Тоталитарная культура Германии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тоталитарная культура Германии



Период с 1932 по 1934 гг. в Германии явился решающим поворо­том в сторону тоталитарной культуры:

1. обрела окончательную формулировку догма тоталитарного искус­ства - "принципы фюрера";

2. был окончательно выстроен аппарат управления искусством и кон­троля над ним;

3. всем художественным стилям, формам и тенденциям, отличаю­щимся от официальной догмы, объявлена война на уничтожение.

Гитлер не только выдвигал принципы партийного руководства ис­кусством. Ни один европейский политический деятель не говорил о культуре столько, сколько Гитлер. Из его высказываний, скомпонован­ных в теоретические трактаты, нацистские идеологи составили то, что получило в Германии название принципов Фюрера и обрело характер непреложных догм, управляющих развитием искусства третьего рейха.

Было бы неверно обвинять тоталитаризм в варварском пренебре­жении культурой, пользуясь фразой, приписываемой то Розенбергу, то Герингу, то Гиммлеру: «Когда я слышу слово культура, я хватаюсь за пистолет». Наоборот, ни в одной демократической стране сфера куль­туры не привлекала к себе столь пристального внимания государства и не оценивалась им столь высоко, как в Германии.

В Германии объектом культурной политики нацизма, в первую очередь, оказалось изобразительное искусство. Основное значение приобретает прямое воздействие на массы: живопись, скульптура и графика, имеющие некоторое преимущество перед литературой в каче­стве средства наглядной агитации. Идеалом тоталитарного искусства стал язык пропагандистского плаката, тяготеющего к цветной фотографии.

Для Гитлера, считавшего себя тонким знатоком искусства и ис­тинным художником, современные тенденции в немецком изобрази­тельном искусстве казались бессмысленными и опасными. В 1933 г. нацистами был закрыт Баухауз, а все современное искусство было объ­явлено дегенеративным. Не имея возможности работать в подобных условиях, многие наиболее известные германские художники оказа­лись в изгнании.

Культ обнаженного мужского тела был характерен для официаль­ного нацистского искусства. Мужчина-воин, мужчина-поработитель, сверхчеловек - излюбленный образ многих официальных нацистских художников, в чьих угрюмых, напряженных и устрашающих скульпту­рах - нагромождении мускулов и мяса, источающем силу и агрессию - отразилась гигантомания фашизма. В официальном искусстве Третьего рейха изображения обнаженного тела были не просто излюбленной те­мой - они играли ключевую роль. У парадного входа в Рейхсканцеля­рию стояли две обнаженные мужские фигуры работы главного скульп­тора Рейха А. Брекера: одна - с факелом в простертой руке, другая - с мечом. Они назывались - Партия и Вермахт. Пластически работы А. Брекера и других скульпторов этого направления воплощали идеологи­ческие ценности национал-социализма. В живописи также воспевались идеалы нордической красоты, арийские физические и душевные доб­родетели.

Искусство тоталитарного фашистского режима Италии и Германии 1930-40-х гг. носит название «Стиль третьего Рейха». Идеологи этого режима проповедовали идеи тысячелетнего Рейха (Империи) и его третье возрождение после империи Фридриха I Барбароссы в лице А. Гитлера. Эти идеи нашли идеальное воплощение в помпезном стиле, призванном подчеркнуть небывалую мощь государства, расовое пре­восходство арийцев и преемственность от великого прошлого герман­ской нации. Это был своеобразный гротесковый вариант ампира, но в более эклектичных формах.

Стиль третьего рейха соединил в себе неоклассицизм, особенно ярко проявившийся в итальянской архитектуре, наполеоновский ампир и отдельные элементы Ар Деко. Главные черты искусства итальянского и немецкого фашизма - ретроспективность, консерва­тизм, гигантомания, антигуманизм. Отвергались все достижения новой архитектуры конструктивизма и функционализма, ее представи­тели были изгнаны и вынужденно уехали в США.

Значительную роль в формировании итальянского и германского фашизма сыграла философия Ф. Ницше. Его рассуждения о высших и низших расах, о расе господ и расе рабов в сочетании с расистскими теориями А. Габино и Ж. Лапужа, способствовали влиянию на идеоло­гию модерна «нордического мифа», который питал националистиче­ские устремления ряда школ и направлений искусства этого времени.

Мегаломания Гитлера проявила себя в архитектурных замыслах. Новая германская архитектура должна была продемонстрировать взаи­мосвязь дорической и тевтонской форм, что, по его мнению, являлось идеальным художественным сочетанием.

Нацистские архитекторы во главе с Троостом проектировали и возводили государственные и муниципальные здания по всей стране. По проекту Трооста в Мюнхене был построен Дворец немецкого ис­кусства. Помимо этого строились автобаны, мосты, жилье для рабочих, Олимпийский стадион в Берлине (1936 г.).

По проектам Главного архитектора Третьего Рейха А. Шпеера Берлин должны были срыть и заново застроить гигантскими сооруже­ниями (сравните с «советским ампиром»). Он предложил проект Три­умфальной арки, превосходящей по размеру парижскую в два раза. С ее 85-метровой высоты посетитель мог бы увидеть в конце шестикило­метровой перспективы грандиозный купол Народного дома. Величест­венные бульвары и проспекты тянулись вдоль громадных обществен­ных зданий, таких как штаб-квартира одиннадцати министерств, 500­метровой длины ратуша, новое полицейское управление, Военная ака­демия и Генштаб. Кроме того, предполагалось возвести колоссальный Дворец наций для проведения митингов, 21-этажный отель, новое зда­ние Оперы, концертный зал, три театра, кинотеатр, вмещающий 2000 зрителей, роскошные кафе и рестораны, варьете и даже крытый плава­тельный бассейн, выстроенный в виде старинных римских терм с внут­ренними двориками и колоннадой.

В Италии главным архитектором Муссолини был «неоклассицист» Л. Моретти.

Музыка Третьего рейха

Вклад Германии в мировое музыкальное искусство в прошлом за­воевал широкое признание. Три величайших немецких композитора XIX в. - Ф. Мендельсон, Р. Шуман и Р. Вагнер - оказали громадное влияние на весь музыкальный мир. В конце XIX в. Й. Брамс создавал замечательные симфонии. XX в. принес радикальные изменения в му­зыке, связанные с именем работавшего в Берлине австрийского компо­зитора А. Шёнберга.

Ситуация изменилась после прихода к власти нацистов. Многие композиторы и музыканты были вынуждены покинуть страну. Произ­ведения композиторов еврейского происхождения были запрещены.

Германским оркестрам было запрещено исполнять музыку П. Хиндемита, ведущего национального композитора современности, за­воевавшего мировое признание и экспериментировавшего с новыми формами гармоничных рядов.

В основном исполнялась классическая музыка, произведения не­мецких композиторов XIX в. Нацистские власти поощряли исполнение сочинений Р. Вагнера, поскольку Гитлер был фанатичным привержен­цем его творчества. До 1944 г. проводились музыкальные фестивали, посвященные творчеству Вагнера, на которых в качестве почетных гос­тей присутствовали Гитлер и другие партийные функционеры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.007 с.)