Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Питание занимает важное место в жизни каждого ребенка так как является важным фактором его связи с внешней средой.
Оптимальное питание - это питание, которое обеспечивает оптимальный уровень здоровья на самый длительный срок или пожизненно при генетически запрограммированной длительности жизни. Нутрициология - это самая общая и широкая проблема общей биологии и экологии человека, а не просто гигиеническая концепция или учение об обмене веществ. Через питание трансформируются все механизмы реактивности, пато- и саногенеза. Применительно к детскому возрасту, роль питания оказывается во много раз более значимой, чем у взрослого человека, так как питание растущего организма формирует не только его состояние на данный момент времени, но и механизмы, и уровни функционирования физиологических систем в будущем. Самая основная специфика детства — это интенсивный непрерывный рост и развитие, дифференцировка тканевых, клеточных и субклеточных структур. Именно питание имеет отношение к качеству дифференцировки, которое генетически запрограммировано и связано с возрастом ребенка. Поэтому упущенный срок необходимого пищевого обеспечения или стимуляции, то есть пройденные критические сроки дифференцировки, уже не могут восстановить оптимальных характеристик развития даже при самом адекватном питании. Нарушения дифференцировочных процессов могут проявлять себя в отдаленные возрастные периоды снижением физического потенциала, интеллекта, ранним проявлением болезней инволютивного периода и т. д. Питание ребенка раннего возраста в значительной степени определяет полноту и полноценность всех процессов роста и дифференцировки органов и систем, становление нейроэндокринной регуляции, метаболизации, глубинные основы социальной адаптации. Качество питания в детстве, особенно в раннем детстве, не может быть безразлично для судьбы человека, не может не сказаться на совершенстве адаптации, на реализации творческих функций, на сроках возникновения инволютивных заболеваний пожилого возраста и длительности жизни, на вероятности достижения полноценного полового, родительского и социального поведения (И.М. Воронцов, Е.М. Фатеев, И.М. Хазенсон, 1993). Естественное вскармливание способно оказать положительный эффект на настроение и поведение ребенка, а также улучшить его последующую способность к обучению. Влияние вскармливания грудным молоком на показатели психического, двигательного, эмоционального, предречевого и речевого развития рассматриваются в свете концепции, получившей название «нейродиетологии». Зачастую, «лекарственные» свойства грудного молока значительно перевешивают его питательную ценность. Именно по этой причине чрезвычайно важно обеспечить ребенка первых 12 мес. жизни материнским молоком, если не в полной мере, то хотя бы частично.
Рассматривая проблему питания в глобальном масштабе, следует остановиться на двух направлениях: недостаточность питания и излишнее питание. В 1998 году после проведения мультицентрового исследования потребления пищи, впервые появилось определение недостаточного питания как «состояния дефицита энергии и нутриентов, при котором человек не может сохранить адекватный уровень здоровья или желаемый уровень физической активности» (The six World Food Suroey, FAO website, accessed on July, 2000). В международных публикациях термин недостаточное питание или мальнутриция традиционно используются в случаях белково-калорийного голодания (РЕМ). В последние годы появился термин микронутриентная мальнутриция или микронутриентное недостаточное питание, что обозначает ситуацию, при которой индивидуум получает недостаточное количество микронутриентов с рационом или нарушено всасывание и утилизация отдельных микронутриентов. Чаще всего это витамин А, йод, железо, а в последние годы - цинк. Каждый из этих микронутриентов играет важную роль в нормальном функционировании организма человека. Их недостаток в питании, или нарушенное всасывание и утилизация, также являются симптомами нарушения питания, приводящего к нарушению состояния здоровья и развития. Дефицит витамина А, дефицит йода, железа и цинка представляет собой разные формы нарушения питания, которые влияют существенным образом на заболеваемость и развитие детей. Существует комплекс параметров, определяющих нутритивный статус ребенка. Одним из наиболее простых и часто используемых в практике методов является определение веса ребёнка в соответствии с возрастом (весо-возрастной показатель). Считается, что если вес ребенка на 2 стандартных отклонения ниже показателя, характерного для данной возрастной группы, то ребёнок имеет сниженный нутритивный статус. Другие показатели нарушения питания включают клинические симптомы, уровень физической активности, биохимические и метаболические параметры и анализ данных по ежедневному потреблению пищи (цитировано по О. К. Нетребенко, 2004).
Недостаточность питания является в современном мире одной из ведущих проблем здравоохранения, так как число людей, страдающих в настоящее время от квашиокора, маразма, кератомаляции, зоба и рахита, достигает нескольких миллионов. Как хорошо известно: на каждый подтвержденный клинически случай недостаточности питания в тяжелой форме приходится несколько случаев более легких форм, поэтому общее число людей, пораженных этим недугом, составляет огромную цифру. Помимо прямых последствий, недостаточность питания повышает восприимчивость к различным инфекционным болезням и отягощает их течение. Недостаточность питания является одной из главных причин смертности. Во многих развивающихся странах более 50 % всех случаев смерти приходится на детей в возрасте до 5 лет, причем главной причиной такой высокой детской смертности является недостаточность питания. Синергическая взаимосвязь между недоеданием и инфекцией образует порочный круг, ведущий к прогрессивному ухудшению здоровья, являющегося составной частью «синдрома бедности», поразившего в настоящее время многие страны мира. В развивающихся странах среди детей, рожденных с малой массой тела, большее количество занимают дети с внутриутробной гипотрофией и/или задержкой внутриутробного развития, чем недоношенные дети. Подсчитано, что к 2020 году около 150 миллионов детей сохранят недостаточную массу тела (цитировано по О. К. Нетребенко, 2004; VI конгресс педиатров, октябрь, 2007). Хочется напомнить, что понятие «белково-калорийная недостаточность» включает в себя множество различных синдромов, причем все эти синдромы сопровождаются задержкой роста и развития. Известны две тяжелейшие формы белково-калорийной недостаточности - маразм и квашиокор. Маразм развивается в результате белковой и калорийной недостаточности одинаковой степени. Квашиоркор связан, в первую очередь, с недостатком белка по сравнению с количеством потребляемых калорий, но он может развиваться также на фоне маразма любой степени, и обычно его развитию предшествует инфекционное заболевание. В развитых промышленных странах нарушения питания также приобрели характер серьезной проблемы здравоохранения, так как переедание, излишнее питание приводят к широкому распространению случаев ожирения и коронарной болезни сердца. Показана большая пораженность атеросклерозом на аутопсии случайно погибших подростов, которые вскармливались на первом году жизни искусственно. Ребенок растет, меняются и потребность в ингредиентах пищевых продуктов, и звенья биологической регуляции. Изменение состава материнского молока с возрастом ребенка и сроком лактации можно рассматривать как строго скоррелированный биологический мониторинг развития и питания.
В процессе вскармливания формируются вокруг матери и ребенка сложные психофизиологические отношения, происходит социализация ребенка. Психофизиологические связи и отношения матери и ребенка остаются пожизненно, являются основой внутрисемейных отношений между поколениями, возможно, в обществе в целом (И. М. Воронцов, Е.М.Фатеева, 1998). 1. Тема занятия: Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание.
2. Цель практического занятия:
1.Усвоить на уровне воспроизведения по памяти анатомические и физиологические особенности пищеварительного тракта детей раннего возраста.
2.Изучить режим и питание кормящей матери, гистофизиологию молочной железы и ее особенности на этапах онтогенеза, нейроэндокринную регуляцию лактации, количественные и качественные характеристики женского молока.
3.Изучить основы естественного вскармливания с учетом знания анатомо-физиологических особенностей системы пищеварения детей раннего возраста, обучить студентов правильному проведению естественного вскармливания, введению прикормов.
4. Приобрести умения применять теоретические знания по расчету объемов питания, нутриентов, составлению меню ребенку, находящемуся на естественном вскармливании. 3. Теоретическая справка Быстрый рост и нарастание массы тела у ребенка первого года жизни связаны, с высокой активностью биохимических процессов в его организме и создают повышенную потребность в пищевых веществах. Однако анатомо-физиологические и функциональные особенности органов пищеварения в этот период таковы, что не всякая пища может быть хорошо обработана и усвоена. Если не учитывать этого, любое нарушение во вскармливании может повести к острому расстройству пищеварения. С пищей ребенок получает то количество веществ, которое необходимо для покрытия его основного обмена и восполнения энергетических затрат организма. Кроме того, с пищей ребенок получает пластический материал для построения новых тканей и восстановления разрушающихся клеток и тканей. Особенно большое количество пластического материала требуется детям в периоды интенсивного роста и в первую очередь на первом году жизни. Только за один год грудной ребенок увеличивает массу тела в 3 раза, а рост - в полтора раза. Такое быстрое увеличение массы и роста детей может быть обеспечено только интенсивным обменом веществ, что требует значительного поступления питательных материалов. Это хорошо иллюстрирует потребность в пище детей на 1-м году жизни. Например, ребенок первых месяцев жизни нуждается в сутки в 150 - 200 мл пищи на 1 кг массы тела. Представьте себе, сколько съедал бы в сутки взрослый человек, если бы его потребность в пище была бы равной потребности ребенка этого возраста. Это составило бы больше 12 литров пищи ежедневно.
Детям на кг массы тела требуется значительно больше, чем взрослым белка, жира и углеводов. Этим объясняется особенность их обмена веществ. Так у детей для обеспечения их нормального роста и развития должен быть положительным азотистый баланс, тогда как у взрослого человека он находится в состоянии равновесия. При недостатке белка в пище у ребенка могут нарушаться процессы роста и даже психического развития, особенно если недостаток вводимого белка имеет место в первые 3 года жизни, когда на 80% формируется мозг человека. Для осуществления химических процессов в организме детям обязательно требуется вода. Потребность в воде меняется в зависимости от возраста. Чем моложе ребенок, тем больше его потребность в воде. Очень важным в естественном вскармливании являются психологические аспекты. У младенца, вскармливаемого грудью, возникает прочная ассоциация преодоления голода с восприятием матери. Высказывается предположение, что эти детские ощущения являются основой для пожизненного закрепления отношения к матери и основой будущего родительского поведения ребенка. С помощью тестов Бине-Сиона было показано, что более высокие показатели интеллектуального развития были у школьников, получавших грудное вскармливание в течение первых 4-9 месяцев, в сравнении со школьниками, рано переведенными на искусственное вскармливание. Грудное вскармливание является оптимальным комплексным методом и питания, и защиты, и стимуляции нервно-психического и интеллектуального развития ребенка. Сформировать и поддержать грудное вскармливание гораздо дешевле, чем производить огромное количество дорогостоящих молочных смесей, которые никогда не повторят женское молоко, уникальное по питательным и иммунологическим свойствам. Решение о переводе на смешанное или искусственное вскармливание, по мнению ведущего отечественного педиатра И.М.Воронцова, является таким же ответственным, как решение о проведении сложного хирургического вмешательства или химиотерапии высокого риска. 4. Самостоятельная работа во внеаудиторное время (подготовка к практическому занятию)
а) Аннотированный перечень вопросов по теме занятия 1. Анатомо-физиологические особенности ротовой полости у детей раннего возраста. 2. Анатомо-физиологические особенности пищевода, желудка и поджелудочной железы у детей раннего возраста. 3. Анатомо-физиологические особенности кишечника, печени, у детей раннего возраста.
4. Определение понятия «естественного вскармливания». Роль естественного вскармливания в формировании микрофлоры кишечника. 5. Преимущества естественного вскармливания. 6. Периоды грудного вскармливания. 7. Гистофизиология молочной железы. Нейроэндокринная регуляция лактации. Этапы становления лактации. 8. Состав женского молока, содержание основных нутриентов, преимущества его перед коровьим молоком, искусственными смесями. 9. Биологические факторы женского молока. 10. Режим и питание кормящей матери. Пути сохранения грудного вскармливания. 11. Первое прикладывание к груди. Противопоказания и затруднения при естественном вскармливании со стороны матери и ребенка. 12. Методы расчета объемов питания. 13. Потребности ребенка в основных нутриентах. 14. Прикормы при естественном вскармливании. Современные принципы, правила и сроки их введения. 15. Составить меню ребенку до 1 года, находящемуся на естественном вскармливании. б) Письменное задание: 1. Представить в виде схем и таблиц: 1. Суточная потребность в основных питательных веществах у детей первого года жизни. 2. Способ определения суточного объема питания у детей первого года жизни. 3. Содержание основных пищевых ингредиентов и калорийности в продуктах используемых при кормлении детей первого года жизни. 4. Противоинфекционные факторы грудного молока и их функции. 5. Содержание в женском молоке белков, жиров и углеводов. 6. Сроки введения прикормов и коррекция питания при естественном вскармливании.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.74.29 (0.048 с.) |