Признаки(показатели)  отбора передового педагогического опыта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки(показатели)  отбора передового педагогического опыта



 

Для определения степени эффективности педагогической деятельности и процессов и его оценки надо использовать критерии, в которых определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта и самой деятельности.

Первым признаком передового педагогического опыта является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному запросу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

Второй признак - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт должен давать "обильный урожай", высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и профессиональном развитии обучающихся. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.

Третий признак  - оптимальное расходование сил и средств педагогов и обучающихся для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.

Не возможно считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д.

Четвёртый показатель - стабильность результатов учебного и воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.

Пятый показатель - наличие в нём элементов, новаторства, новизны и инновационности.

Они обнаруживаются и проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов). Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда. Важно безошибочно отличать действительно передовой педагогический опыт от беспочвенного прожектёрства. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития ОУ.

Шестой показатель - его актуальность и перспективность.

Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:

· в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы;

· какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются данным педагогическим опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты.

Седьмой показатель - репрезентативность.

Репрезентативность - это:

· достаточная проверка опыта по времени;

· подтверждение позитивных результатов не только в работе одного педагога, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;

· возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.

Восьмой показатель - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. Передовой педагогический опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.43 (0.007 с.)