Модернизм в английской и ирландской литературе (1910-40-е гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модернизм в английской и ирландской литературе (1910-40-е гг.)



Как энциклопедия модернистского искусства был воспринят роман ирландца Дж. Джойса «Улисс». Он стремится к всеобъемлющим фор­мам изображения основных законов бытия, к созданию «универсалии» жизни с извечно присущим ей взаимодействием страстей, импульсов, побуждений, инстинктов. Как основной прием он утверждает «поток сознания», экспериментирует в передаче его движения, проникает в тайники подсознания: передача потока сознания, перебои мысли, па­раллельное и перекрещивающееся движение нескольких потоков мыс­лей, фрагментарность, монтаж, словотворчество.

Теоретик английского модернизма В. Вульф провела водораздел между двумя типами писателей, которых она назвала «материалиста­ми» и «спиритуалистами». Материалистами она называет Беннета, Уэллса, Голсуорси, к спиритуалистам причисляет Джойса, Лоуренса и себя. Отдавая дань заслугам материалистов, она считает их произведе­ния устаревшими. Современная литература, полагала Вульф, создается спиритуалистами, для которых интересно не то, что лежит на поверх­ности, а то, что расположено в подсознании.

Важное место занимает антиутопия в литературе ХХ в. (О. Хаксли, Дж. Оруэлл).

Литература второй половины ХХ в. (1950-90 гг.)

После Второй мировой войны и победы над фашизмом литератур­ный процесс вступает в период существования и противостояния раз­личных общественно-политических укладов. На сцену выдвигается ли­тература стран «третьего мира». Необыкновенно возрастает значение литературы Латинской Америки.

Английскую литературу представляют писатели старшего поколе­ния Г. Грин, Ч. Сноу, И. Во; «сердитые молодые писатели» Дж. Ос­борн, А. Силлитоу, С. Чаплин, Р. Болт; У. Голдинг и его философ­ско-аллегорические романы-притчи; философско-психологические ро­маны А. Мердок и обращение к теме обретения самосознания как не­обходимого условия свободы в творчестве Дж. Фаулза.

В американской литературе провозглашается культ свободы от со­циально-политических условностей в движении битников и молодеж­ной «контркультуре» - манифест битничества «Вопль» А. Гинзберга и роман Дж. Керуака «На дороге». В контексте контркультуры Дж. Сэ ­ линджер передает обостренное ощущение разлада с окружающей жиз­нью. Появляются новые жанры: «новый журнализм» и документальные жанры.

В латиноамериканской литературе раскрывается тема судьбы, ми­фологема одиночества, проблема национального самосознания и фило­софского осмысления истории. «Магический реализм» и «необарокко» в латиноамериканской литературе реализуется в творчестве Г. Марке ­ са и А. Карпентьера.

Выражением духа времени становится постмодернизм как фено­мен второй половины ХХ в.: произведения У. Эко, А. Роб - Грийе, Дж. Фаулза, Х. Кортасара, Х. Борхеса. Борхес вводит коллаж, хеппенинг в структуру романа.

В контексте культуры ХХ в. ярко проявляется японская литерату­ра: К. Ясунари как «выразитель сути японского мышления», экзистен­циальные мотивы романов Кобо Абэ.

Русская литература

Двадцатые годы - сложный, динамичный и творчески плодотвор­ный период в развитии русской литературы. Появляется много моло­дых писателей, разрабатывающих ведущую тему прозы этого времени - тему Гражданской войны: Л. Леонов, А. Толстой, М. Шолохов, А. Фадеев, значительные исторические романы создают Ю. Тынянов, А. Чапыгин, О. Форш. Поэтическим выражением эпохи с ее метаниями и творческими взлетами стала поэзия В. Маяковского, А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, Э. Багрицкого, Н. Клюева Б. Пастернака и М. Светлова. В этот период преобладал романтический пафос утвер­ждения новой жизни.

Это время литературных объединений и группировок: РАПП (Рос­сийская ассоциация пролетарских писателей), «Левый Фронт Ис­кусств» (ЛЕФ). Принцип самоценности искусства отстаивало объеди­нение «Серапионовы братья», идеи «нового гуманизма» - группа «Пе­ревал», художественный эксперимент - Объединение реального искус­ства (ОБЭРИУ, 1926-27, Ленинград), Общество изучения поэтического языка (ОПОЯЗ, 1910-20, Москва).

Среди литературных течений выделялись конструктивисты (И. Сельвинский, В. Инбер), имажинисты (А. Мариенгоф, С. Есенин) и экспрессионисты (Б. Пильняк, Е. Замятин).

30- е годы характеризуются активным вмешательством партии в сферу культуры. Основными темами творчества стали индустриализа­ция и коллективизация, развивался исторический роман, почти запре­щенной оказалась сатира. Те писатели, которые выпадали из системы соцреализма, подвергались остракизму, критике и гонениям.

Но вопреки трудностям развивалась поэзия (Н. Заболоцкий, Н. Тихонов, А Тарковский, Я. Смоляков), драматургия (А. Афиноге ­ нов, А. Арбузов, Л. Леонов, Е. Шварц), созданы крупные эпические полотна «Тихий Дон» М. Шолохова и «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, не изданные произведения А. Платонова и М. Булгакова.

В период Великой Отечественной войны на первое место вы­двинулась поэзия (лирика А. Ахматовой, А. Твардовского, Е. Долма ­ товского, К. Симонова; поэзия ленинградской блокады). Развивались оперативные жанры (публицистика, репортажи, памфлеты, рассказы), исторический роман.

После войны русская литература проходит несколько относи­тельно самостоятельных периодов: позднего сталинизма, «оттепели», «застоя», «перестройки», современных реформ. В условиях смены политического климата и колебаний культурной жизни русская литера­тура создала немало достойных и интересных произведений во всех родах и жанрах. Ярко заявила о себе поэзия «шестидесятников» (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рожденственский, Б. Ахмадулли ­ на), И. Бродский (Нобелевская премия, 1987). В драматургии разраба­тывался жанр лирической мелодрамы (А. Арбузов), чеховские тради­ции развивались в драмах А. Володина, нравственные проблемы жизни молодежи раскрывались в произведениях В. Розова). В прозе главенст­вовали темы войны и мира (В. Некрасов, Г. Бакланов, Ю. Бондарев, К. Симонов), тема труда (Ю. Трифонов, А. Бек, В. Кожевников, Д. Гранин), тема человека и природы (М. Пришвин, К. Паустовский, В. Астафьев), городская проза (А. Битов, В. Дудинцев, Д. Гранин, Л. Петрушевская, Ю. Трифонов), деревенская проза (В. Шукшин, В. Распутин), возвращенная литература (А. Солженицын).

 

Музыка ХХ в.

Как и в другие эпохи, музыка ХХ в. точно отражала эмоциональ­ную и духовную жизнь людей. Трагические повороты истории обусло­вили ключевую тему музыки - противостояние жизни и смерти. Науч­ные разработки в области психиатрии, особенно в теории психоанали­за, вызвали стремление проникнуть в потаенные глубины внутреннего мира человека. Новое содержание требовало новых форм, радикально­го обновления музыкального языка. Появляется понятие атональной музыки.

Другой важной особенностью стали необыкновенные звучания: для передачи образов современной жизни использовали необычные звуковые эффекты (лязг и скрежет металла, «промышленные» звуки), экспериментировали с традиционными инструментами (смешивали тембры, играли в непривычных регистрах и т.д.).

Однако новаторские поиски не привели к отказу от традиций. ХХ в.  возродил музыку ушедших эпох. Возникло понятие аутентичного исполнения.

Изменилось отношение к фольклору. Появляется новое течение неофольклоризм.

Изменилось и отношение к исполнительскому искусству. На пер­вое место вышла глубина и точность понимания композиторского за­мысла, умение играть эмоционально, а не совершенство техники ис­полнения, виртуозность.

Основные имена и направления зарубежной музыки ХХ в.: Новая венская школа (А. Шенберг, А. Берг, А. Вебстерн, Австрия), не­оклассицизм (П. Хиндемит, Германия), «Шестерка» (содружество французских композиторов А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк, Л. Дю­рей, Ж. Тайфер, Ж. Орик), О. Мессиан (Франция), Б. Бриттен (Анг­лия), Б. Барток (Венгрия), К. Пендерецкий (Польша), Дж. Гершвин (США), Э. Вила-Лобос (Бразилия), течения музыкального авангарда, джаз, рок-музыка, поп-музыка.

Основные имена русской музыки ХХ в.: И.Ф. Стравинский, Н.Я. Мясковский, А.И. Хачатурян, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, А.Г. Шнитке, С.А. Губайдулина, Э.В. Денисов.

ТЕАТР ХХ В.

Современная театральная система сложилась к середине 20-х гг. Многие смелые эксперименты авангардного театра были уже позади, от него позаимствована идея «дематериализации сцены» для показа снов, видений героев. В 30-е гг. создается принципиально новый под­ход к задачам театра: Б. Брехт пользуется приемами отчуждения и соз­дает психологический театр.

Страстный и убежденный антифашизм послевоенных годов поро­дил одно из самых прекрасных явлений послевоенного мирового худо­жественного творчества - итальянский неореализм, объединивший представителей разных видов искусств. Очень типична для втор. пол. ХХ в. фигура Э. де Филиппо - многогранного художника: драматурга, актера, режиссера.

В 50-е годы появляется «театр абсурда». Драматурги этого на­правления объявили, что жизнь не имеет смысла, существенно лишь движение к смерти. Это наиболее влиятельное модернистское направ­ление в послевоенном искусстве было порождено атмосферой неверия в осуществимость человеческих идеалов, в первую очередь, во Фран­ции. В 60-х гг. в театр пришел документализм, политическая доку ­ ментальная драма: авторы использовали письма, дневники, мемуары, судебные протоколы. Сложилось понятие «политический театр», ох­ватывающее как явления драматургии, так и постановки, основанные на импровизационной структуре, зрелища типа эстрадных обозрений или ярмарочных балаганных представлений. Из многих источников, из которых формировался политический театр, надо отметить советский агитационный, политический театр 20 - х гг.

С 70-х гг. развитие и сцены, и драмы определяют не стили, общие для многих стран, а участники театрального процесса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.01 с.)