Педагогические условия формирования восприятия объема и формы у учащихся детской школы искусств в процессе обучения скульптуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические условия формирования восприятия объема и формы у учащихся детской школы искусств в процессе обучения скульптуры



 

Анализируя педагогическую литературу можно утверждать, что комплексного подхода к понятию «педагогические условия» нет. Термин «педагогические условия» с течением времени развивался и изменялся.

Под педагогическими условиями понимают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса [33].

Педагогические условия – это синтез мер педагогического влияния и ресурсов материально-пространственной среды:

- комплекс мероприятий, содержащих методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания [3];

- объединение различных ресурсов, таких как содержание, форма, методы, средства и материально-техническое оснащение, направленное на решение поставленных задач [21];

- комплекс мер (объективных возможностей) педагогического процесса.

Ученые разделяют на три типа педагогических условий, которые указаны на рисунке 1.

Рис. 1 – Типы педагогических условий

Все указанные выше типы дополняют термин «педагогические условия» и делают педагогический процесс эффективным.

Элементы процесса обучения, развития и воспитания такие как - цель, содержание, принципы, методы, формы, средства объединяет понятие «педагогические условия». В этом случае будет уместным определение В.И. Андреева книге «Педагогика творческого саморазвития» где автор отмечает, что педагогические условия – это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [3].

К основным функциям учреждений дополнительного образования, в том числе и детской школы искусств, можно отнести обучающие, развивающие и воспитательные, которые направлены на эстетическое и творческое развитие детей.

Для творческого и эстетического развития учащихся в изобразительной деятельности под педагогическими условиями мы будем считать образовательный процесс, объединяющий внутренние и внешние обстоятельства, от исполнения которых зависит процесс развития, являющийся важной составляющей процесса развития творческих навыков с учетом организации процесса образования.

К педагогическим условиям, направленным на формирование и развитие восприятие пространства в процессе обучения скульптуре относим те, которые осознанно создаются при организации учебного процесса и гарантируют результативное формирование и развитие желаемого процесса:

I) Организация и создание комфортной творческой среды, оказывающей влияние на деятельность учащихся и к ним можно отнести такие моменты как:

- психологическая безопасность (создание такого безопасного психологического климата, при котором учащиеся могут быть самими собой потому что его самого и его деятельность считают ценным);

- отсутствие внешней оценки (отсутствие внешних стандартов и внешней оценки учащихся, что способствует их дальнейшей свободе и раскрепощённости);

- отзывчивость и психологическая свобода (свобода в мыслях и чувствах, в принятии себя в полном смысле слова).

II) Единая методическая система обучения. К этому условию относится оснащенность методическими материалами и пособиями, оформленный и оборудованный кабинет, а также:

-планирование процесса обучения;

-доступ к новым педагогическим и образовательным технологиям и ресурсам;

-единство теоретической и практической подготовки;

-организация самостоятельности обучения;

-комбинация коллективной и индивидуальной работы;

-оснащение техническими средствами обучения учебного процесса;

-деятельностный подход [32].

III) Системный подход в формировании восприятия объема и формы у учащихся, реализующегося в преподавании скульптуры.

IV) Создание ситуации успеха, считает важным педагогическим условием Ю.В. Андреева, при котором учащемуся предоставляется возможность результативного взаимодействия и расширения контактов со сверстниками, педагогами, родителями, где он может получить помощь и поддержку в достижении успеха, в том числе эмоциональную.

Комплекс мер, при которых осуществляется образовательный процесс и оказывает огромное влияние на результаты и реализацию, есть педагогические условия. В нашем случае, педагогические условия должны быть направлены на занятия скульптурой, развитие творческих способностей и формирование восприятия пространства (объема и формы) у учащихся ДШИ.

Система современного образования в детской школе искусств предусматривает важность создания педагогических условий, которые способствуют развитию творческих способностей каждого ученика и связанна с индивидуализацией учебно-воспитательного процесса [7].

По мнению Т. С. Комаровой: «Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности» [13]. В то же время педагогические условия могут только способствовать достижению результата, но не гарантировать.

Перед педагогами дополнительного образования стоит важная задача – при проведении занятий с учащимися необходимо учитывать не только их возрастные особенности, но и создание благоприятного эмоционального настроя, основанного на знании их индивидуальных психологических особенностей [8]. Также одним из важных педагогических условий при организации обучения на уроках изобразительного искусства в том числе и скульптуре Михайлова О.С. считает объединение индивидуальной и коллективной работы, а также широкое применение проблемного метода обучения [18].

Титов А.А. считает, что для развития учащихся необходимо создать следующие педагогические условия [28]:

1) Смена видов и способов творчества на занятиях, а также их разнообразие. Это позволит снять утомляемость учащихся, обеспечит более плодотворную деятельность, например, чередование индивидуальной работы с коллективными просмотрами и обсуждениями.

2) Игровая деятельность, например, тематическая беседа в форме игры, это поможет учащемуся более конкретно определить характерный образ и черты.

3) Дифференцированное обучение, т.е. построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей личности, а также различное построение процесса обучения в группах в соответствии со способностями и интересами учащихся.

Творческие способности проявляются у учащихся по-разному, следовательно, необходимо искать индивидуальный подход к каждому, обеспечивая понимание учебного материала обучающимися и реализовать дифференцированное обучение при преподавании скульптуры, осуществляя дифференциацию учебных заданий и работы:

- по уровню творчества;

- по уровню трудности;

- по объему учебного материала – отдельные учащиеся кроме основного задания выполняют еще и дополнительное, аналогичное основному, однотипное с ним;

- по степени самостоятельности обучающихся – одни дети выполняют упражнения под руководством педагога, а другие самостоятельно;

- по характеру помощи обучающимся – оказание дозированной помощи детям, которые испытывают затруднения [17].

Рассмотрев разные исследования «педагогических условий» можно сделать вывод, что эффективность педагогического процесса способствует развитию творческих способностей и восприятию пространства (объема и формы) и зависит от созданных педагогических условий. Все указанные выше условия дают стабильный результат в развитии восприятия объема и формы у учащихся на занятиях скульптурой, а также способствуют комфортному развитию творческой деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.006 с.)