Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий



Статья 7 Закона устанавливает основания для проведения ОРД:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о:

а) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

б) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Донецкой Народной Республики;

в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

г) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

3) поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве;

4) запросы других органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в настоящей статье;

5) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством ДНР;

6) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами ДНР.

Указанные основания могут содержаться в заявлениях, сообщениях граждан, должностных лиц, общественных организаций, средств массовой информации, в письменных поручениях и постановлениях следователя, указаниях прокурора, постановлениях суда по уголовным делам, находятся в его производстве, материалах органов дознания, других правоохранительных органов, в запросах и сообщениях правоохранительных органов других государств и международных правоохранительных организаций, а также запросах полномочных государственных органов, учреждений и организаций, о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне.

 Запрещается принимать решение о проведении ОРМ при отсутствии оснований, предусмотренных в настоящей статье.

Органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

3) о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

4) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;

5) по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД;

6) о предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной охранной или частной детективной (сыскной) деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника;

7) о достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.

Органы, осуществляющие ОРД, при наличии запроса, направленного в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в сфере противодействия коррупции, и другими нормативными правовыми актами в пределах своих полномочий проводят ОРМ в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

1) о достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с законами Донецкой Народной Республики гражданами, претендующими на замещение:

а) государственных должностей ДНР, если законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

б) должностей глав органов местного самоуправления;

в) должностей государственной службы;

г) должностей государственной гражданской службы;

д) должностей службы в органах местного самоуправления;

е) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Донецкой Народной Республики, Фонде социального страхования, иных организациях, создаваемых ДНР в соответствии с законодательством;

ж) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед государственными органами;

2) о достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в п. 1 ч.3 ст. 7 Закона, если законами ДНР не установлен иной порядок проверки достоверности сведений;

3) о соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в п. 1 ч.3 ст. 7 Закона, ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных законами ДНР по противодействию коррупции, если иными законами ДНР не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей;

4) о достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.

 

Содержание оперативно-розыскных мероприятий

Все ОРМ в сыскной практике определенным образом реализуют. Такая реа­лизация происходит посредством их осуществления. Осуществление ОРМ - это единство процесса и результата реализации оперативно-процессуальных (сыскных) процедур в оперативно-розыскной практике, как правило, для полу­чения необходимой информации. Причем под оперативно-процессуальной процедурой ОРМ понимают установленный оперативно-розыскным зако­нодательством порядок осуществления (производства) конкретного ОРМ.

Порядок осуществления конкретного ОРМ (его процесс) есть юридически значимое поэтапное выполнение набора взаимообусловленных решений и действий по подготовке ОРМ, его проведению, фиксации и хранению по­лученной информации, а также реализации результатов ОРМ. Такой порядок является обязательной частью нормативно-правового компонента ОРМ.

Этапы осуществления ОРМ и их классификация. Этапы осущест­вления ОРМ - это ступени (стадии) совершения ОРМ как информационного поведенческого акта. Каждый этап имеет качественно иные, отличные от другого этапа объективные и субъективные признаки. Собственно нали­чие этих признаков, а равно отсутствие некоторых признаков, свойствен­ных другим этапам, позволяет в едином поведенческом акте, каким являет­ся ОРМ, выделять этапы, обозначать их пределы.

К объективным признакам относятся конкретные действия оперативника (других субъектов, непосредственно осуществляющих ОРД) и соот­ветствующий результат этих действий, к субъективным - осознание оперативником необходимости совершения конкретного ОРМ, постановка им определенной цели («микроцели») и определение конкретных задач ОРМ.

В современной оперативно-розыскной теории выделяют пять этапов образующих осуществление ОРМ: 1) изучение оперативной обстановки; 2) выбор определенного ОРМ среди других; 3) принятие решения на осуществление конкретного ОРМ; 4) подготовка ОРМ; 5) проведение ОРМ. Кроме того, в теории и оперативно-розыскном законодательстве известен тесно взаимосвязанный с осуществлением ОРМ этап реализации результа­тов ОРМ.

В оперативно-розыскном законодательстве жесткого требования к тому, что все ОРМ в обязательном порядке должны осуществляться поэтапно, не содержится. На практике многое зависит от конкретной оперативно-розыскной ситуации, а также от того, какое ОРМ осуществляется, простое или сложное. Вместе с тем с позиций теории осуществление любого ОРМ невозможно без принятия решения о его осуществление, а это уже часть предварительного этапа.

Так, опрос может быть проведен как с предварительной подготовкой к нему, так и, что называется, экспромтом, без серьезной подготовки. Тем не менее в любом случае (хотя бы мысленно) оперативник составляет оперативный замысел на его проведение. Наконец трудно представить, чтобы такие ОРМ, как прослушивание телефонных пере­говоров или оперативный эксперимент, проводились без соответствующей подготовки.

Классификация этапов осуществления ОРМ группируются с учетом их завершенности. В современ­ной сыскной теории оконченным ОРМ признается такой поведенческий акт оперативника (агента и т.п.), в котором усматриваются все признаки кон­кретного состава ОРМ.

Как правило, завершенность осуществления ОРМ на практике наступает вне зависимости от достижения запланированной цели и решения поставленных задач. Так, опрос окончен с момента проведения оперативником беседы с интересующим его лицом вне зависимости от того, полу­чил ли он удовлетворяющие его ответы на поставленные в беседе вопросы или нет. Поэтому в теории первые четыре этапа осуществления ОРМ на­зывают этапами неоконченного ОРМ (или предварительными этапами), а этап проведения ОРМ - оконченного ОРМ.

Кроме того, в оперативно-розыскной теории все пять этапов осуществления ОРМ классифицируют и по другому, исходя из объективного ха­рактера совершения тех или иных действий.

Так, первые три этапа называют интеллектуальными в связи с тем, что здесь начинаются и протекают соответствующие мыслительно-логические операции оперативника, а реальных действий не проводится. В теории и на практике эти этапы, порой, объединяют и называют формированием оперативного замысла.

Этапы подготовки и проведения ОРМ называют реальными этапами, так как на именно на этих этапах осуществления ОРМ оперативники непосредственно совершают те или иные реальные действия (как подготовительные, так и собственно в ходе проведения ОРМ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.009 с.)