Основные положения оперативно-розыскного документирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения оперативно-розыскного документирования



Документационная деятельность складывается из совокупности разнообразных опера­ций, выполняемых оперативником с материальными носителями информа­ции документами в ходе решения задач ОРД. Документационная дея­тельность состоит из документирования и документооборота.

Документирование заключается в осуществлении различных опера­ций от подготовки, составления и утверждения (согласования) докумен­тов до их изготовления и оформления, а документооборот включает ряд операций от создания документа (поступления его извне) до завершения его исполнения и оформления, например в дело оперативного учета, или отправки адресату.

Таким образом, документирование в ОРД (документирование оперативно-розыскное) - это часть документационной деятельности, заключающаяся в процессе собирания, систематизации и фиксации сведений, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятии на их основе ре­шения оперативно-розыскным органом (оперативником).

Документирование в ОРД проводится во всех ее видах: уголовно-сыскной работе, административной оперативно-проверочной работе, розыске без вести пропавших и выявлении угроз безопасности государству. Однако для каждого вида ОРД характерно «свое» документирование, в котором наряду с общими чертами документирования в ОРД прослежива­ется специфика. Так, в уголовно-сыскной работе, протекающей в рамках оперативно-розыскного процесса, выявление преступлений и лиц, их совершивших, является одной из главных задач процесса документирования, а для административной оперативно-проверочной работы типично документирование, например, возможных нарушений правил лицензирования.

В предмет документирования в ОРД входят об­стоятельства, подлежащих установлению и оценке при решении конкрет­ных задач ОРД и требующих материальной фиксации. Предмет всегда конкретен. Оперативник документирует информацию не о всем подряд, о чем ему стало известно, а выборочно, так как решает конкретные, вполне определенные сыскные задачи. Причем фактические данные, составляю­щие предмет документирования в ОРД, неодинаковы по своей природе. Это объясняется разнородностью видов официальной ОРД и решаемых в них задач.

Как правило, документирование производится по делу оперативного учета. Вместе с тем оно характерно и для ОРД, включая ту ее часть, которая не подлежит оформлению в делах оперативного учета: поиск информации, исполнение поручения (следователя и др. должностных лиц) или запроса другого оперативно-розыскного органа либо правоохранительных органов других государств и т.д.

Целевое назначение документирования состоит в том, чтобы своевременно преобразовать информацию в форму, которая была бы пригодна, надежна и доступна для реализации в практической работе оперативников.

Назначение документирования обусловлено особенностями ОРД. Они состоят в том, что, как правило, оперативники полученную информацию используют не в момент получения и не единожды, а в основном по истечение какого-то промежутка времени, порой весьма длительного, и многократно в различных оперативно-розыскных ситуациях.

Несовпадение во времени между моментами получения и реализации оперативниками информации приводит к тому, что у них возникает потребность в ее надежном сохранении. Для этого информацию необходимо перенести на материальный носитель и зафиксировать (в том случае, если она поступила в нефиксированной форме и первоначально была мысленно «зафиксирована» только в голове). Это вызвано тем, что при всей своей универсальности человеческая память (в данном случае оперативника) все же является относительно ненадежным хранилищем информации.

Кроме временного разрыва между моментами получения и реализации оперативником информации, имеется и пространственный разрыв - несовпадение моментов получения и применения в ОРД информации относительно территории. Так, исходная информация может быть получена в од­ном оперативном подразделении, а использована в другом, порой находящемся от первого за многие сотни километров. Характерен для оборота информации и разрыв по кругу лиц: ее может получить один оперативник, а использовать другое должностное лицо или лицо, оказывающее содействие оперативно-розыскному органу.

Существенным является и то обстоятельство, что для практических потребностей оперативники, как правило, могут использовать не любую информацию, а только ту, которая имеет соответствующее правовое значение, т.е. информацию, которая может вызывать определенные юридически значимые последствия. Это возможно толь­ко в том случае, если информация оформлена в соответствии с правилами оперативно-розыскного законодательства.

Оперативно-розыскная практика свидетельствует о том, что для этого лучше всего приспособлена информация, которая тем или иным способом материально зафиксирована, т.е. перенесена «из головы» на постоянные длительного применения материальные носители - бумагу, пластик, ме­талл и т.п. Данные материальные носители вместе с информацией, зафиксированной на них в порядке, установленном нормативными правовыми актами оперативно-розыскных органов, с помощью различных способов и технических средств, называют документами.

Нормативно-правовую основу документирования в ОРД со­ставляют правила документирования информации, установленные законо­дательством. Так, возможность и необходимость документирования в ОРД предусмотрена в ст. 11 Закона, а ее детальные правила изложены в закрытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов [1].

С учетом содержания отраженной в до­кументе информации все они делятся на две группы:

а) документы управленческого свойства (организационные, руководящие, распорядительные, командные). В этих документах зафиксирована информация о различных управленческих решениях. Ими могут быть положения, уставы, инструкции, приказы, указания и планы;

б) учетно-отчетные документы (справочные, информационные, осведомительные, исполнительские). Они включают информацию констатирующего и оценочного характера о состоянии ОРД (в целом или по отдель­ным направлениям), о результатах совершения определенных действий (ОРМ, меры пресечения и др.), а также различные запросы, просьбы, требо­вания или пожелания. Среди этих документов известны справки, обзоры, отчеты, заключения, акты, протоколы, докладные и объяснительные запис­ки, письма, телеграммы, телефонограммы, стенограммы.

В ОРД особое значение имеют документы, которые традиционно называют оперативно-служебными.

Оперативно-служебный документ есть разновидность документа. Это матери­альный носитель с зафиксированной фактической информацией (на бумаге, фото- и кинопленке, магнитофонной ленте и пр.), полученной в ОРД, оформленной по установленным в правоохранительных органах правилам делопроизводства, включая наличие необходи­мых реквизитов, и служащей оперативно-розыскным целям. Этот документ содержит информацию, используемую прежде всего для организации ОРД и ее осуществления.

Известны различные виды оперативно-служебного документа. Приведем только те, которые в соответствии с Законом, а также уголовно-процессуальным законодательством готовятся органами дознания (оперативными подразделениями) как в процессе осуществления ОРД, так и по его результатам:

- рапорт;

- протокол;

- постановление.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.007 с.)