами. Определить направленность объема в пространстве (видимый вес). Постоянно держите свою скульптуру на уровне глаз и сверяйте с натурой (овощем)

3) Окончательно уточните конструкцию объема и формы скульптуры, её пропорций, передачу сложных элементов и характеристик.

 

IV) Самостоятельная работа (60 мин)

Итак, приступаем к лепке! Педагог одновременно с детьми выполняет скульптуру демонстрируя как прорабатывать каждый этап (приложение А, рис.4). Одновременно, наблюдая за работой учащихся, оказывая помощь если возникли затруднения и отвечая на их вопросы.

V) Рефлексия. Подведение итогов (15 мин)

Критерии оценки:

По результатам выполненной работы выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 («отлично») – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается самостоятельностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

4 («хорошо») – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 («удовлетворительно») – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

План-конспект занятия № 2 по дисциплине «Скульптура»

Тема: «Лепка маски в африканском стиле»

Класс: 2

Возраст учащихся: 9 – 12 лет

Количество академических часов: 3

Цель занятия: формирование у учащихся восприятия объема при лепке масок.

Задачи:

Обучающие:

- ознакомить с последовательностью и технологией работы

- познакомить с видами масок и их назначением в культуре народа

- познакомить с чертами лица, научить лепить детали лица: нос, губы, глаза

Развивающие:

-совершенствовать умения работы над рельефом

-научить декоративно оформлять работу

Воспитательные:

- ознакомить с ролью и функциональностью масок в жизни человека

План занятия:

- Организационный момент (5 мин)

- Объяснение материала (20 мин)

- Инструктаж последовательности работы над скульптурой (15 мин.)

- Самостоятельная работа (120 мин)

- Рефлексия. Подведение итогов (15 мин)

- Уборка рабочего места (5 мин.)

Материалы и оборудование:

Для учащихся: эскиз маски (заготовка формата А3), глина, скалка, ткань (раскатывание глиняного пласта), шликер, стека, доска, кисть.

Для преподавателя: презентация,репродукции масок разных народов и масок народов Африки, трафареты масок

Ход занятия:

I) Организационный момент (5 мин.)

Перед началом работы учащимся необходимо озвучить всё, что запланировано на этом занятии, продемонстрировать образец выполненной работы по этой теме.

II) Объяснение материала (15 – 20 мин.)

1. Дать определение маски. Историю создания.

2. Назначение масок у разных народов. Материал для изготовления.

3. Маски в Африке. Назначение виды, способы изготовления.

4. Об изготовлении учащимися маски в африканском стиле.

Теоретический материал представлен в приложении Б.

С небольшим усилием, терпением и средствами у нас получится замечательная африканская маска, которая будет украшением интерьера. Вам просто нужно выбрать место где разместите эксклюзивное изделие ручной работы. Создавайте и получайте удовольствие!

III) Инструктаж (15мин.)

Технология работы над изготовлением африканской маски.

- Раскатать пласт глины.

- Сформировать форму маски.

- Прилепляем уши (по желанию). Делаем их из пласта, декорируем дырками.

- Если необходимо сконструируем из глины головной убор, приклеим его на шликер к голове.

- Применим стилизацию.

- Заглаживаем изделие. Проделываем отверстие в верхней части головы, чтобы повесить маску на стенку

IV) Самостоятельная работа (120 мин.)

Итак, приступаем к лепке!

Педагог, наблюдая за работой учащихся, оказывает помощь если возникли затруднения и отвечает на их вопросы и направляет творческий процесс детей. Приветствовать оригинальные решения образов для масок и предупреждать юных создателей о шаблонах.

V) Рефлексия. Подведение итогов (15 мин)

Критерии оценки:

По результатам выполненной работы выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 («отлично») – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается самостоятельностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

4 («хорошо») – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 («удовлетворительно») – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

Подводя итог, можно отметить работу тех ребят, которые, не прибегая к цвету, смогли добиться выразительности объема и формы будущей маски (приложение Б, рис. 5).

Планирование следующего занятия.

1. Напомнить детям, что на следующем занятии будет обсуждаться место масок в современной жизни.

2. Введите список материалов для следующего занятия (наждачная бумага, гуашь и различные аксессуары для украшения масок).

VI) Уборка рабочего места.

План-конспект занятия № 3 по дисциплине «Скульптура»

Тема: «Лепка фигуры человека в движении»

Класс: 3

Возраст учащихся: 12-14 лет

Количество академических часов: 3 (180 мин)

Цель: Формирование и развитие практических умений и навыков при выполнении объемной фигуры человека.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить навыки анализа конструкции фигуры человека.

- Научить на примере схем пропорций человека находить соотношение пропорций человека (головы, туловища и рук).

- Формировать умение передавать объем и форму модели.

Развивающие:

- Развивать образное, художественное, конструкторское и технологическое мышление.

- Развивать навык проводить анализ характера и движения по выполненным ранее наброскам.

- Развивать восприятие объёма, пропорций, симметрии.

Воспитательные:

- Формировать интерес у учащихся к произведениям искусства, в частности к скульптуре.

- Воспитывать самостоятельность и настойчивость в достижении поставленной цели.

Тип занятия: комбинированный

Материалы и оборудование:

Для преподавателя: экран, проектор, ноутбук, презентация по теме урока, инструменты для работы с проволокой, для наглядности образцы фигурок человека (из фонда); учебная таблица «Пропорции фигуры человека».

Для учащихся: небольшая деревянная подставка для основы, проволока для каркаса, плоскогубцы, пластилин, стеки, тряпочка, клеенка, салфетки сухие и влажные.

План занятия:

- Организационный момент (5 мин.)

- Объяснение темы и задания на занятии (20 мин.)

- Практическая работа учащихся. Установка проволочного каркаса на плоскость (25 мин.)

- Перерыв (перемена) (5 мин.)

- Продолжение практической работы (90-95 мин.) с перерывом.

- Подведение итогов. Рефлексия (20 мин.)

- Уборка рабочих мест (10 минут)

Ход занятия:

I) Организационный момент – 5 минут.

II) Объяснение темы и задания на занятии – 20 минут.

Повторить с учащимися, используя презентацию (приложение В):

- Что такое скульптура и способы ее изготовления. Подробнее поговорить о лепке.

- Виды скульптуры по рельефным признакам.

- Какие материалы используются для выполнения скульптуры (лепки).

- Повторить способы и приемы лепки при работе над скульптурой (приложение Г).

- В каких случаях при лепке применяют каркас.

- Пропорции человека

III) Практическая работа с учащимися. Установка каркаса – 25 минут

Этапы изготовления каркаса из проволоки, используя презентацию:

1. Взять шаблон фигуры человека и инструменты (плоскогубцы и проволоку).

2. Определить высоту фигуры по вашим эскизам и отмерить длину проволоки (две высоты фигуры человека + 5 см)

3. Согнуть проволоку пополам так, чтобы была небольшая петля (голова) и скрутить два её свободных конца с помощью плоскогубцев до того места, где позвоночник соединяется с тазом.

4. Придать двум свободным концам проволоки вид таза.

5. Теперь проволоку, которая изображает ноги, согнуть в коленях, как показано на рисунке. Откусить плоскогубцами лишнее, оставив запас примерно 1 сантиметр. Для крепления нашего каркаса в дощечку.

6. На ноги, от позвоночника, для лучшего сцепления материала с каркасом накрутить проволоку.

7. Чтобы изготовить руки проволоку начинаем накручивать по позвоночнику от таза вверх, для придания прочности, т.к. это не даст болтаться рукам. Также поступаем и с другой рукой.

IV) Перерыв – 5 минут.

V) Продолжение практической работы – 90 минут.

Напомнить этапы работы над скульптурой

1. Установить проволочный каркас на подставку (дощечку) и придать ей движение в соответствии с ранее выполненными эскизами. Каждый учащийся создаёт свой вариант движения фигуры человека по предварительному эскизу, продумывая устойчивость своей работы.

2. Набрать равномерно массу по всему каркасу.

3. Из пластилина придать скульптуре объемность в пространстве для передачи движения человека. Работа руками и стекой над конструкцией.

4. Передать характерные особенности человека. Детализация.

5. Поэтапный набор массы на каркас.

Педагогу дополнительного образования

1) осуществлять обходы с целью:

- оказания помощи при креплении каркаса к основе, так как осуществляется работа с острыми инструментами и проволокой;

- наблюдения за правильностью выполнения приемов работы;

- оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроля за объемом, формой и качеством выполняемой работы.

2) провести физкультминутку и разминку пальцев рук, с целью снятия усталости, которая накапливается при работе со скульптурным пластилином.

VI) Подведение итогов. Рефлексия (20 мин.)

Критерии оценки:

По результатам выполненной работы выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 («отлично») – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается самостоятельностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

4 («хорошо») – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 («удовлетворительно») – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

VII) Уборка рабочих мест (10 минут)

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе были проанализированы возрастные психологические особенности формирования восприятия объема и формы учащихся детской школы искусств на занятиях по скульптуре. Для каждой возрастной категории должны учитываться их возрастные и психологические особенности для правильной организации учебного и воспитательного процессов, так как учащиеся познают их сущность путем накопления представлений об окружающем мире, изучения предметов и явлений, проведения сравнений и анализа. Все это является хорошей предпосылкой для развития способностей детей на занятиях по скульптуре.

Выразительность скульптуры достигается с помощью форм, построения основных планов, объемов масс, ритмических отношений, составляющих единое целое. Поэтому рассмотрев разные исследования «педагогических условий» можно сделать вывод, что эффективность педагогического процесса способствует развитию творческих способностей и восприятию пространства (объема и формы) и зависит от созданных педагогических условий. Все указанные выше условия дают стабильный результат в развитии восприятия объема и формы у учащихся на занятиях скульптурой, а также способствуют комфортному развитию творческой деятельности. На основе чего, можно сделать вывод о том, что немаловажную роль в обучении играет квалифицированный педагог, его образная речь и профессиональные качества.

Также были проанализированы типичные ошибки практических умений учащихся ДШИ в процессе обучения скульптуре. Возникновение ошибок вызвано неправильной методикой преподавания, отсутствием наглядности и конкретных задач при изучении темы.

Сформированы критерии и условные уровни оценивания выполнения заданий по скульптуре для учащихся детской школы искусств:

1) критерии на уровне восприятия;

2) критерии на уровне технического исполнения.

Были выявлены методические рекомендации по формированию и развитию восприятия пространства (объема и формы) у учащихся в процессе обучения скульптуре в ДШИ, применение которых в процессе выполнения заданий на занятиях, обеспечивает формирование восприятия объема и формы. Общепедагогические методы: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного обучения, упражнение и т.д. Применение комплекса методов направлено на развитие и формирование восприятия пространства (объема и формы) у учащихся и улучшения учебно- творческого процесса на занятиях скульптурой.

В данной курсовой работе разработаны планы–конспекты занятий, отвечающие современным методикам преподавания и способствующие активному развитию практических умений подростков в процессе обучения скульптуре. Применение специфических методов обучения скульптуре направлено на формирование восприятия объема и формы, креативности, фантазии учащихся посредством скульптурных навыков и умений. Полученные знания в процессе выполнения курсовой работы пригодятся для работы педагога в детской школе искусств.

 


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Ананьев, Б. Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева; Акад. пед. наук СССР. - М.: Просвещение, 1968. – 332 с.

2. Ананьев, Б. Г., Рыбалко, Е. Ф.Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964. -? с.

3. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. / В. И. Андреев. – Казань, 1996.-? с.

4. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств. / А. В. Бакушинский. – М.: Культура и просвещение, 1922. - 66 с.

5. Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя/ Н.С.Боголюбов- М.: Просвещение, 1986. – 168 с.

6. Василенко, П. Г. Авторская методика развития художественно-творческих способностей учащихся системы дополнительного образования / П. Г. Василенко. // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №10.

7. Василенко, П.Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности / П. Г. Василенко. // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №8. – С. 148-151.

8. Горбунова, Г.А. Игровые технологии на занятиях изобразительной деятельностью – как средство развития творческого потенциала дошкольника / Г. А. Горбунова. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2011. – Выпуск № 2-1, том 13

9. Добрынина, Г.Г. Скульптура и пластическое моделирование: учебное пособие / Г.Г. Добрынина. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. – 88 с.

10. Ельяшевич, А.М. Личность: ошибки, которые мы совершаем / А.М. Ельяшевич //Attention! Эффективная торговля. – 2005. – № 1. – С. 38–39.

11. Игнатьев, Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению / Е.И. Игнатьев // Психология рисунка и живописи. М.: АПН РСФСР, 1954. -С. 5-17.

12. Кабанова-Меллер, Е. И. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей [Текст] / Е. Н. Кабанов-Меллер // Вопросы психологии. - М., 1958. - № 3.

13. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. / Т. С. Комарова. – М., Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с.

14. Котырло, В.К. Освоение величины предметов детьми-дошкольниками / В.К. Котырло // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М.: АПН РСФСР, 1961. - С. 84-89.

15. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах [Текст]: учебно-методическое пособие / В. Г. Крысько. - Минск: Харвест, 1999. - 384 с.

16. Ломов Б.Ф. Особенности развития представлений о пространстве в процессе первоначального обучения черчению//Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. Сб. ст. под ред. Ананьева Б.Г. М.: «Известия АПН РСФСР», 1956г., вып.86. -223с.

17. Милованова, К.В. Педагогические условия формирования творческих способностей школьников на уроках технологии / К. В. Милованова. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – №35.

18. Михайлова, О. С. Педагогические условия творческой самореализации учащихся 5-7-х классов на уроках изобразительного искусства / О. С. Михайлова. // Известия РГГУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 82-2 – С. 115-120.

19. Мочалова, С. А., Развитие творческих способностей детей 5-10 лет на занятиях по изобразительному искусству. / С. А. Мочалова. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, - 2009. – Вып. 98. – С. 165 – 168.

20. Мухин Ю.М. О влиянии перерыва в занятиях на уровень ошибки в передаче пропорций // Проблемы восприятия пространства и времени» / под ред. Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. – Л.: Ленинград; отделение Общества психологов, 1961. – С. 25-28.

21. Найн, А.Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / А.Я. Найн, Ф.Н. Клюев. – Челябинск: Изд-во ин-та разв. проф. обр., 2008. -264 с

22. Наумчик, В.Н. Ошибки как педагогический феномен // Мастерство online [Электронный ресурс]. – 2015. – 2(3). Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=769  (Дата доступа: 15 апреля 2020).

23. Нестерова, Ж. Р. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности средствами живописи с учётом федеральных государственных требований // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - № 1. - С.128-131.

24. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва: Азбуковник, 2000. – 940 с.

25. Сазонтьев, Б. А. К вопросу о развитии восприятия пространства и пространственных представлений у дошкольников / Под ред. Б.Г. Ананьева. — М., 1971. — 136 с.

26. Сорокун, П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.

27. Сорокун, П.А. Формирование пространственных представлений у младших школьников. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Л., 1953г., 16с. http://childpsy.ru/dissertations/id/19733.php

28. Титов, А. А. Активизация творческой деятельности подростков на уроках тематического рисования / А. А. Титов. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2012. – 1 № 1 (45) – С. 172-176

29. Толковый словарь русского языка. Том I. Под редакцией Д.Н.Ушакова. М: ООО «Издательство Астель», ООО «Издательство АСТ», 2000. – 848с.

30.  Тонконогова, Е.П. О развитии способностей к обобщению и применению знаний у учащихся IV–VI классов // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / под ред. Б.Г. Ананьева и Б.Д. Ломова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 250 с.

31. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

32. Фещенко, Т. С. К вопросу о понятии «методическая система» / Т. С. Фещенко. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 432-435

33. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022.

34. Шемякин, Ф.Н. Некоторые актуальные проблемы исследования пространственных восприятий и представлений / Ф.Н. Шемякин // Восприятие пространства и времени. Л.: Наука, 1969. - С. 32-35.

35. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие младших школьников / Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1990.—160 с.

36. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И.С. Якиманская. М.: Педагогика, 1980.-240 с.

37. Якобсон, П. М. Психология и художественное восприятие / П. М. Якобсон. // Художественное восприятие / Под ред. Б.С. Мейлах. – Л.: Наука, 1971, с.105

38. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 239 с.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.125 с.)