Перспективы развития эталонов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития эталонов



 

За последние годы получены высокие результаты точности и надежности эталонов, создаваемых на основе использования квантовых эффектов, что позволяет предположить возможность создания новых эталонов в недалеком будущем.

 

С использованием квантовых эффектов был создан современный эталон ампера и Ома. Квантовые эталоны характеризуются высокой степенью стабильности значений погрешности воспроизведения единиц величин. С помощью новых методов и средств измерений уточняются фундаментальные физические константы, поэтому точность квантовых эталонов будет возрастать. Ученые полагают, что квантовые эталоны можно будет считать «вечными мерами». Так как способность воспроизведения единиц физических величин у таких эталонов не подвержена влиянию внешних условий, географического местонахождения и времени. Если будет создан эталон массы на основе возможностей ядерной физики, то многие существующие эталоны перейдут в разряд «вечных», поскольку размерности их величин связаны, так или иначе,с массой. В таких условиях изменится и система поверки и калибровки, которая привязана к государственным эталонам, т.е. произойдет ее децентрализация, что обеспечит (размеры единиц могут воспроизводится там же, где выполняются


измерения) централизованный способ (информация о размерах единиц должна передаваться с централизованного места их хранения или воспроизведения) значительный экономический эффект. Ожидается появление возможности создания сравнительно недорогих квантовых эталонов и рабочих средств измерений на основе практического использования эффекта высокотемпературной сверхпроводимости, что послужит началом нового периода в развитии фундаментальной и практической метрологии.

 

Результаты международных сличений эталона массы

 

Таблица

 

   

Отклонение массы эталона, мг

Разность массы

 

Страна

Номер эталона

Первое

Второе

 

эталонов

 
   

сличение

сличение

 
       
Международный

31

+0,162

+0,128

–0,034

 

эталон МВМВ

 
         
Франция 35 +0,191 +0,183 –0,008  
СССР 12 +0,068 +0,085 +0,017  
США 20 –0,039 –0,019 +0,02  
Япония 6 +0,169 +0,170 +0,001  
Италия 5 0,018 +0,018 0,000  
Швейцария 38 0,183 +0,214 +0,031  

ЛЕКЦИЯ №17

 

Оценка качества продукции. Характеристика требований к качеству

Сущность качества

 

Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предположенные потребности

(ИСО 8402-94).

 

Качество включает три элемента: объект, потребность, характеристики. Объектом могут быть деятельность или процесс; продукция; услуги;

 

организация; система или отдельное лицо; любая комбинация из них (например, такое всеобъемлющее свойство, как «качество жизни»).

 

Потребность; существует иерархия потребностей. На нашем уровне это физиологические потребности, которые удовлетворяются с помощью пищевых продуктов; потребности в безопасности, которые удовлетворяются с помощью деятельности по обязательной сертификации. На более высоком уровне находятся эстетические потребности и потребности в творчестве.

 

Различают качественные и количественные характеристики. Качественные характеристики – это, например, цвет материала, форма изделия. Количественные характеристики (параметры) используются для установления области и условий использования товара (размера одежды, мощность двигателя и пр.) и для оценки качества.

 

Показатель качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в его качество (ГОСТ 15467-49, СТСЭВ 3519-81 Управление качеством продукции. Основные понятия.Термины и определения). Показатель качества количественно характеризуется пригодностью продукции. Так, потребность иметь прочную ткань определяется показателем «разрывная нагрузка», «сопротивление истиранию» и др.

 

Показатели качества могут выражаться в различных единицах и могут быть безразмерными. При рассмотрении показателя следует различать наименование показателя (ресурс, разрывная нагрузка) и значение показателя (1000 г, 50 Н).

Характеристика требований к качеству

 

Наиболее универсальными, т.е. применимыми к большинству товаров и услуг являются требования: назначение, безопасности, эргономики,экологичности, надежности, ресурсосбережения, технологичности, эстетичности.

Требования назначения – требования, устанавливающие:

 

- Свойства продукции, определяющие ее основные функции, для выполнения которых она предназначена (производительность, точность, калорийность, быстрота исполнения услуги и др.) – функциональная пригодность;

 

- Состав и структуру сырья и материалов;

 

- Совместимость и взаимозаменяемость.


Требования эргономики – это требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства пользования.

 

Требования ресурсосбережения – это требования экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов.

 

Требования технологичности – приспособленность продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами при заданных показателях качества.

 

Эстетические требования – это требования к способности продукции или услуги выражать художественный образ, социально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, пространственную конфигурацию, качество отделки помещения или изделия).

 

В соответствии с Законом РФ «О стандартизации», требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции (работ, услуг) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения совместимости и взаимозаменяемости продукции, являются обязательными для соблюдения органами государственного управления, субъектами хозяйственной деятельности (ст. 7).

 

Согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителя» товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращающие причинения вреда имуществу потребителя, подлежит обязательной сертификации.

 

Согласно двум упомянутым законам обязательными требованиями к качеству товаров (работ, услуг) являются безопасность,экологичность и взаимозаменяемость.

 

Совместимость – пригодность продукции к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных условиях дел выполняется установленными требованиями (ИСО 8902).

 

Взаимозаменяемость – пригодность одного изделия для использования вместо другого изделия в целях выполнения одних и тех же требований (ГОСТ

Р1.0-92).

 

Положения стандарта, содержащие требования, которые должны быть удовлетворены, называются нормами. Если норма содержит количественную характеристику, то применяют термин норматив.

 

Оценка качества

 

Оценка качества – это систематическая поверка, насколько объект способен выполнять установленные требования. Невыполнение установленных требований является несоответствием (ИСО 8402).

 

Основной формой поверки является контроль. Любой контроль включает два элемента:

 

- Получение информации о фактическом состоянии объекта (для продукции – о ее качественных и количественных характеристиках);

 

- Сопоставление полученной информации с заранее установленными требованиями, т.е. получение вторичной информации.


Контроль качества продукции – контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции (ГОСТ 16504).

 

 процедуру контроля качества могут входить операции измерения, анализа, испытания. Измерение, как самостоятельная процедура является объектом метрологии.

 

Анализ продукции, в частности, структура и состав материалов и сырья, осуществляется аналитическими методами: химическим анализом, микробиологическим анализом, микроскопическим анализом и пр.

 

Испытания – экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик объекта испытаний (ГОСТ 16504).

 

Иллюстрацией контроля качества продукции как комплексной процедуры является, например, контроль качества изделия.Он включает контроль качественных характеристик (внешних дефектов, соответствие утвержденному образцу – эталону по цвету, рисунку); контроль количественных характеристик путем простейших измерений (длины, ширины, толщины); испытаний (на сопротивление, истиранию, разрывную прочность); химического анализа (определение волокнистого состава).

 

Рассмотрим значение испытания, как процедуры Основным средством испытаний является испытательное оборудование. К

 

средствам испытаний относятся также основные и вспомогательные вещества и материалы (реактивы и т.п.), применяемые при испытании.

 

При испытании могут применяться различные методы определений характеристик продукции и услуг: измерительные, аналитические, регистрационные (установление отказов, повреждений).

 

По месту проведения испытания бывают лабораторными, полигонными, натурными.

 

Основное требование к качеству проведения испытания – точность и воспроизводимость результатов. Для подтверждения требуемого качества испытаний лаборатории должны пройти процедуру аккредитации.

 

Аккредитация лабораторий – официальное признание того, что испытательные лаборатории правомочны осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний.

 

 России действует Система аккредитации испытательных, измерительных

 

è аналитических лабораторий.

 

Согласно Правилам проведения сертификации в РФ к испытаниям конкретной продукции допускается только аккредитованная испытательная лаборатория.

 

Рассмотрев требования, что стандарт на продукцию разрабатывается в следующей последовательности: изучение потребности в стандартизируемом объекте, установление требований к качеству, установление характеристик, установление методов контроля характеристик.

 

Система качества

 

Устойчивое улучшение качества может быть решено на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий. На протяжении нескольких десятилетий создавались и совершенствовались системы качества (СК). На


современном этапе принята СК, установленная в международных стандартах – ИСО серии 9000. Фундаментальным является следующий принцип системы: управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции.

 

Жизненный цикл продукции – совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. Существует понятие стадии (этапа) жизненного цикла продукции, характеризующихся спецификой направленности работ и количественными результатами. Существует шесть стадий: маркетинг, проектирование, производство, обращение, эксплуатация (потребление), утилизация.

 

На этапе маркетинга – изучаются требования заказчика продукции.

 

На этапе проектирования – разрабатывается продукция, отвечающая всем требованиям потребителя.

 

На стадии производства – обеспечивается уровень качества, заложенный в проекте.

 

При обращении должно быть сохранено сформированное качество в период транспортирования, хранения, подготовки к продаже реализации.

 

На стадии эксплуатации к управлению качеством подключается потребитель. От того насколько грамотно он будет использовать продукцию, зависит ее качество, в том числе срок службы.

 

На стадии утилизации необходимо предупредить вредное воздействие использованной продукции на окружающую среду.

 

Этапом утилизации не заканчивается деятельность предприятия. Неразрывность стадий и этапов жизненного цикла подсказало исследователям модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окружности), составляющей которой служат отдельные этапы жизненного цикла продукции. Раньше эту модель называли петлей качества (спиралью), а в последней версии ИСО 9000 – «типичные этапы жизненного цикла продукции».

 

Рассмотрим сущность понятия СК Организационная структура СК – распределение прав, обязанностей и

 

функций подразделений предприятия и персонала.

Методика СК – установленный способ осуществления деятельности СК

 

(ИСО 8402).

 

Ресурсы – персонал, средства обслуживания, оборудование, технология. Процесс (согласно ИСО 8402) – совокупность взаимосвязанных ресурсов и

 

деятельность, которые преобразуют входящие элементы (в случае продукции – сырье, материалы и пр.) в выходящие (готовую продукцию).

 

Наличие СК может быть доказано в том случае если она представлена в документированном виде. Таким образом, СК – совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.


ЛЕКЦИЯ №18

 

Сертификация создает определенную, но не абсолютную степень уверенности в наличии соответствия. Для этого сертификация должна располагать набором доказательств, а также документами или иными подтверждениями получения этих доказательств. Они должны создавать необходимую уверенность соответствия. Чем выше уровень, тем весомее должны быть доказательства.

 

Операции, выполняемые при подтверждении соответствия, представлены в таблице 1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.06 с.)