Причины психологического дискомфорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины психологического дискомфорта



Основная причина – фрустрация каких-то важных жизненных потребностей, когда нарушается баланс между тем, что человек хочет и тем, что он реально имеет. Это может быть как полное отсутствие, так и нехватка чего-то необходимого.

Почему человек не удовлетворяет свои потребности, если они для него так важны?

  • Он может даже и не подозревать о наличии некоторых своих потребностей
  • Из-за страха перемен или опасения потерпеть неудачу в их реализации
  • По причине сложностей коммуникативного характера
  • Из-за плохого состояния здоровья
  • Негативный опыт в похожих ситуациях может сдерживать человека

Психологический дискомфорт неприятно переживать, но вовремя замеченный и осознанный он служит ступенькой на пути к себе

 

4. Факторы, определяющие переживание человеком чувства психологического комфорта в определенных условиях.

Факторы, влияющие на чувство комфорта.

Вся совокупность внешних факторов, которые могут быть зафиксированы, измерены, подвергнуты изменению и контролю, и при которых человек чувствует себя комфортно, получила название зоны комфортности. К этим факторам относятся такие характеристики окружающей обстановки, как температура воздуха, его насыщенность влагой, уровень чистоты и степень подвижности воздушной среды.

Но это далеко не все параметры, которые оказывают то или иное воздействие на общее состояние атмосферы, ощущаемое человеком как комфортное. При определении параметров для создания зоны комфортности нужно также учитывать множество дополнительных характеристик, имеющихся в каждой конкретной обстановке. К этим параметрам относятся, в частности, такие факторы, как присутствие в воздухе вредных веществ и посторонних запахов, загрязняющих компонентов, ядовитых химических соединений и примесей, степень шумозащищенности помещения.

Кроме того, имеют немаловажное значение такие факторы, как температура окружающих человека предметов, его личные (в частности, возрастные) особенности и состояние здоровья всего организма, и даже то, какого качества, состава и фактуры одежда на нем. Таким образом, все имеющиеся факторы при создании зоны комфортности можно объединить в две основные группы:

температурные характеристики состояния атмосферы;

все остальные параметры, влияющие на ощущение комфорта.

К температурным характеристикам относятся:

· температура окружающего воздуха;

· процент содержания влажности в атмосфере;

· интенсивность перемещения возушных потоков;

· температура окружающих предметов.

К остальным параметрам, влияющим на комфорт в закрытом помещении, относятся:

· степень загрязненности воздушного объема;

· наличие шума;

· степень освещенности в помещении;

· степень интенсивности физических усилий, применяемых в процессе работы;

· качество и теплопроводные свойства одежды.

Все вышеперечисленные факторы в своих разнообразных и неповторимых комбинациях образуют общую степень комфортности микроклимата в каждом конкретном помещении. Работающие в нашей компании инженеры-разработчики систем вентиляции и кондиционирования воздуха в своей работе учитывают все вышеперечисленные факторы и создают максимальные удобства для наших клиентов с наименьшими затратами средств и материалов.

 

Тема 6. Психологически комфортная образовательная среда

1. Общая характеристика психологически комфортной образовательной среды.

нализ исследований ряда авторов (Г.В. Грачев, Т.С. Кабаченко, И.А. Баева), показал, что эффективность образовательного процесса будет зависеть от показателя психологической безопасности образовательной среды.

К сожалению, в педагогической практике не всегда удается организовать образовательный процесс в ситуации психологического комфорта и успеха. Так, А. М. Прихожан, исследуя принципы тревожности детей в школе, отмечает, что чаще всего они кроются в неудовлетворенности учащихся своей успеваемостью. Учителей это должно подтолкнуть к тому, чтобы в их ежедневной работе постоянно присутствовали поощрение, поддержка и помощь, конструктивная критика, справедливое оценивание, т.е. то, что является основой создания психологически безопасной образовательной среды.

Учителям не всегда понятно, на какие критерии психологического состояния школьников им следует ориентироваться. Думается, одной из удачных моделей анализа психологического благополучия / неблагополучия ребенка может послужить так называемый "психолого-педагогический статус" школьника, который "представляет собой систему характеристик психического состояния и поведения ребенка, важных для его успешного обучения и развития. Это характеристики познавательной сферы, эмоционально-волевого и мотивационного развития; система отношений ребенка к миру, самому себе и значимым формам деятельности; особенности поведения в учебных и внеучебных школьных ситуациях.

 

Принципиально важными составляющими благополучного психолого-педагогического статуса школьника являются:

1) умственная работоспособность и темп умственной деятельности - способность сосредоточенно работать над учебной задачей, трудиться в едином темпе со всем классом;

2) сформированность важнейших сторон познавательной сферы - умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности, сформированность внутреннего плана умственных действий и т.д.;

3) отношение младшего школьника к себе - устойчивая положительная оценка себя как умелого, знающего ученика, способного многого добиться, адекватный уровень притязаний;

4) отношение к значимой деятельности - эмоционально положительное восприятие школы и учения;

5) активность и автономность поведения ребенка - самостоятельность в познавательной и социальной деятельности;

6) взаимодействие и отношения с педагогами - установление адекватных ролевых отношений с учителями начальной школы на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально положительное восприятие ребенком личности учителя, системы своих отношений с педагогами и воспитателями;

7) взаимодействие ребенка со сверстниками - владение приемами и навыками эффективного межличностного общения с ними; установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем;

8) устойчивое эмоциональное состояние в школе - отсутствие противоречий между требованиями школы (учителя) и родителей, требованиями взрослых и актуальными возможностями ребенка.

Если все эти принципы будут использоваться в единстве, система воспитательной работы в школе превратится в воспитательную систему, станет не экстенсивной, а интенсивной, эффективной и актуальной.

Особенность современного подхода к содержанию процесса воспитания состоит в том, что, с одной стороны, современного ребенка нужно защищать от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, примитивизма и цинизма, учить достойно жить в меняющемся социуме, создавая "островки безопасности" в школе, и проектировать дружественную социальную среду; с другой стороны, его необходимо активно включать в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов, основанных на ненасильственном взаимодействии с окружающими его людьми.

2. Специфика психологически комфортной образовательной среды в образовательных организациях разного уровня и вида:

- дошкольное образование,

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства

- среднее,

- профессиональное образование,

Вопросы комфортности деятельности и комфортных взаимоотношений изучали В.В. Гуленко, В.Р. Дольник и В.Г Шуметов рассматривали комфортность как тип социального самочувствия, определяющий социальное поведение людей. Т.Е. Бородина, О.А. Воробьева в исследованиях по психолого-педагогическому комфорту представляют его как нравственно-эмоциональное состояние коллектива образовательного учреждения, в котором находят гармоничное развитие и удовлетворение интересов и потребностей все субъекты учебно-воспитательного процесса.

Кибирева, О. Н. Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения / О. Н. Кибирева, Е. Ю. Полынская. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2489/ (дата обращения: 31.10.2020).

- дополнительное и специальное коррекционное образование.

3. Требования ФГОС к созданию комфортной развивающей образовательной среды.

 

Тема 7. Проектирование комфортной и безопасной образовательной среды

 

1. Условия формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

Основная цель формирования психологически безопасной и благоприятной образовательной среды – создание всех необходимых условий для формирования у участников образовательного процесса умений и навыков, способствующих успешному преодолению эмоциональных нагрузок и психологического дискомфорта возникающих разнообразных жизненных ситуация и тормозящих развитие личности, а также умение их минимизировать. Достижение данной цели, осуществляется через решение ряда задач:

· Установление наиболее стрессогенных факторов, которые могут возникнуть в процессе обучения и их своевременное устранение.

· Согласованность действий педагогов, родителей, учащихся и администрации учебного заведения, выработка совместных взглядов на образовательную среду учреждения.

· Гармонизация процессов воспитания, обучения, развития и социализации участников образовательной среды.

· Проведение систематического мониторинга внутреннего микроклимата образовательного учреждения, отслеживание динамики психологического развития каждого участника учебного процесса.

· Систематическое повышение профессионального мастерства и компетенций педагогических кадров.

· Проведение работы с родителями, направленной на овладение ими необходимых педагогических знаний.

· Оказание необходимой и своевременной психологической поддержки всем участниками образовательного процесса (учащиеся, педагоги и родители). Разработка рекомендаций для педагогов образовательного учреждения, направленных на организацию психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Теоретической основой формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды является: всестороннее изучение характеристик реализуемого в учебном заведении образовательного процесса; изучение личностей учащихся, в том числе и социального статуса семьи; анализ кадрового потенциала учебного заведения; материально-техническое оснащение образовательного процесса. Совокупность указанных основ, является базой для разработки концепции психологической безопасности образовательной среды конкретного учебного заведения.

Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/pedagogika/formirovanie_psihologicheski_komfortnoy_i_bezopasnoy_obrazovatelnoy_sredy/.

2. Роль субъектов педагогического процесса в формировании психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

Роль педагога в создании комфортной образовательной среды:

  • знание общих закономерностей развития ребенка;
  • умение организовать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности, обеспечивая развитие детей, организовывая совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;
  • умение планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми;
  • умение планировать и корректировать образовательные задачи с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
  • участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды;
  • способность педагога развивать толерантность у детей, как одно из средств профилактики и создания условий для психологически безопасной и комфортной образовательной среды;
  • готовность принять разных детей, вне зависимости от их учебных возможностей, особенностей в поведении;
  • умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают;
  • владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, умение выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач и др.

 

Как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников в группах могут быть созданы психологические уголки.

Психологические уголки организуются с целью создания условий эмоционального благополучия для всех субъектов образовательного процесса (доброжелательность к другу, преобладание взаимного положительного оценивания.).

Направления работы педагога-психолога по формированию и обеспечению психологической безопасности образовательной среды:

· Психологическое просвещение – предполагает повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса, предоставление им необходимой информации по разрешению разнообразных психологических проблем, которые могут возникнуть в процессе обучения.

· Психологическая профилактика – целенаправленная и систематическая работа, проводимая психологом со всеми участниками образовательного процесса.

· Психологическая диагностика – направлена на изучение индивидуальных психологических особенностей личности учащихся.

· Психологическая коррекция – разработка и внедрение в образовательный процесс коррекционных программ, направленных на работу с учащимися, входящими в группы риска.

· Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи обратившимся за ней, в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, сопряженных с собственными особенностями, сложившимися жизненными обстоятельствами, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.018 с.)