Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «психолого-педагогическое сопровождение», его задачиСтр 1 из 5Следующая ⇒
На современном этапе концепция инклюзивного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности, во все возможные и необходимые сферы жизни социума. Принятие закона «Об образовании» (2012), разработка и внедрение новых образовательных стандартов закрепили инклюзивные тенденции на уровне государственной политики. Это коснулось всех детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, если в 2012 году практику инклюзивного и интегрированного обучения в Москве официально реализовывали 103 школы и 100 дошкольных образовательных организаций, то, начиная с 2013 года, их количество значительно возросло. Следует отметить, что эта тенденция характерна не только для Москвы, но и для всех субъектов Российской Федерации. Важнейшим следствием образовательных инноваций можно считать увеличение числа детей и подростков с ОВЗ различного происхождения в дошкольных и школьных общеобразовательных организациях. Особо актуальна эта ситуация в основной школе. Учащиеся с ОВЗ, большинство из которых имеют особые образовательные потребности, испытывают значительные затруднения в достижении результатов, закрепленных федеральным стандартом. Поэтому для них необходима разработка специальных требований в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Это становится возможным при своевременном выявлении особых образовательных потребностей у учащихся разных групп с ОВЗ. В связи с вышесказанным важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребёнком в школьной среде. Целью сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Задачи, которые решаются в ходе психолого-педагогического сопровождения: · осуществление диагностики для выявления индивидуально-личностных особенностей ребенка;
· мониторинг происходящих преобразований в личности ребенка; · создание специальных условий (как средовых, так и психолого-педагогических) для оказания помощи детям с особыми образовательными потребностями; · содействие ребенку (при необходимости) в решении актуальных задач в его развитии, в обучении, в воспитании, таких как трудности в учебе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями и др.; · развитие (формирование) Я-концепции ребенка – способности к саморазвитию, к самоопределению, к познанию себя; · психопросвещение – развитие (формирование) психологической культуры учащихся, педагогов, родителей; · ориентирование родителей на получение профессиональной помощи, выходящей за рамки профессиональной компетенции специалистов службы психолого-педагогического сопровождения (рисунок 1). В состав службы психолого-педагогического сопровождения входят следующие специалисты: учитель-дефектолог; учитель-логопед; педагог-психолог; социальный педагог.
Вопросы для контроля 1. Определите базовые понятия «педагогическая система», «педагогический процесс», «воспитание», «обучение», «педагогическая технология», «педагогическая задача». 2. Что такое психолого-педагогическое сопровождение? Каковы его основные цели и задачи? 3. Обозначьте состав службы психолого-педагогического сопровождения. Задания по теме: 1. Рассмотреть функционал каждой единицы в составе службы психолого-педагогического сопровождения. Составить таблицу.
Тема 3. Основные виды деятельности, уровни, направления и задачи службы психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации инклюзивного образования
3.1. Основные виды деятельности службы психолого-педагогического
К основным видам деятельности службы психолого-педагогического сопровождения относятся: Диагностика – это изучение и выявление особенностей развития ребенка: его познавательной сферы, психомоторного развития, личностных особенностей и др.; сформированности у него определенных новообразований, соответствующих возрасту; выявление его ведущей деятельности, а также определение соответствия уровня развития его знаний, умений и навыков возрастным ориентирам.
Только по результатам психолого-педагогической диагностики разрабатываются пути и задачи дальнейшей коррекционно-развивающей или профилактической работы, выстаиваются индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) и в целом определяется стратегия работы с данным ребенком в инклюзивном образовательном процессе. Психопрофилактика – это система мер направленных на предупреждение проявления каких-либо негативных явлений, связанных с обучением, воспитанием, развитием детей, с возможным негативным отношением к ним окружающего социума и т.д. В задачи психопрофилактической работы входит: своевременное выявление тех или иных психологических особенностей ребенка, которые могут привести к деформациям в интеллектуальном или личностном развитии; разработка различных развивающих программ для детей с учетом перехода на очередной возрастной этап (с целью предупреждения возможных осложнений при переходе на следующую возрастную ступень) и др. Психоконсультирование – это помощь, «профессиональный совет», в решении разного рода проблем, с которыми обращаются дети, родители, педагоги. Проконсультировать специалист службы ППС может по следующим вопросам: помощь в разработке и реализации программ обучения и воспитания; возрастные особенности детей (особенно в периоды кризисов); проблемы межличностного взаимодействия, поведения, адаптации в коллективе и т.п.; оказание психологической поддержки в состоянии эмоционального напряжения; профориентация и профконсультирование. Психолого-педагогическое просвещение – это приобщение участников образовательного процесса к психологической культуре. В инклюзивном образовании – это также просвещение педагогов, детей и родителей об особенностях обучающихся разных нозологических категорий. Коррекционно-развивающая работа – это процесс преобразования, активное внедрение в процесс формирования личности ребенка и при этом важно – сохранение её индивидуальности. Этот процесс воплощается совместно всеми специалистами службы психолого-педагогического сопровождения. Экспертиза – это компетентная оценка образовательных программ, их адаптированных вариантов, пособий, и в целом, образовательной среды и ее специалистов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.009 с.) |