Внешняя торговля и торговая политика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя торговля и торговая политика



 

Наиболее традиционная форма международных экономических отношений — внешняя (меж­дународная) торговляторговля с други­ми странами.

Первая в истории политэкономии модель, теоретически подтверждающая целесообразность международного разделе­ния труда и внешней торговли, — теория сравнительных преимуществ — была разработана Д. Рикардо. Он доказал, что торговля между странами выгодна и тогда, когда страна обладает во всех отраслях абсолютно большей эффективнос­тью, и когда страна А производит все товары при более вы­соких издержках производства, чем страна Б. Торговля будет взаимовыгодна если другая страна обладает сравнительным.

Внешнеторговый режим может быть режимом наибольшего благоприятствия, преферен­циальным и нацио­нальным, при котором предоставляются льготы, которыми пользуются национальные фирмы.

Торговая политика – это государственная политика, которая оказывает влияние на торговлю через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами.

Либерализация означает движе­ние в сторону все большей свободы торговли и отмены все­возможных ограничений. Протекционизм, напротив, преду­сматривает проведение политики защиты внутреннего рын­ка с помощью таможенных тарифов и нетарифных ограни­чений.

Таможенные тарифы — таможенные пошлины, которыми облагаются товары при пересечении государственной грани­цы, — выполняют функции защиты национальных произво­дителей от внешней конкуренции.

Они подразделяются на импортные (взи­маемые при ввозе товаров) и экспортные (при вывозе). Став­ки таможенных пошлин могут устанавливаться в процентах к таможенной стоимости товаров, определяться в твердом размере за единицу облагаемых товаров и быть комбинированными.

Импортные квоты — количественные ограничения объема иностранной продукции того или иного вида, разрешенной ежегодно к ввозу в страну.

Регулирование международной торговли подразделяется на государственное регулирование и регулирование с помощью международных соглашений и создания международных организаций.

 Методы государственного регулирования международной торговли можно разделить на две группы: тарифные и нетарифные.

1. Тарифные методы сводятся к использованию таможенных пошлин – особых налогов, которыми облагаются продукты международной торговли. Таможенные тарифы – это плата, взимаемая государством за оформление провоза за границу товаров и иных ценностей. Такая плата, называемая пошлиной, учитывается в цене товара и оплачивается, в конечном счете, потребителем. Таможенное обложение предполагает использование импортных пошлин для затруднения ввоза в страну иностранных товаров, реже используются экспортные пошлины.

По форме исчисления различают пошлины:

а) адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара;

б) специфические, взимаются в виде определенной денежной суммы с объема, массы или единицы товара.

Важнейшими целями использования импортных пошлин являются как непосредственное ограничение импорта, так и ограничение конкуренции, в том числе недобросовестной. Ее крайней формой является демпинг – продажа на внешнем рынке товара по ценам, ниже существующих на идентичный продукт на внутреннем рынке.

2. Нетарифные методы многообразны и представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мероприятий.

К ним относятся:

· квотирование (контингентирование) – установление количественных параметров, в пределах которых возможно осуществление определенных внешнеторговых операций. На практике контингенты обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства. При исчерпании количества или суммы контингента экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается;

· лицензирование – выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений (лицензий) на проведение внешнеторговых операций. Оно часто применяется вместе с квотированием для контроля квот на основе лицензий. В некоторых случаях лицензионная система выступает разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов;

· эмбарго – запрет на проведение экспортно-импортных операций. Оно может распространяться на определенную группу товаров или вводиться в отношении отдельных стран;

· валютный контроль – ограничение в кредитно-денежной сфере. Например, финансовая квота может ограничивать количество валюты, которое может получить экспортер. Ограничения количественного порядка могут распространяться на объем иностранных инвестиций, количество иностранной валюты, вывозимой гражданами за границу, и т.п.;

· налоги на экспортно-импортные операции – налоги в качестве нетарифных мер, которые не регулируются международными соглашениями, как таможенные пошлины, и поэтому взимаются как с отечественных, так и с зарубежных товаров. Возможны и субсидии со стороны государства для экспортеров;

· административные меры, которые связаны в основном с ограничениями по качеству продаваемых товаров на отечественном рынке. Важное место занимают национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может послужить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами. Кроме того, могут использоваться также другие формы косвенных ограничений: закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет на приобретение государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и т.д.

 

Платежный баланс

 

Платежный баланс является сводным документом итогов внешнеэкономической деятельности страны. Он является основным источником информации о взаимодействии важнейших макроэкономических показателей как внутри страны, так и на международном уровне. Платежный баланс выражает количественное и качественное выражение объема, структуры и характера внешнеэкономических операций государства, величину валютных доходов, полученных из-за границы, отражает объём выплат иностранным партнёрам, выявляет величину золотовалютных резервов Центрального банка.

Платежный баланссводный балансовый счет, бухгалтерская запись валютных поступлений в страну и их отток, он отражает также валютные обязательства страны перед иностранными партнёрами и обязательства её партнёров. Последняя задача осуществляется с помощью системы двойной записи. Её принцип заключается в том, что одна и та же операция должна быть представлена двумя записями, имеющими одинаковое стоимостное выражение. В одной фиксируется изменение стоимости товарной массы в результате сделки, в другой – изменение в величине располагаемых финансовых активов. Таким образом, одна и та сделка должна регистрироваться дважды, но с различными записями.

Операции, которые включаются в баланс: кредитовые - сделки, приносящие иностранную валюту в страну (например, экспортные сделки, приток иностранного капитала из-за границы); дебетовые — все разновидности сделок, связанные с расходованием иностранной валюты. В платёжном балансе валютные поступления записываются со знаком «+» и попадают в графу «кредит». Трата валюты записывается со знаком «-» и попадает в графу «дебет».

С бухгалтерской точки зрения платежный баланс всегда находится в равновесии. Но по его основным разделам либо имеет место активное сальдо, если поступления превышают платежи, либо пассивное — если платежи превышают поступления валюты.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

Причины необходимости регулирования платежного баланса:

А) платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерно активном сальдо у других. Нестабильность баланса оказывает влияние на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттон-Вудскую систему в середине 70-х годов;

Б) после отмены золотого стандарта в 30-х годах XX в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий;

В) в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.007 с.)