Основные цели , задачи и принципы сертификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные цели , задачи и принципы сертификации



 

Термин «сертификация» впервые был сформулирован и определен Комитетом по вопросам стандартизации (СЕРТИКО) международной организации по стандартизации ИСО и включен в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК 2) версии 1982 г. «Общие термины и определения в областистандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий». Согласно этому документу, сертификация определена как действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам. В настоящее время под сертификацией понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

 

Сертификация продукции и услуг стала обязательной. Она рассматривается как официальное подтверждение качества и во многом определяет конкурентоспособность продукции, а значит и развитие производства, его рентабельность и эффективность.

 

В последние годы к традиционно широко распространенной сертификации продукции добавились сертификация услуг (в торговле, туризме, обслуживании и ремонте), систем качества предприятий, а также сертификации персонала.

 

Все виды сертификации базируется на высокой компетенции специалистов, которые реализуют ее процедуры, а также разрабатывают нормативно-методические документы. Опыт работ по сертификации в России указывает на острую необходимость в подготовке специалистов по вопросам стандартизации, сертификации и управления качеством.

 

К объектам сертификации относятся: продукция и услуги, персонал работы, системы качества, рабочие места и др.

 

В сертификации продукции участвуют первая, вторая и третья стороны. Третья сторона – это лицо или орган признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/МЭК-2).

 

Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).

 

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Перечни продукции, подлежащие обязательной сертификации,

утверждаются Правительством РФ.

 

Сертификация продукции – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовления (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

 

Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.


Система сертификации формируются на национальном (федеральном), региональном и международном уровнях. У нас системы сертификаций создаются Госстандартом России, Министерством здравоохранения, Госкомсвязи и др., т.е. органами исполнительной власти.

 

Сертификат соответствия (с латыни «сделано верно») – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

 

Декларация соответствия – документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.

 

Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствием маркированной им продукции установленным требованиям.

Цели сертификации

- Содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуг);

 

- Защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

 

- Контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

 

- Подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы) заявленных изготовителем (исполнителем);

 

- Создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном, экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

 

Например, свидетельство о высоком социально-экономическом эффекте сертификации: отказ в сертификации и запрет реализации на рынке 100 тонн бельгийской говядины спасли от острого пищевого отравления тысячи людей, затраты на их лечение составили бы около 60 млн. руб., а потери из-за отсутствия людей на рабочих местах еще 100 млн. руб.

 

Принципы сертификации

 

При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами:

 

1. Законодательная основа сертификации. Деятельность по сертификации

 

â РФ основана законом РФ «О защите прав потребителей», «Об обеспечении единства измерений», «О техническом регулировании».

 

2. Открытость систем сертификации. В работах по сертификации участвуют предприятия, учреждения, организации от форм собственности (в том числе других стран), признающие и выполняющие ее правила.

 

3. Гармонизация правил и рекомендации с международными нормами и правилами. Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом, тесного взаимодействия с национальными системами сертификации других стран.


4. Открытость и закрытость информации. При сертификации должноосуществляться информирование всех ее участников – изготовителей, потребителей, органов по сертификации, а также всех других заинтересованных сторон – общественных организаций отдельных лиц – о правилах и результатах сертификации.

 

С другой стороны при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.008 с.)