Номинальные и реальные показатели. Индексы цен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Номинальные и реальные показатели. Индексы цен



 

Все макроэкономические показатели выражаются в рыночных ценах. Когда они измерены в действующих ценах (т.е. в фактических, текущих ценах данного периода), их величины имеют номинальное значение. Если используются постоянные, или сопоставимые, цены (т.е. цены базисного периода), показатели имеют реальное значение (или «физическое выражение»). Тем самым:

1) номинальный показатель – это величина, выраженная в текущих (фактических) ценах данного периода;

2) реальный показатель – это величина, выраженная в постоянных (сопоставимых) ценах базисного периода.

Поэтому между номинальными и реальными показателями могут быть существенные расхождения в связи с изменением уровня цен, следовательно, рост номинальных показателей не всегда свидетельствует об увеличении физического объема общественного производства. Только динамика реального показателя, как это следует из его определения, дает возможность оценить изменение физического объема выпуска во времени.

Следовательно, на величину номинального макроэкономического показателя оказывают влияние два процесса:

а) динамика реального объема производства;

б) динамика уровня цен.

Реальный показатель рассчитывается с помощью корректировки номинального показателя на индекс цен.

Индекс цен в общем виде представляет собой отношение цены текущего периода к цене базисного периода. Он показывает относительное изменение среднего уровня цен на блага – товары и услуги определенной совокупности (репрезентативный набор, или «рыночная корзина»):

 

                                                       (1.15)

 

где P – агрегатный индекс цен;

p1 и p0 – цена на определенное благо, соответственно, в текущем и базисном периодах;

q* – объем производства определенного блага в периоде (текущем или базисном).

Агрегатный (или сводный) индекс цен может использоваться для определения динамики стоимости всей совокупности товаров и услуг (общий индекс) и для отдельных групп товаров и услуг (групповой индекс).

В зависимости от содержания набора благ, используемого в расчете индекса цен, различают три вида индексов цен: индекс потребительских цен, индекс цен производства, дефлятор.

При определении индекса потребительских цен в рыночную потребительскую корзину включают множество важнейших товаров, потребляемых типичным или средним домохозяйством (товары народного потребления). Потребительская корзина – это набор благ, необходимых для удовлетворения потребностей среднестатистической семьи, обеспечивающих поддержание минимального уровня жизни.

На основе аналогичного ему индекса оптовых цен производства определяется динамика стоимости производства группы товаров или услуг

Дефлятор – это отношение номинального ВВП к реальному ВВП в текущем периоде, которое показывает изменение уровня цен всех товаров, входящих в состав ВВП.

Для расчета дефлятора избирается определенный круг товаров и услуг (корзина), причем набор этот включает в себя не только цены потребительских товаров и услуг, но также цены инвестиционных товаров, товаров и услуг, закупаемых правительством, а также товаров и услуг, обращающихся на мировом рынке. В отличие от индекса потребительских цен, дефлятор ВВП измеряется не по фиксированной корзине товаров, а базируется на текущей структуре производства. Важно помнить, что дефляторы ВВП за разные годы отражают разные наборы товаров и услуг, поэтому дефляторы разных лет несопоставимы между собой.

 

Безработица и ее формы

Безработица – это временная незанятость части трудоспособного населения, порожденная превышением предложения рабочей силы над спросом на нее.

В соответствии с российским законодательством безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Основными факторами влияния на безработицу являются:

1) структурные изменения в экономике, которые приводят к масштабным изменениям в структуре и величине спроса на рабочую силу и которые имеют особенно тяжелые последствия в период повышения или снижения деловой активности;

2) снижение темпов экономического развития, которое приводит к уменьшению количества рабочих мест, несбалансированность числа рабочих с числом рабочих мест;

3) недостаточный совокупный спрос;

4) инфляция, которая проявляется в сокращении капитальных вложений (уменьшение инвестиций ведет к сокращению производства и занятости), а также в снижении реальных доходов населения, которые приводят к росту предложения рабочей силы при снижении спроса на нее;

5) сезонные колебания производства, которые приводят к колебанию в спросе на рабочую силу;

6) социальные факторы (несовершенное трудовое законодательство, трансфертные платежи, недостаточная профессиональная и территориальная мобильность рабочей силы, недостаточное развитие программ занятости, уровень и статус системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки, достаточность информации о свободных рабочих местах, экономическая активность населения);

7) демографические факторы (изменение численности населения и его половозрастной структуры).

В целом безработицу можно разделить на явную и скрытую.

Явная безработица связана с наличием трудоспособных людей, которые не работают, но ищут работу и зарегистрированы на бирже труда (в центре занятости) и потому учитываются официальной статистикой.

Скрытая безработица характеризуется наличием:

- трудоспособных людей, которые не работают, ищут работу, но не регистрируются на бирже труда и потому не учитываются официальной статистикой;

- «безработицы на работе» в целях сохранения штатов, то есть реального отсутствия производственных функций формально занятого работника (например, находящегося в вынужденном отпуске без сохранения заработной платы);

- трудоспособных людей, которые работают в сокращенном режиме рабочего времени – неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

Различают несколько видов (форм) безработицы. Три основные – это фрикционная, структурная и циклическая.

Фрикционная (текущая) безработица (от англ. friction – трение, разногласие) – связана с поиском или ожиданием работы в ближайшем будущем. Основная ее причина – количественное несоответствие незанятых работников и свободных рабочих мест из-за мобильности рабочей силы. Сюда же относится и сезонная безработица.

Структурная безработица – связана с изменениями в технологиях производства и в структуре товарного рынка, изменяющими структуру спроса на рабочую силу

Циклическая (вынужденная) безработица – вызвана спадом производства, следовательно, ее причина – недостаток товарного спроса, недостаточность совокупных расходов общества.

Фактический уровень безработицы включает естественную и циклическую безработицу. Наличие циклической формы безработицы означает превышение фактического уровня безработицы над ее естественным уровнем. Экономическая цена такого превышения – отставание фактического ВВП от потенциального, что выражает закон Оукена: 1 % превышения фактического уровня безработицы над ее естественным уровнем приводит к отставанию реального объема ВВП от потенциального ВВП на 2,5 %.

Существует еще ряд форм безработицы.

Хроническая безработица – отсутствие работы в течение длительного периода времени. В зависимости от величины временного интервала выделяют безработицу продолжительную (4-8 месяцев), длительную (8-18 месяцев) и застойную (более 18 месяцев).

 Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства некоторых отраслей (сельское хозяйство, строительство и т.п.) в разные периоды времени, что и определяет колебания спроса на рабочую силу.

Институциональная безработица порождается организацией рынка рабочей силы и факторами, влияющими на его спрос и предложение (социальные выплаты, гарантированный минимум заработной платы, несовершенство налоговой системы, неполная информация о вакансиях).

Существуют и такие специфические виды безработицы, как конверсионная, добровольная, региональная, молодежная. Так, добровольная безработица имеет ярко выраженное отличие от собственно определения безработицы, состоящее в том, что люди не пытаются искать работу.

Социально-экономические потери от безработицы следующие: недопроизводство товаров и услуг, снижение налоговых поступлений, связанных с выплатой заработной платы, снижение реальных доходов и уровня жизни населения. Внеэкономические издержки безработицы выражаются в деквалификации незанятой рабочей силы, в обострении социально-политических проблем. Особенно опасной в социальном смысле является хроническая безработица.

 

Инфляция и ее виды

Инфляция (лат. inflatio – вздутие) – это длительное и устойчивое обесценивание денег, которое выражается в снижении их покупательной способности, вызванное превышением денежной массы над товарной массой.

Инфляция проявляется, прежде всего, в повышении уровня цен, в относительном удорожании золота и иностранной валюты – это открытая инфляция. Также может возникать и скрытая, или подавленная, инфляция, в которой обесценивание денег не сопровождается ростом общего уровня цен, а трансформируется в товарный дефицит при ухудшении качества товаров. Это происходит, если цены на товары жестко фиксированы.

Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для повышения цен производителями и поставщиками независимо от уровня их издержек. Такое превышение спроса над предложением может порождаться:

1) дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы);

2) избыточным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики);

3) структурными деформациями в экономике (отставанием производства предметов потребления от средств производства);

4) произвольным установлением государственных цен, вызывающим диспропорции в величине и структуре спроса. Определяя причины (формы) открытой инфляции, ее связывают, прежде всего, с развитием избыточного спроса в условиях, близких к полной занятости ресурсов (инфляция спроса) или с ростом издержек производства на единицу продукции, что вызывает снижение предложения (инфляция издержек). Во втором случае генератором инфляции являются монополисты различного рода (фирмы, профсоюзы, правительство и т.д.), способные повышать цены независимо от колебаний спроса. Иногда выделяют и структурную инфляцию, вызванную межотраслевой несбалансированностью, когда некоторые отрасли не могут своевременно насытить рынок. Это приводит к неудовлетворенному спросу на определенную продукцию, что способствует повышению цен.

Факторы инфляции издержек:

1) повышение номинальной заработной платы, не связанное с ростом производительности труда;

2) повышение налогов на производство;

3) рост цен на производственные ресурсы из-за ухудшения условий их получения.

Но рост цен, вызванный повышением качества товаров и услуг, инфляционным назвать нельзя.

Основные характеристики инфляционного процесса – уровень и темп инфляции. Уровень инфляции – это индекс потребительских цен для данного года, равный соотношению стоимостей потребительской корзины в текущем и базовом году. Этот показатель используется в расчетах прожиточного минимума, т.е. структуры потребительской корзины.

С позиции количественного критерия (т.е. темпов) выделяют такие виды инфляции:

1) Нормальная (незначительная) инфляция – рост цен на 3-5 % в год;

2) Ползучая (умеренная) инфляция – рост цен до 20 % в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой и рассматривается как стимул для развития экономики.

3) Галопирующая инфляция – рост цен до 200 % в год. Она трудноуправляемая. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. Галопирующий рост цен проявляет себя неодинаково и не имеет строго обозначенных количественных параметров. Инфляционные процессы зависят от уровня развития страны, социально-экономической структуры, несхожего регулирования ценовых процессов. Для галопирующей инфляции характерна инфляционная спираль «зарплата-цены», порождаемая соединением инфляции спроса и инфляции издержек вследствие инфляционных ожиданий – опасения потребителей и производителей возможности увеличения инфляции в ближайший период. Независимо от степени реальности инфляционные ожидания всегда выступают дестабилизирующим, негативным социально-психологическим фактором.

4) Гиперинфляция представляет наибольшую опасность. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение 3-4-х месяцев) рост цен свыше 50 % (или годовой рост свыше 1000 %). Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют, производство дезорганизуется. Чтобы опередить ожидаемое повышение цен, владельцы денег стремятся как можно скорее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос, что стимулирует дальнейший рост цен. Гиперинфляция может привести к краху экономической системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 1283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.015 с.)