Тема 3. Психологическая безопасность личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Психологическая безопасность личности



Раздел 1. Образовательная среда и ее характеристики

Тема 1. Понятие образовательной среды

Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика.

1. Проблемы образовательной среды в современных условиях развития социума.

Современное образование находится в стадии коренных преобразований, вызванных кардинальными изменениями его среды: политического и экономического устройства, идеологии, мировоззрения, общественной морали, внутреннего состояния субъектов среды, содержания и форм субъектно-субъектных отношений, информационной сферы.

С одной стороны, развитие общества ведет к расширению и укреплению информационной и экономической базы образовательной среды, с другой стороны, это (расширение и углубление) влечет появление новых проблем и противоречий и в обществе, и в системе образования. Лавинообразный поток информации, увеличивающийся в геометрической прогрессии, начинает буквально захлестывать образование, затрудняя его адекватное отражение. Возникают проблемы и с количественным составом образовательных предметов, и с их содержанием - его объемом.

Адаптация в современной социально-информационной среде предполагает не только наличие знаний, компетентности и интеллекта субъекта, но и культуры (субкультуры): культуры деятельности, культуры отношений, этики. Необходимо также наличие у него современного мировоззрения, соблюдение им социально-правовых норм и норм морали, бережное отношение к нравственным ценностям. Все это означает необходимость развития духовного начала у субъекта обучения. Но решение этой задачи является еще более трудным для современной школы, чему имеются и объективные, и субъективные причины.

Поэтому сегодня мы должны вкладывать несколько расширенный смысл в термин «образование»: это образование не только будущего специалиста, но, прежде всего, личности, субъекта общественной среды, гражданина, патриота, носителя его культуры.

Собственно, это проблема не только самого образования (системы общего образования). Это и проблема образовательной среды: создание необходимых условий - правовых, функциональных, экономических и пр., предоставление необходимыми факторами, положительно влияющих не воспитание личности.

Мы отнюдь не единственная страна, где возникла проблема соответствия между духовностью и интеллектом, культурой и знанием, особенно, у подрастающего поколения. Во многих станах Европы сейчас провозглашается лозунг «духовность впереди знаний и интеллекта». Но может ли малограмотный, недостаточно интеллектуально развитый человек считаться обладателем высокой культуры?

Во-первых, недостаточно образованный человек лучше воспринимает культуру среды, лежащую на поверхности, псевдокультуру, так называемую попкультуру и т.п. Настоящая культура и духовные ценности общества окажутся ему недоступными.

Во-вторых, культуру человека составляет совокупность его интеллектуальных и духовных факторов, личных свойств. Следовательно, необходимо формирование их сбалансированного сочетания.

В-третьих, образование - это передача опыта поколений для последующего его развития. Если не произойдет восприятия базовых знаний и способов деятельности, то не будет и развития общества.

Значит, решение проблемы совсем не там. При этом очевидно, что духовность действительно приобретает первостепенное значение для развития и существования общества - это уже проблема его исторической безопасности. Интеллектуально развитый субъект, лишенный духовности и личной культуры, является не только ущербной личностью, но и опасен для общества своей непредсказуемостью действий.

Состояние образования не удовлетворяет ни сама система общего образования, ни государство. Об этом говорится в таких документах, как «Доктрина информационной безопасности Российской федерации», «Стратегия развития информационного общества в России», «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы». В частности, отмечается:

«Снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных» (Доктрина информационной безопасности Российской Федерации).

Положения этих документов можно рассматривать и как заказ общества, и как идеологию, доктрину, стратегию образования. Это относится не только к образованию, но и к образовательной среде. Таким образом, перед современным образованием стоят следующие проблемы:

  • проблема соответствия духовного и интеллектуального, гуманитарного и естественнонаучного;
  • проблема соответствия репродуктивного и развивающего обучения;
  • проблема состава и объема содержания образовательных предметов в аспекте эффективности и безопасности обучения;
  • проблема системной (метасистемной) взаимосвязи образовательных предметов;
  • проблема соответствия фундаментальности и универсальности в обучении, предметности и метапредметности.

 

2. Тенденции развития современного общества и преобразования образовательной сферы.

 

Условия образования человека в постиндустриальном обществе связаны с информационным, информационно-образовательным пространствами и информационно-образовательной средой. Информационное пространство — это пространство по созданию, хранению, переработки и использования информации. Цель использования информации в информационном пространстве — образование личности. В результате взаимной деятельности субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства возникает информационно-образовательная среда. Среда, созданная преимущественно для решения определенных задач образования, и являющаяся, по сути, частью информационно-образовательного пространства. Такая среда состоит из информационных объектов, средств коммуникации, способов получения, переработки, использования, создания информации, коллективных (социальных) и индивидуальных субъектов образовательного процесса [3]. В структуре образовательной среды каждой образовательной организации можно выделить информационный (содержательный), процессуально-организационный (в том числе материально-технический) и межличностный компоненты. Образовательную среду характеризуют эмоциональный климат, благополучие личности, особенности микрокультуры, дух, комфортность и т. д., что непосредственно связанно с индивидуальными особенностями субъектов и их взаимодействием. По отношению к информационно-образовательной среде эти характеристики являются базовыми, но сами в нее не входят. К основным характеристикам информационно-образовательной среды, значимым для организации процесса обучения, можно отнести: открытость, обеспечивающаяся вследствие взаимодействия среды с информационно-образовательным пространством (здесь речь идет о безграничном количестве ресурсов, позволяющих организовать многовариантное обучение, удовлетворяя задачи развития личности ученика); целостность, другими словами, единство образовательного процесса — целей обучения, преподавания, деятельности учащихся и планируемого результата. Она возникает в результате сознательных действий субъектов образовательного процесса; полифункциональность связана с тем, что источником знаний является среда и, одновременно, она же способствует организации различных форм индивидуальной работы учеников.

Информационно-образовательная среда позволяет реализовать дидактические возможности инновационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу школьников, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной познавательной деятельности. Резюмируя названные выше характеристики информационного общества, связанные с образованием личности, процесс обучения приобретает специфические особенности. В сравнении с традиционным обучением, главной задачей которого являлась передача определенной суммы знаний ученику, формирование ряда заранее определенных умений, в современном образовании цель учебного процесса — научить обучающегося ставить и решать познавательные цели и задачи, а для этого — уметь работать, перерабатывать, использовать и создавать информацию, ориентироваться в информационном пространстве. Наряду с вышеописанной особенностью современного образовательного пространства можно выделить следующие основные тенденции развития образования в современном мире, которые тесно взаимосвязаны с переходом к информационному обществу.

Тенденции современного образования оказывались в поле зрения философов (Андриенко Е.В., Важеевская Н.Е., Гафурова Г.Р., Иванова Е. О., Майданкина Н.Ю., Сабуров Х.М., Хамидулина Н. А., Сексте Я.А., Чурекова Т. М. и другие).

 Гуманизация образовательной системы — ее ориентация на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала. Гуманитаризация — ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа; свободное общение с людьми разных национальностей, любых профессий и специальностей; хорошее знание родного языка и свободное владение иностранным; знание национальной и мировой истории и культуры; экономическая и юридическая грамотность человека.

Дифференциация образования может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку обучаемых по признаку успеваемости, разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору, разделение учебных заведений на элитарные, массовые и предназначенные для обучаемых с задержками или отклонениями в развитии, составление индивидуальных планов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с их интересами и профессиональной ориентацией и др. С этим явлением тесно связано понятие диверсификации или многообразия учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация — ориентация системы на реализацию требований государственного образовательного стандарта. Оценка результата деятельности системы образования по выходу (оutсоmееduсаtiоn), который определяется стандартами, унифицированными независимо от формы обучения.

Вариативность — создание в рамках образовательной системы условий для выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех. Многоуровневость — организациямногоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, имеющий свои цели, сроки обучения и характерные особенности.

 Открытость, что означает: определение целей образования не ограничивается государственным заказом, а расширяется потребностями в образовании, которые привносят ученики, их родители, учителя, все заинтересованные стороны.

Прагматизация. Тенденция прагматизации современного образования обусловливает его развитие в направлении наиболее актуальных сфер жизнедеятельности общества. Данная тенденция зависит от рыночных отношений, конкуренции и наиболее востребованных направлений развития общества.

 Информатизация (компьютеризация) — широкое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения.

Индивидуализация — учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Универсализация — направленность на формирование в образовательном процессе некоторых обобщенных приемов деятельности, подготовка человека с широким спектром качеств, компетенций, который в дальнейшем может достаточно быстро перепрофилироваться, переквалифицироваться для определенного направления деятельности. Непрерывность — процесс постоянного самообразования человека в быстро меняющихся условиях жизни современного общества. Таким образом, мы рассмотрели основные тенденции современного образования в условиях информационного общества, характеризующегося интенсивным развитием технологий и инновационными процессами во всех сферах общественной жизни.

Багачук, А. В. Современные тенденции развития образования / А. В. Багачук, Е. В. Фоменко. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва: Буки-Веди, 2018. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14340/ (дата обращения: 30.10.2020).

Тема 2. Требования к образовательной среде

1. Основные требования к образовательной среде.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

2. Проблемы безопасности в современной образовательной среде.

Современное состояние обеспечения безопасности образовательных учреждений во многом зависит от места их расположения, особенностей, специфики и характера.

Учитывая данные аспекты построение системы безопасности должно осуществляться с учетом этих факторов.

К особенностям следует отнести технические характеристики территории, здания и помещений образовательного учреждения, его наполняемость учащимися (воспитанниками), а также предназначение образовательного учреждения.

Спецификой образовательного учреждения является – категория обучаемых по медицинским показаниям.

Характером – порядок функционирования образовательного учреждения (в одну, две смены, круглосуточно).

Таким образом, одним из условий, влияющих на безопасность образовательных учреждений, будут их особенности, специфика и характер.

Состояние обеспечения безопасности образовательных учреждений, зависит от современных взглядов, выбранных направлений, требований законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих данные вопросы.

В свою очередь, комплексная безопасность образовательного учреждения – это состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

Модель единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, с учетом приоритетности направлений, следует заключить в следующем:

∙ организация взаимодействия с правоохранительными органами и местными органами власти, вспомогательными службами и общественными организациями;

∙ плановая работа по антитеррористической защищенности образовательного учреждения;

∙ организация физической охраны объекта и территории, в т.ч. охрана зданий и территории, обеспечение контрольно-пропускного режима, обеспечение инженерно-технической укрепленности образовательного учреждения и его оборудование техническими средствами безопасности;

∙ организация и выполнение норм пожарной безопасности;

∙ плановая работа в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

∙ организация информационной безопасности образовательного учреждения;

∙ соблюдение норм охраны труда и электробезопасности;

∙ правовое обучение и формирование культуры безопасности, в т.ч. подготовка персонала и учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях;

∙ финансово-экономическое обеспечение мер и мероприятий.

Таким образом, предложенная модель обеспечения безопасности образовательных учреждений позволит решить задачи обеспечения безопасности образовательных учреждений, охватить все направления, а также учесть особенности, специфику и характер образовательных учреждений.

В методических рекомендациях Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 4 июля 2008 года №03-143 отмечено: «Для осуществления эффективного проведения мероприятий направленных на предотвращение несанкционированных, противоправных и террористических действий в адрес образовательных и научных учреждений и организаций рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, организовать подготовку и повышение квалификации всех категорий педагогических работников образовательных учреждений».

Такой подход позволит решить проблему комплексного обеспечения безопасности образовательных учреждений, привлечь всех работников образовательных учреждений к решению данных вопросов, показать роль и место каждого работника образовательного учреждения в решении проблем безопасности.

Таким образом, предложенная модель обеспечения безопасности образовательных учреждений в сочетании с системой подготовки специалистов и работников образования позволит решить основные проблемы обеспечения безопасности образовательных учреждений.

3. Возможности преобразования образовательной среды.

Важным условием успешности достижения новых образовательных стандартов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе является создание педагогически комфортной образовательной среды.

   Образовательная среда складывается во взаимодействии принятых Стандартов образования, содержания учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, а также нового качества взаимоотношений, общения между детьми, их родителями и педагогами.

   Образовательная среда, в соответствии с индивидуальными особенностями, способствует раскрытию интересов и способностей личности обучающегося. Погружение в образовательную среду призвано способствовать осознанию обучающимися своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, раскрытию и признанию различных групп способностей, саморазвитию, личностному становлению.

   При этом в формировании образовательной среды начальной школы по требованиям ФГОС важна организация различных технологий обучения и воспитания. В каждой из существующих образовательных технологий четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания и методика применения.                                                                                                 

  Информационно-коммуникационные технологии выступают достаточно сильным фактором повышения мотивации образования. При использовании информационных технологий на различных уроках значительно повышается:

• поисковая активность учащихся;

• заинтересованность в приобретении знаний;

• умение работать самостоятельно.

Все чаще на уроках ученики представляют собственные презентации.

Компьютер необходим для применения наглядности, занимательности. Видео, мультипликации и звуковое звучание позволяют обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, глубоко врезающееся в память и стимулирующее дальнейшее саморазвитие.

Использование электронных учебников, картин, фотографий, музыкального оформления, позволяют «оживить» сухой материал, сделать его жизненным и интересным.

   Свою деятельность строю с учетом необходимости сохранения и укрепления здоровья учащихся. Использую следующие формы здоровьесберегающих технологий: занятия с использованием профилактических методик, занятия с чередованием высокой и низкой двигательной активности. Включаю в уроки компенсаторно-нейтрализующие приемы: физкультминутки, пальчиковую, оздоровительную, дыхательную гимнастику, упражнения для глаз. Использую в своей практике нетрадиционные уроки: экскурсии, прогулки, игры на свежем воздухе. И как следствие – сокращение пропусков уроков по болезни, улучшение психологического климата в классном коллективе, отсутствие вредных привычек у учащихся, высокие результаты в спортивных мероприятиях.

Дети подготовили презентации: «Компьютер и здоровье», «Береги зубы с детства», «Вредные привычки». На родительском собрании совместно с родителями разработали режим дня школьника с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Исходный лозунг технологии проектного обучения «Все для жизни, все из жизни». Проект – это план, замысел, в результате которого автор получает что- то новое: продукт, отношение, программу, книгу и т. д..

В выполнении проектов считаю важным:

• сформировать идею продукта, в котором есть потребность,

• дать учащимся право выбора объекта от идеи до её воплощения;

• приучать делать эскизы будущего проекта на бумаге;

• из множества вариантов выбрать наиболее оптимальный; 

• не бояться помощи родителей:

• быть справедливым при оценке защиты проекта;

Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность, способствует развитию трудолюбия, добросовестного отношения к труду, оказывает влияние на познавательную сферу.

Использование исследовательских и поисковых методов: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, задач на моделирование и т.п. способствуют тому, что мои ученики становятся равноправными участниками учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается моя руководящая роль как педагога, просто она скрыта для ученика. Руководство предполагает организацию совместных размышлений, поиска, самостоятельных построений алгоритмов. Ухожу от практики «готового ответа» и предлагаю ученику роль «исследователя», осуществляющего поиск правильного ответа, выводящего закономерность, делающего выводы.

Уроки провожу в системно-деятельностном подходе. Этапы урока соответствуют структуре образовательной деятельности: актуализация, проблематизация, мотивация, целеполагание, «открытие» нового, обобщение, рефлексия. В процессе обучения использую методы и приемы, способствующие развитию познавательных и творческих способностей (проблемные ситуации, решение проектных задач), помогающие включать учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Обучение любому предмету в школе стараюсь организовать так, чтобы ученику было интересно на уроке, чтобы он сам стремился получать новые знания, и мне не приходилось заставлять его усваивать учебный материал.

Использую на уроках групповые формы работы. Групповое обучение включает в себя работу учебных групп, разных по своему составу и количеству участников. Составляя группы, руководствуюсь тем, что это могут быть команды как с примерно одинаковым уровнем самостоятельности, так и с разным. В первом случае развиваются такие качества ученика, как инициатива, предвидение результата, творчество. Дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации. В результате такого труда создаются совместные проекты, композиции с изображением природы, коллажи и т. д. Очень любят мои ученики сочинять сказки, разыгрывать сценки на определенные темы. Я хвалю их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.

УМК в первую очередь направлен на полноценное индивидуальное развитие ребенка и его успешное обучение. Главной целью является - научить ребенка учиться. Учащиеся поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть. Для достижения цели развиваю познавательный интерес через создание проблемных ситуаций на уроке, формирую активную познавательную деятельность.

Оценивание подразумевает ряд принципиальных установок:

оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность;

работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с образцом, который известен заранее;

оценка деятельности учащегося рассматривается только в динамике относительно предыдущих «успехов» ребенка.

Главная цель оценочной деятельности — определять уровень достижений школьника: что получилось, чему уже научился. Такой взгляд на контролирующую деятельность обеспечит ученику адекватное восприятие своей работы. В связи с этим можно назвать этапы совместной контролирующей деятельности ученика и учителя:

раскрытие перед учеником его достижений в учении (что получилось);

совместный анализ причин появления ошибок или недостатков в работе (почему не получилось);

совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждения (что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в будущем).

В первом классе исключены отметки, но не исключено оценивание. Семилетний ученик должен ясно понимать: хорошо или плохо, правильно или неправильно он выполняет любое задание. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у маленьких школьников это понимание. А это значит, что каждое выполненное задание я должна вместе с ним разобрать, показать, что сделано правильно, а что еще недостаточно хорошо. При этом на первом месте стоит констатация успехов ученика, а не его недостатков. Оцениваю не столько результаты деятельности первоклассника, сколько саму учебную деятельность, отношение к ней ученика, долю его самостоятельности. Словесная оценка не только информирует учащихся об уровне усвоения ими знаний, но и формирует у них самоконтроль и правильную самооценку, готовит их к правильному восприятию цифровой оценки в последующих классах.

Из всего вышесказанного следует, что в принципе на уроках не может быть неуспешных учеников.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2018/11/24/izmenenie-obrazovatelnoy-sredy-dlya

Раздел 2. Психологически безопасная образовательная среда

Раздел 1. Образовательная среда и ее характеристики

Тема 1. Понятие образовательной среды

Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика.

1. Проблемы образовательной среды в современных условиях развития социума.

Современное образование находится в стадии коренных преобразований, вызванных кардинальными изменениями его среды: политического и экономического устройства, идеологии, мировоззрения, общественной морали, внутреннего состояния субъектов среды, содержания и форм субъектно-субъектных отношений, информационной сферы.

С одной стороны, развитие общества ведет к расширению и укреплению информационной и экономической базы образовательной среды, с другой стороны, это (расширение и углубление) влечет появление новых проблем и противоречий и в обществе, и в системе образования. Лавинообразный поток информации, увеличивающийся в геометрической прогрессии, начинает буквально захлестывать образование, затрудняя его адекватное отражение. Возникают проблемы и с количественным составом образовательных предметов, и с их содержанием - его объемом.

Адаптация в современной социально-информационной среде предполагает не только наличие знаний, компетентности и интеллекта субъекта, но и культуры (субкультуры): культуры деятельности, культуры отношений, этики. Необходимо также наличие у него современного мировоззрения, соблюдение им социально-правовых норм и норм морали, бережное отношение к нравственным ценностям. Все это означает необходимость развития духовного начала у субъекта обучения. Но решение этой задачи является еще более трудным для современной школы, чему имеются и объективные, и субъективные причины.

Поэтому сегодня мы должны вкладывать несколько расширенный смысл в термин «образование»: это образование не только будущего специалиста, но, прежде всего, личности, субъекта общественной среды, гражданина, патриота, носителя его культуры.

Собственно, это проблема не только самого образования (системы общего образования). Это и проблема образовательной среды: создание необходимых условий - правовых, функциональных, экономических и пр., предоставление необходимыми факторами, положительно влияющих не воспитание личности.

Мы отнюдь не единственная страна, где возникла проблема соответствия между духовностью и интеллектом, культурой и знанием, особенно, у подрастающего поколения. Во многих станах Европы сейчас провозглашается лозунг «духовность впереди знаний и интеллекта». Но может ли малограмотный, недостаточно интеллектуально развитый человек считаться обладателем высокой культуры?

Во-первых, недостаточно образованный человек лучше воспринимает культуру среды, лежащую на поверхности, псевдокультуру, так называемую попкультуру и т.п. Настоящая культура и духовные ценности общества окажутся ему недоступными.

Во-вторых, культуру человека составляет совокупность его интеллектуальных и духовных факторов, личных свойств. Следовательно, необходимо формирование их сбалансированного сочетания.

В-третьих, образование - это передача опыта поколений для последующего его развития. Если не произойдет восприятия базовых знаний и способов деятельности, то не будет и развития общества.

Значит, решение проблемы совсем не там. При этом очевидно, что духовность действительно приобретает первостепенное значение для развития и существования общества - это уже проблема его исторической безопасности. Интеллектуально развитый субъект, лишенный духовности и личной культуры, является не только ущербной личностью, но и опасен для общества своей непредсказуемостью действий.

Состояние образования не удовлетворяет ни сама система общего образования, ни государство. Об этом говорится в таких документах, как «Доктрина информационной безопасности Российской федерации», «Стратегия развития информационного общества в России», «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы». В частности, отмечается:

«Снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных» (Доктрина информационной безопасности Российской Федерации).

Положения этих документов можно рассматривать и как заказ общества, и как идеологию, доктрину, стратегию образования. Это относится не только к образованию, но и к образовательной среде. Таким образом, перед современным образованием стоят следующие проблемы:

  • проблема соответствия духовного и интеллектуального, гуманитарного и естественнонаучного;
  • проблема соответствия репродуктивного и развивающего обучения;
  • проблема состава и объема содержания образовательных предметов в аспекте эффективности и безопасности обучения;
  • проблема системной (метасистемной) взаимосвязи образовательных предметов;
  • проблема соответствия фундаментальности и универсальности в обучении, предметности и метапредметности.

 

2. Тенденции развития современного общества и преобразования образовательной сферы.

 

Условия образования человека в постиндустриальном обществе связаны с информационным, информационно-образовательным пространствами и информационно-образовательной средой. Информационное пространство — это пространство по созданию, хранению, переработки и использования информации. Цель использования информации в информационном пространстве — образование личности. В результате взаимной деятельности субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства возникает информационно-образовательная среда. Среда, созданная преимущественно для решения определенных задач образования, и являющаяся, по сути, частью информационно-образовательного пространства. Такая среда состоит из информационных объектов, средств коммуникации, способов получения, переработки, использования, создания информации, коллективных (социальных) и индивидуальных субъектов образовательного процесса [3]. В структуре образовательной среды каждой образовательной организации можно выделить информационный (содержательный), процессуально-организационный (в том числе материально-технический) и межличностный компоненты. Образовательную среду характеризуют эмоциональный климат, благополучие личности, особенности микрокультуры, дух, комфортность и т. д., что непосредственно связанно с индивидуальными особенностями субъектов и их взаимодействием. По отношению к информационно-образовательной среде эти характеристики являются базовыми, но сами в нее не входят. К основным характеристикам информационно-образовательной среды, значимым для организации процесса обучения, можно отнести: открытость, обеспечивающаяся вследствие взаимодействия среды с информационно-образовательным пространством (здесь речь идет о безграничном количестве ресурсов, позволяющих организовать многовариантное обучение, удовлетворяя задачи развития личности ученика); целостность, другими словами, единство образовательного процесса — целей обучения, преподавания, деятельности учащихся и планируемого результата. Она возникает в результате сознательных действий субъектов образовательного процесса; полифункциональность связана с тем, что источником знаний является среда и, одновременно, она же способствует организации различных форм индивидуальной работы учеников.

Информационно-образовательная среда позволяет реализовать дидактические возможности инновационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу школьников, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной познавательной деятельности. Резюмируя названные выше характеристики информационного общества, связанные с образованием личности, процесс обучения приобретает специфические особенности. В сравнении с традиционным обучением, главной задачей которого являлась передача определенной суммы знаний ученику, формирование ряда заранее определенных умений, в современном образовании цель учебного процесса — научить обучающегося ставить и решать познавательные цели и задачи, а для этого — уметь работать, перерабатывать, использовать и создавать информацию, ориентироваться в информационном пространстве. Наряду с вышеописанной особенностью современного образовательного пространства можно выделить следующие основные тенденции развития образования в современном мире, которые тесно взаимосвязаны с переходом к информационному обществу.

Тенденции современного образования оказывались в поле зрения философов (Андриенко Е.В., Важеевская Н.Е., Гафурова Г.Р., Иванова Е. О., Майданкина Н.Ю., Сабуров Х.М., Хамидулина Н. А., Сексте Я.А., Чурекова Т. М. и другие).

 Гуманизация образовательной системы — ее ориентация на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала. Гуманитаризация — ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа; свободное общение с людьми разных национальностей, любых профессий и специальностей; хорошее знание родного языка и свободное владение иностранным; знание национальной и мировой истории и культуры; экономическая и юридическая грамотность человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.150.56 (0.075 с.)