Духовная культура личности и общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная культура личности и общества.



Задание 1. Установите соответствие между понятием определением.

1. Диффузия культуры - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и учреждений, духовных ценностях, совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

2. Духовная культура - это вид культуры, который представлен материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода т.д.

3. Язык - это вид культуры, который включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми, характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

4. Ценностная ориентация - это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов.

5. Культура - одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения.

6. Материальная культура - это совокупность принимаемых личностью ценностей.

7. Ценности - это теоретически сформулированная система взглядов.

8. Субкультура - это совокупность проявлений народного творчества.

9. Идеология - это система ценностей, установок, способов поведения жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней.

10. Фольклор - это культура, которая не просто отличается от доминирующей, но противостоит ей, находится с ней в конфликте.

11. Контркультура - это взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении.

12. Культурное воспроизводство - это процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие.

 

 

Практическая работа № 8.

Виды культуры.

Задание 1. Составьте схему, используя следующие понятия.

 «Культура», «элементы культуры», «функции культуры», «формы культуры», «материальная культура», «духовная культура», «язык», «ценности», «нормы», «регулятивная функция», «образовательная функция», «воспитательная функция», «интегративная функция», «ретранслирующая функция», «народная культура», «элитарная культура», «массовая культура».

 

Задание 2. Прочитайте высказывания. Объясните взгляды авторов на понятие «культура». Как вы считаете, почему у этого понятия нет однозначного определения?

Э. Эррио: «Культура - это то, что остается, когда все остальное забыто».

Ф. Ницше: «Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». М.Арнольд: «Если во что верю, так только культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура - это познание совершенства. Люди культуры - истинные апостолы равенства»; «Культура - это стремление к благозвучию и свету, главное же – к тому, чтобы и благозвучие, и свет преобладали».

Практическая работа № 9.

Наука в современном мире.

Задание 1. Установите соответствие между понятием определением.

1. Технические науки - это вид деятельности, целью которого является познание мира, получение новых знаний и рациональное их осмысление.

2. Естественные науки - это науки, которые изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества.

3. Наука - это науки, которые исследуют явления материального мира.

4. Гуманитарные науки - это науки, которые непосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процесса производства.

Задание 2. Заполните таблицу.

Наука Предмет изучения
Социология  
Психология  
Философия  
Антропология  
Социальная антропология  
Социальная психология  
Педагогика  
Психоанализ  
Экономика  
Политология  
Юриспруденция  
Культурология  
История  

 

Задание 2. Прочитайте текст. Сделайте вывод о соотношении науки и морали.

 

О. Г.ДробницкиЙ: «Уже достаточно было сказано том, что мораль наука - различные формы общественного сознания, имеющие каждая свою логику специфический способ осмысления социальной реальности человека его практической деятельности. Но у науки и морали есть нечто общее. Нам представляется, что аналогию между той или другой можно проводить только в одном отношении. Нравственность, как научное мышление, есть определенный способ понимания человеком своего исторического бытия. Если это не теоретическое знание, то, по крайней мере, определенное представление действительности, выражающее своим особым языком ее объективные законы. Сомнение в том, что мораль дает определенное знание действительности, появляется именно потому, что требования нравственности часто выступают разительно отличными от того, что фактически имеет место. Ведь именно к этому сводится действительный смысл долженствования как чего-то отличного от существующего: оно требует исполнения морального веления устранения факта, который прочно укоренился в действительности в силу определенных причин и следствий».

 

Практическая работа № 10

Роль образования в жизни человека и общества.

Задание 1. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• В правление Александра I оформилась единая система учебных заведений, включающая:

церковно-приходские школы;

………………….............

……………………………….

университеты.

• в Российской Федерации в соответствии с законом устанавливаются следующие образовательные уровни:

...................................

среднее (полное) общее образование;

начальное профессиональное образование;

....................................

высшее профессиональное образование;

• В современной России вузы могут быть:

…………………………………..

муниципальные;

…………………………………..

• Освоение учебных дисциплин в вузах выполняет следующие задачи:

формирует грамотный научный язык;

…………………………………..

…………………………………..

• Высшие учебные заведения у нас в стране бывают нескольких видов:

…………………………………..

…………………………………..

институты.

• Сейчас во многих вузах вводится система обучения, широко распространенная на Западе. Она подразумевает прохождение трех образовательных уровней:

………………………………….

специалист;

………………………………….

• Послевузовское образование включает два уровня:

аспирантуру;

………………………………..

 

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.

• Образование не является важным и необходимым институтом общества и не имеет цели передачи накопленных знаний и опыта молодому поколению.

• Образование и воспитание - это два не связанных между собой процесса, в процессе обучения ученик только приобретает новые знания и не испытывает никакого воспитательного воздействия со стороны учителя.

• Учебные заведения в современной России политизированы, в них могут создаваться и функционировать любые общественные организации и политические партии.

 

Задание 3. Заполните таблицу.

 

Права учеников Обязанности учеников
   

Задание 4. Составьте схему, используя следующие понятия.

 

«Образование», «принципы образования в РФ», «образовательные уровни», «виды вузов в РФ», «системы обучения в вузах», «право на образование», «бесплатное дошкольное и среднее образование», «бесплатное высшее образование в государственных и

муниципальных образовательных учреждениях», «основное общее образование», «среднее (полное) общее образование», «начальное профессиональное образование», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование», «университеты», «академия»,

«институты», «традиционная система обучения», «дистанционная система обучения».

 

Задание 5. Прочитайте высказывания. В чем состоит значение образования для общества, для человека?

· В.А Сухомлинский: «Человек должен учиться потому, что он человек».

· Д. Рёскин: «Чтение и письмо отнюдь не составляют образования, если они не помогают людям быть добрее ко всем тварям».

· А С. Пушкин: «Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная».

· И. Гёте: «Научиться можно лишь тому, что любишь».

· А. Шопенгауэр: «Люди в тысячу раз больше хлопочут о наживании себе богатства, нежели об образовании своего ума и сердца; хотя для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно важнее того, что есть у человека»; «Образование относится к естественным

преимуществам интеллекта, как планеты и спутники к солнцу. Ибо обыкновенный, образованный человек говорит не то, что сам думает, а что другие думали, и делает не то, что мог бы сам сделать, а то, чему научился от других».

· Н.А. Добролюбов: «Оправдывают свое невежество неискусством учителей только те, которые сами из себя ничего не умеют сделать и все ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда они сами должны идти».

· Л. Н. Толстой: «Не будь наук и искусств, не было бы человека и человеческой жизни».

· И. П. Павлов: «Изучайте азы науки прежде, чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не окончив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки ваших знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Научитесь делать черную работу в науке».

· Я.А. Коменский: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

· Н. И.ЛобачевскиЙ: «Человек родился быть господином, повелителем, царем природы. Но мудрость, с которою он должен править, не дана ему от рождения, она приобретается учением».

· Э. Эверетт: «Образование - лучший страж свободы, чем развернутая армия».

Практическая работа № 11.

Мораль.

Задание 1. Подберите под определения соответствующие им понятия.

... - это правила, основанные на представлениях людей о предпринимательской

деятельности.

... - это правила, установленные общественными организациями.

... - это правила взаимоотношений в политической сфере.

… - это правила, которые, передаваясь из поколения в поколение, вошли в привычку и стали необходимой жизненной потребностью людей.

… - это правила взаимоотношений между членами семьи.

  - это правила при проведения каких-либо обрядов.

... - это правила, основанные на нормах религии.

... - это правила, установленные и охраняемые государством.

... - это правила, основанные на представлениях людей о добре и зле, чести, долге, справедливости.

Задание 2. Синонимом морали является понятие «нравственность». Прочитайте высказывания. Какое значение имеет нравственность в жизни общества, отдельного человека?

· Л. Фейербах: «Хорошо и нравственно - это одно и то же. Но хорош только тот, кто хорош для других».

· И. Гёте: «Главное условие нравственности - желание стать нравственным».

· Г. Флобер: «Все, что прекрасно, - нравственно».

· Конфуций: «Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно».

· Г. Гегель: «Истинная собственная польза достигается лишь нравственным поведением».

· Л. Н. Толстой: «Простота есть главное условие нравственной красоты... Для того чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать... Жизнь без нравственного усилия есть сон».

· И. Кант: «Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья».

Задание 3. Прочитайте высказывания. Какой смысл вкладывают авторы в понятие долга?

· Платон: «Долг - это уважение к праву другого»; «Наша честь состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее».

· Конфуций: «Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой».

· А. Смит: «Долг - это уважение к общим правилам нравственности».

· И. Бентам: «Сознание долга, привязывающее человека к его обязательствам, есть не что иное, как сознание высшего интереса, который одерживает в нем верх над интересами низшего порядка».

· Г. Гегель: «Что есть долг? Пока что у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое дело и заботиться о собственном благе и о благе... других».

· И. Гёте: «Долг - это любовь к тому, что сам приказываешь себе».

· И. Кант: «Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям... перед тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне и противодействовали, - где же твой достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения... Это может быть только то, что возвышает человека над самим собой...»

 

Задание 4. Ниже приведены высказывания о различных моральных качествах. Охарактеризуйте позицию каждого автора. Можно ли обойтись без указанных качеств? Как они влияют на отношения между людьми?

· Платон: «Порядочность - искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей».

· Г. Гегель: «Деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, что не позволяют окружающие условия».

· Д.Локк: «Благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности  и внимании ко всем людям».

· П. Буаст: «Учтивость - это благосклонность в мелочах и постоянное внимание к потребностям тех, с кем мы общаемся».

· Ж. Лабрюйер: «Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой».

· Ж. Сталь: «Учтивость - это узы, связывающие людей, чуждых друг другу».

· Б. Шоу: «Добродетель, состоит не в том, чтобы воздерживаться от порока, а в том, чтобы не стремиться к нему».

· Ж.Лабрюйер: «Добродетельный человек не может не быть благовоспитан, но не всякий благовоспитанный человек добродетелен».

 

Задание 5. Одной из категорий морали является дружба. Это качество ценилось во все времена. Прочитайте высказывание. Как вы думаете, что такое дружба? Может ли человек жить без друзей? Кого вы можете назвать другом? Почему?

· Пифагор: «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали твоими друзьями».

· Сенека: «Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге».

· Плутарх: «Не нужен мне друг, который видоизменяется вместе со мною и повторяет каждый мой кивок! Это ведь делает гораздо лучше тень моя».

· Ф.Александрийский: «Другом считай того, кто желает помочь, даже если не может».

· У. Шекспир: «Зачем же были бы нужны нам друзья, если бы мы в них не нуждались?»

· Р. У. Эмерсон: «Единственный способ иметь друга – самому быть им».

· Р. Роллан: «Немногие друзья выдерживают испытания будней. Самые близкие предают, и мы их не узнаём. Это были друзья в легкие мгновения. Бури уносят их, как растения со слабыми корнями, остаются лишь души с корнями глубокими».

· Ж.Лабрюйер: «Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки».

· Г. Гегель: «Дружба основывается на сходстве характеров и интересов в общем совместном деле, а не на удовольствии, которое получаешь от личности другого».

· А. Шопенгауэр: «Истинная дружба - одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют».

Практическая работа № 12.

Религия.

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

1. Церковь - это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов, в которой освоение мира осуществляется через его разделение на «земной», воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный.

2. Культ - это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние человека.

3. Религия - это система утвердившихся ритуалов, обрядов, религиозных специфических действий, догматов.

4. Вера - это совокупность взглядов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, верований, отражающих отношение верующих к сверхъестественным силам.

5. Секта - это широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией.

6. Прозелитизм - это оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям.

7. Шариат - это одна из ранних форм религии, суть которой вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами), животным и растительным миром, иногда явлениямиприроды и неодушевленными предметами.

8. Анимизм - это растение или животное, воспринимаемые как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благополучие рода в целом и каждого его члена в отдельности.

9. Тотемизм - это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека.

10. Тотем - это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства; объектами поклонения могут быть любые предметы естественного или искусственного происхождения.

11. Магия - это вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них.

12. Фетишизм - это обожествление сил природы.

13. Религиозное сознание - это стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания, горячая преданность вновь принятой вере и пропагандистская активность.

14. Язычество - это свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь мусульманина от рождения до могилы.

 

Задание 2. Заполните таблицу.

Основные признаки

Буддизм

Христианство

Ислам
Православие Католицизм  
Время возникновения        
Основатель        
Главное учение        
Священные книги        
Районы распространения        

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.068 с.)