Средства психологической защиты и их роль в формировании психологической безопасности личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства психологической защиты и их роль в формировании психологической безопасности личности.



Средства защиты личности подразделяются на социальные, физические и психологические.

Социальная защита предполагает регулирование и организацию информации, циркулирующей на уровне общества и отдельных его групп. Она осуществляется, в частности, посредством системы образования и распределения социально-культурных ценностей. С ее помощью государство обеспечивает социальную безопасность граждан. Последняя в значительной степени зависит от безопасности общества в целом.

Физическая защита обеспечивается при помощи различного рода технических приспособлений. Это могут быть индивидуальные средства защиты, такие, как каски, бронежилеты и т. п., подробно описанные в соответствующих руководствах, и различные защитные сооружения. В качестве оружия защиты можно применять любой имеющийся под рукой предмет (ключи, расческа, баллончик с дезодорантом, зонт, горсть монет, туфли, сумка, песок, камни, палка и т. п.). Ощущение безопасности на физическом уровне повышает эффективность деятельности в экстремальных ситуациях, способствует снижению тревожности и формирует позитивное отношение к разрешению ситуации.

Современное законодательство дает гражданам России право на использование средств самозащиты от неправомерных посягательств. Следует помнить, что на территории РФ запрещено использовать в качестве оружия для самообороны кастени, кастеты, сурикены, бумеранги и иные специальные предметы ударно-дробящего и метательного действия, газовое оружие и баллончики, снаряженные нервно-паралитическими, отравляющими и другими веществами, не разрешенными Министерством здравоохранения РФ, а также газовое оружие, способное причинять вред средней тяжести человеку, находящемуся на расстоянии более 1 м.

Психологическая защита – это деятельность, предотвращающая нарушение внутренней устойчивости личности и социальной общности, нормального течения психологической жизни человека и его поведения под влиянием внешних воздействий.

Рассмотрим более подробно психологические средства защиты личности.

Психологическая защита

Психологическая защита подразделяется на социально-групповую и индивидуально-личностную.

Социально-групповая защита определяется наличием информационных потоков внутри и между формальными и неформальными группами, в которых взаимодействует индивид, групповыми нормами, требованиями и системой санкций. Она предполагает защищенность конкретной группы.

Индивидуально-личностная защита – это степень личностной защищенности индивида. Она обеспечивается комплексом защитных механизмов личности, стратегий поведения и взаимодействия с окружающими и подразделяется на три основные группы: межличностную защиту, психическую саморегуляцию и внутриличностную защиту.

Межличностная психологическая защита представляет собой деятельность личности в целях сохранения своей целостности путем изменения характера внешнего взаимодействия.

Существует несколько видов защиты от внешних воздействий. Их подразделяют по уровню осознанности, по количеству субъектов защиты, по отношению к объективной действительности.

1. По уровню осознанности выделяют преднамеренную и непреднамеренную защиту. Преднамеренная защита осуществляется на осознаваемом уровне в соответствии с целями и намерениями тех, на кого оказывается воздействие. Индивид, на которого воздействуют те или иные внешние стимулы и обстоятельства, сознательно выбирает определенный вид защитного поведения, направленный на разрешение ситуации. Непреднамеренная защита представляет собой поведение, связанное с усвоенным стереотипом.

2. По количеству субъектов защиты выделяют индивидуальную и групповую защиту. Индивидуальная защита связана с защитным поведением одного человека, групповая защита подразумевает защитное поведение группы как субъекта взаимодействия. В данном случае целая группа людей действует по единому плану, их поведение строится, исходя из общей договоренности.

3. По отношению к объективной действительности выделяют общую и избирательную защитную стратегию. При общей стратегии реализуется критичность личности по отношению ко всей совокупности внешних воздействий. В случае избирательной защиты личность фиксируется на конкретном объекте воздействия и вырабатывает специфическую реакцию на него.

В процессе социализации личности формируются различные стратегии поведения, как конструктивные, так и пассивные. Конструктивное поведение – это активные действия по устранению травмирующей ситуации, результатом которых является адекватное восприятие действительности. Пассивность, неконструктивность предполагает бегство, уход от травмирующей ситуации, в результате чего у человека возникает иллюзорное ощущение защищенности, не дающее уверенности в стабильности действительности.

В зависимости от степени участия личности поведение делится на подавление, вытеснение из сознания негативных стимулов, уход от тревожащей ситуации (например, в мир фантазий), поиск информации, осуществление непосредственных действий для решения возникших трудностей.

Поведение может формироваться в ответ на конкретную ситуацию, в данном случае оно не обязательно будет повторяться в дальнейшем. Однако оно может быть и долговременным, устойчивым, стереотипным, многократно повторяющимся. В зависимости от целей поведения его можно разделить по направленности на себя или окружающих.

По значимости результатов поведение делится на регуляцию собственных эмоциональных состояний или на восстановление межличностных отношений. Формы проявления поведения могут быть пластичными, способными к изменению в зависимости от ситуации, а могут формироваться как стереотипы, быть «закостенелыми», ригидными.

Стратегия поведения формируется в результате системного взаимодействия когнитивной (интеллектуальной), эмоциональной и поведенческой сфер психики. На уровне когнитивной сферы определяется значимость ситуации для человека. Если она вызвана внешними обстоятельствами, то воспринимается как неизбежная. Человек может ощущать личную ответственность за создавшуюся ситуацию, обвинять себя в ее возникновении. При этом он либо не видит конструктивного выхода из сложившегося положения, либо оценивает значимость для себя травмирующей ситуации, ищет положительный выход из нее. В том случае, когда ответственность за возникновение подобной ситуации возлагается на окружающих, то и разрешение ее становится их прерогативой.

На уровне эмоциональной сферы реализуется возможность человека контролировать свои эмоции. Здесь определяющую роль играют степень индивидуальной эмоциональный значимости чрезвычайной ситуации, опыт успешного разрешения подобной ситуации в прошлом, готовность личности к ее возникновению. От перечисленных факторов зависит эмоциональное восприятие произошедшего, которое может варьироваться от сохранения самообладания до состояния истерики или пассивности, бездействия.

Поведенческая реакция человека зависит от когнитивной оценки ситуации (как результата размышления по поводу события) и ее эмоционального восприятия. Степень осознания критического момента зависит от целого ряда факторов:

• особенностей личности;

• физического и социального окружения;

• доступной информации;

• собственных когнитивных структур реальности.

Выделяют два вида когнитивной оценки:

 первичная – что можно ожидать от стрессора – угрозы или благоденствия;

 вторичная – оценка собственных ресурсов и возможностей решить задачу.

В соответствии с ними формируется определенная стратегия поведения – коппинг, т. е. разработка механизмов разрешения ситуации (рис. 7). В результате коппинга меняется оценка ситуации, улучшается самочувствие человека.

Подробнее: https://bookap.info/psywar/solomin_psihologicheskaya_bezopasnost/gl8.shtm

 

Тема 4. Психологически безопасная образовательная среда

1. Основные составляющие безопасной образовательной среды.

Целью организации безопасной образовательной среды является создание условий для формирования реалистичного отношения к здоровому образу жизни это включает и ответственное отношение к своему здоровью, к состоянию окружающей среды, формирование у обучающихся образцов безопасного поведения, высокой самооценки, осознанного принятия решений, формирование представлений о том, что иметь хорошее здоровье для любого человека, полезно, выгодно, интересно, престижно.

Образовательная среда - целостная качественная характеристика внутренней жизни учреждения, представляющая собой совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности.

Безопасность образовательной среды следует рассматривать как интегральный показатель ее качества.

Важнейшим условием формирования безопасной образовательной среды является осмысление администрацией и педагогами сущности и структуры такой среды.

Безопасная образовательная среда предполагает, что каждому участнику образовательного процесса гарантируется соблюдение прав и норм психолого-физической безопасности, что создаются условия для индивидуального развития каждого ребёнка (подростка). При выстраивании такой образовательной среды учитываются особенности взаимодействия участников образовательного процесса, стратегии и технологии обучения и воспитания учащихся, технологии сопровождения участников образовательного процесса, систему оценивания достижений учащихся и педагогов. Важной составляющей этой деятельности является система мониторинга качества образовательной среды, гарантирующая безопасность индивидуального развития ребёнка (мониторинги достижений учащихся, их здоровья, удовлетворенности участников образовательного процесса и т.д.).

Основными условиями организации безопасной образовательной среды в учреждении дополнительного образования являются: повышение уровня психолого- педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей; эффективное применение адекватных методов и технологий работы. Важно проектировать учебные занятия в соответствии с требованиями к психологической безопасности образовательной среды используя систему учебных игр, которая способствует педагогической эффективности познавательного общения, в результате создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства в учреждении являются:

1. Реализация основных направлений действующего законодательства по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических, иных локальных актов, инструкций.

2. Накопление опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов.

3. Создание медико-социальных, организационно–технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса.(аптечки, инструкции по охране труда, стенды по безопасности дорожного движения, информационные плакаты по предупреждению вирусных инфекций и т.п.)

4. Специальная оценка условий труда.

5. Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима; оснащение образовательных учреждений противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения.(сигнализация, огнетушители и т.п.)

6. Формирование у учащихся и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения.

7. Обеспечение безопасной эксплуатации зданий, оборудования

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения педагогов, родителей и учащихся безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного и природного неблагополучия. В эту работу включены все участники образовательного процесса. Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях. Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля исполнения данных инструкций. Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде консультаций, проектной деятельности.

Однако обучение детей основам здорового образа жизни, формирования у них осторожного и правильного поведения в тех или иных ситуациях не достаточно. Необходимо обеспечение безопасности самого образовательного процесса, а именно: безопасная среда (закреплѐнные шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности), правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте), мебель, подобранная по росту детей;

Современное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни обучающихся и охраны труда разных категорий сотрудников.

 

2. Безопасность предметно-пространственного компонента образовательной среды.

Образовательная среда — это и физическое пространство образовательного учреждения (его физическое состояние, цвет, дизайн и пр.), и, безусловно, отношения, и учебно-воспитательный процесс и деятельность обучающегося и педагога в этой среде.

Можно выделить следующие структурные компоненты безопасной образовательной среды:

1) физическое окружение — архитектура здания ОУ, степень открытости-закрытости конструкций дизайна, размер и пространственная структура учебных кабинетов и других помещений в здании;

2) предметное окружение — материальные условия организации учебно-воспитательного процесса в рамках учебных занятий, педагогической практики, форм внеучебной работы; условия быта студентов в общежитии; образовательные ресурсы (средства, компьютерное оборудование и др.); физико-химические, биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота воздуха и т. д.);

3) социальное окружение — социально-контактный компонент среды как личный пример преподавателей и студентов, их личностно-профессиональная культура, опыт, образ жизни, продукты деятельности, задающие основания для профессионального образования (учебные программы, реализуемые методики обучения и воспитания, обеспечивающие продуктивное личностно-профессиональное саморазвитие студентов); нормы поведения и взаимоотношений (сотрудничества, взаимопомощи); социально-педагогическое устройство группы и коллективов, с которыми контактируют студенты и преподаватели, реальное место студента и преподавателя в структуре микро- и макросоциума, включенность субъектов в другие группы и группировки, уровень защищенности его в данном коллективе от различного рода посягательств.

В практике и теории формирования безопасной среды выделяют следующие компоненты, непосредственно связанные с деятельностью субъектов образования:

• здоровьесберегающая среда;

• психологически безопасная среда;

• толерантная среда

Здоровьесберегающая среда ОУ представляет собой совокупность социально-педагогических условий, физиологических компонентов, способствующих реализации адаптивных возможностей учащихся, сохранению и развитию их здоровья.

Здоровьесберегающая среда является важным фактором успешной реализации целей и задач учебно-воспитательной работы в ОУ и позволяет минимизировать отрицательные социальные, биологические, психолого-педагогические влияния в образовательной среде.

Можно выделить следующие компоненты здоровьесберегающей среды в ОУ:

• здоровьесберегающая и безопасная инфраструктура, обеспечивающая нормативные санитарно-гигиенические условия питания, воспитания и обучения (в каких-то случаях проживания) учащихся;

• здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе: рациональная организация учебно-воспитательного процесса, гигиенический контроль инновационных методов и средств обучения и воспитания;

• условия для активного отдыха учеников, занятий физической культурой и спортом;

• система комплексного профилактического медицинского обслуживания учащихся, медико-физиологический, социологический и психолого-педагогический контроля за состоянием здоровья субъектов образовательного процесса;

• система профилактики курения и употребления алкоголя в здании ОУ;

• поддержание благоприятного психологического климата.

В настоящее время специалисты (Смирнов Н. К., 2002)

включают в понятие здоровьесберегающей среды также и экологический, вербальный, эмоционально-поведенческий, культурологический компоненты.

Экологическое подпространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в ОУ на учащихся и педагогов; гигиенические факторы, характеристики и степень воздействия которых регламентированы в Сан- ПиНом; субъекты педагогического процесса; воздушная среда; видеоэкологическая составляющая. Элементом экологического подпространства ОУ является его видеоэкологическая составляющая. Видеоэкология изучает воздействие на психику, а через нее — на телесную организацию человека и его здоровье — зрительные образы той среды, в которой человек находится. Как известно, однообразные по геометрическим формам архитектурные конструкции оказывают негативное, угнетающее воздействие на человека. Наоборот, разнообразие форм и линий, комбинации различных геометрических фигур способствуют более высокой работоспособности, лучшему настроению. Сходные закономерности отмечены в отношении цветовой гаммы.

Эмоционально-поведенческое подпространство ОУ представлено совокупностью действий, поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в ОУ. Характеристиками этого пространства служат:

• уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;

• эмоционально-психологический климат в ОУ в целом и в каждом классе в отдельности;

• эмоционально-психологический климат в педагогическом коллективе ОУ;

• стиль поведения учащихся и учителя на уроке;

• формы и характер поведения учащихся на переменах;

• забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.

Вербальное подпространство характеризуется феноменами речевого поведения всех субъектов образовательного процесса — педагогов и учащихся. Речь, являясь орудием мышления, может нести как созидательную, так и разрушительную функции.

Как отмечает Н. К. Смирнов, ученик, который часто использует ненормативную лексику, уже имеет определенные отклонения в области психического здоровья, он деградирует как личность. В связи с этим в ОУ необходимо вести работу, направленную на чистоту речи учащихся, а также повышать речевую культуру учащихся.

Культурологическое подпространство отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательные процессы и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов.

Собственно названные подпространства (эмоциональноповеденческое и вербальное) образуют психологически безопасную среду ОУ. Концепцию психологической безопасности ОУ построила И. А. Баева.

3. Базовые требования к организации пространства в образовательной орагнизации с точки зрения его безопасности для обучающихся.

4. Безопасность социально-психологического компонента образовательной среды.

5. Безопасность информационно-методического компонента образовательной среды.

 

 

Раздел 3. Психологически комфортная образовательная среда



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.046 с.)