Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектура Советской России
В истории советской архитектуры можно выделить три основных этапа: 1. от нач. 20-х до нач. 30-х гг. ХХ в.; 2. от нач. 30-х до сер. 50-х гг. ХХ в.; 3. 1950-90-е гг. Первый этап характеризуется резким различием в архитектурных решениях, наличием левого крыла архитектурного фронта. Всего за несколько лет в советском авангарде возник ряд целостных концепций - функционализм, рационализм и конструктивизм отстаивали свое место на стройплощадках и в учебных аудиториях. Имена И. И. Леонидова, И. А. Голосова, К. С. Мельникова, братьев В. А. и А. А. Весниных стали известны не только в России. Творческие группировки 20-х гг.боролись с эклектикой, стилизацией, неоклассицизмоми беспринципностью в советской архитектуре. Основные сооружения: • Реконструкция Марсова поля (Ленинград) - арх. И. Фомин, Л. Руднев; • Мавзолей Ленина (Москва) - арх. А. Щусев; • Пл. Пролетарской Диктатуры и Пропилеи Смольного (Ленинград) - арх. В. Щуко, В. Гельфрейх; • Жилые массивы в Ленинграде, Москве; Дворец культуры им. Горького (Ленинград) - арх. А. Гегелло и Д. Кричевский; • Дворец культуры им. Лихачева (Москва) - арх. Братья Веснины; • Драматический театр (Ростов-на Дону) - арх. В. Щуко, В. Гельфрейх. • Краснопресненский универмаг - арх. В. А. и А.А. Веснины; • Клуб им. Зуева на Лесной улице - арх. И.А. Голосов. Характер архитектуры первого десятилетия советской власти отличался экономичностью в решении планов и композиций. Декорирующие элементы почти отсутствовали, ордера почти никогда и ни в какой форме не использовались. Крыши чаще всего маскировались парапетом или, будучи односкатными, имели наклон в противоположную от фасада сторону. Стены штукатурились. Проявляются конструктивистские тенденции, увлечение идеями Ле Корбюзье и Баухауза. В 1931 г. партией было принято постановление - программа больших градостроительных работ в Москве и других городах СССР. Конструктивизм - направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши быта конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми (братья В. А. и А.А. Веснины, М. Я. Гинзбург и др.).
Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению советского художественного конструирования (А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др.). Применительно к зарубежному искусству термин условен: в архитектуре - течение внутри функционализма, в живописи и скульптуре - одно из направлений авангардизма. В основе индустриальных сооружений русского конструктивизма лежит образ машины: созданные из стандартных элементов заводского производства здания исключительно функциональны и снаряжены целым арсеналом новейших технических достижений - наглядной агитацией, прожекторами, киноэкранами и радиоантеннами. Самая известная конструктивистская работа - Башня III Интер национала В. Татлина (1885-1953 гг.). Впечатляющая форма задана спиралью, закрученной по логарифмической кривой, которая по замыслу автора, должна была представлять собой три огромных стеклянных помещения в форме куба, пирамиды и цилиндра, расположенных один над другим и опоясанных стальной спиралью. Они должны были вращаться вокруг оси каждый со своей скоростью (один оборот в год, в месяц и сутки соответственно). Так, через движение, была визуально выражена идея времени. К сожалению, башня так и не была построена. Среди конструктивистов выделялась группа, куда входили В. Малевич, Э. Лисицкий, отрицавшие рационализм и тяготевшие к абстрактным художественным идеям, и возглавлявшие группу братья А., В. и Л. Веснины (их проект здания издательства газеты Ленинградская правда 1921 г. совмещал эклектику машины и плоский фасад). Первым из русских конструктивистов, который добился признания, стал К. Мельников (1890-1974 гг.). В его знаменитом проекте клуба им. Русакова в Москве за образную основу объема принят сегмент шестерни, а три зрительных зала могли преобразовываться в единое пространство. Мельников построил павильон СССР на Международной выставке декоративных и прикладных искусств 1925 г. в Париже. Париж был потрясен выставочным павильоном русских. Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства - конст руктивизм.
Социализм породил новые формы общественных структур, и архитекторы должны были искать новые образцы городской и жилищной планировки. Так, в жилом доме работников Наркомпроса в Москве (1929 г.), архитектор М. Гинзбург предложил как общие пространства, так и квартиры разной площади. В градостроительстве предлагались формы однообразной строчной застройки. Парадокс заключался в том, что конструктивистские дома-коммуны были не только не выразительны, но и неудобны для жилья: принудительная геометрия, отсутствие зрительных акцентов, функциональные ячейки и блоки. Ощущая этот недостаток, конструктивисты стали использовать средства цветной графики, плаката и фотомонтажа, использовали идеи супрематизма. Конструктивистский стандарт входил в противоречие с принципом антропоморфизма. Идеи конструктивизма несли черты социальной утопии, мыслившие проектирование новой Среды, как революции в общественном бытии и в сознании людей. К середине 1930-х гг. конструктивизм уступает место неотради ционализму (пролетарской классике). Конструктивизм был объявлен идеологией империалистического этапа капитализма и несостоятельным творческим методом буржуазной интеллигенции. Творческие судьбы ведущих архитекторов эпохи были сломаны. Европа, задыхающаяся в эклектизме, приняла русский конструктивизм. За несколько десятилетий он был развит, обогащен новыми формами и занял основное место в искусстве. А в Стране Советов на смену конструктивизму пришел сталинский ампир. Неотрадиционализм не обладал единой теоретической программой. Это направление объединяет все стилевые течения, тем или иным образом обращенные к тому или иному историческому стилю (постройки Щусева и Покровского, возрождавшие стили русской архитектуры XVII-XVIII вв.). Интерпретация классической традиции архитекторами XX в. включает в себя такие различные направления, как неоампир, неоренессанс, советский неоклассицизм 1930-50-х гг. Наиболее активно развивался неоклассицизм. Советский (сталинский) ампир, Советское (сталинское) барокко - ироничные названия, закрепившиеся за советской архитектурой сталинского периода 1930-50-х гг., отражавшей имперские притязания Советского Союза в области идеологии, политики, искусства. После Великой Отечественной войны в Москве с новой силой развернулось строительство зданий, выражающих идею «торжества победившего социализма». Было возведено семь высотных сооружений, в том числе новое здание Московского университета на Ленинских горах (архитекторы Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков), здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади (архитекторы В. Гельфрейх, М. Минкус) и др. Странные соединения американских небоскребов с элементами, пародирующими барокко и готику, перегруженные натуралистической скульптурой и ампирной орнаментикой, обернулись эстетической пародией. В стиле «советского ампира» были оформлены станции московского и ленинградского метрополитенов, поражающие роскошью отделки, мозаичными панно, скульптурой, огромными бронзовыми светильниками и декоративными решетками, в которых эмблемы легионеров Древнего Рима перемешивались с пятиконечными звездами. Бросается в глаза и некоторое сходство, хотя и не полное, с фашистским искусством, выполнявшим аналогичные функции в Италии и Германии.
Вслед за разгулом лоска, блеска и шика сталинских высоток настало время третьей утопии советской архитектуры - обезличенной хрущевской застройки. Социальный заказ основывался на задаче обеспечить каждому члену общества минимальный уровень благ - только необходимое. При разработке стандартных зданий, которыми заполнялись целые городские районы, вспомнили о придуманной Ле Корбюзье модульной системе мер для проектирования жилья.
ЖИВОПИСЬ ХХ В. Основные направления Фовизм (от франц. fauve - дикие) берет начало с Осеннего парижского салона 1905 г. Все творчество фовистов основывалось не на какой-либо теоретической концепции, а на интуитивных поисках цветового совершенства в стремлении сделать видимыми для глаза то, что увидеть нельзя: чувства и настроения, которые возникают у художника. Сторонники фовизма - А. Матисс, А. Дерен, М. де Вламинк, А. Марке, Ж. Руо, К. ван Донген и др.,- поставили перед собой цель не копировать, и изобретать реальность, следуя своим внутренним желаниям. Они не считались ни с какими установленными в европейской живописи законами: перспективы, светотени. Главной для них становится выразительность, поиск чистых средств выражения. Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение) является, по- видимому, самым сложным и противоречивым направлением модернизма. Как течение в изобразительном искусстве он объединяет, прежде всего, художников, работавших в Германии в начале века. В 1905 г. возникает дрезденская группа МОСТ, затем к немецким участникам присоединяются художники-иностранцы, среди которых были и русские художники. Грубая выразительность, искажение формы и цвета как проявление напряженного чувства - характерные черты экспрессионизма. Картина для них была средством, с помощью которого они надеялись разрешить противоречия эпохи, создавая внутренне напряженные, взрывчатые формы. Идеи экспрессионистов оказали и до сих пор оказывают влияние на многих художников, особенно на тех мастеров, которые хотят выразить свое неприятие уродливых явлений современного мира. Основные представители: Э. Мунк, Ф. Марк, Э. Барлах, Дж. Энсор.
Началом кубизма можно считать появление картины Пабло Пикассо Авиньонские девицы, а появлением термина это течение обязано рецензии на выставку Ж. Брака. Поль Сезанн как-то сказал: «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса». Кубисты исходили из убеждения, что художник должен не следовать видимой реальности, а творить новую. П. Пикассо - глава течения - говорил, что рисует не то, что видит, а то, что знает. Он обращался к интеллекту человека, рассматривая свои картины как отрицание чувств. Ж. Брак впервые выводит промышленно отпечатанный текст на полотно картины, затем на полотно стали помещать различные инородные материалы. Так картина превратилась в некий материальный объект, получивший название коллажа. Кубизм прошел в своем развитии несколько этапов: сезанновский, аналитический, синтетический, рокайльный. Основные представители: Х. Грис, Ф. Леже, Р. Делоне и, конечно, П. Пикассо, Ж. Брак. Футуризм (от лат. futurum- будущее) заявил о себе серией манифестов, начало которому положил итальянский поэт Т. Маринетти в 1909 г. Манифестом итальянского футуризма: главными элементами нашей поэзии будут: храбрость, дерзость, бунт. Он объявил человеческие чувства, идеалы любви, счастья, добра - слабостями. Затем вышел Манифест техники футуристической живописи, где прославили урбанистическую цивилизацию, индустриализацию и существенную черту своего времени - возросший темп, движение. Представители футуризма: У. Боччони, К.К. Балла, Дж. Балла, Л. Руссоло. В России приверженцами футуризма стали В. Маяковский и В. Хлебников. Сюрреализм как школа в изобразительном искусстве возник в Париже в 1924 г. Те, кто присоединился к движению придерживались мнения, что традиционной западной культуре нечего больше предложить миру, и что необходим полный разрыв с этой культурой. Чтобы этого добиться, надо перерезать культурную пуповину, связывающую настоящее с прошлым, и искать новые идеи в мире подсознательного, в который пытались проникнуть Фрейд, Юнг и другие психологи. За несколько лет до этого дадаисты (от французского dada - конек, любимая тема) задались целью уничтожить искусство прошлого и создать новое, без традиций. Для того, чтобы высвободить подсознательное, Бретон применил прием автоматического письма, фиксируя на бумаге первое, что приходило в голову, и совершенно пренебрегая автоцензурой. Художники, в свою очередь, взяли на вооружение прием автоматического рисунка; некоторые рисовали и писали в полумраке или создавали произведения из всевозможного хлама. Разнообразие творческих манер сразу же показало, что сюрреалисты представляют собой группу весьма эклектичную, без единого живописного стиля; объединяло всех этих художников лишь одно - стремление к подсознательному.
Среди абстракций раннего сюрреализма особняком стоит творчество Дж. де Кирико, итальянца, который с 1917 г., когда он вместе со своим другом К. Карра создал так называемую метафизическую живопись («Pittura Metafisica»). Наиболее видным мастерами такой разновидности сюрреализма явились П. Дельво, С. Дали и Р. Магритт. Визуальная доступность их творчества - нередко, впрочем, лишь видимая - позволила сюрреализму посредством моды, коммерческого искусства и средств массовой информации получить более широкий доступ к зрителю и приобрести мировое признание. После второй мировой войны в Америке сформировался большой социальный слой людей, зарабатывавших достаточно денег, чтобы приобрести товары, которые им были достаточно важны (например Соса Соlа или Levi’s джинсы). Человек, используя тот или иной товар, показывает свою принадлежность определенному социальному слою. Так формировалась массовая культура. Вещи становились символами, стереотипами. С поп-артом в музейные и выставочные залы хлынуло то, что искусством не признавалось, и было областью массовой культуры низшего разбора, - рекламные плакаты и этикетки, муляжи и манекены, увеличенные репродукции и комиксы, а, кроме того, наборы любых предметов, попавших под руку. После господства абстракции искусство перестало чуждаться жизни и злободневности, привлекалось все, что может возбудить интерес, - атомная бомба и массовые психозы, портреты кинозвезд, политика наравне с эротикой. Техника поп-арта была исключительно разнообразна: живопись и коллаж, проецирование на полотно фотографий и слайдов, опрыскивание из пульверизатора, комбинирование рисунка с кусками предметов и т.д. Одним из самых ярких представителей поп-арта является Э. Уор- холл. Непрестанно перемещаясь в разных социальных пространствах и культурных средах, совмещая полярные идеи, техники и знакомства, Уорхол соединял высокое и низкое, элитарное и массовое, избранное и отвергнутое. Как никто другой, он пытался творчески разрешить конфликт между высоким искусством, массовой культурой и повседневностью. Русская живопись ХХ в. В истории отечественного искусства традиционным стало разделение единого историко-художественного процесса, глубоко противоречивого в своем движении и непреложного в своих результатах, на два периода, дореволюционный и советский. Однако ныне стало очевидно, что 1917 г., сыгравший поворотную роль в политической истории России, не имел подобного значения в истории искусства. Революция в искусстве свершилась ранее революции социальной. Если искать точку перелома в художественном сознании, то она придется на середину 1910-х гг. и связана, прежде всего, с идеями и практикой русского авангарда. Еще в 1910-е гг. в русском искусстве произошла «художественная революция». Традиционному изобразительному искусству было противопоставлено новое художественное мышление. Прежние формы казались исчерпанными, на смену изобразительности пришли неизобразительные принципы построения художественного образа. Появился экспрессивный абстракционизм К. Малевича, его «Черный квадрат» ознаменовал финал изобразительности в его традиционном понимании. Из кажущегося тупика искусства нашлось несколько выходов, куда устремилось его последующее развитие. Е гг. Авангардные направления в русском искусстве 1910-20 гг. формировались на основе отрицания академических истин и художественных идеалов прошлого, в атмосфере горячей полемики. Возникло множество группировок и индивидуальных творческих концепций. В послереволюционное десятилетие продолжились поиски 1910-х гг., однако характер дискуссий приобрел новую направленность. Авангардисты были убеждены в том, что именно формальные эксперименты должны играть роль художественного языка революции. Конструктивисты, провозгласившие станковое творчество исчерпанным, ставили задачу внедрить искусство в производство. Приверженцы станковизма доказывали его актуальность на новом этапе, программно выступая за возрождение станковой картины. В 1918 г. деятели пролетарской культуры (Пролеткульт) провозгласили, что подлинно пролетарскую культуру могут создать только сами рабочие, которые являются единственными носителями подлинно пролетарской идеологии. Представители разнообразных группировок 1920-х гг. видели новую эпоху по-разному, но общим было стремление адекватно выразить дух времени. В искусстве соседствовали кубизм и футуризм, неопримитивизм, поздние варианты символизма и неоимпрессионизма, первые пробы беспредметности и неоклассические направления. В спорах и взаимном отрицании рождался феномен «русского авангарда». Живопись русского авангарда В сфере научной мысли косвенными побудителями авангарда явились достижения во всех сферах научного знания с конца XIX в.: • в философии - основные учения постклассической философии от Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора до Бергсона, Хайдеггера и Сартра; • в психологии-психиатрии - прежде всего фрейдизм; • в гуманитарных науках - возведение лингвистики на уровень философско-культурологической дисциплины; • отход от европоцентризма и вследствие этого возросший интерес к восточным культурам, религиям, культам; • возникновение теософии, антропософии, новых эзотерических учений; • в социальных науках - социалистические, коммунистические, анархистские теории. Русский авангард 1910-20-х гг., Советская Россия считаются родиной авангардного искусства. Вместе с тем совершенно ясно, что авангардизм является общей тенденцией в искусстве ХХ в. и связан, прежде всего, со значительным усилением аналитических тенденций художественного мышления и разрушением целостности художественного образа.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.026 с.) |