Чтобы выполнить работу внимательно прочитайте статью учебника и справочные материалы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтобы выполнить работу внимательно прочитайте статью учебника и справочные материалы.



Справочные материалы

Литература русского Зарубежья – ветвь русской литературы, возникшая после 1917 года за пределами Советской России и СССР.

Периоды литературы русского Зарубежья

1)1918-1940 – первая волна русской эмиграции

2)1940-1950 (или середина 60-х)- вторая волна русской эмиграции

3)1960 (или середина 60-х)-1990 – третья волна русской эмиграции.

В результате октябрьских событий 1917 года жизнь и культура России претерпели трагический катаклизм. Интеллигенция в большинстве своём не приняла революцию и вольно или невольно уехала за границу. С началом Октябрьского переворота и Гражданской войны происходит разделение русской литературы на 2 потока, в каждом из которых происходят специфические процессы.

Литература Русского зарубежья – впечатляющий, можно сказать, единственный пример в мировой культуре. Крах белого движения привёл к тому, что сотни тысяч россиян, опасаясь диктатуры пролетариата, власти большевиков, покинули родину, основав русские гнёзда в Константинополе, Софии, Праге, Белграде, Риге, Харбине, Берлине, Париже, Нью-Йорке.

Внушителен список русских писателей, оказавшихся за границей: И. Бунин, А. Куприн, А. Толстой, И. Шмелёв, А. Аверченко, Н. Тэффи и многие другие.

В европейских столицах организуются литературные центры, выходят многочисленные газеты и журналы. Наиболее известные газеты: парижские «Последние новости», «Общее дело», берлинская «Руль», рижская «Сегодня», варшавская «За свободу». Из литературных журналов следует назвать критико-библиографическое издание «Русская книга», парижские «Вёрсты», «Русскую мысль» и «Современные записки».

Итак, можно считать, что литература русской эмиграции всё-таки существовала, со свои массовым читателем, широко разветвлённой сетью издательств, журналов, газет, библиотек и читален. Другое дело, что этот верхний культурный слой почвы без народной основы должен был неминуемо подвергнуться эрозии. Иными словами, зарубежная литература была обречена на краткое, по историческим меркам, существование, в точном согласии с биологическими часами, завод которых ограничивается одним-двумя поколениями.

Литература Русского зарубежья продолжала развиваться в специфических, неблагоприятных для неё условиях – в отрыве от вскормившей её народной почвы, российского читателя, родного языка. Это предопределило консерватизм крупнейших писателей эмиграции, ограничило в определённой степени проблематику их творчества и одновременно придало их произведениям особенный, остро-трагический характер, безоговорочную ориентацию на классику.

 

2 волна эмиграции началась в конце Второй мировой войны, не отличалась такой массовостью, как 1-я. Значительная часть её состояла из так называемых «перемещённых лиц». Большая часть эмигрировала в Германию и США. Оказавшись в тяжёлых условиях эмиграции, поэты и писатели посвящали немалую часть своих произведений теме войны, плена, большевистского террора. Среди эмигрировавших авторов – Д. Кленовский, В. Синкевич, Б. Ширяев, Н. Моршен, Н. Нароков, И. Елагин.

3 волна эмиграции была связана в большей степени с поколением шестидесятников и их неоправдавшимися надеждами после хрущёвской оттепели. После посещения Н.С. Хрущёвым в 1962 году выставки художников-авангардистов начался период гонений на творческую интеллигенцию и ограничение свобод. В 1966 году был выслан первый писатель – В. Тарсис. Многие деятели науки и культуры стали выезжать из страны после изгнания А.И. Солженицына в 1974 году, эмигрируя в основном в США, Францию, Германию, Израиль. Представители 3 волны были склонны к авангарду, постмодернизму, находясь под впечатлением американской и латиноамериканской литературы, произведений Цветаевой, Пастернака, Платонова. Среди крупных представителей 3 волны – В. Аксёнов, Г. Владимиров, В. Войнович, А. Зиновьев, Ю. Мамлеев, А. Синявский, С. Довлатов, И. Бродский (в 1987 году получил Нобелевскую премию «за развитие и модернизацию классических форм»). Оказавшись в изоляции от старой эмиграции, представители 3 волны открыли свои издательства, альманахи и журналы. Известнейшие журналы: «Континент» (Париж), «Синтаксис» (Париж), в США – газеты «Новый американец», «Панорама», журнал «Калейдоскоп». В Израиле – журнал «Время и мы», в Мюнхене – «Форум». В 1972 году начинает работать издательство «Ардис», Ефимов основывает издательство «Эрмитаж».

Литература Русского зарубежья выдвинула немало писателей, которые сформировались в условиях эмиграции. Наиболее выдающимся художником второго поколения эмиграции был Владимир Владимирович Набоков. Он оставил после себя, без преувеличения, огромное наследие. Только на русском языке им написано 8 романов, несколько десятков рассказов (сборники «Возвращение Чорба», «Соглядатай», «Весна в Фиальте», сотни стихотворений, ряд пьес «Смерть», «Событие», «Изобретение вальса» и другие.

К этому нужно добавить обширное англоязычное творчество (с 1940 года) – романы «Истинная жизнь Себастьяна Найта» «Под знаком незаконнорождённых», «Пнин», Ада», «Бледный огонь», «Лолита», «Прозрачные вещи», «Взгляни на Арлекинов!», автобиографическую прозу, цикл лекций о русской литературе, книгу-интервью «Твёрдые мнения», многочисленные переводы русской классики.

Метод Набокова – мистификация, игра, мнимые галлюцинации, «цветное» ощущение, пародии, словесные кроссворды. Метод этот – в решении литературной теоремы.

Наиболее русский из романов Набокова - «Машенька» (1926).Реальность и иллюзорность, правда, ещё слегка размыты, вещный мир и ощущения попеременно торжествуют друг над другом, не выводя победителей. Но медленное и едва ли не маниакальное воспоминание о чём-то, что невозможно вспомнить.

 И, пожалуй, самая характерная черта, свойственная всем проходным персонажам Набокова, - их максимальный эгоизм, нежелание считаться с другими. Ганин жалеет не Машеньку и их любовь, он жалеет того себя, которого не вернёшь, как не вернёшь молодость в России. И реальная Машенька, жена тусклого и антисимпатичного соседа по пансионату Алфёрова, своим «вульгарным» появлением убьёт хрупкое прошлое.

 

Напишите вывод по работе: продолжала ли существовать русская литература за рубежом, почему она нашла путь к русскому читателю лишь в конце 1990-х годов.

Практическая работа № 4

Русская литература 50-80-х годов

Цель: знакомство с особенностями развития русской литературы данного периода, совершенствование навыков составления отзыва о художественном произведении и анализа стихотворения.

1 вариант



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.02 с.)