Типичные ошибки в работах учащихся детской школы искусств в процессе обучения скульптуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типичные ошибки в работах учащихся детской школы искусств в процессе обучения скульптуре



Возникновение типичных ошибок в художественной деятельности учащихся ДШИ иногда зависит от педагога. Порой педагоги дополнительного образования не ставят перед занятием конкретных целей, не задумываются о том, какую роль это занятие играет во всем учебном процессе и в развитии практических навыков у учащихся, т.к. без цели на уроке не будет никаких конкретных знаний.

В Н. Наумчик в своей статье «Ошибки как педагогический феномен» рассматривает ошибки учащихся как явление, присущее процессу обучения. В этом случае ошибка ученика отражает его личное восприятие исследуемого объекта. [22]

Традиционно ошибка рассматривается как «неправильность в действиях, мыслях» [24]. Для обнаружения ошибки необходимо установить несоответствие между объектом или явлением как эталоном (материальным объектом, решением проблемы, действием, которое привело бы к желаемому результату) и объектом или явлением в реальности.

Ошибка - это важный критерий оценки успешности учащегося. Возникновение ошибок характерно не только для школ. Человек учится всю свою жизнь и, как ни странно, всю свою жизнь совершает ошибки.

А великий итальянский физик Энрико Ферми (один из создателей атомной бомбы) дал блестящее определение профессионализму и считал, что профессионал - это человек, который знает стандартные ошибки в своей области и знает, как их избежать [10].

Учебный процесс при преподавании скульптуры - это творческая деятельность. Говоря о творческой природе характера, следует отметить, что она не только нова, но и находит свой путь в художественном познании, в развитии личности учащегося. Во время курса скульптуры должно быть сформировано восприятие объема и формы. Если у учащихся это восприятие не сформировано, то в скульптурных произведениях при лепке объемных тел появляются следующие ошибки:

1. Не всегда учитываются особенности скульптурного построения композиции при определении больших форм и их пропорциональных отношений при композиционном размещении этюда.

2. Пропорции фигуры не соблюдаются, неумение увидеть общий характер формы. Часто ученики увлекаются деталями и подробностями и упускают из виду тип и характер общей формы. И как следствие, получаются «падающие» предметы и искаженные пропорции.

3. Большое внимание в изображении уделяется детальной проработке, натуралистичности, но выявление пластической формы не намечаются.

4. Большинство учащихся при лепке пытаются передать сходство, конкретизировать и моделировать отдельные детали в ущерб целому. Так у учащихся возникают трудности при работе над портретом, т.к. их интересует при изображении лицевая часть (нос, рот, глаза), а затылок изображается как маленький бугорок, лоб – горизонтальная плоскость. Остальное как правило выполняется либо небрежно, либо опускается. Главное детям напоминать ход работы:

- набрать массу головы,

- наметить обрубовкой весь объём головы, учитывая её основные пропорции,

- в общем объёме найти основные планы формы,

- детальная лепка портрета.

Часто используют для дополнения образа элементы бутафории: курительную трубку, очки, шапку, сигарету, т.к. учащимся хочется добиться остроты и выявить индивидуальные качества портретируемого.

По мнению Нестеровой Ж. Р. хорошие результаты в творческом развитии школьников можно получить при постановке творческих задач, межпредметных связях, упражнений, использовании наглядных и игровых элементов, а также различных методов и приемов оценки работы.

Нестерова Ж.Р. дает следующие рекомендации [23]:

- эффективность обучения зависит от активности педагога, его умения правильно и методично поставить творческую задачу;

- методически грамотная и своевременно оказанная помощь, которая вселяет уверенность в своих силах и вызывает желание закончить работу;

- эмоциональные акценты, эстетическая обстановка и позитивное настроение создают благоприятные условия для эффективной творческой работы;

- объективная оценка.

Важно донести до сознания учащихся, что решение творческих задач лежит через практику, упражнения, трудолюбие и умение преодолевать боязнь возможных неудач.

 

2.2 Методические рекомендации по формированию восприятия объема и формы у учащихся детской школы искусств

 

Начальной ступенью в системе художественного образования является детская школа искусств. В своих работах педагоги Нестерова Ж. Р., Мочалова С. А. дают методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся ДШИ.

Так Нестерова Ж.Р. [23] отмечает, что на эффективность занятий и хорошие результаты влияют:

- активность педагога, его способности верно правильно поставить задачу и выбрать правильную методику помощи детям при её решении;

- оказанная вовремя помощь, которая дает уверенность в своих силах и вызывает готовность довести свою работу до конца;

- правильно расставленные педагогом эмоциональные акценты, создают позитивный настрой и благоприятные условия для эффективной работы;

- объективная и справедливая оценка.

В своей статье Мочалова С. А. раскрывает различные подходы к организации учебного процесса [19] и считает, что при проведении занятий необходимо:

1) Создать ситуацию успеха. Педагогу дополнительного образования ставит перед учащимися задачу так, чтобы любой с различным уровнем подготовки мог с ней справиться. В результате дети уверенны в собственных силах и способностях.

2) Комбинировать индивидуальные и коллективные виды работы, что позволяет активизировать творческую деятельность.

3) Создать ситуацию творческого поиска. Данный метод вызывает сильный познавательный интерес. Основным принципом подбора заданий является стимулирование творческой инициативы, которая дает возможность каждому учащемуся проявить индивидуальность.

4) Стимулирование занимательным содержанием. В данном случае это подбор заданий образного, яркого, занимательного содержания.

5) Знакомство с творчеством скульпторов.  – одна из форм работы в структуре методической системы.

Для восприятия зрителя скульптура как искусство является одним из сложных, т.к. изображения обладают реальным объемом и в отличие от живописи, графики выполнены из специфических материалов. Скульптура - один из пространственных видов изобразительного искусства: ее изображения требуют кругового обзора под разными углами.

При обучении учащихся скульптуре и необходимо начинать с развития внимания, наблюдательности, чуткости к художественному образу и формирования способности воспринимать объем и форму. Формирование восприятия пространства (объема и формы) у учащихся на начальном этапе обучения скульптуре в детской школе искусств будет более эффективным, если:

- учитывать возрастные психологические особенности детей,

- выявлять специфические профессиональные умения (композиционную грамотность, восприятие объема и формы, умение передать пропорции фигуры и т.д.).

Н. С. Боголюбов считал, что: «… Работа с объемными предметами является прекрасным средством воспитания эстетического и художественного вкуса, формирует образное мышление, … развивает у школьников пространственное мышление» [5].

Боголюбов Н.С. отмечает, что для овладения скульптурным творчеством необходимы определенные знания и умения:

- способность передавать пропорции;

- гармония объемов (тектоника);

- навыки художественных решений в скульптурных композициях;

- способность определения характера моделировки формы, который зависит от образа в сочетании с выбранным для его реализации.

На занятиях скульптурой предполагается использование в педагогическом процессе комплекс следующих общепедагогических методов и специфических методов художественного образования:

1) Объяснительно-иллюстративный метод. Сообщение готовой информации с использованием словесных, наглядных, практических средств, направленных на понимание и запоминание изучаемого материала.

2) Метод проблемного обучения. Под руководством педагога создаются проблемные ситуации и направлены на активную самостоятельную деятельность подростков. При использовании данного метода активизируется поиск и выбор различных вариантов решения, и как следствие овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Решение проблемных ситуаций способствует мотивации и проявлению интеллектуальной активности в процессе создания оригинального замысла посредством лепки скульптуры.

3) Метод упражнения. Обеспечивает осмысление важности конечного результата. В художественной деятельности необходима систематичность и последовательность в выполнении упражнений, их посильность, постепенность, доступность подростковому возрасту. Выполнение упражнений сопровождается контролем преподавателя, а затем самоконтролем учащихся.

4) Метод импровизации. Позволяетучащемуся действовать свободнов рамках выбранной темы.

5) Метод трансформации. Дает возможность учащемуся при создании художественного образа находить оригинальные решения и развивать фантазию.

6) Метод ассоциации. Позволяет для реализации скульптурной композиции находить художественный образ, используя музыкальное произведение, текст, фильм или спектакль.

Все указанные выше методы применяются в комплексе, эффективность которых определяется индивидуальными особенностями учащихся. Из всего выше сказанного педагогическим работникам можно дать следующие методические рекомендации. Важно при организации и проведении занятий по скульптуре учитывать уровень развития детей, их количество в группе и возрастные особенности. Примерное распределение заданий по сложности по годам обучения представлены в таблице 2.

Год обучения Характеристика занятий Изделия
1 год Строгие академические задания.  Задания должны напоминать игру, работая в группе, можно создавать композиции с большим количеством персонажей Лепка натюрморта из геометрических тел. Декоративная скульптура со сказочными темами и стилизованным изображением животных. Все работы должны быть расписаны, или выполнены из цветных материалов (цветной пластилин, цветное солёное тесто и т.п.)
2 год Задания на лепку орнамента, изображений животных и натурные постановки Преобладает анималистический жанр (изображение животных). Реалистичное изображение
3 год Задания на лепку сюжетных композиций с участием человека (изображение представителя какой либо профессии, создание образа любимого литературного героя) Изображение человека в сюжетных композициях
4 год Задания на знакомство с пропорциями фигуры человека, изучение строения головы Отдельные части лица (глаз, уши, губы).

 

Педагогу дополнительного образования необходимо также уделить внимание организации самостоятельной работы обучающихся на дому, при этом её объём в неделю определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания.

Основная цель самостоятельной работы – это формирование у учащихся способности к саморазвитию и творческому применению полученных знаний.

Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:

- способствовать оптимальному усвоению приобретенных знаний;

- сформировать потребность в самообразовании и развить познавательные и творческие способности личности;

- сформировать навыки планирования и организации учебного времени.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными, систематическими, а также контролироваться преподавателем. Данный вид внеаудиторной работы учащихся представляет собой широкий спектр деятельности, это:

- выполнение практических заданий (зарисовок, набросков),

- изучение репродукций скульптурных работ;

- посещение выставок, галерей, музеев;

- участие в творческих мероприятиях и конкурсах, организованных ДШИ;

- просмотр фильмов;

- просмотр мультимедийных материалов и сетевых образовательных ресурсов.

Задача педагога дополнительного образования при обучении скульптуре научить учащихся видеть форму, объём предмета и передавать их изобразительными пластическими средствами. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы учащиеся овладевали такими приемами, как лепка из цельного куска, умение работать двумя руками, проверочный отход от выполняемой работы и правильный порядок – от общего к конкретному, то есть от общей формы к постепенной конкретизации представленных объектов, а в последний период работы – от частного к общему (обобщение).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.02 с.)