Основные черты и особенности транспорта как отрасли материального производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты и особенности транспорта как отрасли материального производства



 

Производство материальных благ является основой жизни человеческого общества. Необходимым и общим условием производства любого вида продукции является транспорт.

Транспорт обеспечивает перемещение грузов и людей. Транспорт необходим для осуществления перевозок как внутри предприятия (внутрипроизводственный или промышленный транспорт), так и между предприятиями, районами, странами (транспорт общего пользования).

Представляя собой часть общественного производства, транспорт общего пользования обособлен от непосредственного производства продукции.

В промышленности производство продукции и ее потребление -два отдаленные друг от друга во времени и пространстве процесса. На транспорте эти процессы слиты воедино и совершаются одновременно. Транспортная продукция не существует отдельно от производственного процесса. Ее невозможно сохранять и накапливать. Транспорт не может работать "на склад". Невозможность сохранять транспортную продукцию предопределяет особые формы резервов: на транспорте создаются лишь резервы производственных мощностей (подвижного состава, пропускной и провозной способности), но не резервы готовой продукции.

Транспорт, как часть производительных сил общества, в своём развитии подчиняется экономическим законам той или иной общественной формации. Они определяют формы и методы организации транспортного производства.

Общественный труд, необходимый для создания полезного эффекта на транспорте, на первый взгляд, не оказывает заметного влияния на общественный продукт как предмет потребления. Тем не менее общественные затраты возрастают в процессе перевозки на то количество труда, которое потреблялось для пространственного перемещения вещественных продуктов и обеспечивало реализацию потребительной стоимости товара.

Эта особенность продукции транспорта определяет и особенности кругооборота производственных фондов транспорта по сравнению с кругооборотом производственных фондов промышленности.

Кругооборот производственных фондов промышленности схематически может быть представлен в следующем виде:

 

Д-Т...П...Т' -Д',                                    (3.1)

 

где Д - денежные средства;

Т - стоимость закупленных средств производства;

П - производство, в процессе которого стоимость потребленных средств производства переносится на изготовленный продукт и создается новая стоимость;

Г' - готовая продукция, предназначенная для реализации;

Д' - денежные средства вырученные от реализации продукции.

Кругооборот производственных фондов транспорта выглядит несколько иначе: Д -Т...П...-Д' поскольку транспорт не создает в процессе производства нового вещественного продукта Г'.

Как отрасль материального производства транспорт существенно отличается от промышленности, сельского хозяйства и имеет ряд особенностей.

Во-первых, транспорт - это общее и необходимое условие всякого процесса производства материальных благ. Транспорт осуществляет перемещение товаров, созданных многочисленными пред предприятиями в разных районах страны, из сферы их производства в сферу потребления, доставляет готовый продукт потребителю.

Во-вторых, транспорт имеет особенную продукцию.

Транспорт не создает нового продукта в форме какой-либо вещи или предмета, но изменение места нахождения товаров или людей в результате транспортировки придает продукции транспорта материальный характер. В силу того, что продукция транспорта невещественна, ее невозможно отделить от процесса производства на транспорте. Невещественная форма транспортной продукции отражается и на ее потреблении: процесс потребления продукции на транспорте совпадает во времени и в пространстве с процессом ее производства. То есть полезный эффект транспорта можно потреблять лишь во время движения транспортных средств. Так как продукция транспорта не является вещью, то ее невозможно накапливать, не могут быть созданы запасы готовой продукции. Это создает особый подход к резервам транспорта. Под резервами транспорта следует понимать резервы подвижного состава, провозной и пропускной способности.

В-третьих, на транспорте отсутствует сырье, доля которого в некоторых отраслях промышленности составляет 60% стоимости продукции. Это вызывает существенные отличия в структуре производственных фондов и себестоимости продукции транспорта по сравнению с предприятиями других отраслей материального производства.

В-четвертых, не создавая продукции в виде вещи, транспорт создает дополнительную стоимость товара, потому что при перемещении затрачиваются средства труда и труд работников транспорта.

И в-пятых, орудия труда на транспорте участвуют не только в производительном, но и в личном потреблении, в то время как во всех других отраслях материального производства орудия труда входят только в производительное потребление, в результате которого создается новая продукция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.006 с.)