Перечислите основные художественные методы в русской литературе 1 половины 19 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечислите основные художественные методы в русской литературе 1 половины 19 века.



Практическая работа № 1

Русская литература 1 половины 19 века

Цель: систематизировать и обобщить знания по русской литературе 1 половины 19 века путём работы со справочной литературой и анализа художественных текстов.

1 вариант

Перечислите основные художественные методы в русской литературе 1 половины 19 века.

Прочитайте статью учебника и определите сходство и различие в судьбах А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, для чего составьте таблицу.

Судьба А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Сходство Различие

3)Прочитайте статью учебника и определите основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина, приведите примеры стихов.

Сделайте анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».

Я, матерь Божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

 

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного,

Но я вручить хочу деву невинную

Тёплой заступнице мира холодного.

 

Окружи счастьем душу достойную,

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

 

Срок ли приблизится часу прощальному,

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

                                           1837 год.

Прочитайте статью учебника и определите, в чём видит М.Ю. Лермонтов предназначение поэта.

6)Прочитайте статью учебника о Н.В. Гоголе и напишите, как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургских повестях «Невский проспект», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (на примере одного произведения).

Прочитайте статью учебника и напишите, сюжет каких произведений был подсказан Н.В. Гоголю А.С. Пушкиным?

Напишите вывод по работе, каким хотели видеть окружающий мир и человека писатели и поэты 1 половины 19 века.

Практическая работа № 1

Русская литература 1 половины 19 века

Цель: систематизировать и обобщить знания по русской литературе 1 половины 19 века путём работы со справочной литературой и анализа художественных текстов.

2 вариант

Перечислите русских писателей и поэтов 1 половины 19 века, назовите их наиболее значительные произведения.

Прочитайте статью учебника и напишите, сколько раз, куда и за что были отправлены в ссылку А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов?

3)Прочитайте статью учебника и перечислите основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова, приведите примеры стихов.

Сделайте анализ стихотворения А.С. Пушкина «Элегия».

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино – печаль минувших дней

В моей душе чем старее, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

 

Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть – на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

                                                 1830 год.

Прочитайте статью учебника и обобщите, в чём видит А.С. Пушкин предназначение поэта.

Прочитайте статью учебника и ответьте, как раскрывается тема трагической сложности искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Что связывает эту повесть со стихами А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова о назначении поэта и поэзии?

Какие произведения и почему уничтожил Н.В. Гоголь?

Напишите вывод по работе, каким хотели бы видеть окружающий мир и человека писатели и поэты 1 половины 19 века.

Практическая работа № 2

Русская литература 2 половины 19 века

Цель: обобщить и систематизировать знания по русской литературе 2 половины 19 века путём работы со справочной литературой и анализа текстов художественных произведений.

1 вариант

Какой художественный метод стал основным в русской литературе 2 половины 19 века? Напишите определение этого метода и его представителей.

План анализа эпизода

1)Кто находится в центе эпизода, что вам известно о них?

2)В каком душевном состоянии находятся Раскольников и Соня?

Почему?

3)Почему меняется поведение Раскольникова с Соней?

Как реагирует на это девушка?

4)В какой момент происходит воскрешение души Раскольникова?

5)Какие художественные средства использует автор, описывая состояние героев?

Практическая работа № 2

Русская литература 2 половины 19 века

Цель: обобщить и систематизировать знания по русской литературе 2 половины 19 века путём работы со справочной литературой и анализа текстов художественных произведений.

2 вариант

Пользуясь справочной литературой, дайте определение «школы чистого искусства», или искусства для искусства, перечислите представителей этого направления в русской поэзии. Какова его роль в развитии русской литературы?

План анализа эпизода

1)Кто участники эпизода, что вам известно о них из романа?

2)Какое чувство испытывает Анна Сергеевна Одинцова к Базарову, как она ведёт себя с ним?

3)Как Базаров относится к своей болезни, к себе?

4)Какое чувство проявляет Базаров к Одинцовой, к своим родителям?

5)Страшно ли умирать главному герою? О чём он сожалеет?

6)Какие художественные средства использовал автор, описывая последнюю встречу героев?

Практическая работа № 3

Литература русского Зарубежья 1920-1990-х годов

Цель: научиться составлять выборочный конспект с использованием разных источников информации.

Составьте конспект, для чего разделите страницу на 2 графы. 1 графу озаглавьте «Вопросы», 2 графу – «Конспект».

Вопросы Конспект

В 1-й графе отразите следующие вопросы:

1) Определение литературы русского Зарубежья.

2) Первый период русского Зарубежья:

А)хронологические рамки;

Б)причины появления;

В)центры русского литературного Зарубежья;

Г)наиболее известные русские газеты и журналы, выходящие за границей;

Д)особенности творчества;

Е)представители.

3) Второй период русского Зарубежья:

А)хронологические рамки;

Б)места расположения и причины появления;

В)представители;

Г)темы творчества.

4) Третий период русского Зарубежья:

А)хронологические рамки;

Б)причины возникновения;

В)представители;

Г)особенности творчества.

5) Сведения из биографии В.В. Набокова.

А)наследие писателя;

Б)метод творчества;

В)роман «Машенька».

Справочные материалы

Литература русского Зарубежья – ветвь русской литературы, возникшая после 1917 года за пределами Советской России и СССР.

Периоды литературы русского Зарубежья

1)1918-1940 – первая волна русской эмиграции

2)1940-1950 (или середина 60-х)- вторая волна русской эмиграции

3)1960 (или середина 60-х)-1990 – третья волна русской эмиграции.

В результате октябрьских событий 1917 года жизнь и культура России претерпели трагический катаклизм. Интеллигенция в большинстве своём не приняла революцию и вольно или невольно уехала за границу. С началом Октябрьского переворота и Гражданской войны происходит разделение русской литературы на 2 потока, в каждом из которых происходят специфические процессы.

Литература Русского зарубежья – впечатляющий, можно сказать, единственный пример в мировой культуре. Крах белого движения привёл к тому, что сотни тысяч россиян, опасаясь диктатуры пролетариата, власти большевиков, покинули родину, основав русские гнёзда в Константинополе, Софии, Праге, Белграде, Риге, Харбине, Берлине, Париже, Нью-Йорке.

Внушителен список русских писателей, оказавшихся за границей: И. Бунин, А. Куприн, А. Толстой, И. Шмелёв, А. Аверченко, Н. Тэффи и многие другие.

В европейских столицах организуются литературные центры, выходят многочисленные газеты и журналы. Наиболее известные газеты: парижские «Последние новости», «Общее дело», берлинская «Руль», рижская «Сегодня», варшавская «За свободу». Из литературных журналов следует назвать критико-библиографическое издание «Русская книга», парижские «Вёрсты», «Русскую мысль» и «Современные записки».

Итак, можно считать, что литература русской эмиграции всё-таки существовала, со свои массовым читателем, широко разветвлённой сетью издательств, журналов, газет, библиотек и читален. Другое дело, что этот верхний культурный слой почвы без народной основы должен был неминуемо подвергнуться эрозии. Иными словами, зарубежная литература была обречена на краткое, по историческим меркам, существование, в точном согласии с биологическими часами, завод которых ограничивается одним-двумя поколениями.

Литература Русского зарубежья продолжала развиваться в специфических, неблагоприятных для неё условиях – в отрыве от вскормившей её народной почвы, российского читателя, родного языка. Это предопределило консерватизм крупнейших писателей эмиграции, ограничило в определённой степени проблематику их творчества и одновременно придало их произведениям особенный, остро-трагический характер, безоговорочную ориентацию на классику.

 

2 волна эмиграции началась в конце Второй мировой войны, не отличалась такой массовостью, как 1-я. Значительная часть её состояла из так называемых «перемещённых лиц». Большая часть эмигрировала в Германию и США. Оказавшись в тяжёлых условиях эмиграции, поэты и писатели посвящали немалую часть своих произведений теме войны, плена, большевистского террора. Среди эмигрировавших авторов – Д. Кленовский, В. Синкевич, Б. Ширяев, Н. Моршен, Н. Нароков, И. Елагин.

3 волна эмиграции была связана в большей степени с поколением шестидесятников и их неоправдавшимися надеждами после хрущёвской оттепели. После посещения Н.С. Хрущёвым в 1962 году выставки художников-авангардистов начался период гонений на творческую интеллигенцию и ограничение свобод. В 1966 году был выслан первый писатель – В. Тарсис. Многие деятели науки и культуры стали выезжать из страны после изгнания А.И. Солженицына в 1974 году, эмигрируя в основном в США, Францию, Германию, Израиль. Представители 3 волны были склонны к авангарду, постмодернизму, находясь под впечатлением американской и латиноамериканской литературы, произведений Цветаевой, Пастернака, Платонова. Среди крупных представителей 3 волны – В. Аксёнов, Г. Владимиров, В. Войнович, А. Зиновьев, Ю. Мамлеев, А. Синявский, С. Довлатов, И. Бродский (в 1987 году получил Нобелевскую премию «за развитие и модернизацию классических форм»). Оказавшись в изоляции от старой эмиграции, представители 3 волны открыли свои издательства, альманахи и журналы. Известнейшие журналы: «Континент» (Париж), «Синтаксис» (Париж), в США – газеты «Новый американец», «Панорама», журнал «Калейдоскоп». В Израиле – журнал «Время и мы», в Мюнхене – «Форум». В 1972 году начинает работать издательство «Ардис», Ефимов основывает издательство «Эрмитаж».

Литература Русского зарубежья выдвинула немало писателей, которые сформировались в условиях эмиграции. Наиболее выдающимся художником второго поколения эмиграции был Владимир Владимирович Набоков. Он оставил после себя, без преувеличения, огромное наследие. Только на русском языке им написано 8 романов, несколько десятков рассказов (сборники «Возвращение Чорба», «Соглядатай», «Весна в Фиальте», сотни стихотворений, ряд пьес «Смерть», «Событие», «Изобретение вальса» и другие.

К этому нужно добавить обширное англоязычное творчество (с 1940 года) – романы «Истинная жизнь Себастьяна Найта» «Под знаком незаконнорождённых», «Пнин», Ада», «Бледный огонь», «Лолита», «Прозрачные вещи», «Взгляни на Арлекинов!», автобиографическую прозу, цикл лекций о русской литературе, книгу-интервью «Твёрдые мнения», многочисленные переводы русской классики.

Метод Набокова – мистификация, игра, мнимые галлюцинации, «цветное» ощущение, пародии, словесные кроссворды. Метод этот – в решении литературной теоремы.

Наиболее русский из романов Набокова - «Машенька» (1926).Реальность и иллюзорность, правда, ещё слегка размыты, вещный мир и ощущения попеременно торжествуют друг над другом, не выводя победителей. Но медленное и едва ли не маниакальное воспоминание о чём-то, что невозможно вспомнить.

 И, пожалуй, самая характерная черта, свойственная всем проходным персонажам Набокова, - их максимальный эгоизм, нежелание считаться с другими. Ганин жалеет не Машеньку и их любовь, он жалеет того себя, которого не вернёшь, как не вернёшь молодость в России. И реальная Машенька, жена тусклого и антисимпатичного соседа по пансионату Алфёрова, своим «вульгарным» появлением убьёт хрупкое прошлое.

 

Напишите вывод по работе: продолжала ли существовать русская литература за рубежом, почему она нашла путь к русскому читателю лишь в конце 1990-х годов.

Практическая работа № 4

Русская литература 50-80-х годов

Цель: знакомство с особенностями развития русской литературы данного периода, совершенствование навыков составления отзыва о художественном произведении и анализа стихотворения.

1 вариант

Практическая работа № 4

Литература 50-80-х годов

Цель: знакомство с особенностями развития русской литературы данного периода, совершенствование навыков составления отзыва о художественном произведении и анализа стихотворения.

2 вариант

Практическая работа № 1

Русская литература 1 половины 19 века

Цель: систематизировать и обобщить знания по русской литературе 1 половины 19 века путём работы со справочной литературой и анализа художественных текстов.

1 вариант

Перечислите основные художественные методы в русской литературе 1 половины 19 века.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.046 с.)