Тема 5. Феномен психологического комфорта личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Феномен психологического комфорта личности



1. Психологический комфорт и подходы к его пониманию. Роль психологического комфорта для деятельности и развития личности.

Важнейшим условием развития личности школьника является психологический комфорт на занятии, который во многом зависит от психологического здоровья педагога.

Успешная профессиональная деятельность педагогов предъявляет требования не только к личностным качествам, но и к уровню их психологического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремления к совершенствованию.

Что же такое комфорт?

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.

Психологический комфорт – это снятие страха перед занятием, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Иными словами, зная индивидуальные особенности детей, учитель должен не забивать их, исключительно выстраивая железную дисциплину, а, наоборот, всячески поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах. А изучаемый материал должен стать базой для самореализации учеников. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру педагога в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача педагога организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на занятии.

Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит прежде всего от педагога.

Принципы психологического комфорта следующие:

учеба должна давать детям радость;

протекать на фоне положительных эмоций;

исключать психотравмирующие ситуации.

Многие специалисты считают, что такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, стали чаще присутствовать в психологических портретах школьников. А напряженность, эмоциональный дискомфорт приводят к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, гасят интерес к учебе.

Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы.

Одним из лучших способов организации активного общения на занятии считается деловая, или ситуационно-ролевая игра (пресс-конференция, симпозиум, консультация и пр.). В такой игре, задаваемой и организуемой педагогом, ученики имитируют некоторые профессиональные функции взрослых. В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые складываются в некоторых реальных жизненных ситуациях. В игре осуществляется психологическая адаптация учеников друг к другу, что способствует улучшению психологического климата коллектива, помогает формировать одновременно дух состязательности и взаимопомощи. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;

игра — свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;

игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;

в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;

обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;

состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на занятиях.

в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;

игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

Педагогу необходимо быть очень внимательным к успехам учащихся. Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить: за внешний вид, аккуратность, веселый нрав, находчивость. Ученик, которого хвалят, испытывает к педагогу особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребенке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту.

Задача педагога организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта школьников на уроке.

Атмосферу доброжелательности и сотрудничества на занятиях я создаю с помощью таких приемов:

снятие страха («Ничего страшного», «С этой задачей ты легко справишься..»)

педагогическое внушение («Приступай же!», «Я знаю, что ты умеешь»);

авансирование («У тебя получится, так как …»);

персональная исключительность («Только у тебя это может получиться»; «Без тебя мы не справимся»);

усиление мотива («Нам это так нужно);

высокая оценка детали («Вот это у тебя очень хорошо получается!»).

   В процессе осуществления обратной связи и воспитания ответственного отношения школьников к учению большую роль играет контроль и оценка знаний. Правильная содержательно-оценочная деятельность является одной из предпосылок для создания психологически комфортного климата на занятии.

На самоподготовке я использую рейтинговый способ оценивания знаний и умений учащихся.

Этот способ стимулирует учащихся к активной деятельности на самоподготовке. Суть его заключается в том, за активную, качественную работу на всем занятии во время подведения итогов работы ребенок получает жетон соответствующий качеству работы. Круг-5, треугольник – 4, прямоугольник – 3. При подведении итогов за неделю, ребята предъявляют заработанные ими жетоны и получают соответствующую оценку. Которая в свою очередь имеет значение в итоговой оценке за неделю в таблице успеваемости. В конце четверти выводится итоговая оценка и хорошисты получают грамоты. Что стимулирует ребят к дисциплинированности и качественной работе.

Завершающим этапом занятия является подведение итогов, самоанализ. Учащиеся заканчивают предложения: «Сегодня на занятии я научился …..», «Мне понравилось….», «Мне не понравилось….», «Мне было интересно….», «Я смог…», «Я не смог…», «Мне хотелось бы…», «Мне удалось…» и т.д. Овладение навыками самоанализа имеет большое значение для развития личности школьника.

Результативность занятия будет заключаться не только в прохождении и усвоении материала, но и в личностном росте учащихся, которым общение с педагогом помогло стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее. Поэтому на занятии необходимо использовать метод индивидуального подхода.

2. Структурные составляющие психологического комфорта: психологический, интеллектуальный и физический комфорт.

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

Психологическая

Интеллектуальная

Физическая

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чусвтвует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Источником психологичекой комфортности является:

положительное эмоциональное состояние как ученика так и учителя;

доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Действия учителя по созданию здоровой психологичекой комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.

Как добиться психологической комфортности на уроке?

используйте в совей работе просьбы, а не требования;

используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;

добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;

не допускайте стресообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);

создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;

используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворненность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 - 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.

Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: брутальность, курение, демонстративный интерес к противоположному полу.

Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?

используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок));

используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;

используйте на уроке методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся. Метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества. Активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дисскусия, семинар, ученик в роли исследователя. Метод, направленный на самопознание и саморазвитие интелекта, эмоций, общения, выражения, самооценки ии взаимооценки;

используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20 мин урока по 1 минуте из 3х упражнений);

наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);

стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;

поддерживайте у учащихсяч веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;

создавайте ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интелектуальных способностей учащихся;

справедливо оценивайте ответы учащихся (используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце урока; тогда понятие "двойка" просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Как добиться физической комфортности в школе?

организация горячего питания в школе;

соблюдение питьевого режима;

соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;

обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

3. Психологический дискомфорт и причины его возникновения.

 Специалисты считают, что психологический дискомфорт - это признак неудовлетворенности тем, как складывается жизнь человека, что-то вроде симптома неполной жизни.

Обычно психологический дискомфорт возникает в связи с определенными ситуациями:

1. Возрастной кризис

2. Низкая самооценка и неуверенность в себе

3. Недовольство близкими отношениями

4. Трудности в общении с людьми

5. Одиночество

6. Нелюбимая работа

7. Повторяющиеся неудачи

Но, конечно, это не полный перечень поводов для психологического дискомфорта - есть много других ситуаций, которые служат фоном для внутреннего дискомфорта. Общее у всех этих ситуаций то, что важные потребности человека по каким-то причинам не удовлетворяются.

Например, человек не доволен своей нынешней работой. Он мало зарабатывает, выполняет неинтересные задачи или работает в плохих условиях. В этом случае психологический дискомфорт служит своеобразной «подсказкой», что надо что-то менять. Если человек не прислушается к своим ощущениям, то психическое напряжение накапливается, а эта «подсказка» может проявиться в виде физиологических симптомов вплоть до серьезной болезни.

Если вы заметили у себя такие ощущения, но не можете расшифровать их значение, обращайтесь к специалистам в психологический центр. Санкт-Петербург, Москва или другой крупный город - везде можно найти специалиста, который осуществляет по этому вопросу психологические консультации. Петербург, например, имеет одну из наиболее сильных психологических школ, здесь довольно много психологических факультетов и специализированных центров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.027 с.)