Особенности восприятия звуков и речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности восприятия звуков и речи.



Как уже говорилось, полная глухота встречается редко. Чаще всего, сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные звуки речи и некоторые хорошо знакомые слова, которые произносятся близко к уху. Низкочастотные звуки, такие как сигнал автомобиля, барабан, стук, большинство глухих людей слышат. У слабослышащих и имплантированных людей возможности восприятия бытовых и природных шумов шире и разнообразнее. Но даже если человек с нарушенным слухом слышит, как тикают часы на стене, он при этом может испытывать большие трудности в различении чужой речи.

Лучше воспринимаются звуки нормальной громкости. Чересчур громкие звуки, крик могут вызывать у глухого человека болезненные ощущения. В таком случае он закрывает уши руками, морщится. Это связано именно с дискомфортом в ухе, а не с нежеланием общаться и слушать собеседника.

Люди с нарушенным слухом воспринимают устную речь слухо-зрительно – одновременно и читая по губам, и пользуясь остаточным слухом. Однако точность понимания смысла зависит и от собственных усилий не слышащего: от его умения удерживать внимание, задавать уточняющие вопросы, от уровня развития смысловой догадки, когда из «услышанных» фрагментов по контексту мысленно достраивается вся фраза. Поэтому если речь связана с текущей ситуацией, человеку с нарушенным слухом легче понять контекст и смысл сказанного. А вот отвлеченный рассказ о том, что было раньше или будет позже понять ему будет гораздо сложнее. Особую сложность представляет понимание причинно-следственных, пространственно-временных и других грамматических отношений, а также словосочетаний со страдательными причастиями: «излеченные болезни», «нашедшая покой» и т.д. Точное восприятие (т.е. способность дословно повторить) не является гарантией того, что глухой или слабослышащий человек все правильно понял.

Поведение человека с нарушенным слухом может быть разным: от беспокойного, несколько суетливого, надоедливого, связанного с потребностью в помощи, в восполнении недостатка слуховой информации, – до отрешенного, рассеянного, избегающего общения с окружающими. Второй вариант связан с негативным опытом общения со слышащими людьми, со страхом быть непонятым, осмеянным. При этом потребность в общении, дружеской поддержке у не слышащего ребенка или взрослого, конечно же, не меньшая, чем у слышащего. Поэтому люди с нарушенным слухом нередко предпочитают посещать массовые мероприятия или отправляться в путешествия в обществе людей с таким же нарушением.

У глухих людей иногда возникают трудности в координации движений, что может выражаться в шаркающей походке, некоторой неуклюжести. Причина – нарушения в работе вестибулярного аппарата (органы слуха и равновесия расположены рядом). Из-за проблем со слухом человеку трудно контролировать собственные голосовые реакции. Поэтому глухие люди могут непроизвольно издавать необычные шумы при физическом усилии, дыхании, приеме пищи, волнении.

Таким образом, глухота, осложняющая развитие словесной речи и общение с окружающими, обусловливает потребность в овладении и пользовании специфическими средствами коммуникации. К ним относятся «дактилология» и жестовая речь – системы ручных и пальцевых знаков.

Рука для тех, кто не слышит, является естественным орудием речи: она образно (или условно) воспроизводит видимое, ее движения воспринимаются зрительно. Речевые жесты и дактильные знаки сравнительно легко и быстро усваиваются.

Уровень развития личности с недостатками слуха зависит от времени поражения слуха, степени потери слуха. Уровня интеллектуального развития, отношений в семье.

У людей с дефектами слуха возникают проблемы в социализации, и социальной адаптации. Человеческой психике свойственно избегать непохожего и непонятного. Такая же стигма распространяется и на людей с ограничениями по слуху. Они воспринимаются как странные, неадекватные. Чужие. Именно поэтому их часто избегают, и не желают вступать с ними в контакт. Как следствие возникает языковая проблема. Невозможность общения со всеми людьми.

ВЫВОД: таким образом, мы видим, что нередко возникают проблемы в межличностном общении людей с нарушениями слуха и слышащих людей. В решении подобных проблем сотрудники органов внутренних дел должны обладать умением оказать помощь, поддержку и проявить понимание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.006 с.)