Характеристика государственного розыска в странах с континентальной правовой системой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика государственного розыска в странах с континентальной правовой системой



Для континентальной модели сыска, базирующейся на континентальной системе права (одна из ее отличительных черт - доминирование тако­го правового источника, как нормативный правовой акт), характерны достаточно жесткая централизация деятельности правоохранительных органов и спецслужб, а также традиционное использование отдельных общенацио­нальных полицейских органов со взаимопересекающимися, порой парал­лельными функциями и полномочиями полиции и жандармерии (Австрия, Голландия, Италия, Испания, Португалия, Швейцария и др.). Типичными пред­ставителями континентальной модели профессионального сыска являются полицейские системы Германии и Франции. На их примере рассмотрим, кто, по каким правилам и как осуществляет сыск в континентальной Европе.

Профессиональный сыск в Германии и его регламентация. В число федеральных сыскных ведомств (уголовного и политического сыска) входят:

Федеральное ведомство по уголовным делам (криминальная поли­ция - ВКА);

Федеральное ведомство по охране конституции (политическая развед­ка и контрразведка);

Федеральная пограничная охрана;

Служба таможенного сыска Минфина;

Военная полиция Бундесвера;

Федеральная разведывательная служба (БНД);

Служба военной контрразведки (МАД) и др.

Кроме того, в субъектах Федерации (землях) имеются свои сыскные органы, например земельные ведомства по охране конституции.

Правовые источники сыска и их характеристика. Так же, как и в дру­гих западноевропейских государствах, законодательство Германии в облас­ти ОРД не кодифицировано и включает большое количество нормативных актов различной юридической силы.

В системе нормативных правовых актов в области ОРД выделяют две группы: 1) законодательные акты - по вопросам правового регулирования правоограничительных мероприятий; 2) подзаконные акты - по иным вопросам. Последние делятся на акты Правительства и ведомственные акты (эти акты в области ОРД носят в основном закрытый характер). Все нормативные акты в области сыска также делят на федеральные и земельные.

Цели ОРД определяют порядок проведения ОРМ, т.е. происходит разделение порядка проведения правоограничительных мероприятий в разведывательных и контрразведывательных целях, с одной стороны, и в целях борьбы с преступностью - с другой. Причем условия проведения меро­приятий в разведывательных и контрразведывательных целях значительно упрощены и в отличие от мероприятий по борьбе с преступностью, где требуется обязательное получение санкции суда, предусматривается возможность их проведения без судебной санкции.

Особенностью законодательства является перечисление видов ОРМ в разных законодательных актах. Повторяя перечень мероприятий, предусмотренных Законом об охране конституции, в таких законодательных актах не установлен порядок (основания и условия) проведения конкрет­ных ОРМ.

Осуществление сыска с ограничением конституционных прав граж­дан. В соответствии с Законом 1968 г. «Об ограничении тайны переписки, почтовой, телеграфной и телефонной связи» (Закон G10) установлены два основания для ограничения конституционных прав, связанных с тайной переписки, почтовой, телеграфной и телефонной связи.

Во-первых, общий порядок - наличие реальных оснований подозре­вать, что лицо планирует, совершает или совершило одно или несколько преступлений, предусмотренных статьями УК ФРГ, т.е. в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (§ 2 Закона).

Во-вторых, исключительный порядок используется в целях сбора сведе­ний, необходимых для своевременного выявления возможной угрозы воо­руженного нападения на страну и противостояния такой угрозе» (§ 3, 5, 9 Закона). Не требуется наличия информации о совершении или подготовки преступления, предусмотренного конкретной статьей УК ФРГ.

Право проведения правоограничительных мероприятий в исключительном порядке предоставлено только БНД.

Разграничение порядка проведения таких ОРМ обусловлено не только разграничением оснований для их осуществления. Имеются еще два критерия их разграничения.

Особенностью законодательства, относящегося к порядку проведения ОРМ, ограничивающих отдельные конституционные права граждан, является наличие правовой нормы, предусматривающей порядок уведомления об ограничении конституционных прав тех лиц, права которых были ограничены.

Осуществление сыска без ограничения конституционных прав граж­дан. В германском праве не предусмотрено детальное регулирование той части ОРД, которая не влечет за собой ограничения отдельных конституци­онных прав. Субъекты сыска на практике используют весь спектр ОРМ (проверочная закупка, создание юридических лиц и т.д.), исходя из закон­ной обязанности использовать все возможные способы для установления истины. Все мероприятия, независимо от их сложности, регулируются, с одной стороны, различными подзаконными инструкциями, а с другой - признаются судом не противоречащими праву.

Для выполнения своих функций БВФ может использовать методы, предметы и инструменты для тайного сбора информации, доверенных лиц и агентов, наружное наблюдение (§ 6 Федерального закона об охране). Установленный этим Законом порядок проведения данных меро­приятий распространяется и на другие спецслужбы - МАД и БНД.

Кроме того, правила УПК ФРГ допускают использование следующих категорий негласных помощников полицейских органов: анонимных сотрудников полиции, законспирированных следователей, агентов-провокаторов, доверенных лиц, осведомителей (информаторов).

Существенной чертой использования в стране осведомителей является возможность их приобретения среди любых категорий граждан вне зависимости от их общественного или служебного положения (не исключая священнослужителей и т.д.).

Профессиональный сыск во Франции и его регламентация. Субъекты уголовного и политического сыска. В полицейскую систему ор­ганизационно входят:

Национальная (гражданская) полиция, которая подчинена МВД (расследуют преступления Центральная дирекция судебной (уголовной) поли­ции и ее региональные службы). Кроме того, МВД подчиняются Дирекция по наблюдению за территориями (DST) - служба контрразведки;

Национальная жандармерия (подчинена Минобороны);

Центральная дирекция пограничной полиции (DCPAF);

Служба охраны высших должностных лиц (SPHP).

В сыскной деятельности полиции применяют негласные источники в виде ее осведомителей, провокаторов и наводчиков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.006 с.)