Предложение и его факторы. Эффект масштаба. Виды издержек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложение и его факторы. Эффект масштаба. Виды издержек



 

Предложение (S – англ. supply), или функция предложенияэто зависимость величины предложения от определяющих ее факторов.

 

QS=φ (P, Pa, Pb, …I,),                                                                       (1.6)

 

где P - цены данного товара;

Pa, Pb - цены на другие товары, включая цены на ресурсы;

I – доход покупателя.

Все эти факторы оказывают влияние на издержки производства единицы товара. Если все факторы, кроме цены, принимаются за постоянные величины, то QS= φ (P).

Согласно закону предложения (прямой зависимости между ценой товара и величиной предложения), производители предлагают к продаже большее количество своего продукта при большей цене, чем при низкой.

Поэтому при прочих равных условиях связь между ценой и объемом предложения прямая, а кривая предложения – восходящая (рисунок 1.2).

 

Рисунок 1.2 – График кривой предложения в общем и частном случае

 

Переход от шкалы индивидуального предложения к шкале рыночного предложения осуществляется путем суммирования величин предложения отдельных поставщиков (производителей) при равных возможных ценах – аналогично к случаю рыночного спроса. Цена продукта не меняет предложения, но изменяет его величину.

Изменение предложения связано с его неценовыми детерминантами, влияющими на издержки. К их числу относятся:

1. Цены на ресурсы. Их снижение уменьшает издержки производства и увеличивает предложение (перемещает кривую предложения вправо). Повышение ресурсных цен сокращает предложение.

2. Технология производства. Ее совершенствование при прежних ценах на ресурсы повышает эффективность их использования и увеличивает предложение.

 3. Налоги и дотации. Налоги рассматриваются предприятиями как издержки производства, поэтому их рост сокращает предложение. Дотации (антиналоги) увеличивают предложение.

4. Цены на другие товары. В ряде случаев они могут оказать влияние на предложение, если эти товары производятся на одних и тех же производственных мощностях (рост цен на пшеницу побуждает увеличить ее производство и сократить производство других сельскохозяйственных культур, а, следовательно, и их предложение).

5. Ожидание изменения цен. Ожидание роста цен сокращает текущее предложение (ожидание роста затрат и равновесных цен на продукцию).

6. Рост числа продавцов. Он увеличивает предложение.

Задача анализа спроса и предложения заключается в объяснении цен на товары и объема их продаж.

Любая фирма, прежде чем начать производство, должна чётко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести.

Экономические издержки фирмы - это те выплаты, которые она обязана сделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для определенного производственного процесса и отвлечь их тем самым от альтернативных вариантов применения. Все альтернативные издержки, которые понесет фирма в процессе производства, могут быть либо внешними (фактическими, явными), либо внутренними (неявными).

Внешние издержки – это денежные затраты фирмы на стороннюю зарплату, приобретение сырья, оборудования, комиссионные вознаграждения торговым фирмам, взносы банкам и другим финансовым учреждениям, расчеты за юридические консультации, транспортные услуги, энергии «со стороны», т.е. на исполнителей и поставщиков, не входящих в состав предприятия.

В процессе производства фирма может также использовать ресурсы принадлежащие ей самой. В этом случае она несет внутренние издержки.

Внутренние издержки это неоплаченные издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс.

Например, часть выращенного урожая зерна фирма использует на засев своих земельных площадей. Такое зерно фирма использует для своих внутренних нужд и его не оплачивает.

В качестве одного из элементов внутренних издержек рассматривается и так называемая нормальная прибыль предпринимателя, т.е. вознаграждение за выполняемые им функции. Примером здесь может послужить ситуация, в которой единоличный владелец мелкой фирмы применяет в ней исключительно собственный труд и денежный капитал. Управляя собственным предприятием, он отказывается от заработка, который мог бы иметь, предложив такие же управленческие услуги другой фирме. Та минимальная плата, которая необходима, чтобы удержать его предпринимательские способности и денежные средства в данном предприятии, и называется нормальной прибылью. Если она не обеспечивается, перед предпринимателем стоит вопрос об отказе от данного способа деятельности. Таким образом, если по оценке экономиста фирма едва покрывает издержки, это означает, что она лишь возмещает все внешние и внутренние расходы на производство.

В зависимости от влияния на издержки увеличения объёмов производства, они делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки FC (fixed cost) – это такие издержки, величина которых не зависит от объёма производства. К ним относят: расходы на содержание заводских зданий, машин и оборудования, рентные платежи, страховые взносы, а также затраты на выплату жалования управленческому персоналу и, возможно, минимальному количеству работающих. Постоянные издержки являются обязательными и сохраняются даже в том случае, если фирма вообще ничего не производит.

Переменные издержки VC (variable cost) - это издержки, величина которых зависит от изменения объема производства. К ним относят: расходы на сырье, вспомогательные материалы, комплектующие изделия, топливо, электроэнергию, транспортные услуги и большую часть трудовых ресурсов. Чтобы решить, сколько выпускать продукции, руководителям фирм необходимо знать, как возрастут переменные издержки с ростом объема производства. До определенного положения переменные издержки фирмы повышаются медленнее, чем рост объема производства. Затем они увеличиваются ускоряющимися темпами в расчете на каждую дополнительную единицу производимой продукции. Такое поведение переменных издержек обуславливается законом убывающей отдачи.

Деление издержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделение краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Под краткосрочным понимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек являются постоянными. Иными словами, в краткосрочном периоде фирма не покупает нового оборудования, не строит новых зданий и т.д. В долгосрочном периоде она может расширять свои масштабы, поэтому в данном периоде все ее издержки являются переменными.

Общие (валовые) издержки - это сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства.

Для принятия управленческих решений производители должны знать не только общую сумму издержек, но и их величину в расчете на единицу выпуска продукции, т.е. уровень средних издержек. Имеются три вида средних издержек: средние постоянные; средние переменные; средние общие издержки.

Эффект масштаба. В долгосрочном временном интервале фирма может менять все используемые факторы производства. Иными словами, все издержки будут выступать в качестве переменных. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности. Изменение масштабов деятельности сказывается на кривой средних долгосрочных издержек предприятия. Экономисты связывают это с так называемым положительным и отрицательным эффектом масштаба. Эффект масштаба будет положительным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются, и отрицательным - если они увеличиваются.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.005 с.)